Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 18:19

Уральск — Казахстан Август 2011

Продолжаю путь, не забывая время от времени фотографировать.

На улице Гумара Караша находятся несколько современных зданий, которые не раздражают.

Одно из них находится на углу с проспектом, напротив дома Завьялова.

Никакой исторической ценности они не представляют, но симпатичные.

Когда много деревьев и дело происходит летом, то чать зданий просто невозможно сфотографировать. Еще на одном углу улицы Караша и проспекта Достык стоит длинное здание, на втором этаже живёт с семьей один из бывших моих сотрудников, а на первом этаже располагается ресторан «Слобода», раньше здесь располагался книжный магазин, если память мне изменяет.

Обратите внимание на элегантный мостик.

Г уляя по старым улицам Уральска, обратите внимание на небольшие канавки рядом с тротуарами. По этим канавкам, называемых арыками самотеком течет вода. Арычная системы была создана еще в прошлом веке и благодаря ей в Уральске был свой неповторимый микроклимат летом. Люди брали оттуда и воду для полива. Но потом система перестала чиститься и превратилась в кучу грязных луж или просто пересохших канав. Когда я бродил по Уральску — система была приведена в порядок. Вода закачивается из Урала в два бассейна, которые находятся между базаром и Уралом, и оттуда по арыкам стекает в Чаган.

Существуют два круга арыков: малый и большой. Малый круг проходит по улицам Курмангазы, Нурпеисовой, проспекту Достык-Дружбы, Фрунзе, Комсомольской, Жунисова. Большой круг захватывает дополнительно часть проспекта Евразия, по арыкам которого вода движется в сторону парка культуры и отдыха. На фотографиях один из бассейнов, откуда по арыкам расходится вода,

и вид арыка.

Но вернёмся на проспект. Напротив ресторана находится здание, овеянное легендами.

Легенды начинаются с момента строительства дома, когда он был построен. Точно не знает никто. Известно лишь, что его строительство велось одновременно с реставрацией атаманского дома Созвездие гостивших и живших здесь просто ослепляет после пожара 1821 года, которое находится в квартале от этого здания.

Главным архитектором города Уральска тогда был Микеле Дельмедино. Кстати Микеле в Уральске, где он пробыл с по 1821 по 1831 года звали несколько по другому — Михаил Филиппович, а иногда и запросто Михайло.

Здание было построено для полковника Стахия Дмитриевича Мизинова, представителя многочисленного рода Мизиновых. Высоко ценил боевые качества казаков-уральцев генералиссимус Александр Васильевич Суворов-Рымникский. Под его началом в Итальянском и Швейцарском походах в 1798 -1800 годах в составе корпуса генерала-лейтенанта Римского-Корсакова приняли участие два конных полка полковников Бородина и Лицинова.

Давид Мартемьянович Бородин (1760–1830) был дважды войсковым атаманом Уральского казачьего войска, с 1798 по 1823 и с 1827 по 1830 года. Во время походов с Суворовым был походным атаманом. В полку Бородина был сотник Дмитрий Мизинов и его сын, пятнадцатилетний юноша Стахий.

Как писал замечательный уральский историк Н.Савичев: «В старину офицеры нередко брали своих невозмужавших детей на войну, как возят мальчиков в занимательный спектакль…»

Так вот пара легенд рассказывает про совместные приключения уральских казаков, в том числе многоопытного Бородина и пацана Стахия Мизинова. Я как-то писал в материале Байки о Турции о необходимости знать иностранные языки, знал об этом и Бородин.

Во время швейцарского похода 1799 года Римский-Корсаков крайне неудачно командовал русским отрядом: Массена нанес ему сокрушительное поражение при Цюрихе, которое обусловило неудачный исход всей кампании. В результате французские и русские войска перемешались, не избежали этого бардака и казаки под командованием Бородина. Когда в очередной раз полк был окружен французами и к казакам прибыл парламентёр с требованием сдаться, то полковник тянул время как мог, поджидая удобного для прорыва момента. Говорят, что он крикнул «Алга!», что по-казахски означает «Вперёд!», и казаки бросились на прорыв. Не ожидавшие такой подлости и спокойно отдыхавшие после боя французы — растерялись и уральцы задали стрекача, только пятки засверкали.

На этом приключения Стахия не закончились. Голод — не тётка, он вместе с денщиком отправился на поиски пропитания. Хотя в трактире, на который они наткнулись, бурно отмечали победу в стельку пьяные французы — уральцы решили — авось пронёсет и зашли в трактир. Только через некоторое время французы поняли, что с ними под одной крышей их противники. Вы думаете, что Стахия и его денщика арестовали или поставили к стенке? Увы времена благородства сейчас прошли, а тогда были другие времена. Их не только не арестовали, но даже выпили с ними за отвагу.

Выросший мальчик стал офицером. С 1814 по май 1817 года он командовал Лейб-Уральской казачьей сотней, которая несла караульную службу при царских покоях в самом Санкт-Петербурге и загородных дворцах, являясь личным конвоем императора.

Когда Дельмедино реставрировал Атаманский дом и строил дом для Мизинова, то Стахий Дмитриевич уже был полковником, атаманом же в Уральске был Давид Мартемьянович Бородин. Бывшие суворовские служаки снова служили вместе. Из описания здания: « Здание кирпичное, 3-х этажное. Ярко выражена центральная часть и вход. Четкое членение по вертикали. Входная центральная часть выступает вперед. Вход подчеркнут на уровне второго и третьего этажа, 4 колоннами и фигурным чугунным ограждением балкона. Завершает здание не сложный фронтон. Элементами декора фасада является выступающая кирпичная кладка, ограждение балкона, колонны. «

Еще одна легенда, связанная с этим домов. Прототипом Нины Заречной в пьесе Антона Павловича Чехова „Чайка“ была Лидия Стахиевна Мизинова (Лика Мизинова, 1870 — 1939) — русская певица и актриса. Немного на свете было людей, которых звали Стахий Мизинов. И кто-то решил, что Лика — дочка Стахия Дмитриевича, хозяина нашего дома. Но ошибочка вышла, её отец — скромный домашний учитель Стахий Давыдович Мизинов, хоть и происходил из рода Мизиновых из Уральска, но явно не был бравым казачьим полковником. А вот была ли она на родине отца, бросившего семью когда Лике было три года — история умалчивает. Хотя слухи ходили…

Говорят, что когда в 1919 году с балкона дома выступал Михаил Васильевич Фрунзе, его чуть не пристрелил в доску пьяный красноармеец, принявший его за белогвардейского генерала.

И напоследок — еще одну городскую легенду из прошлого века. Уральский писатель, являющийся членом Союза писателей России, но живущий в столице Казахстана Астане вспоминал, что из обширного подвала этого дома вёл куда-то тесный, выложенный кирпичом лаз. По лазу дети добрались до подземной комнаты, в которой нашли старинный чайник. Дальше были еще два лаза, но туда дети побоялись лезть». Легенды они не всегда являются неправдой…

Следующее здание за домом Дельдомино раскинулось более чем на половину квартала. Со стороны смотрится как несколько рядом соединённых зданий.

В первом располагалась гостиница «Россия», в которой останавливались Д. А. Фурманов и Б. Каратаев. Здание построено в 1888 году.

Еще два фасада этого здания: в середине виден вход в Народный банк,

а это угловая часть с улицей Даулекерея.

Очень интересный двухэтажный дом, который расположен в длину на целый квартал по проспекту Достык, но номер дома позаимствован у перпендикулярной улицы.

Со стороны улицы Карева сохранилась арка, которая связывает главное здание с его бывшими хозяйственными постройками, находящимися в глубине квартала. Построен был в XIX веке, в нем располагалась Уральская войсковая больница. В ту пору существовало В Уральском казачьем войске всего две войсковые больницы: в Уральске на 100 мест и в Гурьеве на 25 мест. Врачей в войске было 11 человек, из них 6 человек работало в Уральске и ровно половина из них Уральской войсковой больнице. Здесь же жил областной врач Уральской области и войсковой врач Уральского казачьего войска. В 1898 году эту должность занимал статский советник доктор медицины Эраст Фелицианович Горбацевич. Поиски врача с таким именем привели меня в Читу, где такой врач работал до 1884 года точно. Горбацевич Эраст Леон Фелицианович (1849- 1910), доктор медицины, окончил Императорскую медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге в 1874 году, в Чите появился в 1875 году. Похоже, что это был один и тот же человек. Ныне здесь располагается поликлиника № 3.

Из современных зданий, а может переделок старинных домов интересно смотрится вот это, похожее на пирамиду.

Цикл материалов "Прогулки по Уральску"

1. Горынычи с Яика
  2. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 1. Окрестности Пугачевской площади
  3. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 2. От бывшей Петропавловской до бывшей Казанской площади
  4. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 3. От дома Ванюшина до памятника Габдулле Тукаю
  5. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 4. Вокруг бывшей войсковой канцелярии
  6. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 5. От Атаманского дома до пожарной каланчи
  7. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 6. Вокруг дома полковника Мизинова — байки и предания
  8. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 7. От знаменитого дома Карева до площади Абая
  9. Прогулка по Уральскому Арбату
  10. Мужской монастырь в степях Приуралья
  11. Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города
  12. Уральск — приют для Габдуллы Тукая
  13. Мы теряем память о подвигах наших предков или От Иканской площади не осталось следов