Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 10:16
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Рыбинск — Россия Июль 2018

Последний день в Рыбинске мы посвятили городу. Бродили по улицам и закоулкам, гуляли по набережной, заходили в музеи. Постепенно сложилось впечатление о прежней и настоящей жизни города.

Историческим (именно в российском смысле — древности происхождения) его вряд ли можно назвать. Нет в нём и кремля или крепости. Дома вдоль улиц располагаются «квадратно-гнездовым» способом: параллельно и перпендикулярно берегу Волги, так что в старом районе (к тому же он невелик) заблудиться практически невозможно.

Погулять по Рыбинску мне было интересно вдвойне, потому что больше десяти лет назад я здесь бывала с экскурсией, правда, зимой, и мне страшно интересно было, насколько хорошо я помню то, что увидела в этом городе, что изменилось. И ещё я обожаю показывать Андрею, что есть интересного в городе, не везде он бывал, где я успела.

В любом городе Верхневолжья, да, наверно, в любом городе на Волге, есть Волжская набережная. С этого места, собственно, и начался Рыбинск сначала как Рыбная слобода, потом как город (статус получен в 1777 году).

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Со временем Рыбинск стал крупным центром торговли, а затем и промышленности. Этому во многом способствовали природные условия: мелководье препятствовало прохождению судов из низовьев Волги к северным рекам, и здесь образовался крупный перевалочный пункт грузов на более лёгкие суда. Именно эти обстоятельства сделали Рыбинск столицей бурлаков. К бурлакам в Рыбинске относятся с уважением, на набережной им установлен памятник. В Рыбинском музее-заповеднике бурлакам посвящён отдельный зал.

Памятник бурлаку на Волжской набережной

Особенно поражает портрет старого бурлака Чесменки, написанный неизвестным художником, который прямо на полотне внизу написал: «Чесменка. 1840 года октября 1-го в присутствии их императорских высочестввеликого князя Владимира Александровича и великого князя Николая Николаевича Старшего сей старец 82-х лет разорвал полную колоду карт, согнул двугривенный, свежее яблоко положил между двух пальцев, среднего и указательного, сжав пальцы: яблоко развалилось пополам, чему зрителями были 19 лиц разных чинов, находящихся в свите их императорских высочеств, и воронежский гражданский губернатор князь Трубецкой».

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

В середине 19 века по обороту хлебной торговли Рыбинск занял одно из первых мест в Российской империи. Здесь открылась самая крупная в России хлебная биржа, были построены крупнейшие в Европе канатная фабрика и железнодорожные мастерские, огромные по тем временам судостроительный, чугунолитейный и кирпичный заводы. Надо ли удивляться, что самые большие здания в городе — бывшие биржи, и обе находятся на набережной.

Старая хлебная биржа была построена в самом начале 19 века (строительство было начато в 1806 и завершено в 1811 году). Это первое биржевое здание в России, появившееся за пределами Москвы и Петербурга. Здание спроектировал Карл Иванович Росси, осуществлением проекта занимался ярославский губернский архитектор Герасим Варфоломеевич Петров.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Напротив старой биржи целый квартал занимает квартал двухэтажных лавок Мучного (Хлебного) гостиного двора. Первоначальный проект здания предполагал в первом этаже открытые аркады, но в окончательном варианте галерею превратили в закрытые лавки.

Напротив, с другой стороны Красной площади, расположен Красный гостиный двор. Он был построен в 1873—1877 гг. архитектором М. Ломакиным на средства рыбинских купцов и предназначался для торговли москательными товарами, тканями и другими предметами домашнего обихода.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Насколько хорошо шли в Рыбинске торговые дела, свидетельствует здание новой хлебной биржи, в котором сейчас располагается Рыбинский музей-заповедник. Мало какой провинциальный город смог позволить себе такое роскошное здание. Оно демонстрировало богатство, силу и мощь рыбинского купечества. Его стоит рассмотреть поподробнее. Очень яркий образец псевдорусского стиля. Здание было построено в 1912 году московским архитектором Александром Ивановым.

Особенно эффектно оно выглядит со стороны реки. Чтобы здание могло выдержать ледоход и весеннее половодье, фундамент из бутового камня был погружён в землю на четыре метра, высокий цоколь тоже облицован камнем, над цоколем расположен огромный балкон, на который мы с вами выйдем, когда пойдём в музей.

Здание щедро украшено каменной резьбой и цветными изразцами с изображением двуглавых орлов, бусин, трав, цветов; керамической плиткой, покрытой перламутровой глазурью.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Зайдём внутрь, хотя бы ненадолго. В своё время музейная коллекция, особенно художественная галерея, произвели на меня большое впечатление. Посмотрим только несколько фрагментов исторической экспозиции и художественной галереи.

Конечно, наибольший интерес представляют залы, посвящённые жизни города в 18–19 веках, потому что большинство подлинных экспонатов относится именно к этому времени. Вы увидите портреты рыбинских купцов, предметы из их торговых лавок, образцы продукции различных артелей; очень интересны фотографии, свидетельствующие о богатой духовной жизни жителей города.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

А фотографии! Как я люблю рассматривать старинные фотографии! Кстати, вот интересная, середины 1890-х годов, её я хорошо помню. На ней запечатлён рыбинский предводитель дворянства С. В. Михалков с волостными старшинами рыбинского уезда. Даже спорить не буду на то, что вы не угадаете, кто из них Михалков. Эти усы известны всей России, по крайней мере, той её части, которая смотрит отечественное кино.

Имение Михалковых находилось на противоположном берегу Волги. Конечно, разрушено. Приметой этого места служит белая беседка в Петровском парке.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Вспомнился эпизод из давнишней экскурсии. С какой гордостью нам рассказали, что Сергей Михалков, узнав, что в музее есть кресло из бывшей усадьбы Михалковых, захотел его у музея купить, а его не продали ни за какие деньги! Где оно? Внимательно осматриваю следующий зал, где оно могло бы стоять.

Не нахожу! Неужели всё-таки продали?! Спрашиваю у смотрительницы зала. Та улыбается: есть, сейчас в запасниках.

Художественная галерея в своё время поразила собранием полотен самых известных художников. Судите сами.

С. Жуковский. Подснежники

И вновь — стоп! Где Серебрякова? Ведь была же Серебрякова, я точно помню! Смотрительница зала снова улыбается: Серебрякову увезли на выставку в Москву. Помню, в прошлом году такая же история случилась в Нижнем Новгороде. Неуловимая Зинаида!

В художественной галерее частично сохранился интерьер большого зала, по крайней мере, высокие окна и декор на потолках. Люстры, я думаю, сделаны позднее. Вряд ли они освещали советские учреждения, которые расположились в здании после революции, а затем городскую больницу. Музей здесь открыт лишь в 1993 году.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Да, я обещала выход на шикарный балкон. Виды с него открываются замечательные!

Хотя, конечно, вид на собор с моста мне понравился больше.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Такое великолепное здание! В мой прошлый приезд в Рыбинск собор только-только был отреставрирован. А ведь могли потерять его безвозвратно: первый проект моста через Волгу предусматривал снос собора, и только начало Великой Отечественной войны помешало его осуществлению, а в 1963 году собор решили сохранить и начать его масштабную реставрацию.

Кстати, немного о мосте, он стóит того. Он был построен в 1963 году. Длина малой арки — 80 метров, большой арки — 128 метров. Расстояние от уровня воды до высшей точки большой арки — 30 метров. Вот и ответ на вопрос, почему в Тутаеве не построили мост, а до сих пор пользуются паромной переправой. Представляете такой мост в маленьком городишке, похожем на деревню, да ещё при отсутствии автомобильных трасс, пересекающих Волгу в этом месте? Я, если честно, нет. При всём сочувствии к тутаевцам.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Рыбинский мост интересен тем, что это первый в стране мост, сделанный не из сборного, а из монолитного железобетона. Архитектор моста — брат великой балерины Галины Сергеевны Улановой — Сергей Сергеевич Уланов. Мост производит впечатление лёгкости, воздушности. Однако это впечатление обманчиво. При строительстве моста вбито в дно Волги 1850 металлических шпунтов, в опоры моста уложено более 20 тысяч кубометров бетона.

Однако вернёмся к собору. Спасо-Преображенский собор построили на деньги купечества, освятили в 1851 году. Не сразу решились расстаться со старым деревянным, но noblesse oblige — у богатого города должен быть соответствующий собор! В его облике явно угадывается питерская традиция архитектуры, в авторстве проекта подозревают ректора Петербургской Академии художеств А. И. Мельникова.

Пора и в собор зайти. Шла служба, фотографировать было неудобно. Хорошо, что масштабы здания позволяют отойти довольно далеко от иконостаса, там я и схулиганила. Правда, по возможности деликатно.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Иконостас, да и весь интерьер, довольно скромные. Не думаю, что так было всегда. Достаточно вспомнить, что знаменитая икона «Прибавление ума», чтимый список которой находится в Покровской церкви Тутаева, хранилась в рыбинском Спасо-Преображенском соборе и бесследно исчезла, как и многие другие сокровища.

В начале 20 века Рыбинск — крупный (несмотря на то, что уездный) современный город. В купеческие дома было проведено электричество и водопровод, чему свидетельство — сохранившееся на набережной здании водоканала. Сейчас это не только действующее предприятие в старых стенах, но и своеобразный памятник с забавными украшениями во дворе.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Однако стал накапывать дождь, через минуту он полил сильнее, а через три уже поливал шумными потоками всё вокруг. К счастью, почти напротив здания водоканала находится вход в крошечный салон, в который мы планировали зайти. Зашли и задержались надолго, пережидая дождь и болтая с Алексеем Алексашиным, мастером, руководителем проекта «Рыбинские рыбы». Он рассказал много интересного, показал подарки, которые присылают ему со всего мира, и свои работы. Мастерская делает самые что ни на есть рыбинские сувениры — рыб из дерева, раскрашенных так, что не отличишь от настоящих! Ну как тут удержаться? Купили линя. Он так вписался в мою дачную кухню, будто место именно для него было приготовлено. И что удивительно, настолько точно рассчитано место крепления, что рыба держится на одном гвозде!

Совсем новый объект на набережной — часовня Николая Чудотворца — небесного покровителя путешественников и купцов. В 1867 году на этом месте была построена часовня в память чудного спасения царя Александра II от смерти, которое произошло 4 апреля 1866 года. Как это случилось с большинством культовых зданий, в 1927 году её стали использовать для хозяйственных нужд. У часовенки снесли купол и надстроили второй этаж. До 2010 года в постройке располагалось отделение милиции, поэтому я часовню не помню. Зато сейчас, в выглянувших после дождя лучах солнца, она выглядит восхитительно!

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Мы планировали ещё заглянуть в единственный в России музей Фёдора Ушакова. Ведь непобедимый русский флотоводец, причисленный к лику святых как праведный воин, тоже уроженец Ярославщины, мало того, сельца на территории нынешнего Рыбинского района. Невольно вспомнился Блюхер, одержавший множество побед, он ведь тоже рыбинский! Воздух здесь что ли такой, или вода, или как-то по-особому атомы-молекулы складываются?

Музей открылся в 2016 году по инициативе двух рыбинских предпринимателей. Традиции живы!

В музее нас ожидал маленький сюрприз: мы попали на интерактивную экскурсию для детей. Было заметно, что некоторые здесь не впервые, события из жизни флотоводца, подробности морских сражений они называли раньше, чем им был задан вопрос! И что самое желанное и привлекательное — здесь можно почувствовать себя гардемарином: подержать в руках шпагу, пистолет, показать, как заряжают пушку!

А парусники, штурвалы, схватки с врагами, романтика морских путешествий!

Среди экспонатов есть прижизненный портрет Ушакова.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Особенно умилили записи в книге отзывов, сделанные детьми.

По бульвару Ушакова

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

выходим на одну из старейших улиц города со смешным названием — Стоялая. Здесь полным ходом идут реставрационные работы. Какое счастье! В городе много мест, к которым надо бы приложить руки, так что явные свидетельства, что процесс идёт, отрадны.

Оглянемся вокруг. За лесами можно увидеть кое-что интересное. Стоялую пересекает старинная Крестовая улица. На углу заметили необычные очертания здания. Оказалось, реставрируется бывшее подворье Югской Дорофеевой пустыни, которая была затоплена вместе с Мологой перед строительством Рыбинского водохранилища. Это стало лишним аргументом, чтобы немного спустя зайти в Музей Мологского края — русской Атлантиды, скрывшейся под водами Рыбинского водохранилища.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

А эту картинку не припомните? Везёт мне на города, где снимали фильмы по произведениям Ильфа и Петрова. Здесь Гайдай снимал эпизоды фильма «12 стульев». В память об этом на Стоялой улице есть кафе, которое называется «12 стульев».

Кстати, рыбинская каланча — памятник федерального значения. Её построили в 1912 году, и это одно из высочайших сооружений подобного типа в стране, её высота 48 метров. Она видна из многих точек города, даже с моста через Волгу.

А мы по Крестовой пойдём по направлению к Красной площади, что напротив Рыбинского музея-заповедника. Я даже не узнала сначала это место, раньше на ней был сквер с голубыми елями вокруг памятника Ленину. Оказывается, прошла масштабная реставрация, деревья после многочисленных споров выкопали, и открылся великолепный вид на фасад музея. Памятник Ленину оставили, и у него тоже есть своя история.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Ленин в Рыбинске особенный. Много ли вы видели памятников Ленину в зимнем пальто с воротником-шалькой и в меховой шапке? Автором памятника был Хасбулат Аскар-Сарыджа Нухбекович — основатель скульптурного искусства Дагестана и заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Экскурсоводы, рассказывая о памятнике, шутили, что, видимо, автору из южных краёв в Рыбинске показалось холодно, и он решил Ленина «одеть». С тех пор рыбинцы называют памятник «Ленин в зимнем». И вторая особенность: скульптура стоит на красном гранитном пьедестале, который был изготовлен для другой скульптуры — памятника Александру II, установленному в Рыбинске в 1914 году. С фантазией у властей, видимо было плоховато: в Костроме Ленин тоже стоит на пьедестале бывшего памятника Романовым.

Помните о том, почему Рыбинск — столица бурлаков? Из-за мелководья. Со временем с этим недостатком, мешающим судоходству, надо было как-то бороться. Можете себе представить сейчас круизный теплоход или баржу на бурлацкой тяге? Так что строительство на Волге каскада ГЭС и водохранилищ было объективной необходимостью.

Жалко затопленные города, ужасна судьба тысяч заключённых, работавших на этом грандиозном строительстве. Однако первый ток, сгенерированный на новых ГЭС, смогли получить в начале войны, и это спасло многие жизни. На то, что мы потеряли при строительстве Рыбинского водохранилища, можно посмотреть в Музее Мóлогского края.

Музей был открыт 12 августа 1995 года и располагается в часовне бывшего подворья Мологского Афанасьевского монастыря.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

На карте можно увидеть, какая огромная территория ушла под воду.

Основу экспозиции составили коллекции Мологского краеведческого музея, ликвидированного в 1936 году, в том числе вещи из имений Мусиных-Пушкиных, исчезнувших под водой.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Крестовая — самая старая улица Рыбинска. Мы пока посмотрели то, что около неё. Крестовая идёт параллельно набережной, а своё название получила от перекрёстка со Стоялой улицей (с этого места мы осматривали Стоялую и пожарную каланчу). Этот перекрёсток был главной торговой площадью, и именно здесь до постройки биржи заключались торговые сделки. Поэтому немудрено, что дома на этой улице ставили сааме богатые люди города. Сейчас, правда, многие здания нуждаются в реставрации, но их вид не идёт ни в какое сравнение с тем, какими я увидела их в свой первый приезд. Некоторые дома объявлены охраняемыми культурными объектами. Например, вон тот жёлтый слева — дом соборного причта. Его в 1811 году построил Родион Путятин, настоятель Спасо-Преображенского собора, известный проповедник, заботясь о том, чтобы священники со своими семьями жили неподалёку от места службы. В этом доме выросли талантливые дети священника Алексея Золотарёва. Один из них, Алексей Алексеевич, стал создателем архива, библиотеки, картинной галереи, с 1918 года возглавил научное общество города.

Возле моста, прямо напротив собора, вы сможете увидеть дом купца Александра Ивановича Попова, уважаемого в городе человека, горожане четырежды выбирали его городским головой. При Екатерине II он был избран в комиссию по составлению нового «Уложения по сословиям», вёл большую хлебную торговлю, владел мукомольными мельницами, двумя писчебумажными фабриками. Дом интересен ещё и тем, что является старейшей гражданской постройкой города, фактически один из первых каменных домов Рыбинска, построенный ещё до утверждения регулярного плана застройки, в 1770-х. В 1849 году в этом доме гостил писатель Аксаков.

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

История не всех домов на Крестовой мне известна. Давайте пройдём по этой улице и просто посмотрим на них.

Но один особняк поразил в самое сердце. Охраняется государством! Да так, что в крыше мансардные окна прорубили, а оштукатурить рука не поднялась!

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

Но «молчи, сердце, молчи // от всех прячь мою боль»…

В старом районе встречаются иногда сохранившиеся деревянные дома, которые, может быть, и не являются памятниками, но точно добавляют очарования старинному русскому городу.

Было ещё несколько зданий, которые мне хотелось увидеть, но я оставила их напоследок, потому что они были расположены недалеко от места нашего временного проживания. Однако, возвращаясь с прогулки по «исторической части», как я люблю, нестандартным путём, мы набрели на интересные старые постройки. Оказалось, что это здания бывшего подворья Толгского монастыря, который мы посетили, когда останавливались в Ярославле. Несмотря на заброшенность, здание оказалось обитаемым. Потом узнала: это постройка 1903 года. В годы борьбы с опиумом для народа здание отдали под жильё и городские организации, а в 2007 году с согласия РПЦ (!!!) передали старообрядцам, которые медленно, но приводят его в порядок.

Рядом стоит такой же заброшенный, но несмотря ни на что удивительно красивый дом с прилично сохранившейся лепниной (ул. Радищева, д. 1). В справочниках по краеведению никакой информации о нём не нашла, однако какой-то кадастровый документ информирует, что это жилой дом, построен в 1923 году! Если это правда, то ничего же себе! Гражданская война не успела остыть, а тут такая конфетка строится! Немножко дальше, на Радищева, 12, интересный дом с точно такой же историей, но, на мой взгляд, попроще, с деревянным верхом.

Вообще-то улица Радищева показалась нам непростой, она застраивается симпатичными и недешёвыми коттеджами. С дорогами на улице, правда, как всегда…

Ярославская «кругосветка». 8 — Рыбинск

По Радищева проходим на улицу Пушкина. По пути встречается старый заброшенный Карякинский парк — памятник садово-паркового искусства начала 20 века. В советские годы он принадлежал противотуберкулёзнму диспансеру, расположенному в бывшем здании городского четырёхклассного училища, и, видимо, этим объясняется его теперешнее плачевное состояние

И вот, наконец, костёл Сердце Иисуса. Построен в 1910 году участниками польского восстания, высланными в 1863 году на поселение в Рыбинск. Этот костел является единственным дореволюционным католическим храмом такого типа не только в Ярославской области, но и во всём Верхнем Поволжье. Подобный я видела только во Владимире. До 1924 года костёл функционировал. К 1930-му году количество прихожан сократилось в 10 раз, а борьба с религией усилилась. Здание использовалось для других целей: здесь были общежитие и столовая железнодорожной организации, потом, после реставрации в 1979 году, оно было отдано студенческому клубу «Прометей» авиационно-технического института, ему же принадлежит и до сих пор.

Чуть дальше по улице Пушкина чудо чудное — Дом художников. До этого момента я его видела только на фотографиях. Первое здание было построено владельцем С. Г. Гордеевым в 1900 году. Сильно обветшавшее, оно не подлежало восстановлению. В 1990 году старое здание снесли, и на новом месте, чуть подальше, построили новое, кирпичное. Используя фотографии, планы и чертежи, специалисты восстановили деревянную обшивку и декор такими, какими они были в первоначальном варианте. В настоящее время здесь живёт несколько семей тех людей, которые строили этот дом.

Вот и всё. Обычно в конце рассказов туристы сетуют на то, что много есть ещё, что можно было бы посмотреть в городе, а ещё больше, что всё красивое в рамках одного рассказа показать невозможно. Я не исключение. Но успокаиваю себя тем, что за один день и один вечер впечатлений более чем.

Мы почти «дома», на улице Плеханова. Завтра утром отправимся в обратную дорогу, завершая нашу ярославскую «кругосветку». А вот как бы поинтереснее очертить этот круг, чтобы не повторять маршрут? Обдумаем варианты вечером. Обожаю рассматривать карту и рассчитывать часы и километры!

А весь наш путь здесь:

Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Ярославская «кругосветка». 3 — Самая красивая деревня России

Ярославская «кругосветка». 4 — Проездом — Посёлок Красный Профинтерн

Ярославская «кругосветка». 5 — Град Ярославов

Ярославская «кругосветка». 6 — Остановка в пути. Тутаев

Ярославская «кругосветка». 7 — Пошехонье

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…
  13. Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля
  14. Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах
  15. Мелочь, а приятно!
  16. В ожидании чудес
  17. Весенние акварели Плещеева озера
  18. Зимняя сказка Ростовской земли
  19. Переславль: гулять так гулять

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия