Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:54

Стамбул — Турция Ноябрь 2019

«Если кому-то суждено взглянуть на мир лишь раз, пусть это будет Стамбул." Альфонс де Ламартин.

Представим себе такую ситуацию. Вы в Стамбуле на один день — проездом, к примеру, в Каппадокию. Так вот, у вас на знакомство всего 8–12 часов — откинув все транспортные накладки. Задачка, на первый взгляд, из разряда нерешаемых, но Стамбул уже манит за окошком, и в голову лезут назойливые мысли, подгоняя азарт. О том, как бы увидеть всё лучшее сразу. Говорю как есть — вы это бросьте. Ваша задача сейчас — надышаться, надкусить корочку, влюбиться и захотеть вернуться вновь, с упоением предвкушая встречу.

Этот город самый лучший город на земле...

Стамбул, он такой пестрый и многоликий, что с налета не разобраться. Тут и традиционный восточный Фатих со своим Султанахметом, и европейские Каракёй и Бейоглу, османские сараи и шикарные дворцы, средневековый Гранд-базар, модерновый Истикляль, шумный Таксим, острова, паромы и мосты, мосты…

Чтобы оценить его размах, нужно отправиться на прогулку по Золотому Рогу. Пока вы будете плыть, город, простираясь до горизонта (и дальше), станет вашим верным спутником. Хотите удивиться роскоши — вам на выбор предоставлены собор Святой Софии, султанский дворец Топкапы или комплекс Сулеймание. За шопингом идите в Лалели, за хорошим шоппингом — на проспект Истикляль. Туда же я направлю всех, кто, как и я, любит замысловатые фасады ар-нуво. Ну и разумеется мечети — без них визит в Стамбул не будет засчитан.

Этот город самый лучший город на земле...

Вообще, есть вам скажут, что лучшие образчики османского искусства можно увидеть в Стамбуле бесплатно — верьте, потому что лучшие музеи Стамбула — это мечети. Сразу отговорю вас от посещения Голубой мечети, что правильнее называть Султанахмет джами, несмотря на ее статус главного храма города. Невообразимая очередь к ней движется (точно движется?) с черепашьей скоростью, к тому же храм на две трети закрывают реставрационные щиты.

Пожалуй, это тот самый кадр, которым стоит ограничить ваше знакомство, предпочтя Голубой мечети храм любого другого оттенка. Новая мечеть, мечеть Михримах-султан и ее мужа, Рустема-паши, мечеть Фатих, очень древняя, и мечеть Ортакей, очень красивая.

Но хватит лишних предисловий, времени у нас в обрез. Стартуем мы в районе площади Чемберлиташ, одной из вреднейших в Стамбуле. Тут, кстати, стоит прогуляться, шаг вправо, шаг влево — повсюду история. Площадь находится на месте римского форума императора Константина, и из всего богатства уцелела только колонна-обелиск. Здесь же расположена великолепная барочная мечеть Нуруосмание, и центральные ворота Гранд-базара. Не слишком торопитесь влиться в его бурлящие ряды — идем смотреть мечеть.

Этот город самый лучший город на земле...

Нуруосмание по меркам Стамбула молоденькая, ей около 250 лет. Возведена в непривычном для исламской религии, но популярном в 18 веке стиле османского барокко — нарядная и эффектная. В переводе с турецкого ее имя означает «Священный свет Османа». Осман — падишах, при котором завершилось строительство храма, решил таким образом увековечить себя в памяти потомков.

Все это беломраморное чудо было еще и светочем знаний. При мечетях устраивали медресе и библиотеки, к примеру библиотека Нуруосмание насчитывала около 8000 рукописей и печатных образцов. Самые ценные экземпляры хранятся сейчас в музее дворца Топкапы.

Этот город самый лучший город на земле...

Вкусить сумасшедшей стамбульской движухи, и пощекотать нос специями на самом древнем крытом рынке в мире тоже необходимо. Гранд базар — место, где 500 лет назад творилась История, впечатляет и в наши дни. Только представьте — 66 улиц, 4000 магазинов, рестораны, мечети, гостиницы, и даже, не удивляйтесь, кладбище. А теперь, внимание — полмиллиона посетителей заходят сюда ежедневно!

Покупать что-то необязательно, потолкаться — необходимо. Впрочем, можно и купить, если что понравится. И даже если вас слегка облапошат, примите за боевое крещение.

Этот город самый лучший город на земле...

И идите восстанавливать душевное равновесие в храм. Самые красивые в Стамбуле — мечети отца и сына Сулеймана. Начнем с тихой гавани, мечети Шехзаде.

Этот город самый лучший город на земле...

Посмертный дар от отца сыну, мечеть великой печали, творение легендарного Синана — мечеть Шехзаде. Посвящённая памяти принца Мехмеда, мечеть возведена буквально на одном дыхании, всего за 4 года. Датой основания записан 1548 год. По задумке она должна воплощать идеальные пропорции, потому Синан спроектировал ее строго симметричной. Если посмотреть сверху, увидите идеальный квадрат, а по тщательно рассчитанному двору так приятно гулять. Узкие тропинки делают его похожим скорее на сад.

Мехмеда хоронили в мечети Баязет, в собственный мавзолей при храме прах перенесли позже. Помимо самой мечети, комплекс включает медресе, кухню, и жилые помещения, где останавливались Сулейман и Хюррем, оплакивая любимого первенца. Мечеть Шехзаде очень схожа с мечетью отца — Сулеймание, будто ее уменьшенная копия. Возможно, тем самым Синан хотел подчеркнуть их родство и безвременную связь.

Этот город самый лучший город на земле...

Я специально так долго подводила вас к дверям. Внутри вас ждет удивительный праздник света — кажется, им залит каждый сантиметр храма. И людей, как видите — ни-ко-го. Все стоят в очереди в Голубую мечеть!

Этот город самый лучший город на земле...

Следующий наш причал — мечеть Великолепного Сулеймана и бьющий в самое сердце вид с ее обзорной площадки.

Если вам нужен повод, чтобы стерпеть орды туристов, это она, Сулеймание, самая красивая мечеть Стамбула. Из 42 — вдумайтесь, 42! храмов великого Синана, созданных им для столицы, этот считается эталоном. Помимо ее легендарного внутреннего и внешнего великолепия, мечеть знаменита архитектурным комплексом, окружающим ее. Он дошел до нас первозданным.

Этот город самый лучший город на земле...

Здесь есть медресе, больница, библиотека и хамам. В просторный парк сами турки приезжают семьями, чтобы устроить пикник на траве, не забыв перед этим поклониться праху самого Великолепного из султанов. Или женщине, изменившей ход мировой истории, что нашла вечный покой напротив.

Этот город самый лучший город на земле...

Кстати, если вы проголодались, у вас есть два пути. Перед главным входом полно простеньких кафешек, с пластиковыми столами, 200-летней историей и изумительным ароматным чаем по 2 лиры. Вы же помните, сколько должен стоить настоящий турецкий чай. 2 лиры и ни единым курушем больше!

А хотите позавтракать с шиком, захлебнувшись головокружительным видом — задержитесь немного на смотровой площадке Сулеймание. Естественный природный рельеф обеспечил храму еще одну фишку — тот самый легендарный вид на Стамбул в обрамлении куполков хаммама, но я сейчас не о нем. Отсюда отлично просматриваются все видовые кафешки с террасами, прославившие райончик, можете сами выбрать понравившуюся. Kubbe-i Aşk, например, или Ariya.

Этот город самый лучший город на земле...

Нам приглянулась Sefa-i Hurrem. Ее порекомендовала наша чудесная Оксаночка, за что ей преогромное тешшекюр эдерим. Советую зайти как минимум на фото-чай, главное, наметить визит на будние дни.

Отсюда в пешей доступности окажется пристань Эминеню. Воздух, кричи чаек, отражение белоснежных паромов на воде — что за пируэты они творят, вспенивая гладь Босфора. Прямо перед нами — Галатский мост, снабженный пешеходными дорожками и рыбаками разной степени увлеченности. Можете прогуляться по нему, но лучше ныряйте к пристани, купите вкусняшки (время-то обеденное), и отправляйтесь в мини-круиз по Золотому Рогу.

Этот город самый лучший город на земле...

Прогулка, что я рекомендую, длится полтора часа, но на самом деле таких водоворотов соленой страсти в Стамбуле великое множество. Есть вояжи к островам, с остановками у дворцов, и прогулками по набережным. Визиты к колоритным рыбацким деревенькам и пригородам Стамбула — тихим, почти патриархальным. Если торопитесь, просто сядьте на речной трамвайчик — в Стамбуле это вполне себе вид общественного транспорта. Из Азии в Европу, или обратно, он доставит вас за каких-то 15 минут.

Этот город самый лучший город на земле...

Вернув душе умиротворения водными просторами, выходим к Галатскому мосту. Идиллический Стамбул с чайками и без туристов показывают именно отсюда.

Перейдя мост, держитесь правее. Так вы выйдите на набережную Каракёй, недавно приведенную в порядок, и, если вдруг на противоположном берегу залива вас не соблазнили прогулкой, кебабом, симитом или остренькой фасолькой, здесь это случится. Самые стойкие фотографируют виды и идут дальше. Ориентир уже совсем рядом — башня Галата.

Этот город самый лучший город на земле...

Галатская башня — это как раз тот случай, когда лучше наблюдать со стороны. Вы ничего не потеряете и сохраните пару часов времени и пару десятков лир, если не пристроитесь по инерции в хвост очереди на ее смотровую площадку. Я знаю, о чем говорю — перед открытием уже собралась небольшая первомайская демонстрация у касс. Лучше погуляйте переулками вокруг, высматривая лучший ракурс. Наш фаворит — улица Serdar-I Ekrem.

Кстати, это отличное место для шоппинга. Все такие милые сердцу туриста сувениры начинайте покупать здесь.

Этот город самый лучший город на земле...

Продолжите — на Истикляль. Истикляль — самый беспроигрышный вариант, чтобы не дать дуба во время промозглых зимний прогулок, слегка охладиться летом, и откусить по сочному кусочку от турецкой культуры, шоппинга и кухни. Мокрые бургеры, антикварные книжные, арт-галереи, христианские и католические соборы, уличные музыканты, ароматные тележки с каштанами, исторический отель Pera Palace, и гомон многоязыкой толпы.

Этот город самый лучший город на земле...

А еще разумеется красный ретро-трамвайчик — блестящий, свежевыкрашенный, как новенький. Увидите его на Истикляль — загадывайте желание. И фотографируйте скорее!

Этот город самый лучший город на земле...

Сверху-вниз вы ее пройдете, или наоборот, неважно, главное не забыть сунуть нос в ее бочка-переулки. Часто самое интересное (и красивое) прячется от нескромных глаз туристов именно там. Побудьте нескромным, иногда можно.

И вот так, без спешки и суеты, не слишком перегруженной фактами головой и полной впечатлениями душой вы просто обязаны полюбить этот город. И приехать сюда еще не раз.

П.С. К тому времени они и Голубую мечеть отреставрируют. В очереди и встретимся!)

Цикл материалов "Моя Турция :)"

1. Этот город самый лучший город на земле...
  2. Позолоченный осенний Стамбул. А еще немножко Трои, Памуккале, Анталии и сочных виноградников
  3. Античный город Иераполис — римская здравница, город христианских мучеников и первый в мире термальный курорт
  4. Стамбул как на открытке: Путешествие по кварталам Султанахмет
  5. Сладкая соль Босфора
  6. Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание
  7. Свет небес и земли. Мечеть Нуросмание в Стамбуле
  8. В золотисто-мраморных кружевах. Мечеть Валиде-султан в Стамбуле
  9. За самым восточным шоппингом — на Гранд-Базар в Стамбуле!
  10. Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост
  11. «Итальянский» Стамбул: храм святого Антония Падуанского на проспекте Истикляль
  12. Православная церковь Святой Троицы в многоликом Стамбуле
  13. Турецкая Атлантида: Про остров Кекова, почти затонувший город, и что посмотреть поблизости
  14. Ликийское чудо, город под водой, и путешествие на родину Санты
  15. Про ликийские гробницы в современном городе Демре
  16. Там, где купалась Афродита. Термальный курорт Дальян
  17. Под сенью апельсинового дерева. Старый город в Алании
  18. Терсане — корабельное сердце Алании
  19. Символ с флага Алании: Красная башня у синего моря
  20. Промокшая Анталия: дождливое завершение солнечного путешествия
  21. Про город Артемиды, дом Девы Марии, средневековый Сельчук и немного про Юстиниана