Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 16:58
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Пошехонье — Россия Июль 2018

Вечно несёт меня в медвежьи углы. Наверно, правильно определил эту болезнь кто-то из туристеров: синдром жителя большого города. Так и с Пошехоньем: были варианты, куда съездить из Рыбинска, в котором мы остановились на два дня, но поди ж ты, Пошехонье мне подавай!

«Местность, в которой я родился и в которой протекло моё детство, даже в захолустной пошехонской стороне считалась захолустьем», — так устами своего героя Николая Затрапезного писатель М. Е. Салтыков-Щедрин охарактеризовал эти места в романе «Пошехонская старина». Вот это мне и надо. Поехали!

Путь не сказать, чтобы очень близкий, на поездку туда-обратно мы потратили почти весь день. От Рыбинска до Пошехонья 71 км, почти час пути. Неторопливые прогулки, «посиделки» на берегу реки, заходы в пару музеев увеличили время пребывания в этом маленьком городе.

В Пошехонье судьба забросила меня (в буквальном смысле) лет 15 назад. Мы с дочерью поехали во время рождественских каникул на автобусе в тур, в который входили, помнится, Кашин, Калязин, Рыбинск, Александров и что-то ещё. И вот после экскурсии по Рыбинску у нас состоялся марш-бросок (именно так) в Пошехонье и назад (140 км!), чтобы посмотреть местный краеведческий музей! Ничего не помню: только снег, темнота, высадили из автобуса, сводили в музей, посадили в автобус — и привет! Видимо, по разнарядке, увеличивали посещаемость, оправдывая существование музея. За это и не люблю туры для больших групп.

Другое дело — лето, свои колёса и свобода выбора, куда направиться и что смотреть. Интерес подогрело то обстоятельство, что в небольшом городке Пошехонье целых пять рек, и некоторые весьма велики. Подстегнул снимок, размещённый в Интернете, сделанный с борта самолёта, — весь город как на ладони, как остров среди воды!

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Теперь понятно название «Пошехонье». Это целый край, с лесами, болотами, ручьями и реками в бассейне реки Шехонь (одно из названий реки Шексны). Собственно город возник при впадении реки Пертомки в Согожу.

Та в свою очередь впадает в Рыбинское водохранилище, почти поглотившее русло Шексны, кроме двух участков: рядом с Рыбинской ГЭС и у Череповца. А в городе Пошехонье в Согожу вливается тоже крупная река Сога.

Собственно город Пошехонье появился в 1777 году на месте села, называвшегося Пертома, в котором с 1680 года располагалась воеводская канцелярия. Так что «пошехонская старина», по меркам нашей страны, не такая уж старая, и каменные здания, сохранившиеся как бывшие присутственные места и купеческие дома, относятся большей частью к веку 19-му. Как, например, этот комплекс присутственных мест. Он был построен в начале 19 века (1827 г.). Здесь размещалось Полицейское управление и Воинское присутствие, а в хозяйственных корпусах — конюшня, кухня, каретный ряд, тюрьма. В советское время здесь был Районный совет народных депутатов, а сейчас, как видите, Пенсионный фонд. Так что, помните, в 1970-е годы был анекдот: «Зимний стоит, Романов у власти — ничего не изменилось»? Так и здесь: присутственные места остались присутственными.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

А этот дом купца Свешникова, видимо, сдавался городу в аренду. Магазин Свешникова и аптека занимали первый этаж, а на втором — банк и две управы, городская и мещанская.

Вы думаете, это я такая умная всезнайка? Ничего подобного. Просто несмотря на то, что город отдалён от главных туристических центров типа Ярославля и Рыбинска, здесь нас всегда ждут. На старинных домах есть таблички с более-менее подробной информацией о них.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Улицы города веером расходятся в разные стороны от центральной площади, на которой в основном и сосредоточены памятники, относящиеся ко всем историческим эпохам: присутственные места, торговые ряды, непременный памятник Ленину и церковь. Иногда забавно видеть их вместе.

Конечно, высотная доминанта этого одно-двухэтажного города — колокольня. Она видна отовсюду. К ней мы и направились, немного осмотревшись на центральной площади.

Понятно, что если до города здесь было село, то и церковь в нём была. Так и есть! Церковь старше города. Более новой, 1883 года постройки (по проекту петербургского архитектора Д. И. Гримма), кстати, построенной на деньги «доброхотных дателей», уже нет, её разрушили в 1930-е годы, но Свято-Троицкая соборная церковь (1757 г.) на месте и даже отреставрирована! Её возвели на деньги (подумать только!) пошехонского крестьянина Петра Тимофеевича Белавина. Какая-то странная непоследовательность. Хотя, наверно, здесь-то как раз рассудили по-хозяйски — сначала разобрали купола, потом устроили склад. Восстановлением занялись в 2005 году.

Заглянули внутрь. Чисто, пустовато и безлюдно. Хорошо, что так. Иконы прибудут, намолятся, свято место пусто не бывает, лишь бы не разоряли больше, складов не устраивали.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Рассматривая немногочисленные иконы, подумала, что, возможно, они собраны из старых деревенских домов, написаны местными богомазами, настолько примитивно письмо. Однако это не новые картинки, чуть ли не фабричным способом изготовленные, и есть в этом какая-то теплота.

Да и вся обстановка вокруг собора какая-то домашняя. Было такое впечатление, что мы нечаянно зашли на чужую усадьбу, где на костре сжигают ненужные вещи, внутри развалившихся стен придела к колокольне на верёвках сушится бельё, в основном детское, за колокольней разбита пара тощих грядок с небогатой зеленью… Андрей было толкнулся в дверь колокольни. Но тут же подошёл человек, который убирал двор, и сказал, что если мы к батюшке, то он позвонит ему по мобильному… Батюшка был нам не нужен. Мы поняли, что в нижнем этаже колокольни кто-то живёт, да с детьми, и не стали нарушать покой чужой жизни. Мы тогда и не знали (нам сказали в музее), что до двух часов дня на колокольню можно подняться, а когда узнали, было уже поздно…

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Колокольня сама по себе интересный объект. Она построена в середине 19 века, и за основу был взят проект К. А. Тона (знаменитого архитектора, спроектировавшего храм Христа Спасителя в Москве) для колокольни Симонова монастыря в Москве (не сохранился). Там, где сейчас живут и сушат бельё, размещались приют для приходящих богомольцев, церковно-приходская школа, духовное правление, просвирня. В советские годы ей тоже нашли применение. Сбросив в 1920-е купола, оценив высоту (75 м), устроили сначала парашютную вышку, потом водонапорную башню, а во время Великой Отечественной войны — пожарную каланчу. Всё стало возвращаться на место в 1997 году, но до масштабной реставрации дело пока не дошло.

Обойдя храмовый комплекс по берегам Пертомки и Согожи, мы оказались в городском парке. Масштабами мемориала, посвящённого героям Великой Отечественной войны, я было поражена. А также тем, сколько Героев Советского Союза родом из Пошехонья.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

В основе сюжета главного монумента — трагическая история семьи Королёвых из деревни Ильинское Пошехонского района. В этой семье росли семь сыновей, все они ушли на фронт и все погибли: двое в советско-финляндской войне, остальные в Великой Отечественной. Старший из братьев, генерал-майор Королёв Александр Игнатьевич, удостоен звания Героя Советского Союза. По дороге из Рыбинска в Пошехонье есть указатель на село Вощиково, в котором есть музей, посвящённый этой семье.

Городские дома, деревянные и кирпичные, напомнили мне московскую окраину начала 60-х годов прошлого века. Смутные детские воспоминания рисуют мне уже несуществующее Кусково (было недалеко от шереметевского дворца, уже лет 20, как снесено), оштукатуренные двухэтажки, деревянные бараки, маленькую фабрику из серого кирпича, бревенчатую школу, маленькие, заросшие ряской пруды…

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Привет из пионерского детства!

Давненько я не видела на окошках кошек, которые высматривают птичек!

А целующихся голубей вообще не припомню! Только клюющих!

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Пошехонскую старину мы почувствовали здесь мало, скорее, пошехонская летаргия…

Хотя… В своих бродилках по городу набрели на разрушающийся деревянный дом, как представляется, раньше бывший довольно оригинальным. На нём даже табличка висит: "Дом купца Воронцова. Конец 19 в.». В здании размещались гостиница и трактир, в 20 в. — жилой дом.

Так, в блужданиях, набрели и на музей. Впервые увидела его при дневном свете.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Однако стоп! Музей теперь в другом здании, рядом. Значит, выжили и даже расширились. Нас встретила моложавая администратор, искренне обрадовалась посетителям: «У нас сегодня уже вторая пара из Москвы, ещё из Архангельска были!» Много ли музейному работнику для счастья надо?

Экспозиция обыкновенная для краеведческого музея: природа, история, милая пошехонская старина.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Коллекцию помню хорошо, однако отмечаю то, чего не было: появился реквизит местного народного театра, районная газета…

Здесь я вспомнила, чем, кроме пошехонского сыра, который сейчас канул в Лету, был знаменит город. Здесь делали сусальное золото! Редкий промысел — изготовление тончайших золотых пластин, которые использовались для золочения икон, картин, рам, мебели, скульптуры. Труд кропотливый и тяжёлый.

В советское время золотобойный завод работал. Драгоценным металлом 960-й пробы, выкованным пошехонскими мастерами, покрыты купола Киево-Печерской лавры, фонтан «Самсон» в Петродворце, фигуры на знаменитых фонтанах ВДНХ.

Предприятие «Красный Золотобой» выпускало ничем не примечательные с виду маленькие книжечки. Раскроешь, а внутри тоненькие листочки из драгоценного металла, взять которые в руки невозможно; до того тонкие, что пыль с них смахивали нежными заячьими лапками.

В конце 1970-х завод был закрыт. Весь рынок по производству сусального золота состоял всего из двух заводов: московского и полностью подчиненного ему пошехонского. Последний получал золото и трудовой план из Москвы, туда же отправлялась и готовая продукция. Столица решила, что ручное производство в провинции содержать нерентабельно. В Москве был внедрён машинный способ обработки драгоценного металла. До сих пор там производят золото, однако качество его, говорят, гораздо хуже.

А вот сыр пошехонский в Пошехонье уже не производят. Есть планы восстановить завод по производству сыра, но никаких телодвижений в эту сторону не заметно. Грустно.

Рассуждая об этом, мы прогулялись до места, где Пертомка сливается с Троицким ручьём.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

С улицы Преображенского по Советской дошли до моста через Пертомку.

Услышав наши шаги по деревянному мосту через Троицкий ручей, из-под него с шумом быстро выплыла стайка уток.

И тут совершенно хулиганская мысль пришла в голову: вернуться к большому мосту через Пертомку не по улице, а прямо вдоль берега, по тропинке, среди зарослей осоки и крапивы, за огородами, как в детстве. И картинки сквозь заросли прибрежного кустарника тоже напомнили те далёкие времена: мостки с лодкой, бельё на верёвке, бегущий котейко, купающиеся мальчишки…

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Вот и всё, пора возвращаться. Наша машина припаркована у гостиных рядов.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Но путешествие ещё не закончено.

По пути в Пошехонье промелькнул указатель на музей Блюхера в деревне Волково. Решили посмотреть на обратном пути, такая редкость!

Блюхер родился в деревне Барщинка, учился в начальном народном училище села Георгиевского, которое впоследствии было переименовано в Середнёвское земское училище, которое ныне является Середнёвской основной общеобразовательной школой Рыбинского муниципального района. Вот при этой школе силами энтузиастов и создан музей. Сначала Рыбинский музей-заповедник оказывал школьному музею помощь, видимо, рассчитывая сделать его своим филиалом. Указатель на дороге, профессионально изготовленные стенды в музее — это оставшиеся «следы» этой помощи. Потом, рассудив, что в музее практически отсутствуют подлинные предметы, связанные с Блюхером, а есть только копии фотографий и документов, государственный музей отказался от своей затеи и фактически бросил на произвол судьбы музей школьный.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Однако в 1990 году, к 100-летию со дня рождения Маршала Советского Союза Василия Константиновича Блюхера, для музея успели построить отдельный бревенчатый дом, который является копией деревенского дома семьи Блюхеров, где родился и провёл детские годы будущий опальный маршал.

В доме из предметов, принадлежавших Блюхерам, есть только два стула с неумело перетянутыми дерматином сиденьями.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Вся остальная экспозиция — стенды, книги, бюсты.

Может быть, это показалось бы скучноватым, если бы не яркий, эмоциональный рассказ человека, организовавшего этот музей, учителя математики середнёвской школы. Побывавшие во многих музеях и прослушавшие не одну интересную экскурсию, мы полтора часа слушали её, буквально раскрыв рты. Ведь никто не обязывал её столько времени тратить на нас. Мы приехали уже часов в пять вечера. В школе уже никого не было, кроме ожидавшей разбора детей из группы детского сада воспитательницы. На наш вопрос о том, как можно посмотреть музей, она позвонила нашему экскурсоводу, та бросила свой огород и не просто открыла нам двери, но и потратила время на замечательный рассказ, несмотря на то, что нас было только двое. Преклоняюсь перед такими людьми.

Насколько близко к сердцу этот человек принимает всё, что создано её трудами, подтвердил ещё один эпизод из нашего недолгого общения. Оказалось, что в середнёвской школе учился знаменитый поэт Алексей Сурков (автор «Землянки», адресат стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…«). Он до последнего года жизни бывал в родных местах, оставил несколько автографов — дарственных надписей, обращений к учителям и ученикам школы, писем.

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Почувствовав нашу реакцию на всё, что мы увидели и слышали в этом маленьком, всего в один зал, музее, она вдруг сказала:

— А хотите, я подарю вам эту книгу? — и протянула взятый со стенда сборник стихов Суркова, на которые были написаны песни.

Я потеряла дар речи.

— Ведь это музейный экспонат. Разве можно?

— А у нас ещё такие есть!

Я была в шоке. Конечно, Сурков у меня в библиотеке есть, да и не любитель я советских песен. Но отказаться от такого предложения, вызванного искренним порывом, было невозможно.

— Я боялся, что ты сейчас начнёшь отпираться, как обычно, — сказал мне Андрей по пути к машине. Обычно — да, но не сейчас. Просто почувствовала, что нельзя…

***

В Пошехонье совершенно невозможно не останавливаться в потрясающе красивых местах по пути. Одним из таких мест стала река Ухра. Когда смотришь на неё, особенно близкими становятся лермонтовские строки:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Закончилось ещё одно маленькое путешествие в глубокую российскую провинцию, всколыхнувшее самые разнообразные чувства и мысли. «Я ехала домой, душа была полна…" Хотя домой — условно. Мы остановились в Рыбинске, и назавтра предстоял день, свободный от поездок, предназначенный только этому замечательному городу.

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…
  13. Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля
  14. Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах
  15. Мелочь, а приятно!
  16. В ожидании чудес
  17. Весенние акварели Плещеева озера
  18. Зимняя сказка Ростовской земли
  19. Переславль: гулять так гулять

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия