Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:47

Екатеринбург — Россия Июнь 2022

В процессе организации моего визита на Урал от Оли, заядлой любительницы природных маршрутов, поступило веселенькое и совершенно неожиданное для меня предложение:

— Намереваюсь сплавится на катамаране, не желаешь ли присоединиться к однодневному туру?

В голове обрисовался прогулочный катамаран, бороздящий городские водоемы исключительно благодаря ножкам отдыхающих. Следующий возникший кадр — горные реки, пороги и напряженность в предчувствии опасности. Но так напрягаться не хотелось совсем, задаю наводящий вопрос:

— А крутить педали обязательно, а река опасная? Если — нет, то я согласная.

— Река спокойная и грести тебе будет совсем не обязательно.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Вот это да! Наблюдая за сплавами по реке Белой в Адыгее я несколько лет мечтала испробовать на себе нечто подобное, но как-то не сложилось, а потом и запал потух. А в этом моем путешествии будет очень уместно разбавить городскую среду природной, вернее завершить, ведь ночью после активного дня я улетала домой.

Итак, пролистаем месяцы, недели, дни и происшедшие за это время события. На календаре долгожданный и волнительный субботний день 4 июня, 8 утра. Я стою на остановке напротив железнодорожного вокзала — месте сбора туристов, не желающих проводить свой выходной день в городе: как мне это знакомо по частым аналогичным поездкам у себя дома. За спиной туго упакованный рюкзак, я хоть и бывалый турист, но заранее получила детальную инструкцию по его наполнению. За парой недостающих деталей, а именно: перчатками и резиновой обувью, мне даже пришлось шагать в магазин.

Итак, вся разношерстная толпа собралась, с шумом, смехом расселась в большом экскурсионном автобусе, не оставив ни одного свободного места, и мы отправились в путь.

Сопровождающая группу гид что-то рассказывала об истории края, разумеется, очень интересное, что я так люблю, но разве ж могла все упомнить? Тем более, что уральские пейзажи за окном очаровывали.

120 километров до поселка Бажуково, откуда начинаются организованные пешие и сплав — маршруты по природному парку «Оленьи ручьи», пронеслись почти незаметно.

Посёлок был основан в 1914 году в связи со строительством Свердловской железной дороги. Свое название он получил по фамилии совсем юного Дмитрия Бажукова, служившего писарем в красноармейском отряде, а затем зверски замученного и обезглавленного белочехами в 1918 году.

Несколько времени заняла покупка билетов гидом, прочие организационные моменты и вот уже наша группа дружно вышагивает по пешеходной части одного из специально оборудованных маршрутов.

У начала выхода на пешие туристические маршруты установлен камень установленных в честь 100-летия основания поселка.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Получив строгое предупреждение от гида: с тропы не сходить дабы не наносить урон природе и во избежание попадания на голые участки тела клещей вначале все двигались скромненько, соблюдая регламент.

Но замечательная и красивейшая природа парка, огромные деревья, цветы, запах и аура вообще немного расслабили, появились смелые передвижения влево — вправо от тропы.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

А вообще, как же появился этот чудесный уголок практически естественной девственной природы? В 1960–61 годах в южной части Среднего Урала под руководством председателя Свердловского географического общества СССР Прокаева Василия Ивановича проводились полевые изыскания. Обратив внимание на уникальный ландшафт этих мест для его дальнейшей сохранности Прокаев предложил создать национальный парк.

Первый природный парк в Свердловской области на территории Нижнесергинского района был учрежден в середине 70- годов, только вместо предлагаемых 120 тысяч гектаров решили сосредоточиться на небольшой территории в 12 700 гектаров. Для посетителей парк был открыт в 1999 году.

Вскоре мы вышли на полянку, в центре которой высилась огромная ветвистая старая лиственица.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Как вы знаете, начиная с 17 века на Урале производилась добыча полезных ископаемых, открывались горнодобывающие заводы, для нужд которых, а особенно для доменных печей и производства древесного угля было необходимо огромное количество древесины. Поэтому девственные леса в долине реки Серга, состоящие в основном из пихт и елей вырубались нещадно. Они, правда восстанавливались, но лишь для того, чтобы впоследствии по достижении достаточного возраста быть вновь вырубленными. Для естественного воспроизводства лесных массивов некоторые, особо старые деревья и то, на большом расстоянии друг от друга, все же предусмотрительно оставляли.

Лиственницы для углежогов не подходили, потому как уголь из них был хрупкий, поэтому среди смешанного леса встречаются старые деревья этой породы, являющиеся памятником природы Свердловской области.

А мы тем временем прошли по мостику через ручей Меньшиков Лог

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

и вскоре, к большой радости всех, наконец-то вышли на первую смотровую. Площадка оборудована на скале Вдохновения и с нее открылись невероятно красивые пейзажи речной долины.

Впервые я увидела изгибы красивейшей реки Серга, по которой нам и предстоит сегодня сплавляться, преодолевая расстояние в 21 километр.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Глядя на простирающееся вдаль лесное море, сложно представить, что эти места изобилуют не только разнообразными природными и историческими объектами, но есть даже стоянка древнего человека возрастом более 15 тысячи лет.

Но медлить нельзя, подгоняемые гидом спешим далее и теперь путь пролегает практически по склону хребта, а значит мы имеем возможность еще не раз лицезреть удивительные пейзажи с высоты.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Очередная смотровая с видом на изгиб реки,

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

а рядом капище Перуна, покровителя князей и их дружин, деревянный памятник самобытной веры Древней Руси, появившийся здесь в 2010-м году.

Детально изучать недосуг, поэтому несколько снимков издали и топаем дальше. Вскоре наша трехкилометровая пешая экскурсия по природному парку закончилась, и мы прибыли к месту стоянки катамаранов, к одному из красивейших мест на Среднем Урале — скале Карстовый мост.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Это геоморфологический памятник природы, интересное карстовое образование в известняках. Скала высотой 40 метров имеет два склона, один уходит в речное русло, образуя шикарную арку длиной 12 метров. Воспользовавшись буквально несколькими минутами свободного времени и полюбовавшись скалой с противоположного берега,

я поспешила к подвесному мосту через реку. Но не я одна такая умная, на подъеме по винтовой лестнице возник затор, кому-то угораздило в этот момент спускаться.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

С трудом прорвавшись на мост и опять попав в людскую пробку, сделав несколько кадров я направилась к беседкам, где у нашей группы был предусмотрен второй завтрак.

Подкрепившись, прослушали инструктаж и правила поведения на воде от опытных инструкторов, разделились на группы, получили жилеты и весла, при чем весла не каждому в руки,

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

разместились на своих катамаранах и, собственно, отчалили!

Восторг непередаваемый, можно даже сказать дикий, а как же иначе, если я впервые испытывала подобное передвижение по воде!

Инструктор не только показал, как правильно нам заползать на катамараны, но и научил свою группу и новым словам, используемым при сплавах. Например, команду «табань» надо выполнять для быстрого изменения курса катамарана, т. е. быстро налегать на весла «влево» или «вправо» в зависимости от необходимости.

Река Серга одна из самых не только красивых малых рек Среднего Урала, но и самых чистых.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

В реке водится щука, окунь и даже хариус, с которым я познакомилась, проживая продолжительное время в Забайкалье. Ох и вкусна ж эта рыбешка: поймаешь, посолишь и через час она готова к употреблению. Но на всем протяжении сплава я не увидела ни одной рыбки, даже пескариков. Возможно своим шумом, ударами весел по воде мы распугали всех речных жителей.

Длина реки от ее истоков и до устья 110 километров и практически на всем своем протяжении берега Серги завораживают своей красотой, с которой нам и предстояло познакомиться. Величественные и причудливые скалы, пещеры и арки, девственный лес — все это великолепие проплывало мимо по обе стороны реки,

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

но у нас будет возможность покинуть катамараны и познакомится с некоторыми из 20 достопримечательностей природного парка поближе.

Попасть на сплав именно по Серге сложно, потому как эта река имеет крайне низкий уровень воды, оставляя для желающих лишь один месяц: с середины мая по середину июня. Если же кто-то все же решится поэкспериментировать в иные периоды, то ему периодически придется перетаскивать плавсредство по сухому дну, почувствовав себя в роли бурлака.

А нам повезло, попали, что называется в самую большую воду и наслаждаемся прекрасным времяпровождением, дышим чистейшим воздухом, заряжаемся положительной энергией.

Особенно повезло мне, весла, как вы догадались, мне не хватило. Оля же, взяв однажды шефство над девушкой с юга, удержала его на всем протяжении маршрута,

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

лишь пару раз все же дав мне весло, чтобы сделать фото!))

Шучу, все же погребла немного.

Серга отличная река, спокойная, с небольшими и крайне редкими перекатами, категория сложности для сплава у нее — нулевая. Поэтому ни сложных маневров, ни особых усилий экипажу проделывать не придется.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

В нашей команде из шести человек и одного инструктора только я сплавлялась впервые, многие проделывали эти манипуляция уже по нескольку раз, благо реки Урала буквально созданы для этого. Легонько направляя катамаран веслами по руслу, мы слушали инструктора, рассказывающего об увиденных нами местах, кто-то рассказывал о своих прежних поездках.

Впереди показалась красивая скала Светлая со смотровой площадкой на ее вершине, на которую можно попасть с пешеходного маршрута по парку. Проплываем мимо.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Иногда сквозь листву деревьем просматриваются оборудованные лесенками, перилами пешие маршруты.

Вскоре впереди показались пришвартованные к берегу катамараны — запланированная остановка.

Сползаем на берег и поднимаемся немного вверх по склону- в этом месте, где установлена скульптура Ангела Единой Надежды сходятся оба маршрута: пешеходный и сплав.

Замысел создания ангелов возник у шведской художницы и скульптора Лены Эдвалл после террористического акта, произошедшего в Мадриде в 2004 году и приведшего к многочисленным жертвам.

По замыслу проекта «Единая Надежда». планируется установить 49 аналогичных скульптур Ангелов-хранителей, формирующих единое пространство земного шара. Они будут стоять на страже мира и спокойствия, защищать людей от зла, и, в первую очередь, от войн и терроризма.

Скульптуры первых семи Ангелов-хранителей были установлены в один день, 17 сентября 2005 года, в Австралии, Канаде, Перу, Мали, Вануату (остров в южной части Тихого океана), на Гавайях и в России, в природном парке «Оленьи ручьи» на Среднем Урале. Вот такая необычная история у этого Ангела, над которым успели поглумиться вандалы, именно поэтому он выкрашен в золотой цвет,

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

скрывающий раны на шее, остальные ангелы серебряного цвета.

Подождав, пока вся группа не засвидетельствует свое почтение Ангелу, девчонки не сделают селфи, мы погрузились на катамараны и отправились дальше. Приятно вот так медленно плыть, казалось, что ты паришь над водой, созерцая постоянно меняющиеся пейзажи на береговой линии. Сплошное наслаждение, поэтому я совершенно потерялась во времени и не знаю, сколько проходило минут между остановками или знаковыми достопримечательностями. Чтобы немного встряхнуть обалдевшую и расслабившуюся публику, плавные изгибы русла реки иногда делали резкие повороты и тогда приходилось прислушиваться к командам инструктора. А иногда, неизвестно откуда взявшееся внутреннее волнение воды старалось утащить нас на мелководье или даже выбросить на берег. И тогда раздавалась команда: Табанить вправо, быстро-быстро! Вот на этом фото, если присмотреться, можно рассмотреть, что поверхность воды не ровная — вот это такие пороги на Серге.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Вскоре впереди показалась огромная скала и движение катамаранов рядом. Какова же была радость, когда я увидела внутри сквозную пещеру внутрь которой все и стараются проскочить. Вот это да, настоящий аттракцион по лавированию среди скал!

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

А скала эта имеет название — Дыроватый камень, а среди туристов бытует другое-Пьющая лошадь. Пристроившись в очередь, наш катамаран тоже легко проскользнул в арку, управляемый умелыми ловкими движениями инструктора и помощников, выскользнул с другой стороны.

Веселье, смех, задорное настроение присутствовало среди всех экипажей, растянувшихся на приличное расстояние друг от друга. Встречались катамараны, на которых путешествовали группы по 2–3 х дневным маршрутам.

А какой-то момент нас нагнал кайяк, в котором сидели папа и малыш сын с гипсом на руке! Папа устал крутить педали или грести и мы забрали малыша к себе на катамаран. Потом, конечно вернули его отдохнувшему родителю.

Вскоре мы подплыли к месту, где для нас был организован обед.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Да, да, не какие-то сухие пайки, а настоящий горячий, да к тому невероятно вкусный и сытный! У кого не было своей миски, выдали пластиковую, хлеб, чай и печенюшки-сладости тоже присутствовали.

И когда все насытились, можно было и оглядеться, пройти на бережок. Напротив небольшого пляжика возвышается скала Писаница, не просто абы какая-то, а очень значимая для парка. На верху видны наскальные рисунки древних охотников,

один из которых, более четкий и послужил прототипом для создания логотипа парка.

В 1979-м году студенту биофака Алексею Сабанину, выполняющему обязанности руководителя отряда, занимавшегося благоустройством туристического маршрута, пришла идея обыграть наскальный рисунок лося по-современному и добавить к нему название природного парка- «Оленьи ручьи».

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Но откуда же, собственно появилось название? " топонимист расшифровал названия двух рек, протекающих в исследованном районе — Ревда и Ревдель. «Рэвд» в древних финоугорских языках означает «лесной бык». С саамского ревт можно перевести как «олень». Вот так и получилось — Оленья река или Олений ручей.

Народ расслабился, некоторые после сытного обеда и, дополнительного напитка, взятого с собой из дому, расхрабрились, что переплыли реку, полезли на скалу и прыгали с нее!

В общем развлекались кто как мог!

Впрочем, пора отправляться в путь и опять долго ли, коротко ли, но после крутого поворота вправо мы проскочили под еще одним подвесным мостом

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

и вдруг опять остановка. Крутой склон не оставляющий надежды на присесть-прилечь, призыв инструктора захватить теплую одежду и вот уже мы карабкаемся вверх.

Самые ловкие уже кричат сверху — пещера! Название могу предположить — Аракаевская, но могу и ошибаться, но пещера мрачная, холодная. В ее первом зале по потолку толстым слоем рассыпана изморозь, на булыжниках застыл лед. Особо смелые рванули внутрь черного жерла пещеры, высвечивая каменистый путь фонариками с мобильных, но минут через пять вернулись — страшно, однако!

Это была наша последняя остановка. Несколько поворотов и пейзаж стал меняться, лес сменился холмами.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Впереди показался железнодорожный мост, а за ним и маленький поселок Аракаево.

Диковинка — деревянные домики прямо у кромки воды, мы плывем мимо сельских девчонок, нанизывающих наживку на удочку, не обращая на нас никакого внимания.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Здесь маршрут заканчивался, мы покинули катамараны, и поспешили к уже ожидавшему автобусу-замечательный день подходил к концу, голова доверху была заполнена положительными эмоциями и всю обратную дорогу я вспоминала весь пройденный путь, особо запомнившиеся моменты и потрясающую природу южного Урала.

А река Серга продолжила свой путь далее.

Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.