Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:24
Лучший материал
недели

Екатеринбург — Россия Май 2022

«Значение слова „история“ восходит к древнегреческому термину, означавшему „расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний“. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов» — так, если очень кратко, поясняет Википедия. Т. е. — установление подлинности событий, фактов и именно поэтому для меня история всегда была чрезвычайно важна, безусловно интересна и увлекательна. В силу ли своего характера, романтизма натуры, чисто женской доверчивости, но я до сих пор верю людям и конечно же верю написанным текстам, редко подвергаю сомнению сказанное и прочитанное.

Всегда хочется знать — как же на самом деле было в те далекие времена, когда мир только начинал формироваться, а эпохи сменяли одна другую, менялись правители, совершались войны освободительные и захватнические, кто прав, кто виноват, кто обманут, а кто привык обманывать сам. И лишь в последнее время, возможно в виду настоящих событий, когда в информационный мир буквально ворвался шквал самой разнообразной и по большему счету нелицеприятной информации, я задумалась: как быть и как сортировать эту поступающую отовсюду информацию, чему же верить? Меня как обычно спасает любопытство и огромное желание не просто впитывать доносимое кем-то извне, а самостоятельно докапываться до истоков самых сложных тем: ведь не могут же буквально все лукавить и фантазировать, в каком-то глубоком колодце все же зарыта историческая правда!

Конец главы императорской семьи

Перед началом написания этого текста, я задумалась, а как же воспринимали историю как таковую известные люди? О, я нашла столько интереснейших, противоречивых высказываний и цитат, что надолго погрузилась в их прочтение, соглашаясь с одними и отвергая другие. Хочется привести некоторые из них, самую малость из найденных:

«Стыд, стыд, стыд — вот история человека!» так писал Фридрих Вильгельм Ницше, немецкий философ, культурный критик и филолог.

«Вся история — ложь.« — а это сказал 1-й граф Орфорд-британский государственный и политический деятель Роберт Уолпол, весьма могущественная фигура в британской политической жизни 1720-х и 1730-х годов. А еще Роберт Уолпол был Рыцарем ордена Подвязки и Рыцарем компаньон ордена Бани, вот как!

«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.« — так писал испанский писатель Мигель де Сервантес.
«В истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой.« — это уже слова французского писателя Дени Дидро

«История повторяется дважды, а переписывается гораздо чаше.« — Анатолий Семёнович Рас (Рубанович), российский музыкант, литератор, юморист.

В общем как-то безрадостно и не очень обнадеживающе. Но в истории любого государства есть такие истории, которые невозможно забыть, их нереально переписать, как бы не хотелось и за ними в будущее следует шлейф стыда. В истории России их множество, лукавство здесь неуместно, но одна из них будоражит человечество и по сей день — это кровожадное, зверское чудовищное убийство семьи Николая II, последнего императора России, на ком закончилась 300-летняя эпоха династии Романовых и четырех человек из его свиты.

Конец главы императорской семьи

Я не буду писать о нем, (уверена, редкий человек ничего не знает об этом), детали слишком омерзительны, а нелюди, совершившие его, превзошли по изощренности содеянного самых злостных убийц и потрошителей. А ведь потом, еще долгие часы, дни, годы они жили со всем этим, наверняка бахвалились, воспроизведя в памяти все новые и новые детали и подробности содеянного в ту страшную летнюю ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Я всегда много читала, а потом и слушала воспоминаний, художественных и исторических книг, мемуаров, смотрела документальные фильмы — расследования, вообще о династиях царей, императоров и правителей, известных исторических деятелей. Недавно посмотрела последний 2-х серийный фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», прослушала воспоминания наставника цесаревича Алексея и учителя французского языка царских детей Пьера Жильяра. У меня нет основания не доверять человеку, добровольно отправившемуся с царской семьей в Тобольск и разделившему с ними безрадостное и тягостное пребывание в заточении. В непосредственном общении со всеми членами царской семьи Пьер Жильяр провел 13 долгих лет — с 1905 по 1918-й годы, ежедневно общаясь не только с детьми, но и с царем и царицей.

Конец главы императорской семьи

Воспоминания Жильяра уникальны, он оставил потомкам драгоценные сведения о годах, проведенных в царской семье, о многочисленных событиях, свидетелем которых ему посчастливилось быть, о последних днях императорской семьи, яркие психологические портреты известных личностей этой трагической эпохи в жизни России. Еще раньше, с 1901 года в царской семье старшей няней и воспитательницей стала работать Александра Теглева, она также отправилась с царской семьей в ссылку, а затем, после нескольких лет продолжительных злоключений, в 1922-м году они с Жильяром поженились. Об этом вкратце можно прочитать здесь.

Вы возможно помните, что в своем обзорном материале я писала — именно возможность попасть в Тобольск, место ссылки царской семьи и сподвигло меня на организацию путешествия в Сибирь и на Урал. Но когда формировался маршрут по Екатеринбургу, то уже посещение места захоронения царской семьи и ближайших членов свиты стало обязательным к посещению.

И вот в один из дней я купила экскурсию «Ганина Яма» и в составе маленькой группы, состоящей всего из 5 человек и водителя мы отправились за город.

Водитель, по совместительству — гид, с первых минут начал свой рассказ. Судя по эмоциональному и детальному повествованию, книге о Романовых, лежащей в машине и которую он впоследствии, пока мы самостоятельно гуляли, читал, человек увлеченный династией и событиями, связанными с ней. Практически все из того, что он рассказывал я уже знала, ничего нового не услышала, поэтому, когда мы приехали на место и гид обозначил детали экскурсии и количество свободного времени, я сообщила ему, что хочу гулять одна.

Стоя перед надвратным храмом в честь иконы Иверской Божией Матери (заложен 11 апреля 2001 года, а освящен 22 сентября 2001 года), я испытала волнение, трепет от сознания того, где нахожусь.

Конец главы императорской семьи

Небо, прежде такое радостное, ярко голубое с разбросанными по нему белоснежными облаками-барашками, вдруг нахмурилось, затянулось серым покрывалом, словно пеленой вселенской грусти.

Потрясающая уральская природа, веселое щебетание птичек как могли старались сгладить восприятие совершившейся здесь трагедии.

Конец главы императорской семьи

Как известно, опять же из истории, Урал очень активно осваивали как золотоискатели, так и промышленники и в 19 веке на этом месте, в 17 километрах от Екатеринбурга, подрядчиком Гавриилом, а в простонародье Ганей, был основан рудник — Ганина Яма. В начале 20 века железная руда иссякла и рудник забросили, а шахты завалили и затопили.

Вот именно здесь, в одной из заброшенных шахт, после содеянного группового убийства царской семьи и свиты в доме Ипатьева, большевики и решили спрятать истерзанные тела взрослых и детей. Как бы эти чудовища и палачи не старались замести свои следы по-быстрому, не изощрялись, все было против их мерзкого замысла и навеки скрыть преступление им так и не удалось.

Конец главы императорской семьи

Но эта трагическая ночь, с 16 на 17 июля 1918-го года, стала поворотной в истории России: монархия рухнула, а с ней исчезла и царская ветвь династии Романовых.

В 1979-м году останки царской семьи и их верных спутников — всего 9 трупов, были найдены геологами, но в те годы еще не пришло время открыто заявить об этом страшном захоронении. Изъяты они были лишь в 1991-м году, а 17 июля 1998-го года, в 80-ю годовщину расстрела императорской семьи, торжественно перезахоронены в Петербурге, в Петропавловском соборе.

В 1991 году на месте бывшего рудника Ганина Яма, как раз над тем местом, где были обнаружены останки царя, был водружен Поклонный Крест.

В августе 2000 года Ахриерейский собор Русской православной церкви причислил всех членов монаршей семьи к лику Святых Страстотерпцев.

