Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:03

Тобольск — Россия Май 2022

Настраиваясь на лирический лад, подготавливая свою музу и перестраиваясь на Тобольскую волну, я вдруг поймала за хвостик пульсирующую в мозгу мысль: Мне очень понравился Тобольск, я бы даже не против вернуться в этот город, основанный как центр Сибири в 1587 году воеводой Данилом Чулковым!

Тобольск — первая столица Сибири

Так неожиданно возникший на моем туристическом маршруте, он крепко обосновался в нише любимых и особенных городов, виденных мною.

А здесь я задумалась — а бывали ли города, в процессе тщательного выбора включенные в канву путешествия и которые в конечном итоге разочаровали? Ведь слишком мало времени отведено на их изучение, а хочется успеть так много и очень не хотелось бы складывать в стопку свои разочарования. Но все же один был — Вышний Волочек, хотя не стоит смешивать в одну корзинку прошлое и современность. И если исторический город пришелся по душе, то от современного я реально убегала без оглядки.

Итак-Тобольск, город, основанный на живописном крутом правом берегу Иртыша, недалеко от впадения в него реки Тобол, отсюда и название.

Тобольск — первая столица Сибири

Хотя есть еще одна версия, предложенная шведским путешественником Иоганном Петером Фальком: город назван по имени местного хана Тоболака или из названия его города Тобол-Тура.

Тобольск получил статус города практически сразу после основания — в 1590-м. В 1708-м году согласно петровской реформе был преобразован в столицу самой большой в России Сибирской губернии, простирающейся от Урала до Тихого океана. С момента основания и до середины 18 века это ставило Тобольск в узле важнейших речных магистралей Сибири.

Тобольский острог после Тюменского стал вторым в Сибири. В данном случае «острог» — это населенный пункт, обнесенный высоким частоколом. Это старинное значение слова использовалось на Руси с 13 по 17 век. С 18-го и по 19 века «острог» — это уже место заключения арестантов, приговорённых к каторжному труду.

Но каменный Тобольский кремль, возводимый на протяжении более ста лет, с 1683 по 1799 год, так и остался единственным каменным кремлем в Сибири.

Тобольск — первая столица Сибири

В состав кремля входит и древнейший каменный храм в Сибири — Софийско-Успенский кафедральный собор, возведенный в 1683–1689-х годах в стиле сибирского барокко на месте прежде построенных и затем сгоревших двух деревянных храмов.

С Тобольска начиналась знаменитая «сибирская ссылка» и первым ссыльным стал угличский набатный колокол, известивший в 1591-м году жителей города Углич о загадочной смерти единственного прямого наследника Российского трона царевича Дмитрия, чем вызвал народное восстание. Сосланный по велению Бориса Годунова колокол был наказан отсечением «языка», и лишь через триста лет ссылки был возвращен в Углич.

Тобольск гордо нес звание столицы Сибири, за четыре века он не один раз становился центром исторических событий, когда решалась судьба не только одного, пусть и большого региона, но и всей России. Тобольск был культурным, духовным, торговым центром Сибири, возглавлял стремительное освоение сибирских просторов, принимал у себя иностранных послов.

Тобольск — первая столица Сибири

В 19 веке торговые пути переместились в более благоприятные места, в стороне от города была построена железная дорога, да еще и областной центр был перенесен в Тюмень. Возможно привычная бурная и насыщенная жизнь немного и поутихла, но именно в Тобольске была основана первая типография, открылись первая школа, театр, а в 1870-м году один из старейших в Сибири музеев.

Тобольск является родиной многих известных и выдающихся людей России: это всемирно известный ученый Дмитрий Иванович Менделеев, композитор Александр Александрович Алябьев,

зодчий Семен Ульянович Ремезов,

художник-передвижник Василий Григорьевич Перов, президент Российской академии наук Юрий Сергеевич Осипов. Автор сказки «Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов родился в Тобольской губернии, жил и работал в Тобольске, здесь же и умер.

Тобольск — первая столица Сибири

И еще с Тобольском связана одна из исторически значимых страничек истории Росси: именно в этом городе восемь месяцев проживала семья последнего российского императора Николая II и отсюда их увезли в Екатеринбург, навстречу смерти.

Но что для меня было удивительным фактом, так это что в настоящее время Тобольск является крупным промышленным центром страны в области газохимии и в ближайшие выходные — 29 мая в России праздновался День химика. Не знаю, как вся страна, но в дни моего нахождения в городе, Тобольск готовился отмечать этот праздник. Для этой цели на площади перед Кремлем возвели трибуну, были приглашены известные артисты, слышала, что в концерте должна была принять участие Кристина Орбакайте.

