Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Стамбул — Турция Ноябрь 2019

«Беседовать с ветром карамельно-приятно. Вопреки природной непостоянности он умеет слушать — нащупывает невидимыми руками эмоции, вникает в слова, внимательно отслеживает интонацию. И ещё. Ветер умеет молчать».

Эльчин Сафарли

Сладкая соль Босфора

Морские прогулки на паромах — пожалуй, одно из самых ярких приключений, которое может случиться с вами в Стамбуле. Его нужно прочувствовать на все сто. Ветром, ароматами, бликами на воде, рисунком облаков, морской пеной, звоном ложки в тонком стаканчике чая, неугомонным сквозняком и криками шумливых чаек. Внимание, двери открываются!

Вообще, вариантов морских круизов в Стамбуле десятки. Их цена, комфорт, продолжительность не ограничены ничем, кроме ваших возможностей. Самыми недорогими считаются государственные паромы, по сути — приятная версия общественного транспорта. Маленькие частные кораблики или большие сверкающие яхты можно арендовать вместе с «водителем». Тематические экскурсии с гидом занимают от пары часов до полного светового дня (или романтичного вечера).

Сладкая соль Босфора

Мы же выбрали нечто среднее: купили 1,5 часовую прогулку по Босфору. Фирм, организующих такие вояжи, великое множество. Можно заранее погуглить расписание и отзывы, но по сути, отличаются они мало. И если есть желание поймать босфорский дзен, просто доверьтесь городу — приходите на пристань тогда, когда на пристань вас приведет Стамбул. Он не подведет:)

Крупнейший паромный порт Стамбула находится на площади Эминеню. Для удобства причал так и зовется Эминеню.

Сладкая соль Босфора

Сюда можно дойти от центральных достопримечательностей Стамбула: спуститься запутанными кварталами от Айя-Софии и Сулеймание, перейти к пристани по Галатскому мосту из района Галаты или приехать по авеню Кеннеди.

Галатский мост и вид на одноименную башню

Опоздать на морскую прогулку почти невозможно — паромы отправляются каждый час. С 10:00 до 20:00 точно быстро уедете.

Сладкая соль Босфора

Тур по Босфору на 1,5 часа предполагает неспешную морскую прогулку вдоль основных красот прибосфорского Стамбула. Такая версия вояжа хороша, если вы в Стамбуле не впервые, или впервые, но времени у вас немного. Ну или просто вы очень любите такие прогулки.

Сладкая соль Босфора

За полтора часа паром неспешно развернется (как им удается маневрировать этими махинами в бурлящем котле Босфора!), отойдет от пристани Эминеню…

И пойдет вдоль азиатского берега. Краешком глаза можно зацепить Девичью башню

Паром дойдет до моста Мехмеда Завоевателя

Развернется, и медленно поплывет вдоль европейского берега. Самая достопримечательная достопримечательность этой части прогулки (а для кого-то и всего босфорского вояжа!) — крепость Румелихисар.

Сладкая соль Босфора

Итак, цитадель Румели, Румельская крепость, или Боазкесен, как зовут ее местные. Название красноречивое — «перерезающая горло»!

Сладкая соль Босфора

Цитадель была построена по указанию султана Мехмеда Завоевателя, в 1452 году. Именно благодаря ему красивейший город мира сегодня расположен в Турции.

Говорят, султан Мехмед лично выбрал и место для постройки крепости — там, где два побережья Босфора подходят друг к дружке максимально близко, и смотрел за строительством. Цитадель построена на руинах византийской крепости Фонеус, ровно напротив Анатолийской крепости.

Крепость Анадолухисар

Кстати, Анадолухисар — самое первое турецкое строение тогда еще Константинополя. Крепость построена в 1393 году по указанию османского султана Баязида I, для осады города. Судьба Константинополя решилась именно здесь, 29 мая 1453 года, когда после длительной осады византийская столица пала.

Сладкая соль Босфора

Более 500 лет Румелихисар служила символом мощи Османской империи, в наши дни переквалифицировавшись в музей под открытым небом. Какая же она крутая!

Небольшой совет: занимайте место на пароме по правой стороне. Таким образом вам гарантирован идеальный обзор достопримечательностей азиатского побережья Стамбула, а затем, когда паром развернется, и европейской стороны. Мы подплываем к мечети Ортакёй, пожалуй, самой изысканной на побережье пролива.

Сладкая соль Босфора

Мечеть Ортакёй, как другие святыни Стамбула, не может похвастаться многими столетиями истории. Она была построена в середине XIX века, по указанию султана Абдул-Меджида, в пышном стиле османского барокко. Мы видели поближе ее современницу, мечеть Валиде-Султан — это фантастика!

Два изящных минарета украшены резными балкончиками. Внутри невероятно красиво: розовые мозаики, огромные хрустальные люстры, окна, впитавшие, кажется, весь свет Стамбула. За пышное убранство отвечал архитектор армянского происхождения, Никогос Бальян.

Сладкая соль Босфора

Жаль, правила морской прогулки не позволяют останавливаться, где очень хочется. К примеру, у дворца-отеля Чираган.

Чираган-палас — дворец султана Абдул-Азиза. Он также возведен в середине XIX века, с легкой руки придворных любимчиков Бальянов. Сейчас здесь шикарный пятизвездочный отель сети Kempinski.

Сладкая соль Босфора

Если вам нравится эта пышность и шик, впереди ждет бомбическая красота — дворец Долмабахче. Построенный в девятнадцатом веке для все того же Абдул-Меджида, дворец легко мог соперничать с резиденциями европейских монархов. Такова и была цель османского падишаха: поразить и затмить.

Правителю надоела скромная элегантность средневекового Топкапы. Султан пожелал иметь роскошную резиденцию, по всем модным канонам. На помощь правителю пришли братья Бальян, Карапет и Никогос. Кто-кто, а армяне знают толк в красоте и роскоши — тонны золота, драгоценные камни и хрусталь, мрамор, собрания картин.

Фото из интернета

Говорят, султан так увлекся роскошью, что здорово промотал государственную казну. Кстати, здесь же поселился Ататюрк, и здесь он умер в ноябре 1938 года. В наши дни дворец открыт как музей.

Сладкая соль Босфора

Желаю себе, и вам, поскорее увидеть Босфор. Веками разделяющий и соединяющий лучший город Земли.

Сладкая соль Босфора

По глади которого плывут тяжелые паромы и баржи и изящные яхты. Услышать пение муэдзинов и крики чаек, ощутить аромат специй, и вездесущего балык-экмека — без него не стоит и затевать все эти босфорские приключения. Можно с гранатовым соком, можно с чаем, можно с Efes.

Сладкая соль Босфора

Здесь можно купить знаменитый рыбный сэндвич перед посадкой на паром

Чтобы вы (и я!) ощутили эту поэзию путешествия. Путешествия в Стамбул, у которого есть только один минус — оно слишком быстро заканчивается.

Сладкая соль Босфора

Несмотря на количество дней:)

Цикл материалов "Моя Турция :)"

1. Этот город самый лучший город на земле...
  2. Позолоченный осенний Стамбул. А еще немножко Трои, Памуккале, Анталии и сочных виноградников
  3. Античный город Иераполис — римская здравница, город христианских мучеников и первый в мире термальный курорт
  4. Стамбул как на открытке: Путешествие по кварталам Султанахмет
  5. Сладкая соль Босфора
  6. Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание
  7. Свет небес и земли. Мечеть Нуросмание в Стамбуле
  8. В золотисто-мраморных кружевах. Мечеть Валиде-султан в Стамбуле
  9. За самым восточным шоппингом — на Гранд-Базар в Стамбуле!
  10. Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост
  11. «Итальянский» Стамбул: храм святого Антония Падуанского на проспекте Истикляль
  12. Православная церковь Святой Троицы в многоликом Стамбуле
  13. Турецкая Атлантида: Про остров Кекова, почти затонувший город, и что посмотреть поблизости
  14. Ликийское чудо, город под водой, и путешествие на родину Санты
  15. Про ликийские гробницы в современном городе Демре
  16. Там, где купалась Афродита. Термальный курорт Дальян
  17. Под сенью апельсинового дерева. Старый город в Алании
  18. Терсане — корабельное сердце Алании
  19. Символ с флага Алании: Красная башня у синего моря
  20. Промокшая Анталия: дождливое завершение солнечного путешествия
  21. Про город Артемиды, дом Девы Марии, средневековый Сельчук и немного про Юстиниана