Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 22:29

Уральск — Казахстан Июль 2017

Уральск был столицей Уральского казачьего войска, но долгое время на казачьей территории не было монастырей. Мужские и женские скиты были в основном старообрядческими и не собирались подчиняться официальным церковным властям. Их не трогали из-за боязни вызвать людское недовольство, т. к. казаки были людьми горячими и без этого приходилось царским властям время от времени принимать меры к их успокоению. Радикальные меры по насильственному закрытию скитов длительное время не находили поддержки со стороны властей. Самый известный мужской скит был Сергиевский, расположенный в 110 верстах от Уральска.

Но настал момент, когда были созданы мужской и женский монастыри, куда собрали отшельников из скитов. Судьба у этих монастырей была разная. Женский Покровский был основан на полуострове Садовского озера и после революции был полностью разрушен, а в постсоветское время восстановлен совсем на другом месте, поближе к городу Уральску.

А вот про мужской монастырь словно бы забыли, я даже не знал, где он находится. И вот летом 2017 года я со своим зятем отправились на поиски остатков монастыря.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Вокруг зеленели степные травы.

Мы узнали, что вроде находится бывший монастырь на Кумыске, так назывался в простонародье противотуберкулёзный санаторий из-за того, что в лечении использовался кумыс — кобылье молоко. Остановились у моста через реку Деркул, на противоположной стороне которого находился когда-то один из совхозов, поставлявших кумыс в санаторий.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Ныне от совхоза ничего не осталось, зато женщина, ждущая рейсового автобуса, подсказала в какую сторон у нам дальше двигаться.

И вот мы проехав через какой-то мост подъезжаем к бывшему санаторию, который огорожен солидным и сплошным жестяным забором.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Перед нашими глазами открылось Сутягино озеро, на котором когда-то возник монастырь и которое собственно говоря является то ли озером, то ли прудом, то ли старицей всё того же Деркула.

Привожу цитату из статьи «На Сутягином острове» из уральской газеты «Информбиржа news» от 12 июня 2014 года, откуда взяла её газета не знаю:

«В 12 или 14 верстах от Уральска к северо-западу есть небольшой возвышенный полуостров, расположенный на правом берегу Деркула, правого притока Чагана, впадающего в Урал подле самого города. Этот полуостров представляет собой вид покатого к западу бугра и окружен почти со всех сторон озером, по берегам которого расположены сады Мизинова, Хорошхиной, Акутина, Маркова и других владельцев из лиц войскового сословия. (Если бы не было небольшой насыпи, ведущей от моста через р. Деркул к монастырскому подъему, то этот бугор можно было бы назвать островом)».

Если посмотреть вдоль забора, то виден старинный храм, ради которого мы собственно говоря и приехали.

В списке «Православных и единоверческих церквей Уральского войска " на 1878 год указано — «Никольский монастырь (муж.), от г. Уральска 12 верст, 1866, деревян., е.в., тепл., огр. "

Интересно, что появился монастырь и храм в нём в результате авантюры, предпринятой наказным атаманом в 1857–1862 годах генерал-майором Аркадием Дмитриевичем Столыпиным и отставным казаком Уральского войска, в ту пору самарским купцом второй гильдии Илларионом Ивановичем Аржановым.

21 сентября 1858 года был закрыт Сергиевский скит. Обратимся вновь к «Инфорбирже»: «Еще в 1859 году наказной атаман Уральского казачьего войска Столыпин А.Д. выходил с ходатайством в Оренбург о переселении на Сутягин остров монахов Сергиевского монастыря и Бударинского скита, организовав для них общую обитель. Однако, дело затянулось, а Столыпин 8 апреля 1862 года отбыл из Уральска к новому месту службы. Воистину громом среди ясного неба для епископа Оренбургского и Уральского Варлаама, сменившего на оренбургской кафедре епископа Антония, стало известие из Уральска от вышеупомянутого священника Саввы Севрюгина. В своем рапорте епископу от 26 июля 1862 года тот сообщал, что отставной уральский казак и 2-й гильдии самарский купец Илларион(Ларион) Аржанов написал духовное завещание о передаче в полное распоряжение причту уральской Успенско-Богородицкой церкви построенного им на Сутягином острове в 14 километрах от Уральска монастыря и в нем церкви. При этом священник упомянул, что Аржанов строил монастырь по разрешению атамана Столыпина и потратил на строительство 8000 рублей серебром. По его мнению, поступок Аржанова поможет искоренению раскола."

Против подарка выступили новый наказной атаман Генерал-майор Виктор Дезидерьевич Дандевиль и Священный Синод, который считал, что без его ведома монастыри строить негоже. Но подарок был всё же принят: «27 августа 1866 года, по Высочайшему соизволению, был все же разрешен переезд иноков из Сергиевского монастыря на Сутягин остров, он произошел в ноябре того же года. Примерно в это же время казак-купец Аржанов положил в банк 11200 рублей, проценты от которых должны были идти на содержание монастыря». Переехали на новое место также отшельники из Бударинского скита.

Интересно, что на Сутягином острове отдельник жили задолго до появления монастыря. Они копали пещеры в холме и жили там, кормились тем, что давала им природа или подаянием. Недаром в Уральске время от времени возникают слухи, что в бывшем монастыре сохранились катакомбы, размер которых зависит от фантазии рассказчика.

Первым насельником был некий схимник Виссарион. В 1890 году деревянный храм сгорел. Но благодаря Ивану Васильевичу Хохлачеву, пожертвовавшему 15 000 рублей и колокол весов в 182 пуда, была построена через четыре года новая, уже каменная церковь.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Когда мы увидели глухой забор, то Юрий немного расстроился, видна церковь, а пройти к ней вдоль обрыва проблематично.

Но мы не привыкли отступать, за границей много было разных ситуаций, а здесь родная земля. Неужели она не поможет нам? Надо учесть, что в это время уже начались субботники по очистке храма от мусора и шла передача храма православной церкви. В результате дверь в стене распахнулась и нам разрешили пройти на территорию.

Надо отметить, что в 1918 году монастырь был разорён, депозит, на проценты с которого жил монастырь, конфискован и монахи разбрелись кто куда. Так монастырь прекратил своё существование.

В 1923 году был издан приказ № 1 решением объединенного заседания губисполкома от 12 июня 1923 года о создании на базе бывшего монастыря туберкулезного санатория «Уральский» для оказания медицинской помощи туберкулезным больным, который до 1992 года имел статус республиканского. С 2009 года Областной туберкулезный санаторий реорганизован в ГУ «Межрайонная противотуберкулезная больница «Орал».

Мужской монастырь в степях Приуралья

Когда то на территории монастыря был шикарный яблоневый сад, сейчас зелени хватает,

но от сада ничего не осталось.

Мужской монастырь в степях Приуралья

И вот наконец мы возле храма, изрядно потрёпанного временем.

На нём довольно-таки издевательская табличка, учитывая состояние храма.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Заглянули в окна, внутри ничего нет.

Храм стоит на холме. Если смотреть на него с территории санатория, то он кажется одноэтажным.

Мужской монастырь в степях Приуралья

К храму прикреплена иконка Святой Троицы.

На самом деле церковь была двухэтажной.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Верхний храм был освящен в честь Святой Троицы. Нижний храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы. Колокольня стояла отдельно. Но трудно узнать в этом приземистом здании бывшую колокольню.

Да и красивый в пору расцвета монастыря спуск

вниз сейчас предназначен в первую очередь для слома ног.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Церковь приводится в порядок.

Но еще много предстоит сделать, чтобы восстановить утраченную красоту.

Мужской монастырь в степях Приуралья

В 1941–1945 годах на территории бывшего монастыря находились военные госпитали № 3131 и № 4111, для оказания медицинской помощи бойцам Красной Армии.

Умерших хоронили здесь же.

Правда от захоронений осталось лишь пустое поле.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Удивительнейшим образом от старого кладбища, которое было при монастыре, сохранился один-единственный могильный камень.

Часть букв потеряна, но это могильный камень — надгробие генерала Ивана Петровича Хорошхина, который принадлежал к известному в Уральске семейству общественных деятелей и меценатов. В частности известно, что на кладбище монастыря был похоронен рядом со своей матерью генерал-лейтенант Михаил Павлович Хорохшин (1844–1898).Но где эти могилы -ответ знает только ветер. А природа вокруг бывшего монастыря хороша и простора хватает.

Мужской монастырь в степях Приуралья

Знали монахи, где надо монастыри возводить. Не знаю как монастырь, но храм будет возрождён.

Это точно будет.

Цикл материалов "Прогулки по Уральску"

1. Горынычи с Яика
  2. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 1. Окрестности Пугачевской площади
  3. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 2. От бывшей Петропавловской до бывшей Казанской площади
  4. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 3. От дома Ванюшина до памятника Габдулле Тукаю
  5. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 4. Вокруг бывшей войсковой канцелярии
  6. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 5. От Атаманского дома до пожарной каланчи
  7. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 6. Вокруг дома полковника Мизинова — байки и предания
  8. Вдоль по главной улице Уральска. Часть 7. От знаменитого дома Карева до площади Абая
  9. Прогулка по Уральскому Арбату
  10. Мужской монастырь в степях Приуралья
  11. Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города
  12. Уральск — приют для Габдуллы Тукая
  13. Мы теряем память о подвигах наших предков или От Иканской площади не осталось следов