Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Пуэрто-Айора, Галапагосские острова — Эквадор Январь 2022

Галапагосы. Санта-Крус.

Закончив с билетами, я поймал такси и за 4 доллара доехал до небольшого населенного пункта Беллависта, который находится километрах в семи от Пуэрто-Айоры на трассе, ведущей к проливу Итабака. Из Беллависты вверх, в сторону центра острова, в местечко под названием Media Luna, ведет трех с половиной километровая дорога, которую я преодолел уже пешком. Оттуда, еще выше, через заросли эндемичной миконии с густым подлеском, ведет четырехкилометровая eco-trail, и если вы пройдете эту тропу до конца, попутно поднявшись на 400 метров, то выйдете на смотровую площадку на вулкане Cerro Crocker (высота 864 м.н.у.м.), высочайшую точку Санта-Круса.

Американские горки-2. Часть 9

Если вы подумали, что я предпринял такую прогулку, чтобы забраться на вулкан, вы ошибаетесь… Я шел за новыми птичками, которых было не найти в засушливых прибрежных районах острова. Гористую часть острова вокруг Серро Крокер частенько накрывает туманом, и там регулярно идут дожди разной интенсивности, что делает ее неким аналогом прохладных дождевых высокогорных лесов Южной Америки, но с галапагосским уклоном. Тут вы не встретите огромных древовидных опунций, которых с избытком в прибрежной зоне, и прочих колючих кустов и деревьев, тут растут обычные высокие деревья, а земля покрыта сочной травой, папоротниками и прочей растительностью.

Тропинка, ведущая на вулкан, извивается среди миконии (Miconia robinsoniana), эндемичного кустарника, высотой до пяти метров с жесткими блестящими листьями с красными прожилками. Микония, как и многие другие эндемики Галапагосов, что животные что растительные, находится не в лучшем состоянии, относительно обширные микониевые леса, играющие значимую роль в питании местных птиц, остались только в нескольких местах — вокруг Серро Крокер на Санта-Крусе, на Исабеле и в похожем месте на Сан Кристобале, и находятся под охраной.

Так вот, на участке дороги от Беллависты до Медиа Луны мне, помимо обычных ярко-желтых мангровых древесниц и завезенных на острова кукушек-ани, попался мой первый дятловый вьюрок, про которого я рассказывал выше.

Дятловый дарвинов вьюрок, Camarhynchus pallidus, Woodpecker Finch

Мангровая древесница, Setophaga petechia, Mangrove Warbler

Гладкоклювая ани, Crotophaga ani, Smooth-billed Ani

Галапагосский миарх, Myiarchus magnirostris, Galapagos Flycatcher

Чуть позже, на красном цветке гибискуса, я снял парочку малых дарвиновых вьюрков, но моей целью были не они, я шел за галапагосским коростельком, очередным, уже каким по счету эндемиком этих прекрасных островов.

Малый дарвинов вьюрок, Camarhynchus parvulus, Small Tree-Finch

На всякий случай расскажу — эндемиком называется любое живое существо, живущее на ограниченной территории, допустим, на территории только одной горы, леса или страны. К примеру, в России эндемиков раз-два и обчелся, из животных единственный эндемик — это выхухоль, а из птиц — дикуша. А, например, в Колумбии из 1979 видов птиц насчитывается 84 эндемика, на Мадагаскаре из 310 птиц эндемиков 108, а на Галапагосах из 187 птиц (из них большая часть пролетных) эндемиков 28 видов, при этом 16 из них — вьюрки.

Так вот, галапагосский коростелёк — небольшая, всего около 15 сантиметров длиной, наземная, неохотно летающая птичка, представитель обширного семейства Пастушковых, живущая как раз в таких влажных высокогорных лесах с густой подстилкой. При известном везении его можно встретить на Санта-Крусе, на Исабеле по дороге на вулкан Серро Негро и на необитаемой Фернандине. У него сизая голова, шея, грудка и брюхо, коричневая в белую крапинку спинка и коротенький хвостик. Темные лапки и клюв, ярко-красные глаза. В общем, птичка симпатичная)).

