Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 17:15

Екатеринбург — Россия Май 2022

Продолжим прогулку по чудесной набережной реки Исеть, по историческому району Екатеринбурга, в котором прежде проживали чиновники, управляющие частными заводами, промышленники, купцы, зажиточные ремесленники, мещане и даже состоятельные иностранцы.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Но прежде захотелось узнать, что это за роскошный особняк на противоположном берегу прячется за яркой весенней зеленью?

Классический стиль постройки и даже цветовая гамма фасадов навеяли мысли об усадьбе богатого владельца заводов-пароходов, построивших себе гнездышко на берегу Исети. Ан нет, не угадала. Сие сооружение в течении 8 лет (2002–2010) было специально выстроено для Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Огромный особняк, парк стали первой в России Резиденцией, построенной специально для аппарата. Возможно именно поэтому документы по строительству подверглись тщательной проверке Счетной палаты и о, ужас: стоимость строительства оказалась в два раза больше начальной сметы. Вот нет, чтобы проверять размах до начала строительства и пресечь на корню! И это еще не все! Ну не могло такое здание в центре города строиться на пустыре, так и есть: археологами были обнаружены фундаменты трех исторических зданий 18 века. Сей факт был зафиксирован документально, а потом к работе все равно приступили экскаваторы!

Перед Резиденцией расположен симпатичный и очень уютный парк, в который я позднее вернулась одна и немного погуляла.

А теперь идем на улицу Горького, бывшую Береговую, смотреть историческую усадебную застройку. Поднимаемся по склону, заходим в заботливо открытую калитку и оказываемся в чудесном оазисе — шикарные кусты, подвергшиеся заботливому вниманию ландшафтных дизайнеров, прудик, водопадик, огромные валуны, горки!

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Красота, вот только лягушки в пруду орут, как резаные, раздувая свои щеки. Люди знают про этот райский уголок, а поэтому крошечная территория не пустует, и чтобы найти удачный момент для съемки без чьей-нибудь тушки на переднем плане, надо постараться и набраться терпения.

Дом на берегу, Косой дом, Доходный дом купца Чувильдина — вот перечень названий, на которые отзывается двухэтажный каменный особняк, возведенный в 1900-м году в модном на тот момент «кирпичном стиле».

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Архитектор Александр Семенович Чирковский, получив заказ на строительство дома от екатеринбургского мещанина Василия Ивановича Чувильдина, создал проект, по которому дом не просто удачно, но даже эффектно вписывался в предложенный природой ландшафт.

Основным занятием купца Чувильдина была мучная торговля, он пользовался в Екатеринбурге широкой известностью и авторитетом, это позволило ему быть избранным в 1876–1884 годах гласным городской думы.

Когда кирпичный дом был построен, Василий Иванович предпочел сдавать его постояльцам, сам же предпочитал, по старинке, проживать невдалеке в привычном уже деревянном особняке. В 1912-м году у дома появляется новый владелец — некий А. Е. Сухоплюев. После событий 1917 года дом, что вполне ожидаемо, национализирован и передан в ведение горкомхоза, который приспособил его под коммунальное жилье. Далее тоже известная история -отсутствие хозяина и ремонтов, постепенное обветшание, грустное состояние.

И уже в настоящее время, в 2016-м году дом, как бедная Золушка, вдруг попал на бал на торги и о счастье — был выкуплен частным лицом. В течении следующих 3-х лет здание подверглось переделке, согласованной с Управлением охраны объектов культурного наследия: внутри дома хозяева могли устраивать все по своему вкусу и желанию, внешние же фасады должны остаться в первозданном, историческом виде. Поэтому мы сейчас и можем любоваться стилизованными русскими мотивами фасадов и балкончиком с сохранившейся ажурной решёткой.

Сад, примыкающий к дому, хозяин благоустроил по своему желанию и запустил в него всех желающих, просто так, безвозмездно, т. е. даром!

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Мы еще какое-то время потолкались по оазису, с трудом расходясь на узких тропинках с нахлынувшим потоком любопытных и отчалили далее по маршруту.

А он опять вывел нас на берег, поближе к идиллии с водой.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Присев на скамейке, немного отвлеклись от дальнейших планов, но пара мальчишек, скачущих по белым квадратикам, заинтересовала. Огромная Клавиатура на зеленом склоне сразу за Доходным домом купца Чувильдина была создана в 2005 году по проекту Анатолия Вяткина в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга». Масштаб своеобразного памятника 30:1, а вес каждой из 104 клавиш варьируется от 100 до 500 килограмм.

Солнышко припекало, синоптики-прогнозеры, накануне отпуска, пугающие меня ежедневными дождями, где-то что-то не учли и реальные погодные условия шли в полный разрез с прогнозируемыми.

Облагороженная набережная Исети весьма популярное место для прогулок, здесь и праздно гуляющая молодежь, и мамочки с детьми и конечно же туристы. Мы дошли до небольшого дворика и опять присели на лавочку с видом на памятник группе Битлз.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Силуэты певцов, выполненные из чугуна и стоящие на черном гранитном основании на фоне специально построенной оранжевой кирпичной стены, установлены в 2009 году и стали первым на территории России памятником этой знаменитой группе.

Аня осталась сидеть, а я вышла на улицу Горького, посмотреть на особняки в «кирпичном стиле» из прошлой эпохи.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Одноэтажный дом с полуподвалом, по адресу улица Горького, 39а был построен в 1894 году по проекту военного инженера Василия Кондратьевича Коновалова, после выхода в отставку занимавшегося архитектурным проектированием. Дом принадлежал местному мещанину Ивану Алексеевичу Погудину, занимавшемуся торговлей хлебом.

Следующий дом по адресу улица Горького, 41, некогда принадлежал служителю Канцелярии старшего нотариуса Екатеринбургского окружного суда Федору Ивановичу Крутикову,

Построенный в 1890-е годы также по проекту Коновалова, дом Крутикова являет собой достаточно распространенный тип дома с резным декором по мотивам народного зодчества.

Два друга, два купеческих сына Андрей Елтышев и Николай Панфилов не в пример отцам проявляли большой интерес не к торговле, а к техническому прогрессу и тем более новшествам в этой сфере. Они основали энергетическую компанию «Товарищество электрического освещения Андрей Елтышев и К».

Следующее одноэтажное здание, по адресу Горького, 43 в 1894-м году и было возведено специально для электростанции по проекту одного из друзей, инженера-механика Николая Панфилова. Восьмигранная труба была возведена по проекту архитектора Чирковского.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

В 1895-м году электростанция была запущена. Она проработала, освещая улицы Екатеринбурга вплоть до строительства в 1927-м году новой, более современной электростанции.

Мы подошли к старому арочному Каменному мосту через Исеть, проходящему по улице Малышева. Этот первый каменный мост в Екатеринбурге был построен по проекту главного архитектора Екатеринбургских заводов Эрнста Христиана Георга Сарториуса в 1840–1844-х годах.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

В 1950-х годах по улице Малышева был пущен троллейбус и мост был реконструирован и покрыт асфальтом, но в основном его внешний исторический облик практически не изменился.

Далее я буду строить маршрут, соответственно географическому расположению объектов и достопримечательностей, а не конкретным прогулкам вдвоем или же моим одиночным вылазкам.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Невероятно живописные берега Исети манили, поэтому, как только представился случай, я пришла сюда еще раз и с удовольствием прогулялась, любуясь отражениями и мостом с разных ракурсов.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Улица Малышева протяженностью 5770 метров одна из старейших улиц Екатеринбурга, ее прежнее называние — Покровский проспект получила по приделу Покрова Богородицы Свято-Духовской церкви, построенной в 1755–1768-х годах.

В 1919-м году была названа в честь революционера Ивана Михайловича Малышева, памятник которому, работы скульптора В. Е. Егорова был открыт в 1977-м году.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Совсем немного пройдемся по улице Малышева — я-то следую в минералогический музей «Планета», и пользуясь случаем охватываю несколько достопримечательностей в его округе. На пересечении с улицей Добролюбова расположен очень красивый особняк — дом Поклевских-Козелл.

Представитель польского дворянского рода Козелло-Поклевских Альфонс Фомич — тюменский купец I гильдии, виноторговец, горно- и золотопромышленник, один из основателей асбестовой промышленности на Урале и первого пароходства на реках Западной Сибири. Глубже вдаваться в детали судьбы сего предпринимателя, владельца заводов-пароходов даже не буду пытаться — там столько всего, что кому интересно, проятут сами.

В настоящее время в особняке размещается Свердловский областной Краеведческий музей имени Онисима Егоровича Клера, основателя Уральского общества любителей естествознания.

Далее улица Малышева пересекает очень интересную улицу 8 Марта, изобилующую историческими особняками, и прогулочную ул. Вайнера — но по ним мы прогуляемся позже. А сейчас перехожу на противоположную сторону и задрав голову замираю в восторге — передо мной высится потрясающий православный храм — колокольня Большой Златоуст (Максимилиановская церковь).

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Заложение первого камня в фундамент будущего храма состоялось 21 сентября 1847 года.

Согласно первоначальному проекту это сооружение должно было служить лишь колокольней у входа в более величественный храм, но из-за банальной нехватки средств этот проект так и не был осуществлён. В результате получился храм уникальной планировки совершенно не характерной для своего времени. Строительство храма в русско-византийском стиле по проекту известного петербургского архитектора Василия Егоровича Моргана длилось 29 лет: 24 июля 1876 года было проведено освящение двух алтарей, колокольня стала служить храмом.

В 1845 году, по долгу службы на посту главноуправляющего корпуса горных инженеров, большую поездку по уральским заводам совершил зять императора Николая I, герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Название храма- Максимилиановская церковь связано с его визитом.

Главной достопримечательностью Максимилиановской церкви были колокола. На колокольне их было 10, общим весом 1433 пуда 65 фунтов (23,5 т). Самый крупный колокол, благовест, весил 1000 пудов (16,4 т). На Руси существовала традиция давать имена большим колоколам: за свой громкий глас благовест нового храма получил название «Большой Златоуст».

А затем, в годы всеобщего отрицания церкви как таковой, подвальные помещения храма были заняты под овощехранилище. В 1930-х годах 65-метровая церковь была закрыта и весной того же года была взорвана! Из полученного при её сносе кирпича был выстроен «Дом обороны». В 1977 году на месте алтаря церкви был установлен памятник революционеру Малышеву.

Летом 2006 года памятник Ивану Малышеву был помещён в специальный каркас и установлен недалеко от моста, я вам его чуть выше уже показывала. 14 октября 2006 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня восстанавливаемого храма. Максимилиановский храм-колокольня воссоздавался по сохранившимся чертежам и фотографиям и 9 февраля 2013 года состоялось торжественное его открытие.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Для написания ликов святых, библейских сюжетов и орнаментов были приглашены художники — иконописцы из артели имени Андрея Рублева.

Съехавшись из разных уголков страны мастера в течении года создавали неповторимые рисунки общей площадью 2600 м².

Внутри храм и правда невероятно красив!

Я не могла привыкнуть к иному, чем в центральной России оформлению интерьеров Уральских храмов: это светлые пространства, это бесконечная роскошь, это украшение стен одним из богатств Урала — камнем. Конечно же тем камнем, который является основой камнерезного искусства. А еще при создании иконостаса использование фарфора! Это непердаваемая красота!

Но нигде невозможно найти детальное описание оформления интерьеров, значит просто покажу немного фото.

Рядом с храмом по сей день стоит тот самый «Дом обороны», но по иронии судьбы, на более грандиозный проект материала от храма видимо не хватило, а лишь на то, что мы видим и сейчас.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

В здании размещался штаб ОСОАВИАХИМа, в котором активно обучали военных инструкторов и добровольцев. С 1941 по 1945 годы через обучение в Доме обороны прошло более 250 тысяч бойцов. После окончания Великой Отечественной ОСОАВИАХИМ сменился на ДОСААФ. На здании установлен самолет ЯК-18Т, смотрится необычно!

Далее я отправилась в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, о посещении которого не могу умолчать или рассказать кратко, а значит пока пауза.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

А мы с вами опять оказываемся у реки Исеть и, любуясь фонтаном,

Каменным мостом с другой его стороны

пересекаем мостик Влюбленных.

По обе стороны реки расположена территория музейно-мемориального комплекса «Исторический сквер», торжественно открытого в день празднования 250-летия Екатеринбурга — 18 ноября 1973 года: в восточной части расположена музейная зона, а в западной находится мемориальная зона.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

Мой уверенный шаг совершенно неожиданно замедляется: сквозь яркую весеннюю зелень просвечиваются какие-то промышленные механизмы! Что это, к такому повороту событий я не была готова, но уже иду в направлении необычной выставки под открытым небом.

К 250-летнему юбилею города было приурочено и открытие музея на Исторической площади, который бы знакомил всех желающих с историей региона.

В 1975 году в состав музея вошли пять корпусов бывшего Екатеринбургского механического завода. Ведь именно здесь в марте 1723 года под руководством Главного начальника уральских заводов генерал-майора В.И. де Геннина и артиллерии капитан-поручика В. Н. Татищева

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

началось строительство завода, который уже 18 ноября 1723 года начал промышленное производство и было выковано первое полосовое железо. Именно этот день отмечается как день основания Екатеринбурга.

К 250-летнему юбилею по инициативе профессора кафедры промышленного искусства В. А. Владимирского была развёрнута масштабная работа по сбору экспонатов для экспозиции во внутреннем дворе музея крупногабаритной техники уральских заводов.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

В 1985 году музей был переименован в Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала.

В 1992 году во внутреннем дворе музея был установлен бюст первого императора России Петра I, родоначальника уральского горнозаводского дела.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

В 2012 году музей получил настоящее название- Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ.

В 2008—2015 годах в рамках реконструкции музейного комплекса все здания были объединены в единый многофункциональный комплекс, в котором наряду с музеем разместился Уральский центр развития дизайна. Выставочные залы музея по-прежнему расположены в исторических корпусах магазина леса и кладовых, административные — в бывшей конторе главного механика и вновь построенных помещениях.

На выставке можно увидеть несколько уникальных образцов старой уральской техники металлургического производства: мостовой кран, обрезной и двухкривошипный пресс, ножницы для резки листового металла и паровоздушный молот

листопрокатную клеть. На уральских заводах активно использовали иностранный технологический опыт, на выставке представлен образец машины паровой реверсивной изготовленной в Германии, а собранной на заводе под руководством известного уральского инженера-металлурга Грум-Гжимайло.

С другой стороны музейного комплекса расмещается Музей Природы, старейшая среди площадок Свердловского областного краеведческого музея, сотрудники которой за 150 лет собрали богатую естественнонаучную коллекцию — свыше 60 тысяч предметов.

Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение

В тексте я уже пояснила, что этот маршрут сложен из нескольких прогулок, поэтому я решила не разбивать его по частям, а просто проложить последовательно, а делить его на части предоставляю вам самим. А поэтому будет продолжение и начнем мы прямо отсюда, с места, давшего начало городу Екатеринбургу.

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.