Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

Уральск — Казахстан Август 2011

Когда в Казани я увидел памятник Габдулле Тукаю «Все татары, кроме Я», то искренне обрадовался.

Один из известных татарских поэтов Габдулла Тукай (1886 -1913), который не дожил до своего двадцатисемилетия 12 дней, почти половину своей короткой, но яркой жизни прожил в Уральске, приехав сюда в возрасте 9 лет и уехав в Казань в возрасте 21 года. В Уральске Тукай выучился грамоте, русскому и арабскому языкам, сложился как поэт и написал свои первые стихи, помимо сложения стихов на татарском языке он занимался переводами с русского языка на татарский.

В Уральске обнаружилось место, трижды посвященное Габдулле Тукаю.

30 октября 2001 года в Уральске был открыт памятник-бюст Тукаю (скульптор Гасимов М.М., архитекторы Айдаров С.С., Галеев А.М., Вафеев Р.А.), при этом находился памятник в сквере имени Габдуллы Тукая на углу улиц Габдулллы Тукая и проспекта Достык (Дружба).

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

Привожу названия улиц такими, какими они были во время моего посещения Уральска, ибо улицы его переименовали несколько раз. В частности, когда я был в тех местах в 2019 году, по проспект был уже был переименован в честь первого президента Казахстана — Нурсултана Абишевича Назарбаева.

На противоположностороне проспекта, наискосок от памятника Тукаю, долгое время вмсела растяжка, расскажмвающая о пребывании Тукая в Уральске.

Тукай приехал в Уральск мальчишкой и жил здесь с 1894 года по 1907 год. Габдулла ходил в медресе «Мутыйгия»,также Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур.

В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

Расул Гамзатов так говорил о Тукае: «Имя его дорого нам. Жизнь его — как молния. Судьба его нам дорога, потому что эта судьба сплетена с судьбой народа. Он оставил нам большое наследство. Оно принадлежит не только татарскому народу, но и всем народам».

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

Считали его замечательным поэтом Сергей Есенин и Чингиз Айтматов, а Максим Горький цитировал его стихи: »…Мир этот не для художников, им всегда было тесно и неловко в нем, — тем почетней и героичней их роль. Очень хорошо сказал один казанский татарин — поэт, умирая от голода и чахотки: «Из железной клетки мира улетает, улетает юная душа моя…»

Преподаватель Института тюркологии Вамбергского университета Михаэль Фридрих — единственный западный ученый, посвятивший свою научную работу поволжскому поэту, сказал: «Тукай был настоящим народным поэтом и жил тем, чем жили простые люди. Поэтому его любил народ, настолько любил, что в последний путь его провожали тьма людей, которые несли венки, фотографии».

Если пройти по улице Габдуллы Тукая 3 квартала,

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

то можно дойти до Музея имени Габдуллы Тукая.

Когда я проделал этот путь в первый раз, то ворота во двор были открыты, а сам музей не работал.

На здании во дворе висел плакат с цитатой из стихотворения «Пара лошадей», в котором Тукай писал об Уральске:

«Край родной, не будь в обиде, край любимый…

О прощай, родимый город…»

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

Не солоно хлебавши завершилась моя прогулка с намерением на этот раз обязательно побывать в музее летом 2019 года.

Музей в Уральске появился почти сто лет спустя после отъезда великого татарского поэта благодаря участию президентов Казахстана Нурсултана Назарбаева и президента Татарстана Минтермира Шаймиева, договорившихся в 2005 году восстановить дом, принадлежавшем Мутыгулле Тухватулину.

Тухватуллин был имамом Красной мечети, учителем и наставником Габдуллы Тукая. Про мечети Уральска я рассказывал в материале Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города.

После реставрации в этом здании разместился музей Габдуллы Тукая, открывшийся 12 декабря 2006 года, буквально за 10 месяцев до столетия отъезда поэта. Чуть раньше музея был отреставрирован памятник Тукаю.

Первыми татарами-горожанами в Западном Казахстане стали казаки Уральского казачьего войска.

В дальнейшем формирование не войскового татарского населения Яицка шло за счёт казанских, уфимских, касимовских татар, мишарей из Нижегородской и Саратовской губерний. Основной их деятельностью была торговля. Связи уральских татар с татарами Российской империи была устойчивыми.

Не случайно круглого сироту привезли в Уральск, в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тётя по линии отца.

Сначала татары жили в Куренях вместе с казаками, но когда в 1821 году в Уральске произошел очередной пожар, то часть татарского населения переселилась на другие земли. Так была основана новая Татарская слобода. В 1871 году в новой Татарской слободе была сооружена Красная мечеть.

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

C 1877 года на протяжении почти 30 лет имамом в Красной мечети был учитель Габдуллы Тукая — выпускник Кошкарского медресе и Каирского мусульманского университета. Мутыгулла Тухватуллович Тухватуллин (1840 или 1845–1920).

В Уральске того времени было три медресе: «Ракыйбия», «Гайния» и «Мутыйгия», причём последнее было построено специально для хазрета Мутыйгуллы Тухватулина.

Может плохо искал, но отыскал я только медресе «Ракыйбия».

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

Находится здание рядом с Красной мечетью и до 2011 года считали, что это здание мечети «Мутыйгия». Лишь в 2011 году поменяли мемориальную табличку.

Новая точка зрения на то, где было медресе «Мутыйгия» . На углу улицы 8 Марта и Габдуллы Тукая справа, когда идешь от Красной мечети, стоял первый дом мясников братьев Корчажниковых, второй дом Фаткуллина Фахрутдина, а на месте третьего дома стояло медресе.

Интересны выкрутасы судьбы, связанные с домом мецената, который построил деревянное медресе «Мутыйгия».

Муртаза Губайдуллин был известным купцом, занимающимся продажей муки, и меценатом в городе Уральске. Двухэтажный дом, в котором он жил и который сейчас является охраняемым памятником архитектуры, был построен в конце XIX века и принадлежало купцу вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Здание при своёй постройке было сложено из красного кирпича, сейчас оно выглядит немного иначе и оно принадлежит Уральскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви.

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

В Уральске в Новой татарской слободе действовал Татарский продуктовый базар. Здесь торговали зерном, мукой, печеным хлебом, рыбой, арбузами, дынями, тыквой, яблоками. Базар доходил до Казанской площади.

На месте бывшего базара располагается бульвар улицы Некрасова,

а на месте Казанской площади — построенное в 1930-ые годы здание педагогического института, а ныне университета.

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

В стародавние времена Старый базар простирался от Большой Михайловской (ныне проспект Достык) до набережной Чагана. Торговля шла непосредственно с подвод, продавались продукты питания и дрова.

Возле базара находилась гостиница «Казань».

Собственно она и была построена для приезжих торговцев фактически возле базара в конце XIX века. Владельцем гостиницы являлся купец Сабит Амиров, начинавший свою торговую деятельность приказчиком у уральского купца 2‑й гильдии Лариона Мизинова.

Когда в Уральске купцами-татарами после первой российской революции было создано мусульманское благотворительное общество, его председателем был избран С.Амиров. Помимо проживания коммерсантов она известна тем, что покинув медресе в ней жил с января по октябрь 1907 года национальный татарский поэт Габдулла Тукай. В ней он написал свою знаменитую сказку «Шурале» и стихотворение «Пар ат». Принимал Габдулла Тукай активное участие в проведении литературно-музыкальных вечеров в гостинице в 1906–1907 годах

Первым зданием, в котором жил Габдулла Тукай после приезда в Уральск, был дом купца Галиаскара Усманова.

Памятники истории и архитектуры с каждым годом становятся старше, а не моложе. И требуют большего внимания и денежных средств для поддержания в надлежащем состоянии. Власть порой ограничивается составлением перечня таких памятников, да еще установкой на них памятных табличек, иногда за счёт нынешних владельцев здания. Замечательно, когда в здании размещается областной акимат (администрация) или финансово крепкая организация. Тогда и деньги на ремонт находятся, да и табличку можно покрасивее пришпандорить. А вот если здание является жилым…

Что взять с жителей небольшого домика на окраине, им иногда на жизнь средств еле-еле хватает, а на капитальный ремонт десятилетиями забытого дома- они столько же десятилетий будут собирать и не факт, что соберут… И здание-памятник ветшает, пока не становится аварийным. Вот тогда чиновники могут проснуться и мигом принять решение о сносе аварийного жилья. А исчезновение памятного места — не беда, на их век хватит. Да и как обращать внимание на подобные дома.

Этот дом был построен татарским купцом Галиаскаром Усмановым в конце XIX века.

Строительство происходило во времена Российской империи, на земле Уральского казачьего войска. Известно здание тем, что в этом здании с 1895 года по 1900 жил будущий основатель и классик татарской литературы Габдулла Тукай. Рано осиротевшего мальчика взяла к себе тетя Газиза — жена купца, успешно торговавшего мануфактурой. Но в 1900 году хозяин дома скончался, его жене не под силу стало содержать здание. Оно было продано-перепродано.

Сейчас в двухэтажном здании, располагаются обычные квартиры.

После жизни в Уральске Тукай уехал в Казань, где и прожил оставшуюся жизнь. Для чего властям суверенного Казахстана тратить деньги на ремонт такой бесполезной развалюхи? Тем более, что крыша течёт и только первый этаж каменный, а второй деревянный. А ведь на бумаге здание находится под государственной охраной местного значения. Я побывал возле дома во время дождя. Страшно было смотреть практически на умирающий дом.

Уральск — приют для Габдуллы Тукая

Даже мраморная табличка на здании, установленная в 1957 году, не читалась, буквы на табличке словно песчаной бурей постирало. Власти города и области даже пальцем не хотели шевелить. Позиция Госинспекции по культурному наследию была железобетонной: её сотрудники заняты непосильным трудом по контролю за внешним обликом дома, чтобы не давать нерадивым владельцам архитектурных памятников разрушить их окончательно или частично по недомыслию или незнанию. А вот реставрация — это не их епархия, не строители они. Есть жилищно-коммунальные службы — вот пусть они этим и занимаются.

На самом деле такие проблемы были и есть не только у дома Г. Усманова в Уральске. Во многих городах и весях России, Казахстана и других стран чиновников, неласково обращающихся с культурным наследием, тьма тьмущая. А сказки со счастливым концом и богатыми спонсорами случаются редко, гораздо чаще здания разрушаются под воздействием различных факторов, в том числе с людской помощью.

Но в Уральске произошло чудо, по другому это назвать сложно. И всё благодаря празднику. Любят праздники на территории нашей бывшей необъятной Родины: отдохнуть, повеселиться, в гости друг к другу съездить, своими достижениями похвастаться, мяса поесть, кумыса и водки попить.

1—2 июня 2013 года в Уральске был проведён ежегодный республиканский Сабантуй. Среди множества почётных гостей присутствовал президент Татарстана Рустам Минниханов, которому показали многострадальный дом Г. Усманова и татарская диаспора города попросила помощи для приведения исторического здания в божий вид.

В результате финансовой помощи из Татарстана уже 5 декабря 2013 года здание было полностью отреставрировано.

(Из Интернета)

Как хорошо, что есть праздники и что иногда случаются на свете чудеса. Да, чуть не забыл сказать, табличку новую прикрепили…

Вот такое окунание в татарский мир Уральска произошло у нас.

Цикл материалов "Прогулки по Уральску"

1. Горынычи с Яика
  2. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 1. Окрестности Пугачевской площади
  3. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 2. От бывшей Петропавловской до бывшей Казанской площади
  4. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 3. От дома Ванюшина до памятника Габдулле Тукаю
  5. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 4. Вокруг бывшей войсковой канцелярии
  6. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 5. От Атаманского дома до пожарной каланчи
  7. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 6. Вокруг дома полковника Мизинова — байки и предания
  8. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 7. От знаменитого дома Карева до площади Абая
  9. Прогулка по Уральскому Арбату
  10. Мужской монастырь в степях Приуралья
  11. Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города
  12. Уральск — приют для Габдуллы Тукая
  13. Мы теряем память о подвигах наших предков или От Иканской площади не осталось следов