Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 19:28

Стамбул — Турция Ноябрь 2019

Скажите, когда вы оказываетесь в лабиринте галатских улочек, вас не уносит мысленно куда-то далеко? Например, в глянцевые кварталы Старого Света. Ведь если поверить, как утверждают историки, романтики и мистики, что Стамбул — это мост, то его основные ступени окажутся где-то тут, в районе Бейоглу. Мост между Старым Светом и другим, еще более старым.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Итальянское наследие в Стамбуле — тема для ни одной диссертации, но мы сегодня не о науке. Кажется, и сами турки, мелькающие в пролетах переулков или старающиеся не упустить трамвай — точно итальянцы. Тот же загар, модные бороды, рубашки, взгляд с поволокой и так далее.

А еще конечно элегантные фасады эпохи модерна. И если вы хотите построить по Стамбулу совсем другой маршрут — европейский, но с пряными нотками Востока, выходите на площади Таксим. Так мы и сделали одним прохладным ноябрьским утром.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Вообще, сто лет назад жизнь в районе Бейоглу, вокруг Галаты, кипела и переливалась через край. Здесь отражалось все культурное и национальное разнообразие Османской империи — французская опера, итальянские храмы и дворцы, магазины турецких сладостей.

Недалеко — вокзал, принимающий легендарный «Восточный экспресс», и рынок пряностей со всего мира. Улицы наполнялись запахами, звуками, людьми, архитектурными находками с разных концов земли. Это делало Стамбул одним из самых ярких и космополитичных городов того времени. Как и нашего с вами, впрочем.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Многое к колориту города добавили итальянцы. Эти подлинные ценители вкуса жизни всегда приезжали сюда посмотреть, поработать, поесть, вдохновиться, а иногда и остаться. Примеры их архитектурных решений встречают нас на улицах Стамбула и по сей день. Даже у самой Галатской башни генуэзские корни. Но до нее мы пока не дошли — любуемся проспектом Истикляль.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Истикляль — это самая популярная стамбульская прогулочная аллея. Тут можно встретить всех — покупателей, туристов, местных модников, искателей видов, поклонников музеев и мыла по 1 лире, бездельников.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Истикляль петляет между отелями, церквями, жилыми домами из начала XX века, консульствами, витринами магазинов. Ее история насчитывает целых 5 столетий. Мехмет Завоеватель, подаривший подданным Стамбул, поселился на холме напротив.

А его последователи стали осваивать новые берега и территории. Галатская башня к тому времени уже была построена, кстати. А еще жители построили огромные южные ворота, открывающие дорогу в Стамбул. Тут селились не только мусульмане, но и европейцы, приехавшие на поиски счастья — они открывали на крутых холмах свои лавки, ремесленные мастерские, небольшие производства.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Место было выбрано идеальное: в то время Истикляль носила имя Главного проспекта. Но европейские поселенцы думали не только о хлебе и зрелищах, а еще о душе.

Греческая церковь Святой Троицы

Уже в середине XVI века на проспекте Истикляль появился первый католический храм, церковь святого Людовика. Он до наших дней не дошел, зато мы можем заглянуть в храм Антония Падуанского — красивую церковь с трудной судьбой.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Постепенно улица расширялась, разрасталась, объединив жилые кварталы с Галатской башней. На Истикляль появились не только лавки мастеров — прообраз современных магазинов всякой всячины.

Но и посольства, банки, культурные строения. Прогуливаясь вокруг Галаты, вы точно ощутите дух города. В тот самый миг, когда впервые ее увидите, возвышающуюся над многослойными домами и узкими переулками. Время здесь будто берет другое направление.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Веками Галатская башня наблюдает свысока на город, Босфор и звезды на небесах. В наши дни без нее невозможно представить рельеф Стамбула — и не только в наши дни, Галатская башня была построена в 1348 году. В те годы это был генуэзский район, и эти жители Аппенинского полуострова, исконные мореплаватели, нуждались в маяке. Он служил отличным ориентиром для моряков и торговцев, как для туристов в наши дни.

Генуэзцы назвали башню Христовой. Вы, кстати, знали, что Галатская башня была частью оборонительной крепостной стены? Остатки тех укреплений можно увидеть и в наши дни.

Современное название башня получила в эпоху Османской империи. Мехмед Завоеватель немного уменьшил ее высоту, а при его последователях башня использовалась как обсерватория. И еще как плацдарм для полетов: по известной стамбульской легенде именно с площадки Галатской башни взлетал романтично настроенный Ахмед Челеби. Ученый спроектировал себе парочку крыльев и махнул прямо через Босфор. Эту историю чудесно рассказывает наша замечательная Оксана.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

В XVIII и XIX веках башню реконструировали, соорудили смотровую террасу. Не для туристов, нет, для осмотра берегов и залива. После реставрации у башни стал почти как современный вид — только под козырьком ее конусообразной шляпки ходили караульные, а не путешественники.

Сейчас, после столетий треволнений, башня вновь открыта для гостей. Она функционирует как полноценный музей. Вы тоже можете подняться на самую вершину, пересчитывая ступени, чтобы взглядом обнять почти весь Стамбул.

Мы не стали. Не знаю, насколько справедливо решив, что вид НА башню лучше, чем с нее.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Если вы так не считаете, башня открыта для гостей ежедневно, с 09:00 до 20:30. Там и ресторан есть, кстати. А нас ждет Золотой Рог и паром.

Когда спуститесь с башни вниз (или просто насмотритесь на нее с разных сторон) обратите внимание на магазины около-Галатских кварталов. Такого ассортимента, разнообразия, красоты оформления витрин, ценника, качества и прочего, прочего я не встречала больше нигде за всю поездку. И не думайте, что купите потом — берите сразу.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Стамбул вас так закружит, что шанс найти тот самый магазинчик с мылом, полотенцами, армудами, копиями архитектурных шедевров или подлинными шедеврами, кулинарными, стремится к нулю.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Здорово бы еще, конечно, присесть в одном из ресторанчиков, вечно переполненных людьми. Бренчать ложечкой в тонком армуде, помешивая сахар в янтарном чае. Или тянуть кофе, что более по-европейски и в духе Истикляль. А еще можно купить симит — хрустящий привет из Турции…

…и слопать его в компании рыбаков и горластых чаек Галатского моста.

Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост

Такой Стамбул мне по душе, а вам?

Цикл материалов "Моя Турция :)"

1. Этот город самый лучший город на земле...
  2. Позолоченный осенний Стамбул. А еще немножко Трои, Памуккале, Анталии и сочных виноградников
  3. Античный город Иераполис — римская здравница, город христианских мучеников и первый в мире термальный курорт
  4. Стамбул как на открытке: Путешествие по кварталам Султанахмет
  5. Сладкая соль Босфора
  6. Именем отца и сына… Жемчужины Стамбула — мечети Шехзаде и Сулеймание
  7. Свет небес и земли. Мечеть Нуросмание в Стамбуле
  8. В золотисто-мраморных кружевах. Мечеть Валиде-султан в Стамбуле
  9. За самым восточным шоппингом — на Гранд-Базар в Стамбуле!
  10. Это тоже Стамбул: Истикляль, красный трамвайчик и Галатский мост
  11. «Итальянский» Стамбул: храм святого Антония Падуанского на проспекте Истикляль
  12. Православная церковь Святой Троицы в многоликом Стамбуле
  13. Турецкая Атлантида: Про остров Кекова, почти затонувший город, и что посмотреть поблизости
  14. Ликийское чудо, город под водой, и путешествие на родину Санты
  15. Про ликийские гробницы в современном городе Демре
  16. Там, где купалась Афродита. Термальный курорт Дальян
  17. Под сенью апельсинового дерева. Старый город в Алании
  18. Терсане — корабельное сердце Алании
  19. Символ с флага Алании: Красная башня у синего моря
  20. Промокшая Анталия: дождливое завершение солнечного путешествия
  21. Про город Артемиды, дом Девы Марии, средневековый Сельчук и немного про Юстиниана