Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:09

Уральск — Казахстан Июль 2017

В годы Великой Отечественной войны решением Военного совета Сталинградского фронта от 16 октября 1942 года, Уральск становится прифронтовой зоной и пунктом противовоздушной обороны страны. В город было эвакуировано из центра 14 промышленных, работавших на фронт предприятий, 20 военных госпиталей, формировались воинские соединения.

К сожалению большинство эвакуированных предпритий в настоящее время приказали долго жить, а вот памятники и мемориалы оставлись, правда различной степени сохранности.

Пройдёмся по городу Уральску, посмотрим, что же встретится на пути.

Я рассказывал в материале Круговорот памятников Уральска , что был в 2017 году демонтирован памятник Герою Советского Союза Маншук Маметовой, который был установлен 23 апреля 1988 года.

Маншук Жиенгалиевна Маметова (1922 — 1943) — первая казашка, которой было присвоено звание Героя Советского Союза. 15 октября 1943 года в ожесточенном бою близ города Невеля молодая казахская девушка-пулеметчица погибла смертью храбрых. Весь пулеметный расчет Маметовой был уже мертв, но она продолжала бой. Семьдесят фашистов положила она. Осколок разорвавшейся мины попал ей в голову, но она все стреляла и стреляла из раскаленного «максима». Через восемь дней ей исполнилось бы 21 год, но до очередного дня рождения она не дожила.

Родилась Маншук в Западно-Казахстанской области, закончила школу в Уральске.

Сохранился дом, где жила Маншук в Уральске,

здесь 7 июля 1982 года был открыт музей её имени.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Примерно на полпути между школой и домом Маншук располагается памятник журналистам — участникам Великой Отечественной войны, который был установлен 24 июня 2010 года.

Монумент изготовлен в виде прямоугольной плиты, в центре которой находятся перо и штык.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Это своеобразная отсылка к стихотворению Маяковского «Домой!», написанное в 1926 году: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Перо и штык напоминают о том, что слово может разить не хуже пули или снаряда.

На табличке на памятнике — надпись на двух языках «Вечная слава журналистам — западноказахстанцам, участникам Великой Отечественной войны».

Я часто проходил по проспекту мимо этого места и даже не подозревал, что там находится памятник.

Вместо памятника Маншук Маметовой был установлен памятник в честь трёх героинь казахского народа, в точм числе и Маншук Маметовой.

Новая скульптурная композиция «Славные дочери казахского народа» (" Қазақтың батыр арулары») состоит уже из трёх фигур девушек-казашек, героически сражавшихся во время Великой Отечественной войны. Спиной друг к другу стоят лётчица Хиуаз Доспанова (в центре), пулемётчица Маншук Маметова по её правую руку и снайпер Алия Молдагулова по левую руку от Хиуаз.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Алия Нурмухамбетовна Молдагулова (1925–1944) была удостоена звания Героя Советского Союза 4 июня 1944 года, также посмертно как и Маншук.

Хиуаз Каировна Доспанова (1922–2008) удостоена звания «Народный Герой» (каз. Халық Қаһарманы) 7 декабря 2004 года Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Инвалид второй группы Доспанова продолжила свою трудовую деятельность в Уральске после войны. Интересный факт, что Доспанова вместе с подругой 13 октября 1941 года записались в Энгельсе на приём к Марине Расковой и по итогам беседы они были зачислены в группу штурманов. Так она стала одной из «ночных ведьм».

Чуть позже появилось граффити в честь трёх героинь на обычном пятиэтажном доме.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Примерно метрах в трехстах от памятника героиням расположен памятник-бюст Георгию Константиновичу Жукову.

Установлен в 1992 году у въезда в воинскую часть.

Интересно, что в мае—июне 1919 года красноармеец Георгий Жуков в составе 1-й Московской кавалерийской дивизии отправился на Урал, участвовал в боях с казаками в районе станции Шипово, в июне—августе того же года — в боях за Уральск.

