Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 16:06
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Ярославль — Россия Июнь 2018

Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое

Так уж сложилось, что на ярославской земле самые древние памятники — церкви и монастыри. Вот и Толгский монастырь, основанный в 14 веке, был отстроен в камне в 17 веке, что свидетельствовало о великом почтении к его святыням. Сейчас это популярный маршрут для паломнических и туристических групп.

Рассматривая карту достопримечательностей Ярославля, я обнаружила, что Толгский монастырь расположен прямо на берегу Волги.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Тут же возникла идея добраться до этого места по воде, если возможно. Нашла в Интернете расписание рейсов Ярославского речпорта. Оказалось, в Толгу регулярно ходят рейсовые суда. Лучшего известия и быть не могло. Летом, да по Волге, да меж красивых берегов, да на свежем воздухе! Я уже заранее рисовала в уме картинки, которые я увижу на этом пути.

Мы планировали несколько поездок из Ярославля по области. Когда в какую отправиться, решили смотреть по обстоятельствам. В данном случае обстоятельства были таковы, что в ближайшие дни обещали дожди, поэтому первой, пока погода позволяла, была выбрана Толга. Хотелось не только посмотреть достопримечательности, но и прокатиться по Волге, а может, и искупаться в хорошую погоду.

В первый же вечер, оставив вещи в снятых апартаментах, мы отправились на речной вокзал узнать, где посадка и когда можно купить билеты, чтобы с утра не метаться в поисках.

Надо сказать, что место для проживания мы выбрали очень неплохое, в историческом центре, угол улиц Некрасова и Собинова, в 10–15 минутах ходьбы до речного вокзала. Там даже на тротуаре было напоминание о том, где мы находимся!

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Была пятница, тепло, светло, людей в парках, скверах и на набережной полно, на бульваре слышна живая музыка — в общем, благодать.

Речной вокзал в Ярославле большой, и мы, конечно, сначала пошли в сторону, противоположную нужной нам. Спросили у юных полицейских, где можно купить билеты на теплоход. Странно, но они не знали, однако глубокомысленно произнесли, махнув рукой в направлении главной лестницы: «А пройдите туда. Многие спрашивают, мы их туда посылаем, и никто пока не возвращался…" Мы долго потом хохотали над этим «не возвращался».

Всё оказалось значительно проще, чем ожидалось. Дежурный на пристани сказал, что на Толгу судна отправляются с причала № 8, билеты продают на борту.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

По расписанию наш теплоход отходил в 9.30. Людей было много: суббота, судно рейсовое, делает несколько остановок в дачных местах, соответственно, дачников было много. Тем не менее, нам удалось устроиться на верхней открытой палубе, так что все красоты водного пути были нам открыты.

Поразила цена билета — 29 рублей. Кто-то с сожалением сказал, что в прошлом году ещё льготы были, но в этом их отменили. Услышав это, мы переглянулись и слегка сползли со скамейки… Мы давно о таких ценах не слышали, даже на городской автобус выше…

По расписанию обратный рейс обещался в 14.30, так что мы могли спокойно рассчитывать не только на неспешный осмотр достопримечательностей, но и на полноформатный обед и купание в Волге. А пока поглазеем по сторонам. Идём против течения, зигзагом между пристанями на разных берегах, пока в черте города.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Незаметно берега становятся ниже, появляются деревянные домики, дачники выходят на причалы, возле которых плещутся в воде дети, располагаются на субботний пикник семьи, рыболовы закинули свои удочки…

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Судя по времени и количеству остановок, маршрут подходил к концу. Что там за купола среди высоких деревьев? Вроде бы на карте монастырь на противоположном берегу…

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Оказалось, что это ещё один памятник, связанный с историей Толгского монастыря. Здесь, на правом берегу Волги, находилось село Иваньково. Согласно преданию, именно отсюда святитель Трифон увидел свечение на противоположном берегу Волги, где была впоследствии им была обретена Толгская икона Божией Матери и в ее честь возведена обитель. Позднее одному из монахов Толгской обители в видении на этом месте «Матерь Божия повелела выстроить храм Своему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу». Так в 1779 году появился каменный одноглавый храм Спаса Нерукотворного Образа. Пятиглавым храм стал в первой половине 19 века.

Толгский Свято-Введенский монастырь (на тот момент мужской) был заложен на месте обретения иконы.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Теперь, после многих лет забвения, обновлённый монастырь стал женским, и это чувствуется в том, насколько крепкое там хозяйство, безупречная чистота и очень красивое оформление множеством цветов.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

В монастыре 150 монахинь. Кроме послушания по хозяйству (у них есть ферма, птичник, они сами выращивают овощи и травы, держат трапезную для паломников и просто посетителей), сёстры занимаются творчеством — росписью, резьбой по дереву, шитьём и вышиванием. Поскольку нет благословения на фотографирование обитательниц монастыря, я сфотографировала стенд, рассказывающий об их жизни,

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

и хозяйственную часть за стенами монастыря.

Готовят сёстры изумительно, хоть и постную пищу. Сами не употребляют, но продают натуральное молоко, сметану, творог, бездрожжевой хлеб. Очень вкусный у них напиток из берёзового сока с лимоном и апельсином. Трапезная «Архондарик» расположена сразу за стеной монастыря.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

О духовном. Толгская икона Божией Матери считается чудотворной. На протяжении многих веков на поклонение к ней приходили не просто верующие, но и помазанники божьи: говорят, Иван IV Грозный получил от неё исцеление (1553 г.), здесь бывали царь Фёдор Алексеевич (1677, 1683), императрица Екатерина II (1763) и её сын Павел I (1789), император Николай II с дочерьми (1913).

После долгих лет отсутствия икона возвращена в монастырь (в советское время она была экспонатом Ярославского художественного музея). Так как в церквях фотографировать нельзя, могу показать её лишь на стенде.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Одним из видов послушания у монахинь является проведение экскурсий для самостоятельно путешествующих туристов. Группа собирается стихийно, где — мы узнали у охранника. За экскурсию нужно внести пожертвование в 100 рублей. Содержание экскурсии — история монастыря, рассказ о его жизни в настоящее время, ознакомление со святынями, хранящимися в храмах, и архитектурой обители.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце 17 века. Первые храмы либо не сохранились, либо были перестроены. Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь (1620), на возведение которой царь Михаил Фёдорович Романов пожертвовал 40 (тех ещё!) рублей. Сейчас здесь трапезная монастыря, соединённая галереей с Введенским собором.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

В 1670-х годах были возведены Святые ворота с Никольской надвратной церковью, настоятельский корпус.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

В 1681–1683 годах на месте каменного собора 16 века построили новый Введенский собор. Монастырская звонница возводилась в 1683–1685 годах, два её верхних яруса появились в 1820-х.

Спасская церковь и больничная палата построены на рубеже 17–18 веков на месте старой деревянной церкви. Её девять изящных главок, в отличие от глав более древних храмов обители, по-барочному витиеваты.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, один из братьев Тучковых, генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков. После ранения его удалось переправить в Можайск, а затем через Москву брат Алексей привёз его в Ярославль. Эта история легла в основу сюжета о кончине Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Помните, его, раненого, везут с Бородинского поля через Москву, а потом Мытищи именно в Ярославль, где он умер.

Однако вернёмся к историческим и архитектурным достопримечательностям монастыря.

Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных (первоначально с шатровыми навершиями) возводились в 90-х годах 17 века.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Фрески, выполненные в своё время ярославскими художниками, почти утрачены. Долгое время в зданиях монастыря действовал макет Волжской электростанции: насосы закачивали воду в резервуар на колокольне, оттуда она самотёком шла через храм на модель ГЭС и собиралась в храмовом подвале. Какие уж тут фрески! Кроме этого, до 1987 года (а это уже на памяти многих из нас) на территории обители располагалась колония для несовершеннолетних.

Сейчас фрески восстановлены. Львиную долю труда по их восстановлению взяли на себя сёстры монастыря, специально обученные художественной росписи. Так как в храмах нельзя фотографировать, а фотографии из Интернета использовать не хочется, покажу фрагмент росписи внутри крыльца Введенского собора.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

В годы Смуты монастырь был разорён поляками, иноки казнены и похоронены в братской могиле, над которой в 1893 году была возведена часовня.

Несколько часов мы провели в монастыре. День был жаркий, и после экскурсий и обеда приятно было ожидать времени отправки теплохода в обратный путь у воды.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

На территории монастыря есть пруд с чёрными лебедями, мимо которых невозможно пройти и не полюбоваться их изящными горделивыми позами.

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Жаль только, что трудно было уловить момент, когда они наклонятся друг к другу, образовав в просвете между длинными шеями сердечко. Ведь этот «рисунок» возникает только на мгновение, не прицелишься.

Выйдя за пределы монастыря, нашли недалеко песчаный бережок, что было несложно сделать. До теплохода было ещё полтора часа. Можно искупаться и позагорать в компании с местными дачниками. Вода, несмотря на то, что было начало июля, показалась прохладной, но окунуться было приятно. Дно слегка подёрнуто илом, встречаются водоросли. Да нечего ворчать, не бассейн! Зато теперь я могу похвалиться тем, что купалась в Волге!

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Обсыхая, с удовольствием наблюдали за круизными теплоходами и небольшими прогулочными судами, стилизованными под древние струги.

Последний взгляд на монастырь — и назад, в Ярославль!

Ярославская «кругосветка». 2 — К Толге по Волге

Завтра весь день на колёсах.

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…
  13. Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля
  14. Один день в Ростове Великом. 4 — В ближних пригородах
  15. Мелочь, а приятно!
  16. В ожидании чудес
  17. Весенние акварели Плещеева озера
  18. Зимняя сказка Ростовской земли
  19. Переславль: гулять так гулять

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия