Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 23:45
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Ростов Великий — Россия Июнь 2018

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Когда планируешь поездку, намечаешь себе максимум мест для посещения. Оно и понятно: когда ещё я сюда соберусь? Очень хотелось в Ростове посмотреть музей, посвящённый местному купечеству, заехать в монастыри, которые мы в результате видели только издалека. За один день вряд ли можно выполнить всю программу. Однако уже на выезде из Ростова решили посмотреть ещё два места поблизости от Ярославского шоссе — Варницкий монастырь и церковь Иоанна Богослова на Ишне. Благо июнь — световой день длинный. До монастыря всего-то километр в сторону, у церкви вообще по пути остановимся! В результате не только получилось задуманное, но и ещё одна незапланированная поездка состоялась, к нашему большому удовольствию.
Посёлок Варницы — родина святого преподобного Сергия Радонежского. Это место привлекло недавно восстановленным Троице-Сергиевым Варницким монастырём. Ну и пусть, что новодел, зато красивый! С дороги он виден издалека.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Решение о восстановлении монастыря было принято в середине 1990-х. Именно в это время территория разорённого старого монастыря стала подворьем Троице-Сергиевой лавры. Монастырь разоряли неоднократно. Почти до основания он был сожжён поляками во времена Смуты, в 1811 году пострадал от сильной бури, сорвавшей крыши со всех монастырских строений, об отношении к монастырю в годы советской власти вообще фантазировать не приходится: как везде — полное разорение, использование монастырских построек для производственных нужд и тому подобное. В результате от монастыря, основанного через 5 лет после того, как были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского, в 1427 году, остались руины Введенской церкви, ныне любовно восстановленной.

Варницкий монастырь чуть ли не единственный, возведённый в месте рождения святого, которому он посвящён — Сергию Радонежскому, наречённому родителями Варфоломеем. Семья Варфоломея жила неподалеку от Ростова, в старинной Никольской слободе, на берегу речки Ишны. Детство Варфоломей провёл здесь, здесь же ему, как повествует его житие, явился ангел в образе инока, исполнивший просьбу юного отрока, которому не давалось учение, дав ему благословение со словами: «Отныне Бог даёт тебе, дитя моё, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Этот эпизод жития Сергия Радонежского хорошо знаком всем по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Правда, у меня было стойкое убеждение, что это случилось в Радонеже, куда семья Варфоломея переселилась со временем, да и памятник в честь этого события там стоит, и Нестеров в тех местах писал свою картину, однако я ошибалась. В Варницком монастыре вам покажут крест на месте встречи Варфоломея с иноком (интересно, как они его определили?), он находится сразу за оградой монастыря, недалеко от Введенской церкви.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

В память о семье святого установлена часовня.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Родителям Сергия — преподобным Кириллу и Марии — посвящена северная надвратная церковь. Она в лесах, на одной фотографии общего вида монастыря видна справа. Рассказывают, что приблизительно на этом месте располагался дом, в котором жила семья Варфоломея.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Сергиев колодец (видимо, старый колодец в бывшей Никольской слободе) восстановлен в 1991 году.

Первые каменные храмы в монастыре появились только в 18 веке. В 1771 году освятили каменный собор Живоначальной Троицы с колокольней, построенный на месте старого деревянного. В 1930 году его взорвали, а фундамент срыли до основания. Новый Троицкий собор возведён заново в 2005 году.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Главный храм обители — собор Преподобного Сергия Радонежского — был освящён патриархом Кириллом в 2014 году.

Получается, монастырь новодельный, хоть и находится на месте старого. Но красиво, тут уж спорить трудно. Здесь много православной молодёжи, тем более что на территории монастыря открыта гимназия, в которой могут учиться дети из окрестных населённых пунктов. А эта картинка напомнила мне «Братьев Карамазовых»: чем не беседы «русских мальчиков» о смысле жизни?

