Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 18:00

Екатеринбург — Россия Май 2022

Вот уже не первую неделю я мысленно прорабатываю маршруты прогулок по Екатеринбургу, как удобно сгруппировать достопримечательности и показать вам?

И если из-за взятого Аней надо мной шефства гулять в огромном, красивом городе было невероятно комфортно и даже расслабленно, то описывать эти насыщенные прогулки приходится все же самой, а значит и вспоминать детали, изучать объекты на карте и прокладывать бывшие реальными маршруты.

К соблюдению последовательности прогулок по дням, их очередности не стремлюсь, главное скорректировать удобный маршрут и предложить его вам, а вдруг кому-то и пригодится.

Даже сейчас я не могу точно определить, правильно ли Аня поступила, начав мое знакомство с Екатеринбургом именно с подъема на смотровую площадку Бизнес центра «Высоцкий». Глядя на раскинувшиеся с 52- этажа просторы необъятного города, я была похожа на маленького несмышленого котенка. Город казался огромным макетом, ни одного знакомого объекта, на котором я бы могла сфокусироваться.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Аня показывала то один из них, то другой, рассказывая о деталях, истории. Нет, я не права, что-то конечно угадывалось, всплывали вспоминая ее рассказов о городе, фотографии объектов, но это другое. Зато сейчас я смотрю на эти свои панорамные снимки и узнаю места, по которым мы гуляли вместе, либо я одна и это впечатление уже совершенно иное — город ожил, а я смогу использовать в материалах свои фотографии.

Итак, Маршрут первый и начнем мы его с перекрестка улиц Розы Люксембург и Куйбышева с панорамного вида на угловое здание больших общественных бань »Сандуны Урал».

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Новый современный общественный банно-оздоровительный комплекс начал работу 1 апреля 2022 года и является продолжателем 300-летнего банного наследия города. Первые общественные бани заложены еще в 1728-м году, а на этом месте почти сто лет назад были построены бани «Бодрость». В виду ветхости строения на месте демонтированного здания, было решено продолжить традиции эталона русских бань на Урале, а именно самой известной в мире русской классической общественной бани — московских «Сандунов» открытых в столице еще в 1808 году.

Трехэтажное здание в классическом стиле, парадная лестница, первые два этажа заняты банным комплексом: просторные парильни, массажные комнаты, мыльные помещения, кабинеты красоты, и залы для отдыха со столами и доставкой блюд и напитков. На третьем этаже размещаются офисные помещения. Девиз заведения: ПАрим так, что вы парИте!

Согласитесь, здание бань прекрасно, а главное очень гармонично вписывается в окружающую историческую застройку.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

На противоположной стороне перекрестка современные здания из стекла и бетона, но и они не вызывают отторжения. Огромный бизнес — комплекс занимают Синара-банк, бизнес — отель «Онегин Плаза», компания «Урал-медь» и другие.

А мы тем временем с наслаждением любуемся цветущими клумбами тюльпанов и оградой из пышных яблонь,

но великолепный Свято-Троицкий Кафедральный Собор перетягивает на себя все внимание.

Свято-Троицкая церковь была заложена в 1814 году по проекту уральского архитектора Михаила Павловича Малахова и на средства владелецев золотых приисков, медных и свинцовых рудников, купцов Рязановых, глава которых Меркурий Степанович скончавшегося в этот же год. Построенная церковь больше 10 лет стояла недействующей, потому как выдающиеся предприниматели Рязановы были старообрядцами.

Виды на новостройки со двора храма.

В 1838 году Яким Меркурьевич Рязанов перешел в единоверие и в 1839 году с разрешения властей состоялось освящение южного Иоанно-Златоустовского придела, и церковь, которую стали называть Рязановской, начала действовать. Колокольня была пристроена в 1854 году, а церковь получила официальное название Свято-Троицкой.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

В тридцатые годы прошлого века в храме размешали клуб «Автодор». В годы Великой Отечественной войны в помещениях храма была размещена ткацкая фабрика и цех по пошиву шинелей.

В семидесятые годы частично разрушенный храм со снесенной колокольней и куполом подвергся длительной реконструкция теперь уже для ДК того же «Автодора».

31 мая 1996 года начались работы по восстановлению возвращенного храма и ежедневные Богослужения.

3 ноября 2001 года храму был дарован статус Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга, главного собора Екатеринбургской епархии.

На территории храма расположена Духовная семинария и трапезная.

Если пройти по улице Розы Люксембург, буквально несколько шагов до № 56, то можно увидеть красивый необычный каменный дом из красного кирпича, создающий впечатление резного, деревянного, выполненный в стиле терема в псевдорусском стиле. К огромному сожалению вид на дом буквально перекрыт проводами, занавешан листвой деревьев, заставлен машинами, поэтому хороших фото, увы — нет.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Дом бы построен в 1895-м году по проекту известного и талантливого пермского архитектора Александра Бонавентуровича Турчевича для потомственного почётного гражданина, общественного деятеля Екатеринбурга Алексея Никитича Казанцева. В 1905-м году Алексей Анфиногенович Железнов, имя которого и носит в прошлом обширная усадьба, купил дом у наследников скончавшегося к тому времени Казанцева.

Железнов принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 года, позднее заработал приличные капиталы, занимаясь золотодобычей, а торгуя взрывчатыми веществами, стал купцом 2-й гильдии. Но главной страстью Алексея Анфиногеновича были лошади, он не только возглавлял городское общество конезаводчиков, но и принимал участие в скачках.

После революции дом часто переходил из рук в руки разных владельцев. В военные годы дом стал известен тем, что в его глубоких подвалах, за полутораметровыми кирпичными стенами размещались хронометры Службы точного времени, передаваемые всей стране.

После войны красивый каменный терем — особняк перешел в ведение народного образования.

Все пространство за домом, занимаемое усадьбой и садом, давно застроено, вплотную подступает бизнес-центр «Небо», а чуть далее располагается психбольница.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

А мы возвращаемся на улицу Куйбышева, это бывший Сибирский проспект, и идем по ней в сторону Метро Геологическая и улицы 8 Марта.

Слышны звуки отбойного молотка, идет ремонт тротуаров, еще какая-то стройка, но вдруг глаза выхватывают фрагмент фасада некогда роскошного особняка с колоннами. И только дома я нахожу информацию — это одна из двух усадеб семьи Рязановых, о них я писала выше, на средства этой семьи был построен Свято-Троицкий Кафедральный Собор.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Так называемая Большая рязановская усадьба, построенная в 1815-м году, по проекту архитекторов Михаила Павловича Малахова и К. Г. Турского представляет собой один из лучших архитектурных ансамблей Екатеринбурга эпохи классицизма: двухэтажный кирпичный особняк с мезонином, четырехколонными портиками и лепными украшениями.

Огромная усадьба с садом, принадлежащая именитой купеческой фамилии, известной во всех уголках России, неоднократно меняла своих хозяев, которым была совершенно безразлична судьба исторического памятника архитектуры. В конце концов дом отдали под коммунальные квартиры, и в настоящее время к сожалению, и судя по фасаду уже давно запущен процесс увядания и разрушения здания.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Я даже представила, как в воскресенье вся большая семья Рязановых от мала до велика собирается в храм, расположенный буквально в квартале от их усадьбы.

Красиво одетые солидные и степенные хозяева семейства в праздничных картузах и сюртуках важно вышагают по булыжной мостовой, раскланиваясь встречным знакомым. Дамы же, шагая позади и подметая мостовую длинными разноцветными юбками, кутаются в яркие кружевные шали. Отставая от этой купеческой богемы, чуть поодаль семенят служанки, тщетно пытаясь угомонить расшалившихся ребятишек.

Вернувшись в настоящее время, я залюбовалась панорамой с моста через реку Исеть, левого притока Тобола. Длина реки 606 километров и протекает она по Уралу и по Западной Сибири. В Екатеринбурге река не широкая, но ее наличие — это огромный плюс городу.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Повернули на улицу 8 Марта, а впереди возвышается ажурный купол Екатеринбургского цирка, открытого 1 февраля 1980 года.

Цирк носит имя свердловчанина, Народного артиста СССР, талантливого дрессировщика Валентина Филатова.

Зайдя за здание цирка, я сфотографировала еще одно известное сооружение, в котором размещается Мультимедийный исторический парк «Россия — Моя история», открытый 3 сентября 2017 года. Здание, площадью 7 тысяч квадратных метров было построено специально для этого исторического парка.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Немного дальше видно 43-метровое сооружение, где полным ходом идет строительство — это Ледовая Арена, открытие которой планируется к концу 2023 года.

Выйдя снова на улицу 8 Марта, сфотографировала два учебных заведения, объединенных переходом.

Вообще мы словно попали в своего рода студенческий городок, о чем я говорю, вы поймете далее. Серое, семиэтажное здание Уральского государственного экономического университета, возведенно в 1981-м году.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Расположенное рядом, в более приятных тонах здание построено в 1840 году, для Екатеринбургского духовного училища. В нем учились изобретатель радио А. С. Попов, писатели Д. Н. Мамин-Сибиряк и П. П. Бажов. В 1960-х оно было перестроено под Свердловский институт народного хозяйства.

Дойдя до улицы Декабристов, на нее мы и повернули.

На пересечении улиц 8 Марта № 68 и Декабристов № 56 находится Странноприимный дом, монастырская гостиница, относящаяся к постройкам женского Ново-Тихвинского монастыря, в сторону которого мы и держали путь. Над крышей виден купол Преображенской часовни, которая восстановлена в соответствии с её дореволюционным обликом.

В часовне действует Духовно-просветительский центр, где бесплатно работают психологи (как для детей, так и для взрослых) и открыт ряд кружков (театральные и художественная студии, хор, рукодельный кружок, ансамбль игры на гитаре).

Следующее здание — Уральский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Рядом, на фоне яркой зелени выделяется скульптурная группа, трёхметровые фигуры декабристов, закованные в кандалы.

Памятник декабристам был открыт в день 175-летия Декабрьского восстания, авторы архитектор Ю. Сычев и скульптор В. Соколов.

Следующее здание по четной стороне улицы декабристов — это Екатеринбургский экономико-технологический колледж. Старейшее учебное заведение Урала с 80-летней историей и традициями, лауреат конкурса «100 лучших образовательных учреждений СПО и НПО России» за 2010–2011 учебный год.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Напротив еще одно учебное заведение, корпус которого выполнен в классическом стиле, с колоннами и портиком — ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж».

А впереди уже видны стены и купола Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Мы конечно же зашли, погуляли на обновляемой территории, покажу отдельно.

Далее держим путь в обратном направлении по Университетскому переулку, параллельному улице 8 Марта и прямо напротив монастыря последнее здание, имеющее отношение к учебным процессам, старейший вуз Екатеринбурга и Урала Уральский государственный горный университет-«УГГУ».

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Закон «Об учреждении горного института в Екатеринбурге» был подписан Николаем II на борту императорской яхты «Штандарт» в январе 1914-го года. Летом 1916-го года состоялась закладка первого камня в фундамент учебного заведения.

В мае 2004 года вуз получил статус — Университет. Это здание не единственное, принадлежащее университету, по адресу Университетский переулок № 9 — второй учебный корпус. Я уже изрядно подустала, что даже не соблаговолила перейти на другую сторону улицы, чтобы вблизи сфотографировать тележку с породами, пришлось мучить камеру на предмет фокусировки.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Мы дошли до улицы Куйбышева, поглазели на изделия из камня, предлагаемые местными каменных дел мастерами,

засвидетельствовали свое почтение «Уральскому предпринимателю».

Идти гулять дальше я категорически воспротивилась: Устала очень, хочу трапезничать и все тут!

Аня тут же сориентировалась и мы отправились в ТЦ Гринвич, благо он находился рядышком, на улице 8 Марта № 46.

А там с наслаждением опустились на диванчики в прохладе зала кафе-пельменную «Дюжина» и очень душевно пообедали за совершенно приемлемые цены.

На фото видно, какое оригинальное меню представлено в кафе, да к тому же оно разное и по дням недели. Мы выбрали «Меню для промышленников», хотя за такую цену вряд ли можно почувствовать себя владельцем самолетов-пароходов.

Официанты работали быстро, все было вкусно, вот только в стаканах не вино, а ягодный морс!

Отдохнувшие и с новыми силами мы отправились на природу — в Дендропарк, созданный во второй половине 1948 года. В 1946 году по проекту архитектора Владимира Владимировича Емельянова парк был реорганизован в парк-выставку и уже с 1949 года в нем начали проводиться выставки цветов и клумб. В 1952 году парк обогатился коллекцией цитрусовых, привезённых из Сочи, а к 1955 году питомник обладал 80 видами сеянцев деревьев и кустарников. В конце 1990-х годов парк занимал площадь 7,5 гектаров.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

В центре парка установлен фонтан, изготовленный ещё в 1947 году. В 2009 году парк был благоустроен в стиле «регулярный французский парк», восстановлен фонтан, заменены фонари.

Чудесная зеленая зона в центре города, здесь можно отдохнуть в тени цветущих деревьев или просто прогуляться по аллеям, что мы и сделали.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

В парке находится часовня Александра Невского, построенная в 1884 году в память императора Александра II. В 1996 году часовня была восстановлена Ново -Тихвинским женским монастырем.

Рядом с часовней среди цветущих яблонь мы увидели художника, немножко понаблюдали за его работой,

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

но, чтобы не мешать, пошли искать белок!

От парка мы направились в сторону набережной реки Исеть, но прежде оказались на небольшой территории парка — сада центра современного искусства.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Интересно, что Уральский филиал Государственного центра современного искусства с 2011-го года размещается в старинном здании земской школы, возведенном в 1915-м году. Памятник истории был построен по проекту архитектора И. К. Янковского в «кирпичном стиле».

С мостика полюбовались благоустроенными набережными Исети, шикарные и умиротворенные панорамы открылись с него, красивые отражения современных зданий.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Раньше в этом районе в основном проживали чиновники, управляющие частными заводами, купцы, промышленники, чиновники, богатые иностранцы, зажиточные ремесленники и мещане. Часть домов из далекого прошлого сохранилась, мы до них еще дойдем, но и настоящее не отстает. Посмотрите какой великолепный уголок создан совсем недавно современными владельцами заводов-пароходов, братьями Флегановыми.

Три элитных особняка под общим названием «Избранные» строились с 2014 по 2017-е годы, а затем их выставили…на продажу! Сейчас в них размещаются различные заведения, но мне интересно другое: каждый особняк назван в честь исторических деятелей.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Первый «Казанцев» — в честь Гавриила Казанцева, русского золотопромышленника и крупного общественного деятеля на Урале, городского главы Екатеринбурга.

Второй «Баландин» назван так в честь династии Баландиных, одной из самых крупных купеческих и предпринимательских семей Урала 20 века.

Третий же назван «Рязанов» — в честь Аникия Рязанова, одного из самых богатых купцов Екатеринбурга. Помните, выше я показывала вам полуразрушенную усадьбу Рязановых? Так вот это в честь основателя рода и названо здание.

Между коттеджами и набережной обустроена красивая зона, которую в нашу прогулку облюбовали молодожены для своей фотосессии, а я поработала папарацци.

По фото вы уже заметили высотное необычное здание, это штаб-квартира Русской медной компании. Это единственное в России здание, построенное по проекту британского архитектурного бюро Нормана Фостера. Так называемый «Медный дом» — самый масштабный в мире архитектурный проект с использованием монолитного белого бетона. Чтобы работать с таким материалом в условиях уральской зимы, для монолитного строительства потребовалась разработка новых материалов.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й

Прообразом дизайна фасада стала структура кристаллической решетки меди. Снаружи стены облицованы треугольными панелями из нержавеющей стали. Фасад здания выполнен из модульных панелей со специальным остеклением, это позволяет эффективно использовать дневной свет.

Строительство 15-этажной башни, высотой 87,5 метров было закончено в 2020-м году и длилось оно пять лет.

Прообразом дизайна фасада стала структура кристаллической решетки меди. Снаружи стены облицованы треугольными панелями из нержавеющей стали. Фасад здания выполнен из модульных панелей со специальным остеклением, это позволяет эффективно использовать дневной свет.

Ну вот, как ни старалась, в один материал не получилось уложить прогулку даже одного дня, а значит и дальше буду компановать продолжение маршрута.

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.