Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 18:30
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Вятское — Россия Июль 2018

Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое

Ярославская кругосветка. 2 — К Толге по Волге

Село Вятское стало одним из посещаемых туристами мест относительно недавно. Оно наряду с несколькими карельскими деревнями входит в список поселений, принятых в ассоциацию «Самые красивые деревни России».

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

От Ярославля до села Вятского всего 39 км.

Зато у вас будет возможность проехать по мосту через Волгу с правого берега на левый.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Как хорошо, что мы съездили (вернее, сплавали) в Толгу в тёплый солнечный день! Ночью прошёл дождь, слегка похолодало, с утра было пасмурно и моросило. Но охота пуще неволи, ждать хорошей погоды некогда, через два дня мы должны уже покинуть Ярославль и ехать дальше по Ярославскому «кольцу» — в Рыбинск.

Навигатор привёл нас прямо в центр села, на автомобильную парковку.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Туристов здесь всегда ждут, поэтому тут же стоит информационный стенд с названиями музеев и других интересных объектов на плане-схеме села.

Не знаю, когда была создана ассоциация «Самые красивые деревни России», кто выбирал эти деревни, но совершенно точно известно, что Вятское было решено масштабно отреставрировать в 2006 году, чтобы сохранить уникальную архитектуру села, известного с 16 века, но выглядящего как маленький город. Критериями отбора в ассоциацию были провозглашены «природный ландшафт, историческая ценность, потрясающий внешний вид и не более двух тысяч жителей».

Что до ландшафта, то он действительно уникален, для его описания не нужно слов, достаточно вспомнить некрасовские строки о селе Кузьминском в «Кому на Руси жить хорошо»: «Кузьминское богатое, / А пуще того — грязное / Торговое село. / По косогору тянется, / Потом в овраг спускается, / А там опять на горочку / Как грязи тут не быть?» Правда, никакой грязи здесь нет, туристы могут смело гулять даже под мелким дождём.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

«Две церкви в нём старинные, / Одна старообрядская, / Другая православная…»

Православная церковь Воскресения Христова стоит в самом центре Вятского. Она была построена в 1750 году на средства прихожан и в советское время не закрывалась. Относительно недавно храм реставрировали.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы повезло меньше. Издалека виден её краснокирпичный остов, поросший кустарником. Она построена в 1780 году в заречной слободе на средства купца Григория Дмитриевича Кубанина. В 1930-х годах была взорвана, колокольня разрушена, однако явные признаки указывают на то, что реставрация не за горами.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Прежде чем отправиться на прогулку по селу, зайдите в особняк из красного кирпича недалеко от парковки. В нём разместились два музея — Музей возвращённой святыни и Музей русской предприимчивости, оба открыты с 11 часов. Здесь же можно купить билеты во все музеи села. Единый билет на осмотр всех экспозиций стоит, кажется, рублей 700, входной в каждый отдельный музей в среднем рублей 50–60. Всего около десятка частных музеев. Понимая, что всё посмотреть невозможно, мы выбрали только три, и этого оказалось достаточно, чтобы удовлетворить своё любопытство и устать в меру, потому что музеи расположены в разных концах села. Чтобы вы могли быстро ориентироваться, вам дадут карту, точную копию той, что на стенде, на которой обозначены все достопримечательности и указаны точные адреса.

Поскольку нам было интересно, как обычное село стало богатым торговым, решили начать с Музея русской предприимчивости. И там нам поведали, почему Вятское так похоже на небольшой провинциальный город с каменными домами, выстроившимися вдоль берега реки, как на настоящей набережной. В них были лавки (говорят, два с половиной десятка).

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

У ярославских крестьян было мало земли, и многие из них уходили на заработки в большие города. Там они брались за любую работу, осваивали новые специальности, а потом возвращались в родные сёла, строили дома «на городской манер» и, поднакопив деньжат, старались открыть своё дело. У многих это получалось. Не случайно бытует выражение «расторопный ярославский мужичок». В первом зале Музея русской предприимчивости вас встречает этакий мужичок с лукавым взглядом и широкой улыбкой — общительный (что немаловажно для торговца), хитроватый — точно расторопный.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Правда, особенного акцента не предпринимательскую деятельность я здесь не почувствовала. Обычный набор экспонатов краеведческого музея: мебель, музыкальные инструменты, в том числе шкатулки и шарманки, предметы, которые использовались жителями села на службе и в быту. Ради справедливости надо сказать, что все модели действующие. Однако то же можно увидеть во многих других музеях, например в городецком «Доме графини Паниной» , тематических переславских и многих других музеях.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Действительно интересными и оригинальными были экспонаты, рассказывающие о местных промыслах, например производстве кирпича. Посмотрите, сколько на них разных клейм! Сценка с забавными фигурками позволяет отследить весь процесс.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Ещё одним местным промыслом была засолка огурцов. Вятские огурчики славились на всю округу. Не только мастерство и вкус производителей создали славу вятским огурцам, а ещё и вода в селе особенная. В Вятском насчитывают около тридцати природных источников, самым ценным считают Ерехенский. В воде из Ерехинского родника высокий процент калия, кальция и магния, это известно с 19-го века. Вода по вкусу похожа на минеральную. Благодаря воде из этого родника солёные огурцы имеют особый вкус.

Андрей любит всё попробовать, а я не стала. Не только потому, что не люблю вкус минеральной воды, а ещё и опасаюсь: уже давно не 19 век, источник на берегу заросшей ряской реки, протекающей через всё село, на берегах которой стоят дома, бани, отдыхают люди, иногда, как в старину, полощут на мостках бельё. Интересно, берут ли из этого источника воду сами жители или он остался только в качестве памятника?

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

В глубине — усадьба купца С.А. Савельева (вторая пол. 19 в.)

Не торопитесь уходить далеко от источника. Здесь рядом несколько музеев. Прямо напротив — музей «Русская банька по-чёрному» и памятник «Волгарь».

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

От источника направо — музей «Дом торгующего крестьянина Горохова», на мой взгляд, самый интересный из тех, что мы выбрали. Судя по рекламе «Швейные машины компании Зингер», именно сюда vladimir-shalaev обещал привезти ещё одну швейную машинку, и я согласилась её передать, но не получилось: Владимира не было в Москве, а нам уже завтра утром надо было уезжать.

Как во многих купеческих домах, у Гороховых на первом этаже лавка с выходом на улицу.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

В жилые покои входят со двора, поднимаются по лестнице на второй этаж, где есть помещения с почти забытыми названиями: светёлка, горница… И всё так уютно — ситцевые занавески, вязаные скатерти, покрывала с подзорами, вышитые салфетки, самовар на столе, фикус и герань на подоконнике. Всё, от чего мы так рьяно избавлялись в 60-70-е, называя мещанством… Теперь ностальгируем, посещая музеи с этой почти ушедшей натурой.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Кажется, именно эту коллекцию должна была пополнить машинка Владимира…

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Но это ещё не вся музейная экспозиция. За домом разные необходимые в хозяйстве дворовые постройки, а под двумя большими навесами — всяческий деревенский «транспорт», от саней до детских колясок, старые сельхозорудия и предметы домашнего обихода.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Возвращаемся на Середскую улицу, рассматривая старые и новые добротные дома жителей села. Реставрируют аккуратно, новое не выбивается из стиля. Хотя есть и совсем старые избушки, и ветхие здания.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России
Дом купца И. И. Галочкина, торговца красным товаром (мануфактурой)
Дом купца И. И. Галочкина, торговца "красным товаром" (мануфактурой)
Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Насчет «самой красивой деревни России», по-моему, пока это большой аванс. Наверно, оценив возможности такого необычного села, начали его реставрацию (уже 12 лет назад!) и популяризацию как историко-культурного памятника. Главное, селу и его предприимчивым жителям на пользу. Здесь бывают большие праздники, приезжают артисты и другие известные люди. Желающих поприсутствовать на них, конечно, много. Возможно, поэтому сцена для выступлений не в доме, а на косогоре. Кому скамеек не хватит, на траве, на склонах, на ступеньках посидят!

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

В Музее русской предприимчивости есть макет Вятского, каким оно должно быть лет через 50. Не дождусь, хотя уже есть явные признаки начавшихся работ: на улице Первомайской почти все особняки самых состоятельных жителей села покрыты маскировочной сеткой в ожидании реставрации. Некоторые уже выглядят хорошо.

Дом фотографа Кокошкина

Первомайская — главная, широкая улица села, на которой, как говорят, и проходили ежегодные ярмарки. Наверно, здесь планируется устроить один из самых красивых уголков села. Уже сейчас оформлены стенды, посвящённые знаменитым сельчанам. Вот, например, два стенда с информацией о жителях Вятского. Подумать только, руками строителей из Вятского создавался облик храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, а человек, родившийся и выросший на равнине, стал основоположником промышленного альпинизма!

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

У нас остался ещё один музей — «Номера купцов братьев Урловых». Он расположен на втором этаже здания бывшей гостиницы Урловых, которая и сейчас принимает гостей, пожелавших остановиться в Вятском.

В музее несколько комнат, воспроизводящих обстановку гостиничного номера для состоятельных постояльцев. В отличие от многих музеев, здесь всё можно потрогать: посидеть за столом, поднести к уху трубку старинного телефона, поиграть на фортепьяно. Жаль, нельзя отведать стерлядки или жареного поросёнка — муляжи. Иначе поросят на вас не напасёшься, а стерлядь давно выловили!

После такой экскурсии по селу стало понятно, почему так горячо жители села протестовали против замены памятника Александру II Освободителю (скульптор А. М. Опекушин, кстати, тоже уроженец Ярославской губернии; открытие памятника было приурочено к 50-летию отмены крепостного права) бюстом Карла Маркса в 1917 году. Александр освободил от крепостного права, тем самым дав возможность жителям Вятского заняться свободным предпринимательством, и это у них успешно получилось. За два года советской власти они потеряли всё, что было нажито, и в 1919 году подняли бунт, в ходе которого вновь водрузили бюст царя. Бунт был подавлен, Карл Маркс восстановлен, памятник либо вывезли, либо уничтожили (одно не исключает другого). В 2008 году жители Вятского заказали точную копию этого памятника, и тогда же он был установлен. Сразу вспомнился обелиск на могиле купца Локалова в Великом. Благодарная память, даже через столетие.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

По дороге из Вятского в Красный Профинтерн подумалось, что таких красивых сёл могло бы быть больше. Вот чем плохо Великое? И ландшафт, и историческая ценность, и потрясающий внешний вид, и население меньше 2 тыс. (по переписи на 1 января 2007 года — 1868 человек) — всё есть! Чего нет? Денег? Желания? Мозгов? Пинка не хватает? Скорей, всего вместе. Как-то всё это для меня переживательно…

Ах да, забыла. И котики в Вятском есть.

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…
  13. Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля
  14. Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах
  15. Мелочь, а приятно!
  16. В ожидании чудес
  17. Весенние акварели Плещеева озера
  18. Зимняя сказка Ростовской земли
  19. Переславль: гулять так гулять

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия