Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:54

Стамбул — Турция Ноябрь 2019

Известные города хороши тем, что каждый путешественник, независимо от того, бывал он здесь или нет, давно составил себе собственный образ этого уголка планеты. Как пазл или мозаика, из запавших в душу частей: образы из книг, фильмов, запахов, вкусов и воспоминаний. Иногда случайных и едва ощутимых, но каждый раз ярких и незабываемых. Чтобы воскресить их к жизни, нужно оказаться в заветном городе. Ну или произнести мысленно: Стамбул, Босфор, дворец Топкапы, Айя-София, Гранд-Базар и султанша Хюррем, Сулейман и великолепный век…

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Отправляясь на прогулку по Вечному городу, стоит дать себе домашнее задание. По возвращении прочитать заново все, что написано про Стамбул, уже другими глазами. Чем еще заниматься долгими зимними вечерами, но пока мы в Стамбуле, ноябрьском, но почти летнем, будем просто смотреть и узнавать.

Утреннее ноябрьское солнце светит ярко, и контраст между светом и тенью велик. Освещенные солнцем арки и минареты кажутся светло-жемчужными, а там, где линии мечети уходят в полумрак, почти черными. Это мечеть Сулеймание — вторая по значению (после Голубой мечети султана Ахмеда) и до недавнего времени первая по размерам святыня Стамбула.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Но уж точно самая красивая!

Это шедевр архитектора Синана, любимого зодчего османских падишахов. Его даже называли Ходжа Мимар Синан Ага — Господин учитель архитектор Синан. Комплекс Сулеймание, как венец его творений по огромной империи, был создан в 50-х годах XVI века.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Считается, что в исламской храмовой архитектуре есть три основных течения. Персидский стиль, с эталоном в виде Тадж-Махала, Арабский — древние мечети Каира и Ближнего Востока, и Османский стиль.

В нем смешались сельджукские, византийские, армянские традиции, позднее они трансформируются в пышное османское барокко. Так вот, комплекс Сулеймание, с его лаконичными линиями и удивительным совершенством форм, стал образцом Османского стиля в культуре и жемчужиной эпохи Синана.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Сам архитектор Синан советовал осматривать Сулеймание не вблизи, а со стороны залива. К примеру, в момент незабываемой прогулки по Босфору. Только так вы в полной мере оцените изящество ее силуэта. Кадра с набережной я не нашла, зато у нас есть фото с великолепной смотровой террасы Сулеймание. Хотите такой же вид — приходите пораньше!

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Говорят, мечеть Сулеймание обошлась казне великолепного султана в кругленькую сумму, и немудрено. Помимо сакральной святыни в комплекс входят медресе, бани, кухни, солидная библиотека и мавзолеи. Во двор Сулеймание по сей день приходят поклониться праху Сулеймана, Османского падишаха, его любимой жены Хюррем, и их дочери Михримах.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Да-да, именно с мечетью Сулеймание связана самая романтическая легенда Османской империи, об украинской рабыне, красотой и коварством мудростью сумевшей добиться высшей власти и любви падишаха.

Не менее удивительна прочность и сейсмоустойчивость мечети: она пережила десятки землетрясений, восстаний и беспорядков. Комплекс Сулеймание вмещает 5000 посетителей. В рамках современных масштабов это возможно и не много, а вот в средневековье воображение поражало.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Интерьер невероятно красив: витражные окна, огромный 50-метровый купол, толстый ковер, золотые суры из Корана и ориентальные росписи.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Что приятно, в стамбульских мечетях (тех, что мы посетили, точно), нет разделения на женские и мужские входы. Девушки входят в божий храм через центральные двери, и могут находиться где душе угодно. Не мешая молящимся и одевшись подобающим образом, разумеется.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Посетить комплекс Сулеймание можно ежедневно и бесплатно. По возможности планируйте визит на любой день, кроме пятницы. Те же самые правила относятся к мечети Шехзаде — еще одному шедевру эпохи великолепного века.

Пока все толпятся у главных ворот Сулеймание или Голубой мечети, бесконечно ожидая тот самый момент без толп туристов, чтобы сделать удачное фото, мы с вами пойдем туда, где все тоже самое можно увидеть в тишине и покое. Наслаждаясь только шелестом ветра и невероятной атмосферой.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Считаете, что мечеть Шехзаде, Шехзадебаши, или Шехзаде Мехмет Джами является уменьшенной копией комплекса Сулеймание, но на самом деле все наоборот. Памятник любви и скорби построили как дань отца сыну, принцу Мехмеду. Это также проект блистательного Синана, причем, мечеть Шехзаде стала первой в веренице великих творений зодчего.

Придуманное им для мечети Шехзаде квадратное основание с огромным парящим куполом будет фирменным знаком Синана. В линиях мечети Шехзаде впервые прослеживается византийское архитектурное влияние.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Обожаемый первенец Сулеймана Великолепного и Хюррем-султан скончался в 1543 году. После его кончины был заложен поминальный храм. Мечеть построена буквально на одном дыхании, за 4 года. Пропорции, линии, архитектурные решения, роспись интерьеров — всё идеально.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Очень красив и двор мечети, похожий на небольшой уютный парк, с тихими тропинками и вековыми деревьями. Отсутствие туристов придает храму особую атмосферу покоя.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Помимо самой мечети, в комплекс Шехзаде входят медресе, кухни и жилые помещения — могилу принца навещали родители и братья. Здесь же находится мавзолей Мехмеда, рядом похоронен брат Джихангир, дочь и зять Рустем-паша.

Все, кто смотрел «Великолепный век», в курсе действующих лиц истории.

Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание

Если нет, стоит пересмотреть-перечитать. Вы ведь помните, какое у нас с вами было домашнее задание до новой встречи со Стамбулом?)

Цикл материалов "Моя Турция :)"

1. Этот город самый лучший город на земле...
  2. Позолоченный осенний Стамбул. А еще немножко Трои, Памуккале, Анталии и сочных виноградников
  3. Античный город Иераполис — римская здравница, город христианских мучеников и первый в мире термальный курорт
  4. Стамбул как на открытке: Путешествие по кварталам Султанахмет
  5. Сладкая соль Босфора
  6. Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание
  7. Свет небес и земли. Мечеть Нуросмание в Стамбуле
  8. В золотисто-мраморных кружевах. Мечеть Валиде-султан в Стамбуле
  9. За самым восточным шоппингом — на Гранд-Базар в Стамбуле!
  10. Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост
  11. «Итальянский» Стамбул: храм святого Антония Падуанского на проспекте Истикляль
  12. Православная церковь Святой Троицы в многоликом Стамбуле
  13. Турецкая Атлантида: Про остров Кекова, почти затонувший город, и что посмотреть поблизости
  14. Ликийское чудо, город под водой, и путешествие на родину Санты
  15. Про ликийские гробницы в современном городе Демре
  16. Там, где купалась Афродита. Термальный курорт Дальян
  17. Под сенью апельсинового дерева. Старый город в Алании
  18. Терсане — корабельное сердце Алании
  19. Символ с флага Алании: Красная башня у синего моря
  20. Промокшая Анталия: дождливое завершение солнечного путешествия
  21. Про город Артемиды, дом Девы Марии, средневековый Сельчук и немного про Юстиниана