Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:07

Памуккале — Турция Ноябрь 2019

Если вы откроете карту Турции, в глазах зарябит от значков достопримечательностей. Особенно на них богаты побережья, преимущественно западное. Сюда мы сегодня и направляемся — посетив предварительно Стамбул, пролив Дарданеллы, и даже античную Трою.

Дело было ровно год назад — в другой, беззаботной жизни.

Одной из удач экскурсионного тура по любимой стране стала неторопливая прогулка по музею под открытым небом — знаменитому комплексу Памуккале.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Кто бывал в Турции, знает: гулять не торопясь здесь — редкая, почти недостижимая привилегия. Особенно, если вы приехали в Памуккале с экскурсией, и приходится считаться с регламентом экскурсовода. Обычно вредные гиды дают на знакомство с Чудом час-полтора, что в свете размеров «хлопкового замка» выглядит почти насмешкой.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

У нас на Памуккале было полдня. Причем каких — тихое, вечернее, изумительное предзакатное время. Когда почти все китайцы разъехались смотреть сны, а русские туристы с побережья — костюмированные шоу под мутный бокальчик анисовки. Идеальные белые террасы в идеальном свете достались только нам.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Вообще, Памуккале как природное чудо и туристический феномен был на карте Турции почти всегда. Травертины эти не что иное, как окраина древнего вулканического плоскогорья. По ним стекала термальная воды, температурой до +100 °C, образуя небольшие бассейны.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Тысячелетиями формировался хрупкий ландшафт: насыщенные кальцием воды оставляли на порогах белый налет, их задерживали бортики из известняка. Многие столетия этот белый поток покрывал склоны холма, образуя в итоге чудо — сверкающий ступенчатый дворец. Процесс не прерывается и в наши дни.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Памуккале так и переводится с турецкого — хлопковый замок. Он не только очень красив и фотогеничен, это настоящий термальный курорт, с пользой для тела и души.

В наши дни в Памуккале известны 17 термальных источников, и кстати, открыты они давно. Первыми оздоровительный потенциал Памуккале оценили римляне.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Во втором веке до нашей эры здесь, почти на задворках империи, был основан курорт — на месте пергамского города Иераполиса. В переводе с греческого это означает Священный город. Его история уходит во второе тысячелетие до нашей эры, но все что сохранилось сейчас — римское.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Все города великой империи отстроены по образу и подобию — четко, разумно, правильно, гармонично. Здесь всегда есть Главная улица, залы собраний, площадь, термы, амфитеатр и общественные, пардон, туалеты.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Иераполис не стал исключением. Он быстро завоевал популярность у аристократической публики, желающей съездить на воды — ну, как наш Кисловодск. Отдыхающим гарантировались и хлеб, и зрелища!

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

За последние отвечал амфитеатр, один из крупнейших сохранившихся античных театров Турции. Посмотреть здесь шоу могут одновременно 15000 человек.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Дорожка к амфитеатру идет исключительно в горку, что после километров экскурсий может оказаться испытанием на стойкость. Однако, пройти его нужно — панорамы, сами видите, фантастические.

Поблизости очень много интересного: это и некрополь, город мертвых…

И руины античных храмов…

И даже пещера Плутона, в древности она символизировала вход в преисподнюю. Мы не пошли — зачем нам ад, когда гуляем по раю:)

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Впрочем, археологические раскопки продолжаются и по сей день. Территория парка Памуккале огромна: мы, к примеру, не дошли до руин храма апостола Филиппа. По преданию, ученик Христа был казнен и похоронен здесь же, в Иераполисе.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

А еще здесь есть Археологический музей с самыми ценными находками, интересный, и бассейн Клеопатры — как по мне, не очень. Водоем с голубоватой жидкостью переполнен туристами и обломками статуй — достопримечательность сомнительная. Особенно — в сравнении с закатом над террасами.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Совсем недавно в Памуккале приезжали лишь туристы-пакетники, или бэкпекеры с палаткой. Сейчас отдых здесь подойдет на любой, даже самый взыскательный вкус — отелей, пансионов, спа-санаториев и гостевых домов в округе масса. Они расположены в двух шагах от источников.

Белоснежная Турция: травертины, священный город и вход в преисподнюю

Кстати об источниках: будете бронировать отель, выбирайте с термальным бассейном. Есть такие, где минералка идет из крана в ванной, и каждое ваше утро станет маленькой спа-процедурой.

Мы так и сделали. Поедем, пожалуй, в наш временный дом. Бултыхаться в минералке, под бархатным турецким небом — это ведь отдельный вид прекрасного, правда?