Тобольск — первая столица Сибири

А сколько в городе достопримечательностей, одних архитектурных памятников прошлого более двухсот, а еще экспозиции, музеи, а какая река!

В общем, как вы уже догадались, уникальному Тобольску я буду петь хвалебные оды, слагать дифирамбы.

Меня Тобольск, с первых же минут нахождения на его территории, словно бы испытывал на прочность, на выносливость и терпение! О, не на ту напал — этих качеств имею в наличии в избытке! Поэтому хмурое, низко висящее небо, капли дождя, на скорости, врезающиеся в лобовое стекло такси, а потом медленно сползающие вниз, испугать не могли. Но все же…Предупреждаю — не грустите, в своих материалах буду использовать фото с разных прогулок, с солнечных тоже.

На следующее утро раздвинутые шторы и взгляд в окно успокоения не принесли, зато не забыла взять на прогулку зонтик. После сытного завтрака и вкусного кофе с выпечкой, распрощалась с замечательным отелем «Георгиевская» на неопределенное время, отправилась знакомиться с Тобольском!

Тобольск — первая столица Сибири

При строительстве города определенную роль сыграл своеобразный ландшафт, поэтому получилось, как бы два города: Верхний — нагорный, где я сначала и буду гулять и Нижний — подгорный, куда отправлюсь на следующий день.

Первая достопримечательность, расположенная справа от отеля — храм апостолов Петра и Павла. Самая первая, деревянная церковь на этом месте, была построена еще в 1652-м году. После нескольких пожаров в 1768-м году на средства прихожан была заложена каменная и последняя приходская церковь в Верхнем городе.

Петропавловская церковь -это образец местной тобольской «школы» каменного культового зодчества, показательный своеобразным сочетанием черт барокко и классицизма.
Тобольск — первая столица Сибири

Звонница, в которой уже нет и намека на барокко, была возведена позднее — в 1808-м году.

В 1989 — 1992 годах в храме разместилась вновь открытая Тобольская духовная семинария. В настоящее время храм отреставрирован и является действующим.

Тобольск — первая столица Сибири

Рядом с храмом расположен сквер Достоевского, в котором в 2010-м году состоялось торжественное открытие памятника писателю.

Скульптура Федора Михайловича, отлитая в бронзе, изображает писателя сидящим на лавочке, а рядом лежит раскрытое Евангелие и кандалы с цепями.

И только сейчас, в момент поиска информации я узнала, почему именно такой смысл был заложен в скульптуру автором.

Автор – скульптор М.В. Переяславец, действительный член Российской Академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова.

Достоевский был осужден по «Делу петрашевцев» и отправлен на каторгу в Омск. В Тобольске он оказался в 1850-м году и 12 дней провел в пересыльной тюрьме вместе с другими заключенными. Жены проживавших в Тобольске декабристов, добились тайного свидания с петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы. Они благословили всех и каждому заключенному подарили по Евангелию- единственную книгу, разрешенную в остроге. В Евангелии Достоевского были заклеены деньги и впоследствии эта книга была главным завещанием, переданным писателем на смертном одре сыну Федору.

Тобольск — первая столица Сибири

В настоящее время этот экземпляр Евангелия с пометками Достоевского хранится в Москве в Российской государственной библиотеке.

Сквер Достоевского примыкает к улице Октябрьской, а прежде она называлась Петропавловской по названию церкви Петра и Павла.

Я поворачиваю налево, в сторону Красной площади и Кремля и, буквально замираю — где я? По обе стороны улица обрамлена памятниками деревянного зодчества, формирующими облик исторического квартала Тобольска, ох, хорошее начало дня, хоть и пасмурно-дождливое!

Тобольск — первая столица Сибири

Знакомиться с домиками буду в обратном порядке, но информация о них крайне скудная, это вам не Тюмень!

Первый домик по адресу улица Октябрьская, 11 жилой, одноэтажный и довольно старенький, возможно он уже покинут жильцами.

Тобольск — первая столица Сибири

Далее следуют дома почти все в одной цветовой гамме.

Добротный, обшитый тесом особняк с подвальным этажом, с красивыми наличниками, сплошными воротами по улице Октябрьской, 9 постройки второй половины 19 века.

Тобольск — первая столица Сибири

Видно, что у него есть хозяин, дом отреставрирован и является объектом культурного наследия регионального значения.

Тобольск — первая столица Сибири

Напротив, по улице Октябрьской, 8 довольно обширная территория с симпатичным и явно современным домом, частная территория.

Далее по нечетной стороне красивый, аккуратненький, одноэтажный жилой дом по улице Октябрьской, 7.

Тобольск — первая столица Сибири

А вот о следующей усадьбе по адресу Октябрьская, 5 и 5А информация есть, в ее состав входят главный жилой дом

Тобольск — первая столица Сибири

и флигель, выделяющийся своей расцветкой.

Построенные в конце 19 века на пересечении с улицей академика Юрия Осипова они объединены общим архитектурно-декоративным решением и создают целостный ансамбль.

Главный угловой одноэтажный жилой деревянный дом обшит тесом и рублен по городскому типу семистенком.

Как и везде в Тобольске, в архитектурной декорации дома применены составные пилястры, набранные «в елку» из мелких дощечек, и орнаментальная пропильная резьба. Ею украшены очелья наличников. Ажурные легкие подзоры карниза создают нарядное завершение стен.

В 1909 году эта усадьба была приобретена известным исследователем Сибири, статским советником, членом Императорского русского географического общества и Императорского общества судоходства Александром Александровичем Дунин-Горкавичем. После реставрации в 2010 году в усадьбе был открыт Музей истории освоения и изучения Сибири имени А. А. Дунина-Горкавича.

Я очень хотела попасть в музей, проходя пару раз мимо, делала в памяти зарубки, но мы с музеем как-то не совпали во времени, однажды я даже подошла к закрытым воротам: закрывается он слишком рано — в 18–00.

Вместо этого я исследовала квартал по улице академика Юрия Осипова.

Напротив музея, по улице Октябрьская, 3, находится пожарная часть.

Не солоно хлебавши с музеем, я зависла на перекрестке, лениво наблюдая, как из ворот части вышла женщина, перешла дорогу, отворила сплошные деревянные ворота и войдя внутрь, закрыла их. Ага, а что же там такое? Когда она скрылась в доме, я приникла к забору и занялась привычным делом — ах, какие кадры получились!

Тобольск — первая столица Сибири

А между прочим, на картах этот дом указан, как административное здание и расположен он тоже по улице Октябрьская, 5 Б, как и музей. Возможно в прошлом и это здание входило в состав одной большой усадьбы.

Рядом с симпатичным домиком по адресу улица Академика Осипова, 15 находится Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук.

Тобольск — первая столица Сибири

Напротив — библиотека научной станции РАН.

Конечно же, увлекшись, я могла бы пойти куда глаза глядят и не возвращаться на улицу Октябрьскую, но решила хотя бы в первый день все же следовать намеченному плану и поэтому следующий объект, привлекающий внимание, это Дом мастеров, расположенный на улице Октябрьская, 2. Я постоянно проходила мимо этого красивого здания, поэтому у меня в копилке самые различные варианты фотографий.

Тобольск — первая столица Сибири

В 1882-м году этот двухэтажный дом принадлежал действительному статскому советнику Неудачину Василию Петровичу.

Кирпичный дом с подвалом на кирпичном цоколе выполнен в стиле классицизма. Фасады с тесовой обшивкой, имитирующей ленточный руст, завершены фризом и карнизом на кронштейнах. Центр главного фасада выделен балконом.

Тобольск — первая столица Сибири

В 2012–2014 годах в здании были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, а по их окончании дом был приспособлен под музей сибирских промыслов и ремесел. Уникальные экспонаты Дома мастеров рассказывают об истории традиционных мужских и женских ремеслах жителей Сибири.

Мужские ремесла: кузнечное и кожевенно-сапожное дело, гончарство, художественная резьба и деревообработка, бондарство, бортничество и художественная роспись, а также резьба по кости. Женские: вязание и пошив одежды, ткачество и плетение на коклюшках, прядение и ковроткачество. В мастерских музея можно своими руками изготовить памятный сувенир, став участником интерактивных занятий и мастер-классов. Этот музей в мой план не вписывался изначально.

Тобольск — первая столица Сибири

Улица Октябрьская закончилась и я вышла на небольшую треугольную площадь Ремезова, откуда открывается панорама на Красную площадь и Тобольский Кремль, ограниченные убегающей вниз, в подгорный город, улицей Никольский взвоз, а вправо улицей Свердловский переулок.

Строительство Никольского взвоза, основной транспортной магистрали, связывающей верхний и нижний город, началось в 1824-м году. Дорога пролегает в глубоком овраге между садом Ермака и Кремлем, названа так по названию церкви Николая Чудотворца, которая находилась у самого спуска с Троицкого мыса, в настоящее время утрачена.

Тобольск — первая столица Сибири

Из-за отсутствия камня взвоз был замощен деревянными брусьями, ширина его включая тротуары и канавки была равна 21 метр. В настоящее время Никольский взвоз, это современная асфальтированная магистраль.

На пересечении площади Ремезова 1 и Свердловского переулка, расположена современная трехэтажная гостиница Сибирь, оформленная в духе купеческом старины.

В центре площади Семёна Ремезова, 10 находится великолепный особняк, возведенный в 1887–89 годах специально для старейшего музея Сибири — Губернского музея.