Итак, задача. Есть четырехкилометровая тропа. Есть густые высокие заросли миконии с непроходимым подлеском, плотно сплетенным из папоротников и прочей растительности. И где-то здесь надо найти птичку размером с воробья, которая живет на земле и практически не летает. Как вам? В Москве я несколько раз снимал коростеля, родственника галапагосского коростелька, относительно крупную птицу размером с голубя. Так вот, он орет как потерпевший, но увидеть его в густой траве невозможно даже тогда, когда он, судя по звуку, находится в метре от вас.

Коростель))

Итак, я ступил на сделанную из красной глины скользкую тропинку. Стараясь не наступить в лужи, оставшиеся после недавнего дождя, я сканировал глазами заросли миконии, пытаясь уловить какое-нибудь движение, и прислушивался, ибо чаще всего небольших птичек можно обнаружить по звуку. Но было тихо, лишь изредка появлялись стайки малых и средних галапагосских вьюрков, самых обычных птиц.

Малый дарвинов вьюрок, Camarhynchus parvulus, Small Tree-Finch

Я перся вверх по тропинке без малейшего понятия, где и как мне искать коростелька. Пройдя без результата примерно половину дороги, я уперся в совсем раскляклый участок тропинки, и подумал, что тащиться дальше вверх смысла не имеет. Расстроившись, так как мне не попался не только коростелёк, но и другие птички, я развернулся, и потихоньку потопал в обратную сторону. В одном месте возле тропинки тек небольшой ручеек, от которого в сторону отходила еще одна тропинка, почти незаметная. Я перепрыгнул через ручей, и оказался на старой, поросшей короткой травкой дорожке, по сторонам которой росли густые папоротники, местами доходившие мне почти до пояса. Я огляделся вокруг, и вдруг услышал в кустах звук, явно издаваемый какой-то птичкой. Особо ни на что не надеясь, я включил на телефоне намедни скачанный голос коростелька — а вдруг. И это сработало! Из кустов раздался ответный крик, это был искомый галапагосский коростелёк!

Я положил включенный телефон под куст папоротника, отошел в сторонку, приготовил фотоаппарат и стал выглядывать коростелька, который кричал в кустах правее меня. Кричал он совсем рядом, но увидеть его можно было бы только если бы он вышел на тропинку, а все эти коростели радикально не любят открытых мест. Пока я думал, как мне его выманить, вдруг, метрах в трех-четырех от меня, в районе орущего коростельком телефона, выскакивает живой коростелёк, и, со скоростью пули пересекает полутораметровую тропинку, исчезая в густых зарослях слева от меня. Я не то, что не успел его снять, я его и не увидел толком, так, что-то темное мелькнуло по траве. Но главное, что я его все-таки нашел! Осталось его запечатлеть…

Птичка по-прежнему пыталась перекричать телефон, я стоял, держа наготове фотоаппарат, но куда там! Через некоторое время такой же скоростью коростелёк перескочил тропинку обратно на правую сторону!

Хорошо, что это был не попугай, он бы наверняка обложил русским матом следующего визитера! Я крыл гадскую птичку всеми известными мне словами, но к счастью, коростелёк не понимал русского языка, иначе бы он на меня обиделся… После того, как он пересек тропинку уже в четвертый раз, а я так и не сделал ни одного кадра, я сдался, да и птичка умолкла, видимо, ей надоело соперничать с телефоном, и она решила отдохнуть. Обругав его последний раз, я на всякий случай отметил на карте это место, и, расстроенный, пошел вниз, так и не встретив на этом маршруте больше ничего интересного.

Вернувшись в Беллависту я обнаружил, что времени еще достаточно, а у меня еще с моего первого посещения Санта-Круса осталась не посещённая достопримечательность под названием Los Gemelos. Это место находится все на той же трассе, и от Беллависты до нее всего 15 километров. Я тормознул такси, и за 15 баксов (дороговато!) водитель довез меня до стоянки у Los Gemelos. Это весьма туристическое место, о чем говорили несколько минивенов и такси, занявших места на парковке. Место туристическое, но, слава богам, бесплатное, поэтому я отпустил такси (не очень подумав, как я буду возвращаться домой), и отправился смотреть, что же это такое есть.

Итак, Лос Хемелос, или Близнецы, это два здоровенных провала по обе стороны трассы, один практически рядом с дорогой, другой чуть дальше. Это именно провалы, а не кратеры, образовавшиеся, когда у огромных подземных пустот, оставшихся после прохождения по ним лавы, просто рухнула «крыша». В результате образовалось два огромных овальных провала, с отвесными стенами изрядной высоты. Или глубины, смотрим-то мы на них сверху, со специальных смотровых площадок, расположенных в стратегических местах. Это весьма любопытная галапагосская достопримечательность, к которой даже не обязательно специально ехать, можно просто (или за небольшую денежку) попросить таксиста подождать минут 10–15 по дороге к каналу или обратно.

Американские горки-2. Часть 9

Для того, чтобы увидеть и заснять оба провала требуется немного времени, но вот я там застрял надолго. Ибо ко второму провалу, который находится дальше от дороги, ведут тропинки через интереснейший, чисто галапагосский лес, состоящий преимущественно из скалезии.

Скалезия черешчатая (Scalesia pedunculata) — вид деревьев семейства Астровые, высотой до 20 метров, со стволом до 30 сантиметров толщиной, является еще одним эндемиком Галапагосов. В некоторых районах островов Санта-Крус, Сантьяго, Флореаны и Сан Кристобаля скалезия образует настоящие высокоствольные леса. Леса эти на редкость живописны, деревья в них густо покрыты мхом, папоротниками, бромелиями и прочими паразитами, превращая обычный, в общем-то, лес, в нечто сказочно-фантастическое! На мой взгляд, эти леса достойны куда как большего внимания, чем дырки в земле. Хотя тут кому что нравится. Как и многое другое галапагосское, скалезия внесена в Красную Книгу МСОП (международного союза охраны природы) в статусе «уязвимого вида».

Американские горки-2. Часть 9

Как вы уже догадались — где лес, там и птички! Тут мне второй (и последний раз) попался дятловый вьюрок, который долго, но не очень удобно для съемки, обследовал стволы скалезий, а также я обнаружил довольно много тонкоклювых дарвиновых вьюрков, что меня изрядно порадовало, так как до сего момента они мне не попадались, а с предыдущей поездки у меня было всего несколько не самых удачных кадров.

Дятловый дарвинов вьюрок, Camarhynchus pallidus, Woodpecker Finch

Тонкоклювый дарвинов вьюрок, Certhidea olivacea, Green Warbler-Finch

Так что бродил я по безлюдным тропинкам довольно долго. Набродившись, я вышел на трассу в надежде тормознуть проезжающую мимо машину, и, спустя некоторое время, мне это удалось, с учетом, что трасса, как ни крути, не самая оживленная. Доставка меня домой обошлась еще в 15 долларов, и, если бы не сволочной коростелёк, я был бы абсолютно доволен!

Вечером меня ждал очередной вкусный галапагосский ужин. Вкусный и дорогой. Галапагосы в принципе не самое дешевое место, но вот еда там, конечно… Если идти в относительно приличный ресторанчик, то что-то вкусное там (рыба, осьминог, прочий сифуд, мясо) стоит в районе 20–30 долларов. В первый приезд я ел вкуснейшего лангуста всего за 25 баксов. В этот раз ценник начинался от 35, но официанты честно предупреждали, что лангуст нынче крупный, поэтому он будет стоит ближе к пятидесяти… Утешает (слабо), что порции большие, иной раз больше, чем надо, и вкусные… Но все равно дорого. Но это можно было бы пережить, но вот пиво… Пиво в этих заведениях стоит от 5 до 7 долларов за большую бутылку 0,6 л. А что такое одна бутылка пива, когда ты пришел поужинать? Или днем, в жару, когда ты несколько часов шарахался по солнцу и вдруг обнаруживаешь тенистую кафешку с холодильником, полным пива? Самое интересное, что и в магазинах его дешевле трех баксов было не найти! Это привозное. А локальное, галапагосское, стоило пять баксов за бутылку 0,33! Ужасно!)) Думаю, что больше всего денег я спустил на жратву, по прикидкам выходило около 50 баксов в день, если не случалось, что я совсем уж пропускал обед или перебивался чем-то минимальным. Так вот, ужин с двумя бутылочками пива в тот вечер обошелся мне в 32 доллара. Но, несомненно, можно найти и более дешевые места, и более дешевые блюда, и просто меньше жрать… Но там так вкусно!!!

Ускользнувший от меня коростелёк не давал мне покоя, и на следующий день я повторил свой поход в Медиа Луна и дальше. Так как я уже представлял, где и что искать, в этот раз я не терял зря времени, но, тем не менее, предпочел пройти дорогу от Беллависты до Медиа Луны пешком, и не прогадал, мне повезло снять самку толстоклювого дарвинова вьюрка, новый для меня вид. Она сидела на кусте ежевики (инвазивный вид и жуткий сорняк, захвативший практически все Галапагосы) и завтракала спелыми ягодами, полностью оправдывая свое английское название vegetarian finch.

Толстоклювый дарвинов вьюрок, Platyspiza crassirostris, Vegetarian Finch

Больше ничего интересного мне по дороге не попалось, поэтому я, не теряя времени, пошел до той секретной тропинки, где вчера был коростелёк, в надежде победить эту хитрую птичку.

В этот раз я сменил тактику. Врубив на телефоне позывной коростелька, я приткнул телефон под папоротниками, а сам сел, как говорится, на жопу ровно, с другой стороны тропинки. И стал ждать. Через некоторое время, из глубины кустов у меня за спиной, я услышал крик уже настоящей птички. Отлично, значит этот гаденыш все еще тут! Я приготовил фотоаппарат, и, стараясь особо не дергаться, продолжал сидеть на месте, наблюдая за кустами напротив. Вдруг, краем глаза, я уловил какое-то движение слева от меня. Повернул голову — и что вы думаете? Меньше чем в полуметре от меня из кустов выглядывает коростелёк! Покрутив головой, он крикнул, и быстро, но не с такой скоростью как вчера, перескочил тропинку на противоположную сторону! В теории я мог бы схватить его рукой, так близко он был, но вот сфотографировать никак не мог — он был слишком близко!

Галапагосский коростелёк, Laterallus spilonota, Galapagos Rail

Ну ладно, я никуда не торопился, и стал ждать, в надежде, что он выйдет снова. И да, на пределе видимости, за травой и стеблями папоротника, я увидел крадущуюся птичку. Снимать ее было крайне проблематично, она практически постоянно была за растительностью, но, слава всем богам, появлялась в зоне видимости достаточно регулярно. Потом случилось чудо, откуда ни возьмись появился второй коростелёк, и, с учетом телефона, они начали перекликаться втроем.

Галапагосский коростелёк, Laterallus spilonota, Galapagos Rail

Каждый раз, как хотя бы кусочек птички показывался между травой, я пытался ее снять, сделав кучу дублей, и, должен заметить, что таких хороших фотографий листьев папоротников у меня еще никогда не было! Через какое-то время в траве вокруг меня орали уже четыре коростелька, что показывало, что птичка эта не прямо уж редкая, но увидеть ее практически невозможно. В какой-то момент двое из них даже решили подраться, одновременно с криком взлетев над кустарником, размахивая короткими крылышками и длинными ногами. Видимо это был финал, так как после этого все птички замолчали, видимо, устав перекрикивать и друг друга, и запись на телефоне. Я встал, с трудом разогнул спину, и с чувством выполненного долга отправился в обратный путь…

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых