Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга был построен в1878 году, когда заканчивалось возведение Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей губернскую Пермь и уездный Екатеринбург.

11
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
5
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Эта дорога была необходима для обслуживания лишь многочисленных уральских заводов. По проекту молодого питерского архитектора Петра Павловича Шрейбера в Перьми и Екатеринбурге были построены похожие роскошные здания вокзалов.

Историческое здание железнодорожного вокзала без сомнения является архитектурным шедевром и памятником архитектуры.

9
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Фасады вокзала выполнены в так называемом русском стиле: центральное крыльцо венчает четырёхгранный шатёр, в основание которого вплетены кокошники и герб города. У здания высокая, как в тереме, крыша с окнами в деревянной оправе. Низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки — всё сделано на широкую ногу.

8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

1 из 3

Дорогу строили на деньги промышленников, поэтому и вокзал был выстроен без оглядки на затраты, с размахом.

Увидев великолепный вокзал, уральский писатель Дмитрий Никлаевич Мамин-Сибиряк писал: Экстерьер у вокзала запоминающийся: вычурные колонны, низкие своды, великолепие в русском стиле.

12
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Перед зданием вокзала был разбит благоустроенный сквер,

9
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

в центре привокзальной площади стоял цветник с вазами на постаментах и фонтаном посредине. В здании вокзала до мелочей были разработаны все детали функционального назначения.

8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Отопление здания было печным, а освещение — керосиновым. Ежедневно десятки ламп чистились и заправлялись и под служащих, занимающихся этой работой было выделено отдельное специальное помещение.

В вестибюле вокзала находилась билетная касса, багажное отделение и лавка, в которой торговали сувенирами и поделками из яшмы, малахита, топаза и других цветных камней.

6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

По правую сторону от вестибюля располагался зал для пассажиров первого и второго классов с дамской комнатой и уборными. По левую сторону — зал для пассажиров третьего класса, который соседствовал с почтовым отделением. Окна обоих залов выходили на перрон, и через них можно было наблюдать за прибывающими составами.

8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Левое крыло занимали телеграф, буфет, контора и собственный лазарет. Служебные помещения имели отдельный вход с торца здания.

Правое крыло было типа Vip: оно полностью отведилось для администрации вокзала и высокопоставленных пассажиров, для которых была предусмотрена и гостиница.

10
Пассажирка, багаж, скамейка и станционный колокол созданы по фотографии перрона 19 века.
Пассажирка, багаж, скамейка и станционный колокол созданы по фотографии перрона 19 века.
6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

А вот тут мы видим, что заведомо уготовано и предусмотрено классовое расслоение.

В 1886 году открыли железную дорогу на Тюмень, через десять лет поезда начали ходить до Челябинска. Активно строилась Транссибирская магистраль, которая должна была увеличить поток грузов и пассажиров в десятки раз.

Как следствие пассажиропоток увеличился и к концу 19 века красивый вокзал стал тесноват.

6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Поэтому в 1914 году было построено здание нового современного вокзала.

6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Во время Первой мировой войны красивое здание старого вокзала приспособили для приема поездов с фронта и тут же в помещениях был размещен лазарет, в котором оставляли прибывающих и тяжело раненых солдат.

Функции «воинского вокзала» старый железнодорожный вокзал исполнял вплоть до 1990-х годов: в революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны. На фронт солдаты отправлялись под звуки «Прощание Славянки»

В 2003 году руководство РЖД решило отреставрировать ветшавший памятник архитектуры

2
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

и превратить его в Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги.

3
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Буквально за девять месяцев здание было приведено в порядок. В настоящее время так называемый Дорожный музей интересен не только своим месторасположением, уникальной архитектурой, но и натурными экспонатами под открытым небом: тележка путейцев для перевозки шпал,

10
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
9
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

тупик,

5
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.

5
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

На небольшой площади перед музеем расположились тематические скульптуры, олицетворяющие станционные профессии железнодорожного транспорта разных эпох — начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда,

9
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай.

11
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Но особый интерес вызывает скульптурная композиция «Пассажиры», очень живописно иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале.

9
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
10
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Как четко и правдоподобно схвачены моменты, движение, без улыбки невозможно смотреть, поэтому-то я и обошла всю композиции по кругу.

9
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Авторами жанровой городской скульптуры являются скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.

8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

А теперь, когда изучены все оригинальные уличные скульптуры, самое время посетить сам музей, экспонаты которого повествуют об истории развития железной дороги всего Урала.

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Во внутренней части музея две отдельные экспозиции: историческая и техническая.

Историческая часть включает в себя период от создания первого в России паровоза крепостными рабочими заводчиков Демидовых, отцом и сыном Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми до современного периода реформирования транспорта.

6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Сюда входит строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатациюУральской горнозаводской и Пермской дорог, развитие образования, науки, социальной сферы.

6
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
3
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Техническая часть представлена макетами железных дорог разных городов области.

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

3
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

3
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

5
Действующие макеты железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда, представляющих паровозную и электровозную виды тяги.
Действующие макеты железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда, представляющих паровозную и электровозную виды тяги.

Для достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов в экспозиции широко представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов — рельсов, представлены рабочие места машиниста электровоза ВЛ 11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта.

5
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
5
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

В музее представлена форма и рабочее место служащего станции царской эпохи

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

и более современные, предметы, без которых невозможно представить путешествие по железной дороге.

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

8
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

И конечно же большой интерес представляют различные предметы, участвующие в создании целостного образа не только развития железнодорожного транспорта в России, но и его обслуживания.

Например, телефонные аппараты и другие средства связи:

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

5
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

4
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Фонды музея насчитывают 29 382 единиц хранения. Площадь экспозиционных залов составляет 850 м² и отдельный зал для сменных выставок.

Музей очень интересный, можно заказать экскурсию и в сопровождении рассказа экскурсовода прогулка по залам и изучение экспонатов будет развернутее.

Адрес музея: улица Вокзальная, 14.

Часы работы: 10–00 — 17–00, выходные: воскресенье, понедельник.

 

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

  1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  13. Деревянное кружевное зодчество Тюмени — Золотая линия
  14. Богородице-Рождественский женский монастырь
  15. Тобольск — первая столица Сибири
  16. Тобольск — первая столица Сибири. Верхний посад, улица Семена Ремезова
  17. Сад Ермака
  18. Площадь Победы
  19. Подгорный Тобольск. Нижний посад и его ангелы
  20. Подгорный Тобольск. Нижний посад, Татарская слобода
  21. Губернский музей Тобольска — старейший музей Сибири
  22. Декабристы в Тобольске тогда и сейчас
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.
  27. Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й
  28. Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение
  29. Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, окончание
  30. Конец главы императорской семьи
  31. «Планета» — единственный в России музей частных коллекций минералов
  32. «Планета» — она единственная такая в России
  33. Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
  34. Водные просторы Екатеринбурга
  35. Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
  36. «Эрмитаж – Урал» — выставка русского портрета
  37. «Эрмитаж — Урал», продолжение. Эвакуация Эрмитажа на Урал
  38. Верхотурье — оплот русского государства за Уралом
  39. Верхотурье — центр духовной жизни Сибири и Урала
  40. Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь
  41. Вспоминая Верхотурье
  42. Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга
  43. Сплав по уральской реке Серга
  44. Невья, Невьянск, Демидовы. История уральской металлургии
  45. Невьянская наклонная башня Демидовых
  46. Музей истории Невьянского края
  47. Невьянский Спасо-Преображенский собор

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Железнодорожный вокзал Екатеринбурга

ул. Вокзальная, 22 Подробнее об объекте