Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:46

Уральск — Казахстан Сентябрь 2012

К сожалению волна беспамятства, нахлынувшая на страну в годы Советской власти, принесла свои горькие плоды. Мы теряем память о предках, их героических делах, становимся манкуртами, не помнящими родства.

Уральское казачье войско было одним из форпостов, которое защищало границы Российского государства от набегов из Средней Азии. Затем уральские казаки участвовали в походах русской армии против хивинского и других ханств.

Многие из нас слышали о 300 спартанцах, сражавшихся против многотысячного персидского войска. Но кто помнит об Иканском бое, продолжавшихся три дня с 4 по 6 декабря 1864 года?

Сотня уральских казаков, точнее 118 человек, под командованием есаула В. Р. Серова приняла бой под селом Икан с двадцатитысячным войском кокандского хана Муллы-Алимкула. 57 казаков остались навечно под Иканом, 12 скончались от ран после боя, 38 казаков были ранены, но в древний город Туркестан кокандцев не пропустили. Кокандцев погибло около 2000.

До Туркестана от Икана всего 20 вёрст, чтобы было бы со стариками, женщинами и детьми города — даже представить страшно. Когда после подхода русских войск и отхода участников набега стали собирать с поля боя трупы уральских казаков, то все они были обезглавлены и изуродованы. Но больше кокандцы на Южный Казахстан не нападали.

Подвигу казаков посвящали стихотворения, под Туркестаном был воздвигнут памятник, уничтоженный во времена СССР.

«Хвала вам, уральцы, герои Икана!

Вы славу умножили предков своих,

Давно победивших врага басурмана

За быстрым Уралом, в пустынях степных».

До середины восьмидесятых годов XIX века в Уральске было большое поле, на котором казаки прощались с родными местами, отправляясь в очередной поход. В 1889 году в честь 25-летия Иканской битвы оно получило название Иканской площади. Площадь стала одним из популярных мест в городе и пользовалась особым вниманием и любовью уральцев.

Когда-то на месте Иканской площади находилась походная церковь Уральского казачьего войска, а в 1897 году был построен каменный храм Святителя Николая. В 1899 году в храме вспыхнул пожар, последствия которого были устранены только к 1902 году.

В двадцатых годах прошлого столетия была закрыта и вновь возвращена верующим в 1994 году, а с 1997 года началась реставрация храма.

В 1891 году в память о трехсотлетии служения Уральского войска России был заложен храм Христа Спасителя,

более известный среди местных жителей как «Золотая церковь», в 1907 году он был освящен.

В советское время здесь были музей и планетарий. В 1990 году храм был возвращен православной церкви.

Слева от церкви остался кусочек Иканской площади,

в этом сквере, есть достаточно интересный фонтан. Здание на заднем фоне построено в советское время.

В 1918 году на Иканском поле, позади Золотой церкви, стали хоронить казаков, погибших в боях с красногвардейцами. Так появилось кладбище, названное Братским. Про казаков, похороненных на Иканском кладбище еще до того, как красные войска вошли в город, никто даже не упоминает. А ведь многие имена известны. Первыми были захоронены на Братском кладбище на Иканском поле: хорунжий Александр Павлович Любавин, сотник Агуреев Ефим Акимович, казаки Дамрин Абрам Петрович, Кирилин Евсей Савельевич, Чебаков Пётр и Иванаев Симеон Тарасович, а также хвалынский мещанин Иван Евстафьевич Дондуков, живший в Уральске.

Но если мы обычно представляем братскую могилу как одну большую, то после похорон казаков на кладбище оставались маленькие холмики и простые деревянные кресты.

После того, как Уральск был занят Красной армией, то здесь хоронили погибших красноармейцев, умерших от голода и тифа в двадцатые годы прошлого века, после — умерших в госпиталях во время Великой Отечественной войны. А потом вместо кладбища сделали стадион.

Когда-то здесь было кладбище, но в советское здесь был построен стадион в 1947 году под названием «Спартак». С 1966 года назывался «Строитель», с 1971 года — «Юность». В 2002 году была произведена реконструкция стадиона. На нем проводила свои матчи уральская команда по хоккею с мячом «Акжайык», выступавшая в российском первенстве в высшей лиге.

И бегали футболисты и хоккеисты по бывшим могилам, даже не зная об этом.

Сбоку от стадиона находится сквер имени Темира Масина.

Нынешний сквер Темира Масина — это незастроенный остаток Иканской площади (Иканского кладбища).

Масин Темир Джантикеевич (10.01.1907 — 08.08.1947) получил звание Героя Советского Союза 24 марта 1945 года за успешное командование стрелковой ротой, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм.

После демобилизации вернулся на Родину в Западно-Казахстанскую область, где он родился и трудился до войны. Скончался 8 августа 1947 года от ожогов, полученных во время пожара в степи.

На территории сквера находится могила Темира Масина и бюст.

За последнее время сквер уменьшился в размерах, срублена большая часть деревьев, но судьба других скверов города Уральска еще более трагична. Уничтожены многие островки растительности, памятные многим поколениям горожан. Фурмановский сад вырублен под корень, на его месте высится торговый центр «Атриум».

Россыпь зданий банков и газовиков на месте безымянного сквера позади гостиницы «Урал» перед центральным рынком. И все это только в центре города…

Какая то странная традиция сложилась при советской власти — хоронить погибших не на кладбищах, а в центре городов. Когда Темир Масин погиб в пожаре в 1947 году, спасая народное добро и колхозницу, то он был похоронен не там, где погиб (в Тайпакском районе Западно-Казахстанской области), не там где родился (в ауле Жиеккум Урдинского района) , а в областном центре области г. Уральске. Видимо роль сыграло, что он был героем Советского Союза и партийным работником. Автором памятника стал скульптор Х. З. Шамсутдинов, установлен бюст-памятник на могиле в 1950 году.

В сквере практически у высокой бетонной стены стадиона располагается братская могила, появившаяся в 1919 году.

Над нею установлен памятник.

Гражданская война была жестока и беспощадна, Чапаевцы освободили город только 24 января 1919 года, а с марта 1918 года до этого времени в городе царили белоказаки. В апреле 1919 года красные войска в Уральске опять попали в осаду. В братской могиле похоронены, как освобождавшие Уральск, так и защищавшие его при осаде.

Памятник выглядит строго и очень скромно. На белой плите черными буквами выбито: «Вечная память красным героям, в борьбе с белогвардейцами при освобождении Уральска в 1919 г.».

Одно из городских преданий гласит, что именно здесь похоронен Чапаев, труп которого верные соратники привезли в Уральск после его гибели. Официальная версия, как Вы знаете, звучит совсем иначе…

В 1963 году в Уральске появился кинотеатр «Мир» в тяжелое постперестроечное время превратился в ночной клуб. Фактически этот комплекс развлекательных заведений, находящихся под одной крышей и на одной территории.

И нигде не сохранилось названия Иканский в память о былом подвиге уральских казаков.

Цикл материалов "Прогулки по Уральску"

1. Горынычи с Яика
  2. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 1. Окрестности Пугачевской площади
  3. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 2. От бывшей Петропавловской до бывшей Казанской площади
  4. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 3. От дома Ванюшина до памятника Габдулле Тукаю
  5. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 4. Вокруг бывшей войсковой канцелярии
  6. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 5. От Атаманского дома до пожарной каланчи
  7. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 6. Вокруг дома полковника Мизинова — байки и предания
  8. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 7. От знаменитого дома Карева до площади Абая
  9. Прогулка по Уральскому Арбату
  10. Мужской монастырь в степях Приуралья
  11. Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города
  12. Уральск — приют для Габдуллы Тукая
  13. Мы теряем память о подвигах наших предков или От Иканской площади не осталось следов