Всё дальше и дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны, память о погибших хранится в сердцах людей, но чиновники разных мастей постепенно формализируют эту память. На старом кладбище города Уральска находится братская могила защитников Сталинграда, умерших от ран в 1942–1943 годах. Она входит в число «Исторических памятников города Уральск», которые находятся под охраной государства. Но сравним описание братской могилы с фактическим состоянием. Согласно паспорту объекта: «Братская могила воинам, погибшим в годы ВОВ. Городское кладбище. Год постройки: 1950 г. В 1942 году во время боев за Сталинград, г. Уральск был включен в зону Сталинградского фронта. В г. Уральске были размещены эвакогоспитали. Жители города были мобилизованы для приема и размещения раненых. На городском кладбище находится братская могила защитников Сталинграда, умерших от ран в 1942—1943 гг. В 1950 году по проекту художника Большакова В.А на братской могиле был установлен памятник… На высоком постаменте установлены фигуры воинов Советской Армии. Два воина с автоматами преклоняются на одно колено, третий, в центре, стоит с саблей в полный рост. Все трое отдают честь павшим. На обелиске надпись: «Вечная слава павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в 1941—1945 гг.»."

А вот что можно увидеть при посещении братской могилы.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Трёх воинов Советской Армии нет и в помине. На памятнике уже другая надпись: «Вечная память ветеранам».

Позади памятника плиты с табличками погибших воинов.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Всё вроде чисто, но вот кусты, заслоняющие имена погибших, здесь совсем ни к месту.

Помимо общих списков здесь расположены две персональные таблички.

Трудно только по фамилии, имени и отчеству найти много информации и понять про того человека эта информация или нет. Но судя по тому, что Иван Никитович Селиванов воевал на Сталинградском фронте, то можно предположить, что именно ему, похороненному в Уральске, командиру взвода 13 Гвардейской танковой бригады Гвардии лейтенанту Селиванову Ивану Никитовичу посвящено стихотворение Алексея Калентьева «Совсем мальчишка молодой»:

«Опять весна пришла сегодня, шумят весенние ветра,

он дрался в кровь под Сталинградом, еще как будто бы вчера,

и грохот пушек, скрежет стали, смешались вместе грохот, дым,

он дрался в кровь под Сталинградом, совсем мальчишкой молодым,

и танки с боем наступали, и грохот гусенец, вперед!

в ряды противника врывался, его отважный, славный взвод.

он молодой был крепкий парень, но отдал жизнь за нас свою,

за то чтоб люди мирно жили, в своем родном, родном краю."

Когда входишь на старое кладбище и идешь по аллее, ведущей к храму, то справа установлен крест — памятник православным воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

Мы обязаны появлением этого памятника протоиерею Иоанну Зорину, бывшего настоятелем храма в 1950 году, по чьей инициативе и чьими стараниями памятник был сооружен.

На двух плитах, прикрепленных к кресту, указаны имена воинов.

Пока на берегу Урала не был возведён большой мемориал в память о погибших во время Великой Отечественной войны двойные фунции — мемориала Гражданской и Великой Отечественной войны выполнял монумент Славы, созданный в 1969 году и в 1983 году перенесённый из сквера им. С.Сейфуллина на набережную реки Чаган.

К 40-летию Победы в 1985 году на берегу Урала был воздвигнут мемориал

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

с Вечным огнем и стелой, портретами Героев Советского Союза из Уральска и области

и барельефом со списком всех погибших уральцев.

Вечный огонь, доставленный с Мамаева кургана был зажжен Героем Советского Союза Коняхиным И.И. и участником обороны г. Уральска А.Ипмагамбетовым.

Уральск. Память о Великой Отечественной войне

У стены были захоронены урны с землей, взятой с братских могил.

Списки погибших и пропавших без вести расположены по месту призыва, сначала г. Уральск затем районы, а внутри по алфавиту. Среди них и мой дед, пропавший без вести под Москвой в далеком и страшном 1941 году.

Цикл материалов "Прогулки по Уральску"

1. Горынычи с Яика
  2. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 1. Окрестности Пугачевской площади
  3. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 2. От бывшей Петропавловской до бывшей Казанской площади
  4. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 3. От дома Ванюшина до памятника Габдулле Тукаю
  5. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 4. Вокруг бывшей войсковой канцелярии
  6. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 5. От Атаманского дома до пожарной каланчи
  7. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 6. Вокруг дома полковника Мизинова — байки и предания
  8. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 7. От знаменитого дома Карева до площади Абая
  9. Прогулка по Уральскому Арбату
  10. Мужской монастырь в степях Приуралья
  11. Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города
  12. Уральск — приют для Габдуллы Тукая
  13. Мы теряем память о подвигах наших предков или От Иканской площади не осталось следов