Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 9:38

Сельчук — Турция Июнь 2016

Экскурсия в античную сокровищницу Эфес — практически самая популярная на Эгейском побережье Турции. С ней удачно соревнуется только поездка к «хлопковому замку» Памуккале, и то, их часто совмещают, предлагая путешественникам беспроигрышное комбо.

Однако, покупать готовый экскурсионный тур в Эфес — не самая лучшая затея. Если вы отдыхаете в Измире, Бодруме или Мармарисе, всегда можете доехать в Эфес сами, на автобусе. Автобусные перевозки развиты в Турции великолепно, к слову сказать. Потому, изучая Бодрум, один день мы посвятили знакомству с автовокзалом этого курорта.

Купили билетики, и через пару дней мчим навстречу приключениям. В компании чая-кофе, печенек, изящного стюарта, одетого с невозможной строгостью (да-да, я не шучу), и конечно роскошных видов за окном. Кстати, не забудьте, конечной точкой маршрута служит не Эфес — который, при всей его монументальности, давно никакой не город — а Сельчук.

По турецки пишется вот так — Selçuk. Впрочем, как бы вы не перековеркали в билетной кассе название города, вас поймут, не волнуйтесь. Почему я настаиваю на том, чтобы ехать в Эфес самостоятельно? Посмотрите на эти пустынные аллеи и вы сами все поймете.

Организованная экскурсия будет похожа скорее на местное празднество на главной площади среднего российского городишки. Одновременно со всего благословенного турецкого побережья сюда свозят целые полчища туристов, и что-либо разглядеть, понять, почувствовать в этой кипучей толпе почти невозможно. Мы же приехали в полдень — все экскурсанты как раз отбыли.

Истории Эфеса как минимум 3000 лет. Люди здесь проживали и раньше, но блеск приморского города-порта ему придали греки-ионийцы. Да-да, именно приморского, хотя сейчас море отступило на многие километры. Греки построили город по всем законам античного времени: Агора, акрополь на круглом холме, стадион, храмы греческого пантеона божеств.

Легендарный царь Крез, чье имя стало нарицательным, так преуспел в украшательстве храма Артемиды в Эфесе, что обеспечил последнему достойное место в списке Семи чудес света Древнего мира. После череды античных войн Эфес был порабощен персами, затем армией Александра Македонского, а за 200 лет до нашей эры войдет в состав Римской империи.

При римлянах Эфес достигнет своего расцвета — будет столицей Малой Азии, успешным культурным и торговым центром империи. Огромный античный театр, акведуки, фонтаны, широкие мощеные улицы и конечно великолепная библиотека Цельса появились именно в римскую эпоху.

При Византии Эфес принял христианство, и прежние языческие пантеоны, в том числе храм Артемиды, разрушили. Кстати, бесценный мрамор разошелся по миру, в том числе для постройки храма Святой Софии в Стамбуле. В эпоху первых христиан здесь жил и учил новой мудрости Иоанн Богослов — пророк, апостол, автор одной из книг Нового Завета.

Эфесская церковь упоминается в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса. По преданию, после гибели Христа апостол Иоанн приехал жить в Эфес.

Одному из любимых учеников Спаситель доверил свое учение, и не только — есть версия, что вместе с Иоанном в Эфес переселилась Дева Мария. Дом Богородицы одинаково почитаем как христианами, так и мусульманами, и давно стал местом паломничества.

Дом Девы Марии, фото из интернета

Над могилой апостола Иоанна при византийцах возвели базилику, а затем огромный и очень красивый храм, известный сейчас как церковь святого Иоанна. В средние века она стала одним из столпов христианского мира.

Храм пострадал в эпоху монгольского ига, при турках был переделан в мечеть, и разрушен мощным землетрясением. Монументальные руины дают представление о том, насколько великолепен был этот храм в эпоху своего расцвета.

Предположительно длина базилики составляла 130 метров, а ширина — 40. Чтобы представить себе церковь святого Иоанна полторы тысячи лет назад, стоит посмотреть на храм Святой Софии в Стамбуле — они построены в едином архитектурном стиле, и одним вдохновителем, императором Юстинианом.

Что еще посмотреть в Сельчуке? Конечно, средневековую цитадель.

Первые укрепления на этом месте возвели византийцы, но основные строения, мощные и крутые, появились благодаря сельджукам. Внутри крепости и по сей день идут археологические работы, потому осмотреть цитадель изнутри не всегда получится. Мы наткнулись на закрытые ворота, но вы можете увидеть Сельчукскую крепость изнутри в рассказе Сергея.

А мы, пожалуй, пойдем прогуляемся по улочкам Сельчука. Вы найдете на них и мечети, и римский акведук, и грандиозный Музей Эфеса, с ценнейшими античными артефактами.

Кучу торговых лавочек, кафе и сувенирных прилавков (цены отличные), фруктовых мини-базаров. Приятнейшее место!

Полезные советы напоследок

• Идеально приехать в Сельчук на 2 дня. Первый без спешки посвятить Эфесу, второй — непосредственно городу, отдыху, шоппингу.
  • Добраться в Эфес очень просто: от центральной площади Сельчука уезжают маршрутки и такси.
  • Многие путешественники идут пешком, расстояние чуть более 3 километров.
  • Музейный комплекс Эфеса ждет гостей ежедневно, с 08:00 до 20:00. Купить билет и почитать об античном чуде можно на официальном сайте проекта.
  • Кстати, с автостанции Сельчука можно уехать не только в город-музей Эфес. Мой фаворит — уютная деревня Шириндже, и не только потому, что здесь делают отличные вина. Ее улочки, с мощеными мостовыми и оранжевыми крышами, просто очаровательны.

Цикл материалов "Моя Турция :)"

1. Этот город самый лучший город на земле...
  2. Позолоченный осенний Стамбул. А еще немножко Трои, Памуккале, Анталии и сочных виноградников
  3. Античный город Иераполис — римская здравница, город христианских мучеников и первый в мире термальный курорт
  4. Стамбул как на открытке: Путешествие по кварталам Султанахмет
  5. Сладкая соль Босфора
  6. Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание
  7. Свет небес и земли. Мечеть Нуросмание в Стамбуле
  8. В золотисто-мраморных кружевах. Мечеть Валиде-султан в Стамбуле
  9. За самым восточным шоппингом — на Гранд-Базар в Стамбуле!
  10. Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост
  11. «Итальянский» Стамбул: храм святого Антония Падуанского на проспекте Истикляль
  12. Православная церковь Святой Троицы в многоликом Стамбуле
  13. Турецкая Атлантида: Про остров Кекова, почти затонувший город, и что посмотреть поблизости
  14. Ликийское чудо, город под водой, и путешествие на родину Санты
  15. Про ликийские гробницы в современном городе Демре
  16. Там, где купалась Афродита. Термальный курорт Дальян
  17. Под сенью апельсинового дерева. Старый город в Алании
  18. Терсане — корабельное сердце Алании
  19. Символ с флага Алании: Красная башня у синего моря
  20. Промокшая Анталия: дождливое завершение солнечного путешествия
  21. Про город Артемиды, дом Девы Марии, средневековый Сельчук и немного про Юстиниана