Экспозиции Губернского музея рассказывают об истории становления музейного дела в Тобольске, здесь собраны уникальные экспонаты из первых подлинных коллекций: этнографической, археологической, палеонтологической, естественнонаучной и художественной.

Вообще, Тобольский музей, первый музей Сибири был основан в 1870-м году секретарем Губернского статистического комитета Иваном Николаевичем Юшковым при участии губернатора города А. С. Соллогуба. Инициатором строительства отдельного здания музея был высший чиновник губернии, действительный статский советник Владимир Александрович Тройницкий.

Рядом с Губернским музеем находится сад Ермака, я вам его уже показывала. Прохожу мимо Кремля, это грандиозное сооружение стоит того, чтобы о нем рассказать отдельно,

Тобольск — первая столица Сибири

и по Свердловскому переулку направляюсь к смотровой площадке с панорамами на Иртыш. Справа по адресу Красная Площадь, площадь Семена Ремезова, 2а, находится Тобольская Православная Духовная Семинария.

Первая за Уралом славяно-русская школа была открыта в Тобольске по указу Петра I в. 1703 году. При Екатерине II школа была в числе восьми из двадцати шести российских семинарий, где преподавался полный восьмиклассный курс. После Революции в 1919-м году семинария закрылась, и вновь заработала лишь в 1989 году. В 1996 году в Тобольской Семинарии была открыта Иконописная школа.

Следующее здание, которое не может не обратить на себя внимание, расположено на перекрестке Свердловского переулка и улицы Революционной. В этом, появившемся словно со страничек русских сказок, деревянном тереме находится ресторан «Ладейный».

Тобольск — первая столица Сибири

Богатый деревянный сруб, парадное крыльцо-всход, обширная веранда, весёлые башенки терема, все это очень напоминает старые постройки Русского Севера, боярские да купеческие палаты.

Напротив, по адресу Свердловский переулок, 2а, находится бесплатный общественный туалет.

Далее, за металлической оградой по адресу Свердловский переулок, 2 находится мрачноватое здание из красного кирпича — Муниципальный Архив Тобольска.

Как видно на 2-м фото в слайде, к смотровой ведет благоустроенная аллея, снабженная фонарями и лавочками.

Вообще официально в Тобольске нет набережной, ее заменяет пешеходная зона, расположенная на высоте 50–60 метров над Иртышом, с западной стороны кремля.

Внизу расположена улица Подшлюзы и прилегающие к ней участки, выглядят они прямо скажем не очень, поэтому и не попали в кадр.

Главным украшением пешеходной зоны является Беседка-ротонда, изначально не предназначенная для этой функции. Ее строительство было лишь частью комплекса защитных мероприятий, направленных на укрепление берега Иртыша от оползней. Но в итоге декоративная беседка обрела самостоятельную архитектурную ценность.

Медный купол ротонды опирается на восемь белоснежных колонн, установленных на гранитные основания.

В момент моего нахождения в Тобольске, ротонда находилась на реставрации, поэтому в полной мере насладиться впечатляющим видом на реку не получилось. Но никто не мешал мне любоваться Иртышом, противоположным берегом, панорамными видами, прогуливаясь по пешеходной зоне. Если идти далее, не останавливаясь, вдоль высокой каменной стены Тюремного замка, можно выйти во внутренний двор кремля. Мои же прогулки зачастую получаются не как у всех, с индивидуальным маршрутом, поэтому полной картины в этот день не получилось, но она будет позднее и почти полная. На внешней стене Тюремного замка напротив беседки-ротонды прикреплена памятная доска в честь незурядного администратора из поколения «птенцов гнезда Петрова» князя Матвея Петровича Гагарина (1659–1721 годы). Все вы помните историю, многие смотрели фильм «Тобол», где Гагарина великолепно сыграл Евгений Дятлов.

Тобольск — первая столица Сибири

Серьезные недоброжелатели, завистники внушили Петру I вполне себе имеющую место быть мысль о том, что сибирский губернатор Матвей Гагарин собрался создать за Уралом свое собственное государство. За что в 1719-м году князь был арестован, под конвоем отправлен в Санкт-Петербург и впоследствии казнен.

В нижней части наблюдательной башни устроена крошечная комнатка, имитация тюремной камеры или карцера, или даже мини-музей-приглашение. Заглянув в окошко, я прочла следующие строки: (2-е фото слайда).

Размышляя о злополучной судьбе арестантов, о жизненных перепитиях я тем не менее в музей не собиралась идти, слишком тягостные впечатления производят на меня аналогичные заведения.

Уж лучше я буду гулять по городу и заходить в те музеи, от просмотра которых можно почерпнуть действительно что-то интересное и полезное.

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.