Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 14:34
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Переславль-Залесский — Россия Январь 2021

Встречать Новый год с друзьями где-нибудь в интересном месте с некоторых пор стало традицией. В этом году мы выбрали Переславль-Залесский.

Люблю этот город. Вроде бы всё известно, везде бывали, почти всё видели — ан нет, всегда найдёшь для себя что-то новенькое или увидишь в необычном ракурсе.

Вид на Переславль со смотровой площадки Горицкого монастыря

Да и когда ещё не просто приедешь на денёк прогуляться, а поживёшь несколько дней. За эти дни сколько дорожек истоптано, сколько километров пройдено! Показывала Переславль нашим друзьям, а это повод вновь и вновь пройти по знакомым местам и заглянуть в новые.
Попытаюсь выстроить маршрут так, чтобы удобно было следовать по нему с юга на север, со стороны Москвы (от автовокзала). Правда, о крайних точках этого маршрута — Фёдоровском (при въезде в город справа), Никитском монастырях (при выезде из города в сторону Ярославля) и знаменитом Синем камне рассказывать не буду: о них можно прочитать здесь.
Пойдём сразу в Горицкий монастырь, чтобы посмотреть на город со смотровой площадки.

Горицкий Успенский монастырь
Отсюда весь старый город виден, как на ладони, тем более зимой, когда нет листвы. Здесь хорошо просматриваются все высотные доминанты города — монастыри и церкви, по ним легко сориентироваться и выбрать маршрут.
Слева — главки Сретенской церкви и храмов Троицкого Данилова монастыря,

Переславль: гулять так гулять

Направо уходит дорога к местам, связанным с Петром I и знаменитым ботиком, а прямо — красота-красотень: сверкает золотыми главами Никольский женский монастырь,

Возвышается в голубой дымке дальний Никитский монастырь

Переславль: гулять так гулять

И как будто бы совсем близко нежно любимая мной река Трубеж с церковкой Сорока мучеников в самом её устье, на мысе, выдающемся в Плещеево озеро.

Горицкий монастырь — место само по себе интересное и красивое. Основанный в начале 14 века, монастырь был упразднён в 1744 году, и все каменные постройки в нём были возведены во второй половине 18 века, пока здесь располагался архиерейский дом Переславской епархии. Но в 1788 году и епархия была упразднена. С тех пор до 1919 года пустой бывший монастырь разрушался и в конце концов превратился в пустырь с каменными руинами.

Переславль: гулять так гулять

Как бы ни было парадоксально, но вторая жизнь этого уникального комплекса началась именно в советское время. В 1919 году на территории Бывшего Успенского Горицкого монастыря открыли Историко-художественный музей, основой коллекции которого стали церковные ценности, теперь Переславский краеведческий музей. Реставрационные работы в 1970-80-х годах проводил Иван Борисович Пуришев — сын знаменитого литературоведа-германиста и исследователя древнерусской фресковой живописи Бориса Ивановича Пуришева, лекции которого по средневековой западноевропейской литературе я до сих пор вспоминаю с удовольствием; даже экзамен по зарубежке Средних веков сдала ему успешно! Ну так вот вся красота, которую мы видим в Горицком монастыре — результат работы его сына, спасибо ему.

Переславль: гулять так гулять
Церковь Богоявления. В 1780 году было завершено её строительство, а в 1788 году, после упразднения Переславской епархии колокола были сняты и перевезены в Петербург для установки в Петропавловской крепости. Летом на колокольне открыта смотровая площадка, с которой город можно рассмотреть с ещё большей высоты, чем со звонницы на стене монастыря
Успенский собор. Елизаветинское провинциальное барокко. Зимой храм закрыт
Переславль: гулять так гулять

Отдельно стоит сказать о декоре Никольской церкви, встроенной в стену монастыря (она единственная действующая на сей момент) и проездных ворот (вход на территорию музейного комплекса): их фасад богато украшен белым фигурным кирпичом и изображениями животных. Часовенки, кстати, в которых располагаются касса и администрация музея, тоже экспонаты, их привезли из близлежащих деревень (восстановленные постройки XIX века).

Резной декор Проездных ворот
Переславль: гулять так гулять

На территории установлен памятник Юрию Долгорукому. Вы же помните, что именно он основал Переславль в 1152 году, замыслив сделать его столицей Северо-Восточной Руси. Увидев памятник основателю города, вы наверняка почувствуете что-то знакомое и не ошибётесь — это фрагмент памятника Юрию Долгорукому в Москве. Так что можно теперь взглянуть великому строителю Русской земли прямо в лицо.

Троицкий Данилов монастырь
Сколько раз я была в Переславле, но ни разу не заходила в Троицкий Данилов монастырь. Но сейчас — гулять так гулять! — надо зайти и сюда. Для этого надо спуститься от Горицкого монастыря снова на трассу (если пешком, лучше пройти влево от выхода по Музейному или Московскому переулку на Подгорную улицу, потом уже повернуть направо и дойти до перехода через Т-образный перекрёсток на Московской (Кардовского) улице). Однако тот, кто осмелится пробраться по тропе (никакого тротуара там нет) вдоль Московской улицы, сможет рассмотреть изящную Сретенскую церковь (18 век). Подумалось, что летом хорошо бы взобраться на этот высокий холм над шоссе, зайти в церковь, посмотреть с высоты на город и Горицкий монастырь.

Переславль: гулять так гулять

А мы переходим шоссе, и по улице Большая Крестьянка выходим к Святым вратам и надвратной Тихвинской церкви Троицкого Данилова монастыря (1889 год).

Этот монастырь подарил совершенно новые впечатления не только тем, что я вижу его впервые, но и своей историей, до тех пор мне не известной. Она связана с именем Великого Московского князя Василия III, царя Ивана IV Грозного и житием прославленного в лике святых преподобного Даниила, основателя монастыря. Будучи монахом Горицкого монастыря в Переславле, Даниил заботился о находящемся на окраине города «божедомье» — братских могилах, где хоронили умерших без покаяния, бродяг, бездомных и путников, погибших в дороге от рук убийц или холода. Он помогал больным, убогим, нищим и нуждающимся, не оставлял просящих о спасении души. Даниил ходил по окраинам Переславля и подбирал у дорог тела умерших, отпевал их и хоронил на кладбище. Здесь же, на божедомье, захотел он основать монастырь, чтобы поминать во время литургии всех погребённых.

Переславль: гулять так гулять

Великий князь Василий III часто посещал обитель, настоятель которой стал его духовником. Он попросил Даниила помолиться о появлении наследника, и вскоре на свет появился мальчик, будущий царь Иван Грозный. По случаю рождения наследника в 1532 году на территории обители был возведен Троицкий собор с приделом во имя Иоанна Крестителя — святого покровителя новорождённого. С этих пор монастырь стал называться Троицким. Троицкий собор (1530 г.) стал главным храмом монастыря, он и сейчас поражает своим величием. А ещё здесь присутствует моя слабость — шатровая колокольня, да ещё с тремя поясами люкарн.

Основательностью, размерами и мощью поражает церковь Похвалы Богородицы с трапезной платой (1695 г.)! Мало на территории монастыря мест, с которых её всю можно взять в объектив, но с какой стороны не подойдёте к архитектурному комплексу, всюду увидите часть этого здания и узнаете его по резным капителям и наличникам, декоративным «раковинам» и колонкам. Бесстолпная трёхапсидная церковь, существовавшая еще во времена Даниила, была заново отстроена в 1691–1696 годах. К церкви примыкает двухэтажная трапезная палата, построенная после разорения монастыря поляками на средства князя И. П. Барятинского. Здесь же, у стены трапезной он был погребен. В память о жизни и деяниях этого человека у южной стены церкви установлена каменная резная доска.

Каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых 1687 года постройки находится в восточной части монастыря. Её предшественница — деревянная Всехсвятская церковь, построенная еще преподобным Даниилом, была первым храмом на территории обители. В день нашего посещения открыта была только эта церковь.

Должна быть в монастыре заманчивая точка для съёмки всего комплекса! По старой фотографии в Википедии я даже представляю, где она должна находиться, но пруд был занесён снегом, да и снег сыроватый, а нам предстояла ещё долгая прогулка, так что рисковать я не стала, отложу этот великолепный ракурс до лета.

Фотография из Википедии. 1995 год

Зимний день короткий, лучше не задерживаться, надо идти дальше. Теперь в великолепный Никольский монастырь.

Никольский монастырь
Золотые главки помните? Нам сюда. Возвращаемся на улицу Кардовского, переходим её, идём в направлении центра города, сворачиваем на улицу Мира — вуаля!

Переславль: гулять так гулять

На протяжении многих веков, от Тохтамыша до Советов, монастырь разоряли, но он, как феникс, возрождался вновь и вновь. Последние обошлись с монастырём не менее жестоко, чем татары и поляки: служителей расстреляли, в 1923 году главный собор и колокольню взорвали, а на территории расположили животноводческую базу. Я видела монастырь свежевосстановленным и отремонтированным, и тогда он произвёл настолько благостное впечатление, что я, некрещёная и неверующая, помнится, сказала: «Если бы я веровала, то на старости лет ушла бы в этот монастырь». На что мне совершенно резонно ответили: «Да на кой-ты там нужна на старости лет? Принимают только до сорока, чтобы ещё работать могла!» — это и стало очередным аргументом в моём отношении к монастырям только как к культурной и (в некоторых случаях) художественной ценности. Но хорош!

Никольский собор

Никольский собор опять был закрыт, даже взглянуть не пустили. Может быть, причина тому то, что в нём хранится чудотворный Корсунский крест с мощами Иоанна Предтечи, апостола Павла, Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, мученика Виктора и частица гробницы Иоанна Богослова, а в предновогодние дни нет службы? Зато рядом с Никольским собором установлен памятник-крест другому кресту, Годеновскому, о котором я рассказывала ЗДЕСЬ, потому что Годеново считается подворьем Никольского монастыря в Переславле.

Переславль: гулять так гулять

Благовещенская церковь была переоборудована под квартиры, и только в 1999 году закончились реставрационные работы. Вот этот храм всегда открыт, и в благословении на фотосъёмку никто не отказывает, за что им большое спасибо. Заглянем туда и рассмотрим фрески, хоть и новодельные, но выполненные по всем правилам. Наверно, и они когда-нибудь станут древними произведениями неизвестного мастера.

Благовещенская церковь

Переславль: гулять так гулять

Удивила своим необычным стройным силуэтом надвратная церковь Петра и Павла, построенная в 18 веке «иждивением московских купцов братьев Холщевниковых», обретших здесь свой последний приют.

Переславль: гулять так гулять

Рядом с Никольским монастырём есть ещё одна интересная Смоленская церковь — осколок некогда известного Борисоглебского на Песках монастыря. Монастырь этот был основан в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислава.

В монастырях пустынно, все, видимо, готовятся к встрече Нового года, только нам да ещё немногим ненормальным туристам такие пешеходные прогулки доставляют удовольствие. Да ещё гордые монастырские котики изредка перебегают по своим делам, презрительно проигнорировав наше «кис-кис».

Прогулка по Рыбной слободе
Однако Переславль — это не только монастыри. Вполне современный город с хорошей инфраструктурой, снабжением, магазинами, гостиницами и ресторанами, в которые мы тоже заглянем. Однако световой день в декабре короток, и надо успеть прогуляться по другим значимым местам исторического центра. Я, например, очень люблю Рыбную слободу, раскинувшуюся по берегам реки Трубеж и Плещеева озера. Здесь и старые домики, и особнячки, и целые дворцы, однако почти в каждом дворе есть лодки, а пейзаж изредка нет-нет да украсит яркая церковка.

Переславль: гулять так гулять

А вот и наша красота — Знаменская церковь. Это от Никольского монастыря мы прошли по улицам Гагарина и Трубежной, вдоль внешнего склона крепостного вала и перешли Проездную улицу.
Эта нарядная церковка построена в 1788 году на средства некой майорши Масловой, а прежде этого события была другая, деревянная, в название которой входили слова «при кораблях». Оказывается, именно здесь, в Рыбной слободе на Трубеже, недалеко от впадения реки в Плещеево озеро, в петровские времена была верфь, на которой строилась Переславская флотилия, а потом на этих берегах хранились корабли! Вот новость! Я была уверена, что верфь была недалеко от музея «Ботик»!

Река Трубеж — это отдельная песня. Могу гулять по её берегам бесконечно, летом и зимой, днём и вечером, она необычайно живописна.

Главная цель нашего пути сейчас — церковь Сорока мучеников на берегу Плещеева озера. Мыс, на котором она построена, образовавшийся в устье Трубежа, довольно далеко вдаётся в озеро, и, когда стоишь на этом месте, кажется, что плывёшь. Даже если вода скована льдом…

Переславль: гулять так гулять

Церковь Сорока мучеников (1755 год) часто появляется в моих рассказах. Её считают символом Переславля. Да и просто нравится, как нравится место, на котором она стоит.

Вокруг древнего Юрьева города
Вечереет, а ещё не исполнено одно предновогоднее желание — обойти старый город по валовому кольцу. Желания должны исполняться, гулять так гулять! Возвращаемся и забираемся на вал. Сколько фотографий я сделала раньше с этого места в разные годы. Но зимних вечерних точно не было. Велик соблазн спуститься на Красную площадь, пока все крошат оливье и селёдку под шубой, и насладиться её открытым пространством!

Папы в это время выгуливают детей. С морозца да побегав в горочку, чтобы потом скатиться с неё, детишки будут спать крепко. А мы, в очередной раз взобравшись на вал, в четырёх местах прерываемый дорогами, почти в обезноженном состоянии поминаем князя Юрия Владимировича, который основательно подошёл к строительству города, так что по площади он на тот момент был, конечно, меньше, чем самые крупные города — Киев и Смоленск, но равен Владимиру (длина вала тоже 2,5 км) и значительно больше, чем в тот момент Дмитров, Ярославль, Звенигород и Москва.

Переславль: гулять так гулять

Стоя на валу, сняла небольшой ролик, наполненный звуками, музыкой, предновогодним настроением.

Новогодний Переславль

Наш отель уже близко, но ещё парочка завораживающих ночных картинок тормозит наш наше неуклонное движение в тепло желанием их запечатлеть. Но это уже совсем близко: Покровская церковь на Плещеевской улице (1789 год) — единственный городской храм, который не был закрыт в городе в советское время и где богослужения не прерывались, а также единственный храм, построенный в стиле «московское барокко», и Симеоновская церковь на Ростовской улице (1771 год), весьма интересного и приятного внешнего вида. Обе церкви действующие.

Покровская церковь

В этот приезд я не сходила в музеи, несмотря на большое желание. Причин несколько: в новогодние праздники работают не все, те, что работают, закрываются рано, а поспать и погулять, пока светло, тоже хочется. Зато осталось, что смотреть в следующий раз, а он непременно будет.

Где жить
В городе так много отелей, гостевых домов и апартаментов, что глаза разбегаются, найти их труда не составит. Мы остановились в отеле Переславль (три звезды) по нескольким причинам: совсем рядом с рекой и древним городищем, на красивой исторической Ростовской улице, соотношение цена — качество нас устроило. В рождественские каникулы цены взлетают в разы. Здесь тоже расчёт был на дни: 31 декабря — 1 января дороже, в остальные дни дешевле, но цена всё равно выше, чем обычно. Представительский люкс (взяли номер попросторнее, встречали Новый год с друзьями) на 5 ночей стоил около 30 тыс. рублей (в цену включена стоимость завтраков, но можно их не брать и завтракать в городе). Номер понравился: симпатично, просторно, тепло несмотря на три панорамных окна с балконами, чисто.

Переславль: гулять так гулять

И во все три панорамные окна мы любовались новогодними салютами.

Салют

Где поесть
В принципе, в отеле два неплохих кафе, но хотелось попробовать что-то в других местах. Одно из таких мест — Fisch Herberg Сельдь Царский Посол, целый комплекс, состоящий из отеля, кафе (или ресторана?), короче, «кухмистерской», сувенирного магазина. Это место называют как самое переславское, потому что здесь готовят много рыбных блюд, в том числе знаменитую ряпушку. Немного была разочарована. Похлёбка была вкусной, с морозца улетела только так, а ряпушка разочаровала, в Якутии вкусней едали. С другой стороны, ряпушка здесь уже ни разу не переславская, привозная, свою из Плещеева озера давно выловили.

Переславль: гулять так гулять

Второе место, где действительно вкусно кормили, паб «Техас» (ул. Свободы, 8). Конечно, смешно, когда под «техасскими» названиями скрываются привычные борщ и цыплёнок табака, но стейки очень вкусные, салаты интересные, порции большие, а наборы вкусняшек, подаваемые компаниям к пиву и другим напиткам, разнообразны. Правда, совсем не дёшево.

Салат «Цезарь» с креветками; «Фахитос» — курица (или свинина) с овощами гриль

Последнее блюдо ещё и эффектно подаётся. Можно сказать, ради этой подачи и заказала.

Техас

В общем, ни минуты не пожалела, что так распорядилась новогодними праздниками. Милые люди, красивый город, в который в разное время уже много лет я возвращаюсь вновь и вновь. В какой-то момент промелькнула мысль, что нравится он мне не случайно: я же по Зодиаку Рыбы, а именно они изображены на гербе Переславля.

Переславль: гулять так гулять

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…
  13. Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля
  14. Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах
  15. Мелочь, а приятно!
  16. В ожидании чудес
  17. Весенние акварели Плещеева озера
  18. Зимняя сказка Ростовской земли
  19. Переславль: гулять так гулять

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия