Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — сейчас на сайте
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Ростов Великий — Россия Июнь 2018

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Один день в Ростов Великом. 2 — Мне сверху видно всё…

Впечатление от поездки в Ростов будет неполным, если не посмотреть, какие интересные экспонаты хранятся в музеях ростовского кремля. Экспозиций довольно много, они расположены в разных зданиях, и если знать, что там можно увидеть, можно выбрать наиболее для себя интересные или вовсе отказаться от их посещения, если никак не затронут, и сэкономить время для других развлечений. Это знание полезно ещё и тем, что позволит правильно сориентироваться при покупке билета. Если захотите посмотреть всё, проще купить единый билет (700 р.), если не захотите заходить в музеи, осмотр кремля обойдётся в 200 рулей. Если захочется зайти не во все, а только в отдельные музеи, возьмите входной за 200 и отдельные билеты в выбранные музеи (от 50 до 100 р. каждый).

1. Красная палата

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Красная палата с высоким крыльцом — самое главное здание для туриста. Оно находится справа от главных входных ворот на территорию заповедника. Здесь есть так называемая гостиная и три музея.

В гостиной вы можете получить всю информацию о музее, посмотреть виртуальные экскурсии, просто отдохнуть или посидеть в кафе.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Чтобы вы оценили, в каком знаменитом месте находитесь, при входе поставили фигуру стрельца с лицом, напоминающим Савелия Крамарова, держащего осетра, видимо, выловленного в озере Неро (кто знает, может быть, тогда они водились и там), и икру (не заморскую). Фигура пользуется популярностью: мало кто из вошедших в гостиную не захотел с ней сфотографироваться.

Кроме всяческих удобств для туристов, здесь есть довольно интересный музей народного декоративно-прикладного искусства. Все предметы были сделаны на территории Ярославской области и близких к ней областей. Посещение этого музея бесплатно.

Поражаешься неистощимости фантазии народных художников, которые из обычных бытовых предметов делают произведения искусства! Какое разнообразие узоров, сочетаний резьбы и росписи на обычных, прямо-таки примитивных прялках!

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Обычно расписывали «личины» прялок, а здесь есть и донце с городецкой росписью, и детские санки!

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Отдельный вид народного искусства — росписи шкатулок, коробок, сундуков, деревянной посуды.

Этот экспонат сразил меня наповал: переборка — дощатая стенка с росписью из Вологодской губернии начала 20 века.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Гостиная и музей народного декоративно-прикладного искусства находится на первом этаже Красной палаты, два других музея — на втором. Поднимитесь на высокое крыльцо, заодно полюбуетесь с его высоты видом митрополичьего двора.

Первая экспозиция в залах Государских хором — Ростовская земля: сто веков истории. Здесь демонстрируются в основном археологические находки. Древнейшие из них происходят из палеолита и раннего железного века: кости и черепа первобытных животных; керамика первых поселенцев долины озера Неро (экспонаты с раскопок Сарского кургана недалеко от Ростова); боевые топоры; орудия труда ремесленников.

Предметы из Сарского кургана

О существовании крупного политического и религиозного центра — города Ростова (первое упоминание в летописи — 862 г.) — свидетельствуют экспонаты более позднего времени: западноевропейский меч с клеймом «+LVNVECIT+" (10 в.), печати киевского князя Ярослава Мудрого (11 в.) и Владимира Мономаха (12 в.), деталь кровли первого Успенского собора (конец 10 в.), фрагмент апсиды Успенского собора (1213—1231 гг.), два белокаменных льва от трона князя или епископа (конец 12 — начало 13 века) и другие.

Печати киевского князя Ярослава Мудрого (11 в.) и Владимира Мономаха (12 в.)
Детали старинных кораблей

Вторая экспозиция, находящаяся в Красной палате, в Государских хоромах,«Образ креста в русской культуре». Она представляет крест как главный символ русского мира. Здесь собраны кресты и их изображения, поступавшие в музей с момента его основания в 1883 году — всевозможных форм, техник, материалов, типов и назначения: на иконах и произведениях живописи, нательные и паломнические, храмозданные, закладные, напрестольные, а также резные старообрядческие доски и храмовая утварь (иконы, потиры, кадила, покровцы) с изображениями креста.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Традиция использования креста в качестве государственной награды демонстрируется на примере портретов церковных и государственных деятелей в парадных одеждах, с орденами.

Наградные кресты

Там же расположен медальерный кабинет, в котором демонстрируются медали и памятные знаки по поводу заметных исторических событий и в честь видных государственных деятелей, однако качественные фотографии сделать было невозможно из-за отражения света в стёклах витрин.

2. Митрополичий сад
Рядом с Красной палатой находится Митрополичий сад. Вход в него тоже оплачивается, хотя никакой экспозиции там нет. В то время, когда мы там были, сад ничего особенного не представлял. Говорят, совершеннейшее удовольствие — побывать в саду во время цветения яблонь или ближе к осени, когда яблоки уже поспевают. В саду есть заведение для любителей различных чаёв. Мы не любители. Зато посмотрели на кремль с той стороны, с какой никогда его не видели.

Церковь Григория Богослова (1680-е гг.)

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

1. «Сокровища Ростовского кремля»

Эта экспозиция расположена в Одигитриевской церкви (на снимке — справа).

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Экспонаты первого зала рассказывают об истории и реставрации храма.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

В самой экспозиции — ткани, шитьё, художественное серебро, иконы, царские врата, фрагменты надгробных комплексов, скульптура, комплекты облачений священнослужителей, предметы, использовавшиеся при совершении литургии и церковных обрядов в 17–18 веках. И в оформлении зала, и в экспонатах явно определяется пышный стиль барокко.

Совершенно потрясающее золотное шитьё.

1. Музей финифти

Чтобы найти вход в Музей финифти, надо войти в одну из арок перед надвратной Воскресенской церковью. Ростовская финифть — известный с середины 18 века местный художественный промысел (живопись на эмали). С финифтью у меня сложные отношения по той простой причине, что продаваемые в советские времена украшения никаких положительных эмоций не вызывали. Хотя чувствовалась в них какая-то милота, носить их не хотелось, казалось — из бабушкиного сундука.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Ценить ростовскую финифть как произведения декоративно-прикладного искусства, как миниатюрную живопись по эмали стала позднее.

Экспозиция музея, несмотря на то, что я дважды здесь уже бывала (но давно), преподнесла сюрприз. То ли потому, что раньше не приветствовалась религиозная тематика, то ли потому, что я не особенно обращала внимания на подобные экспонаты в ряду множества других, но сейчас была поражена тем, как финифть использовалась для украшения церковных книг и облачений, как искусно создавали крошечные миниатюры (простите за тавтологию) для многосюжетных икон.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

При этом используется такая сложная техника изготовления, что не буду даже пробовать её описывать. Если будете в музее, то в первом зале увидите весь процесс в небольшом фильме.

А ещё я не хотела туда идти!

Да, кстати, для любителей украшений из ростовской финифти на первом этаже музея есть магазин.

5. Центр колокольного искусства
Этот маленький музейчик расположен в кладовой бесстолпной палате недалеко от Водяной башни. Всего один зал, в котором можно увидеть коллекцию поддужных колокольчиков, познакомиться с технологией изготовления колоколов. Самое интересное для туриста в этом месте — позвонить! Как звучат поддужные колокольчики, вам продемонстрирует сотрудник музея, потрясая хомут.

Один день в Ростове Великом. 3 — Музеи ростовского кремля

Для тех, кто всю жизнь мечтал ударить в колокол, рядом с большими колоколами лежит деревянный молоток. Сможете сравнить звоны разных колоколов.

1. Экспозиция «Древнерусское искусство»

Она размещена в восьми залах жёлтого Самуилова корпуса. Здесь демонстрируются иконы 13 — начала 20 веков, лицевое шитьё 16–17 веков, литьё и каменная пластика 12–16 веков, резьба по дереву и кости 15–17 веков. Честно говоря, по этому музею просто пробежались, потому что после путешествий по воде, земле и «воздуху» силы были на исходе.

Ну что же, говорят, в Ростове есть три чуда: ростовский кремль, ростовская финифть и ростовские звоны. Кремль, финифть, звонницу и колокола показала. Без ростовских звонов оставить было бы жестоко. Под занавес — ростовские звоны, насколько удалось их «ухватить».

MVI 9647

Мы покидаем Ростовский кремль. Много ещё осталось в городе, что хотелось бы посмотреть, но во время одной из экскурсий мы узнали об интересных местах в окрестностях Ростова, совсем недалеко.

В последнем рассказе об этом длинном выходном дне расскажу и о них.

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…