В октябре 2000 года был заложен первый камень в основание монашеской обители, благословленной патриархом Алексием II во время его визита в Екатеринбург в сентябре. 28 декабря был учрежден мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

Возведение храмового комплекса шло ускоренными темпами и через три года на территории было построено семь деревянных храмов, аналогичных тем, какие издревле строились на Руси. А почему именно семь — по числу убитых членов императорской семьи. А вообще в монастыре больше 15 объектов религиозно-исторического и другого назначения.

Попав на территорию, я растерялась: впереди среди ветви деревьев просвечивались деревянные храмы, от солнечных лучей поблескивали купола-куда идти сразу?

Конец главы императорской семьи

Медленно и еще в раздумье я направилась к памятнику императору Николаю II,

а он словно бы встречает всех растерянных и одобрительно улыбается: ну что же ты, смелее, сейчас здесь уже не страшно. Бронзовый бюст царя был подарен обители паломниками из Киева и торжественно установлен на этом месте в день рождения государя — 19 мая 2008 года.

После появления этого памятника, руководством монастыря было решено установить памятники и другим членам царской семьи, их я покажу позже.

От памятника императору Николаю II я решаю идти влево по аллее, мимо установленных в ряд щитов с запечатленными на них фотографиями членов царской фамилии и их приближенными и спутниками.

Конец главы императорской семьи

Все приветливо улыбаются, добрые, красивые лица и разве по ним нельзя понять сущность человека, его внутренний мир и гармонию?

Ощущения непередаваемы, словно меня с закрытыми глазами завели в комнату с мертвецами, велели открыть глаза, а они оказались живыми и веселыми! В те два часа, что я практически в полном одиночестве гуляла по тропинкам обители, лишь шелест листвы, да пение птиц возвращали в реальность.

Конец главы императорской семьи

Впереди уникальный для православной храмовой архитектуры храм Святителя Николая Чудотворца.

Конец главы императорской семьи

В память о дате гибели царской семьи 17-метровый храм венчают и 17 куполов. Храм был заложен весной 2001 года, а освящён 19 мая 2002 года.

В храме находится и уникальная икона Святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая II и лично принадлежащая ему. Еще находясь в Ипатьевском доме, государь незаметно передал икону двум монахиням Ново -Тихвинского монастыря. Им удалось сохранить икону и в 1950-м году одна из монахинь передала ее священнику в Свердловске, а он в свою очередь в 2002 году отдал икону монастырю. Удивительно, не правда ли?

Я как-то позабыла предупреждение не фотографировать в храмах, сделала пару кадров и натолкнувшись на осуждающий взгляд спешащего мне наперерез монаха, пулей вылетела на крыльцо храма.

Чуть в стороне за высокими деревьями расположен Храм праведного Иова Многострадального, день памяти которого — 19 мая, в день рождения Николая II.

Государь, упоминая это обстоятельство, говорил и о своей внутренней готовности принять испытания, которые одно за другим обрушивались на него и в государственной, и в личной жизни. Храм праведного Иова Многострадального был возведен самым последним из всего монастырского комплекса, заложен 9 февраля 2003 года, освящён 23 сентября 2003 года. В настоящее время храм служит для монастырской братии, поэтому он закрыт для посещения.

По невероятно живописному мостику

я следую к главному храму обители в честь Святых Царственных Страстотерпцев,

который был заложен самым первым — 1 октября 2000 года, а уже 27 декабря был освящён. Храм также называют Царским храмом, и он ближе всех остальных расположен к шахте № 7, в которую и были сброшены тела зверски убиенных и истерзанных. На колокольне храма восемь колоколов, подаренных певцом Александром Новиковым.

Конец главы императорской семьи

На каждом колоколе находится икона одного из членов царской семьи: самый маленький колокол назван в честь царевича Алексия, и дальше идут по возрастанию — до колокола с иконой Николая II. На восьмом колоколе изображена икона всех Царственных страстотерпцев.

За храмом в честь Святых Царственных Страстотерпцев как раз и расположена шахта

Конец главы императорской семьи

— это символический центр всего монастырского комплекса и на месте бывшего рудника высится Поклонный крест.

Шахту полукругом огибает галерея,

Конец главы императорской семьи

на которой прикреплены фотографии убитых, словно глядящих на место своего первого и такого чудовищного захоронения.

Лампадки, расположенные вдоль всей галереи, зажжены в память об ушедших Царственных Страстотерпцах.

Около шахты установлен памятный камень, на котором высечена фраза из книги пророка Амоса.

Конец главы императорской семьи

Что примечательно, именно на странице Библии с этими словами кем-то из членов царской семьи была оставлена закладка: они словно предчувствовали грядущее…

Рядом с в честь Святых Царственных Страстотерпцев 16 ноября 2011 года, в день рождения великой княжны Ольги был установлен памятник, созданный скульптором Игорем Акимовым — «Царские дети». По словам автора, его целью было «показать, что это были очень красивые и благородные люди». Уверена, ему это удалось.

Напротив расположен самый большой и самый высокий (48 метров) храм монастыря — Храм иконы Божией Матери «Державная».

Конец главы императорской семьи

Заложенный в 2002 году, в 2010-м он полностью сгорел. В 2013-м в основание нового храма патриархом Кириллом был заложен новый камень и в 2014-м новый храм был освящен.

В день отречения Николая II от престола в селе Коломенском был обретен образ Божией Матери «Державный». На иконе Богородица изображена с символом государственной власти монарха — державой. В память о тех событиях и было решено создать такой храм в монастыре.

Недалеко расположен храм преподобного Серафима Саровского, он был вторым, построенным в монастыре: заложен 10 марта 2001 года, а освящён в день рождения императрицы Александры Федоровны-7 июня 2001 года.

Конец главы императорской семьи
Вид на храм Серафима Саровского с крыльца храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

Храм необычной архитектурной формы, он отличается от других и имеет два придела: верхний во имя Серафима Саровского, нижний придел освящен в честь особо чтимой им иконы Божией матери «Умиление», он — монашеский.

Император Николай II очень почитал преподобного Серафима Саровского и способствовал его канонизации в 1903 году. Храм был закрыт для посещения.

Храм преподобного Сергия Радонежского находится в некотором отдалении от других храмов, он практически спрятан за деревьями.

Конец главы императорской семьи

Храм был заложен 15 марта 2001 года, а освящён, в день обретения мощей преподобного — 18 июля 2001 года. Преподобный Сергий Радонежский издревле пользовался особым почитанием среди русских князей и царей. 27-метровый храм многоярусный, что нетипично для русской храмовой архитектуры.

Конец главы императорской семьи

Храм преподобного Сергия Радонежского очень красивый, он больше похож на сказочный терем.

Храм был закрыт для посещения, но меня это не очень огорчило, потому как именно около этого храма, ощущая полное единение с природой и очарованная бесконечным щебетанием птиц, я вдруг сообразила, что надо непременно сделать маленький фильм о монастыре. К моей радости, времени до отъезда оставалось достаточно, и я отправилась бродить по обители по второму кругу.

Бронзовая скульптура императрицы Александры Фёдоровны, выполненная уральским скульптором Игорем Акимовым установлена в июле 2011 года во время проведения ежегодного фестиваля православной культуры «Царские дни».

Конец главы императорской семьи

На территории обители расположены еще несколько объектов, различной функциональной значимости.

Иконная лавка

В 2007 году в стороне от мужской обители, в так называемом Поросенковом логу, были найдены останки недостающих членов царской семьи: цесаревича Алексея и великой княжны Марии Николаевны. Их останки хранятся в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре в специально изготовленных для этого ковчегах». На месте обнаружения останков сооружен скромный памятный знак и экскурсии туда не возят.

В настоящее время Мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, Царский монастырь, Царская обитель или попросту Ганина Яма является главным паломническим местом России, центром почитания святой царской семьи и сюда ежегодно отправляются крестные ходы.

За территорией монастыря, перед входом и рядом с парковкой расположен небольшой магазинчик «Фарфор Сысерти», а за ним лес, он так и манил прогуляться по тропинкам. В магазинчик я заглянула-настоящий музей и ода мастерству русских умельцев. Фото делала, но они куда-то испарились.

Еще одним, не менее почитаемым местом является храм на Крови Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, возведенный на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге, на месте казни царской семьи.

Конец главы императорской семьи

Пятикупольный, двухуровневый православный храм, построен в 2000–2003 годах в русско-византийском стиле. Он является не только одной из главных достопримечательностей города, но и центром культа святого Николая II и его семьи, привлекающим православных паломников не только из России, но и со всего мира.

Храм шикарный, я несколько раз проезжала мимо, однажды мы гуляли невдалеке, но на посещение храма на Крови надо было выбрать удобный и подходящий момент. И он был найден: я попала в храм на следующий день после посещения Мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев, т. е. морально подготовленной. Но к тому, что я увидела внутри верхнего храма подготовиться невозможно: высокие потолки, огромные окна, через которые льется свет и почти все стены кроме купола и центральной стены с алтарем расписаны сюжетами жизни убиенных царственных особ. Я стояла в центре храма и подняв голову, вертела ею, разглядывая это удивительное помещение.

В храме пять надземных и два подземных этажа Храм оборудован двумя лифтами.
Храм расположен на западном склоне Вознесенской горки между улицами Карла Либкнехта и Царской, с перепадом рельефа в 7,5 метров, что предопределило террасное решение всего сооружения. На верхней террасе, находящейся на одном уровне с улицей Карла Либкнехта, располагается Верхний храм с главным и боковыми входами. На средней террасе находится цокольный этаж с Нижним храмом. В храме пять надземных и два подземных этажа Храм оборудован двумя лифтами.

Конечно же, ничего подобного до этого видеть не приходилось и в памяти у меня осталось лишь общее впечатление от светлого помещения, никаких деталей, тем более фотографировать не разрешено. Вход в верхний храм с Нижнего обыгран двумя лестницами, поднялась я по одной, спустилась по другой и в проемах также были картины: здесь я уже осмелилась сделать несколько фотографий.

Конец главы императорской семьи

На конец 2021 года Российская Православная церковь с выводами тщательного следствия, многочисленных экспертиз, проведенных следственными комиссиями России так и не согласилась. Вопрос о признании подлинности царских останков должен был быть рассмотрен на Архиерейском соборе в мае 2022 года, но Священный синод русской православной церкви перенес его на осенний или зимний период 2022 года.

Мне не понятно: зверски убитые причислены к Святым, на месте убийства построен храм, на месте захоронения возведен монастырь, совершаются крестные ходы, а все равно в подлинности артефактов сомнения?

28 мая 2003 года у входа в Нижний храм была установлена скульптурная композиция «Царственные страстотерпцы за несколько минут до расстрела», изображающая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал Ипатьевского дома на расстрел. Авторами памятника стали скульптор Константин Грюнберг и архитектор Антон Мазаев.

К последнему российскому императору можно относиться по-разному, можно одобрять его поступки, а можно судить, но глядя на лицо этого интеллигентного, порядочного и благородного человека нельзя сказать, что совершенные во время своего правлении ошибки были умышленны.

Конец главы императорской семьи

Мне кажется, что Николай II, обязанный по праву своего рождения нести тяжелейшую ношу ответственности за всю огромнейшую нашу Державу, попал не в ту эпоху, родился не в то время и оказался немножко не на своем месте. Но он был великолепным семьянином, добрым отцом и любящим супругом, а его корону вынуждена была нести вся семья. И еще — огромной проблемой этой дружной царской семьи, ее трагедией была смертельная болезнь наследника, косвенно наложившая отпечаток на правление последнего царя.

ВИДЕОРОЛИК О МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.