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

За стариной мы отправились к деревянной церкви Иоанна Богослова на Ишне. Но тут случился казус, исключительно из-за моей невнимательности. На туристической карте, которую я смотрела, церковь изображена так, как будто она находится в посёлке Ишня, недалеко от дороги. Едем-едем, уже и посёлок закончился, а церкви не видно. Предлагаю остановиться и у кого-нибудь спросить, но что-то мой муж не тормозит.
— Куда ты? Ишня уже закончилась, так мы долго, до самого Борисоглебского церковь искать будем…
— А давай махнём в Борисоглебское. Я слышал, там монастырь древний. Мне хочется посмотреть, раз уж мы едем в этом направлении.
— А ничего, что 16 км туда, 16 назад, и день клонится к вечеру?
— Что такое 16 километров? Дни сейчас длинные…
Ну что ж, как говорится, для бешеной собаки сто вёрст не крюк.
Я и подумать не могла, что почти заброшенный Борисоглебский монастырь произведёт на меня такое большое впечатление, одно из самых сильных за эту насыщенную поездку.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Это монастырь-крепость, возведённый по всем правилам фортификации, с мощными стенами и башнями с бойницами. Он был основан в конце 14 века, а каменной крепостью стал в середине 16 века, когда на Руси жить было неспокойно: как набеги кочевников, так и междоусобные войны покоя не давали. Кирпичная стена вокруг монастыря была построена во времена правления Ивана Грозного. В Смутные времена монастырь осаждало польско-литовское войско, и именно эти стены встретили врага.

Предание гласит, что на основание обители получили благословение от самого Сергия Радонежского два отшельника, пришедшие сюда из новгородских земель. Будто бы Сергий прибыл на ростовские земли в 1363 году, дабы усмирить вражду между местными князьями, прекратить усобицы для объединения сил в борьбе с общим врагом — Ордой. Именно в это время по границам Руси стали появляться монастыри-крепости, в том числе и Борисоглебский монастырь. Сергий Радонежский, как известно, был не просто церковным деятелем, но и политиком. Название монастыря именами первых русских святых мучеников, убитых их старшим братом, призвано было подчёркнуть значимость объединения перед лицом врагов, служило напоминанием об опасности междоусобиц и братоубийственных войн.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Кроме Сергия Радонежского, в этом монастыре некоторое время жил со своей семьёй великий князь московский Василий II, спасаясь от преследования князя Юрия Звенигородского, впоследствии приказавшего его ослепить, за что тот получил прозвище Тёмный. Рассказывают, что именно во время пребывания в Борисоглебском монастыре был крещён сын Василия Тимофей, ставший впоследствии под новым именем, данным при крещении, царём Иваном III.
Предполагают, что именно в Борисоглебском монастыре стал монахом Пересвет, сразившийся с Челубеем в канун Куликовской битвы.

М. И. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Обитель была почитаема всеми правителями из Рюриковичей, Романовы тоже поддерживали традицию. В результате Борисоглебский монастырь стал одним из самых крупных владельцев земельных угодий. До сих пор он поражает своими размерами и не утраченной мощью.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Монастырь представляет собой не только историческую, но и ценность художественную. Кроме разнообразия башен, стоит обратить внимание на оформление входов в монастырь. Над каждым из них построена надвратная церковь. Декор Сретенской надвратной церкви (1680 г.) поражает великолепием.

Несмотря на то, что весь комплекс монастыря ещё в советские годы был признан общенародным достоянием, до этого исторического решения его успели разорить и приспособить под нужды посёлка. Несмотря на явные признаки начавшейся реставрации, до Сретенской церкви руки пока не дошли. Зато пока нетронутыми остались старинные изразцы.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Через эти ворота можно войти в монастырь, здесь оборудован пункт охраны с очень добродушным и по причине небольшого количества туристов словоохотливым дежурным. Но стоит на входе задержаться ещё на несколько минут. Слева к башне, как ласточкино гнездо, прилепилась изящная белая часовенка преподобного Иринарха — затворника и аскета, не снимавшего с себя тяжёлые вериги без малого 40 лет.

Гробница с его мощами в глубине монастырского кладбища, недалеко от крепостной стены, за храмом Бориса и Глеба, стала местом паломничества.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

За благословением к Иринарху перед походом в Москву в 1612 году приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Видимо, поэтому перед поселковой администрацией установлен бюст Пожарского. Почему без Минина? Несправедливость. Но, как говорится, дарёному коню… Памятник — подарок скульптора М. В. Переяславца, о чём мы узнали из таблички на постаменте.

Главный храм монастыря тоже посвящён Борису и Глебу. На месте старого деревянного новый кирпичный собор был построен в 1522–24 годах по указу царя Василия III. Заметно, что храм нуждается в реставрации.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основатели монастыря Павел и Фёдор.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Рядом с Борисоглебским храмом в полном блеске выступает Благовещенская церковь (1524–26 гг.) с трапезной палатой. Несмотря на солидный возраст в почти 500 лет она после реставрации выглядит, как новенькая.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Интересны отдельно стоящая звонница (80-е гг. 17 в.) и тоже отреставрированная надвратная церковь Сергия Радонежского (1680 г.). Ворота под церковью были закрыты, а то бы можно было рассмотреть их с внешней стороны, возможно, они не менее красивы, чем под Сретенской.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Пришлось вернуться назад. Обходя Благовещенскую церковь с другой стороны, увидели интересное здание настоятельских покоев. Похожее было в ростовском кремле.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Позднее я прочитала, что в монастыре живут игумен и десять насельников. Территория огромная, и им придётся много трудиться, чтобы привести её в тот вид, который мы в просторечии называем божеским.

Тем не менее, после посещения этого монастыря осталось какое-то светлое чувство, ощущение покоя, несмотря на бешеный, наполненный событиями день. Здесь не суетятся, нет толп туристов, нет бурной коммерческой деятельности, так поразившей меня в знаменитых больших монастырях. Тихая монастырская жизнь идёт своим чередом. Хотелось побыть там подольше, обойти вокруг стен, отыскать монастырский пруд… Но надо было найти ещё церковь Иоанна Богослова, а она, как выяснилось, с дороги не видна.
На автобусной остановке в Ишне нем объяснили, что церковь Иоанна Богослова находится не в Ишне, а в маленьком селе Богослов. Нужно лишь немного проехать по Ярославскому шоссе в сторону Москвы, повернуть вправо по указателю, переехать железнодорожные пути и ещё раз вправо — приблизительно на километр. Кстати, эту церковь наверняка можно увидеть в окно ярославского поезда. А вот и она.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Такой её увидели в своё время фотограф Прокудин-Горский и художник Н. К. Рерих.

Фотография С. М. Прокудина-Горского
Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Разница небольшая, но всё же есть. У Прокудина за деревьями определить невозможно, а на картине Рериха совершенно отчётливо видно, что сто лет назад скаты над килевиднами крышами были прямыми. Хотя не понятно, как было в самом начале. Возможно, за 300 с лишним лет своего существования церковь претерпела изменения в разное время. Так как церковь принадлежит музею-заповеднику «Ростовский кремль», а там хорошая научная база, есть надежда, что восстановлен настоящий облик церкви, ведь такие килевидные крыши были распространены в 17 веке. Именно с конца 17 века стоит здесь этот храм!.

Он был построен возле переправы через Ишну на дороге из Ростова в Переславль и далее — в Москву. Переправой владел Богоявленский Авраамиев монастырь, доход от использования переправы поступал в монастырскую казну. В Смутные времена наступавшие поляки церковь сожгли, но она была восстановлена в 1687–89 гг., с тех пор и стоит здесь. Немного можно найти на освоенных и застроенных землях Центральной России деревянных церквей 17 века, уцелевших до наших дней! Обычно это экспонаты музеев деревянного зодчества.
Колокольня была построена позднее, в 19 веке.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Именно на этом фронтальном снимке заметна асимметрия в здании церкви — справа нет галереи. Нигде не нашла сведений о том, когда она исчезла. Наверняка была, потому что в остальном здание церкви симметрично.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Несмотря на то, что уже был вечер, возле церкви, кроме нас, были ещё туристы: молодая пара на машине и молодой человек на велосипеде. Это был явно увлечённый человек. Фотоаппаратом с огроменным объективом он фотографировал и церковь, и деревню, и пейзажи вокруг, и каждого из десятка телят, которые отдыхали на полянке между церковью и домами. И правда, было на что соблазниться.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

Совершенно довольные проведённым днём, весь обратный путь мы молчали, переваривая новые впечатления. Лишь изредка, взглядывая в окно, отмечали, как много мы пропускаем, пролетая мимо по шоссе. Не зря по Троицкой дороге, которую сейчас называют Ярославским шоссе, паломники ходили пешком. Пролетела мимо церковь Сергия Радонежского в селе Деболовском (1789 год).

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

На Красной площади Переславля-Залесского начались празднования в честь Дня России. Но — мимо, мимо, щёлкнув через стекло…

Не будем смешивать события, сюда мы тоже обязательно вернёмся.

Вот уже замаячил Свято-Духовский храм (середина 19 в.) в селе Новое.

Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах

А там ещё немного — и Прованс дорогие моему сердцу Арсаки… Спать…

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…
  13. Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля
  14. Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах
  15. Мелочь, а приятно!
  16. В ожидании чудес
  17. Весенние акварели Плещеева озера
  18. Зимняя сказка Ростовской земли
  19. Переславль: гулять так гулять

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия