Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:46

Найроби, Найваша — Кения Январь 2010

14—15 января. Национальный парк Масаи—Мара.

Итак, в нашем трехнедельном путешествии по Кении и Уганде, главной целью которого было посещение и знакомство с нашими древними предками — гориллами, которые обитают на границе Руанды и Уганды, наступили последние дни. Возвращаясь от горилл в сторону Найроби, из которого мы должны уже вылетать домой, мы провели хорошие активити, совершив рафтинг на крутых порогах истока Нила и проплыв по озеру Найваша мимо разевающих свои пасти бегемотов. Последний рывок от озера через чайные плантации и деревни с масаями и мы — в одном из звездных парков дикого животного мира нашей Земли — НП Масаи—Мара!

Этот Национальный Парк, расположенный на юго-западе Кении, является северным продолжением НП Серенгети на танзанийской территории. Заповедник назван в честь племени масаи, с представителями которого мы познакомились вчера и реки Мара, которая разделяет его. Масаи—Мара знаменит большим количеством обитающих в нём животных, а также ежегодной миграцией антилоп гну, проходящей в сентябре—октябре и в обратном направлении — весной.

Рано утром делимся на две группы, рассаживаемся по двум джипам и выезжаем на сафари. Наш водитель Tony Sumare — настоящий масай. Одет в красную тогу, надетую на голое тело и завязанную на одном плече. На ногах — традиционные сандалии из автомобильных покрышек.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Мы все были одеты в куртки и свитера — утром прохладно, если не сказать — холодно. Высота над уровнем моря — полтора километра. Почти Говерла — главная вершина Украины.

В Парк въехали первыми. Еще плохо видно, но сейчас самое волшебное время дня в Африке — рассвет. Небо быстро окрашивается в удивительные тона разгорающегося пламени. К сожалению, это длится совсем недолго — для экваториальных широт не характерны затянутые по времени рассветы и закаты.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

— Что вы хотите увидеть? — спросил нас Тони.
— Большую пятерку!
— Нет проблем! Как говорят у вас в Одессе — «Их есть у нас»!
Через пару часов блужданий по отрогам холмов он поскучнел — кроме импал, зебр, редких жирафов и одиноко бродящего слона, никого не было видно.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Еще через час наткнулись на застрявший в болоте минивен. В нем сидели человек десять совсем неопечаленных европейских туристов моложе нас, а их шофер безуспешно пытался дергаться. Наш Тони захотел предложить свои услуги.

Но когда я, хлюпая по болотной жиже, подошел к ним и попросил выйти из машины, чтобы было легче выехать, никто из них даже пальцем не пошевелил — все остались сидеть в сухой кабине. Я плюнул на это дело и сказал Тони, чтобы ехал дальше — пусть ждут помощи от рейнджерской службы. И она-таки не замедлила явиться! Через какое-то время мы видели их машину неподалеку от нас. А мы получили европейский урок — не лезть всем помогать без спросу.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Во время блужданий по саванне в поисках фауны, Тони рассказал о себе: ему 30 лет, женат, четверо детей. Пять лет назад, защищая своих коров от напавшего на них льва — убил его своими копьем и ножом. После этого, залечивая раны в больнице, пролежал там три месяца.

— А как ты женился?
— Мои родители нашли мне жену. И заплатили за нее 10 коров. — А если бы она тебе не понравилась?
— Родители не могут ошибаться — они выбрали хорошую!
— Но у вас же можно иметь еще и вторую. Хочешь?
— Нет. У меня нет столько коров, чтобы за нее отдать. А потом надо для нее и дом построить. Нет, не хочу.

Он уже, хотя и не отказался от традиционной масайской одежды, но вполне современный человек — хорошо знает автомобиль (мы видели, как он помогал в ремонте поломавшегося в саванне другого джипа), имеет е-майл, мобильный телефон, да и наш GPS его не удивил.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Нам повезло, что он был масаем (водители других машин были кенийцы-банту). Казалось, что он знал в парке каждый кустик и кто где может быть.

— Едем смотреть носорогов!
И куда-то мчался вперед без дорог и указателей. И, надо сказать, находил их.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

После Тони уже сообщал об этом месте другим водителям. Так что, если будет возможность, в другой раз нужно выбирать машину только с водителем — масаем. Как-то ехали по дороге и вдруг он сорвался и, сделав крутой разворот, помчался по густой траве в буш. Через пять минут уже и мы увидели вальяжно разлегшуюся под кустом парочку львиц.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Как он заметил их на таком расстоянии? В другом месте он подъехал к дремавшему на пригорке под деревом громадному льву. Его зоркий желтый глаз так и пронизывал всю саванну…

Тони подъехал к нему так близко, что до него оставалось метра три. Я был на крыше с видеокамерой и находился со львом почти на одном уровне. Все дружно защелкали своими аппаратами.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Лев приоткрыл сначала один глаз, затем другой. Мы продолжаем делать свое дело. Видно, что его уже начинает раздражать наше присутствие и он стал нервно подергивать хвостом. «А что ему стоит сделать прыжок в три метра и стянуть меня с крыши? Мы же с ним на одном уровне» — внутри у меня все похолодело и сжалось, но съемку не бросил. И только когда лев уже приподнял свою голову, Тони, увидев это, тронулся с места, но наше место тут же занял другой джип. И с ними, вроде, тоже все обошлось…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Масай Мара — самый большой и лучший НП в Кении. И это не восстановленное, а бережно сохраненное природное достояние. Его площадь — 1510 кв. км. Именно дикая и первозданная природа привлекает сюда всех туристов. И, глядя на нее, можно ясно себе представить какой была Африка до появления самих африканцев. С одной стороны этот Парк ограничивает горная гряда — там Танзания и ее основной Национальный Парк — Серенгети. С другой — бескрайняя саванна. Парк пересекает множество речушек, образующих водный бассейн главной реки — Мара. Площадь Серенгети в 10 раз больше — почти 15 тысяч квадратных километров.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Тайной мечтой каждого, кто едет на сафари — увидеть т.н. «миграцию» — переход копытных через реку. Это уникальное природное явление, связанное прежде всего с сезонами дождей, которые различны в Кении и Танзании. Сотни тысяч антилоп и следующих вместе с ними зебр и других копытных, повинуясь инстинкту, совершают гигантский круг по территории этих двух заповедников — Масаи—Мара и Серенгети. И картины форсирования рек стадами этих животных можно встретить и в Серенгети. Наиболее интересна в этом плане река Грумети.

Гнезда птиц-ткачиков
Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Поколесив по саванне, после ланча выехали к реке Мара.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Именно по долине этой реки, а потом и через нее саму и идет великая миграция антилоп гну, которые в поисках свежей травы и вслед за дождями, совершают за год гигантский круг диаметром около 300 километров, тысячелетиями перемещаясь из Масаи—Мара в Серенгети и обратно. И, как видно из представленной ниже карты, большую часть времени своей жизни, животные проводят на территории Серенгети…

Схема миграции копытных в Национальных парках Масаи-Мара и Серенгети

Следом за антилопами идут и хищники. Вместе с ними в поисках лучших пастбищ за компанию мигрируют около 250 тысяч зебр и 500 тысяч газелей Томсона, поддерживая всю экосистему Серенгети-Мара в устойчивом равновесии.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Сейчас, в январе, почти все животные находятся в Серенгети, куда они мигрировали осенью. Здесь сочная трава и рождается молодняк. За полгода малыши подрастают и начинается их обратный исход — сюда в Масаи—Мара. Зимой в Масаи—Маре скучно и уныло — встречаются только одиночные копытные — больные, отставшие от стада или побоявшиеся перехода реки. Судьба их незавидна — они становятся добычей никуда не мигрирующих хищников — львов, леопардов и гиен.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Мы побывали на том месте, где идет переправа антилоп через реку. С береговой равнины к реке ведут узкие каменисто-песчаные коридоры, свободные от обрывов и деревьев.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Спуски эти порой довольно круты и падают с высоты метра три-четыре. Подскользнувшиеся или поломавшие ноги животные не падают, а выносятся, поддерживаемые телами бегущими рядом животными, вниз в реку. И там их спокойно поджидают громадные крокодилы. Вот он лежит и хитро поглядывает на нас своим глазом. Вроде бы как — ни при чем…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

А на другом берегу собираются к такому дармовому «столу» уже другие хищники — львы, гиены, грифы. Пищи хватает на всех.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Сейчас январь и в парке практически пусто. Почти все животные ушли в Серенгети еще в сентябре—октябре. А вернутся к лету следующего года. Вот тогда и нужно сюда снова приехать. Что мы уже и планируем.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

И все-таки, несмотря на практическое отсутствие в Масаи—Мара в это время года животных, наш масай Тони не подвел нас — показал всю большую пятерку — львов, слонов, носорогов, буйволов и даже леопарда. Труднее всего было именно с ним — леопарда никто из многочисленных рейнджеров не видел уже несколько дней. Обычно они по-дружески передают эту информацию друг другу и везут туда туристов. И уже во второй день нашего сафари на пути в кемпинг Тони вдруг встрепенулся и поехал прямо на заросший кустарником холм. И там, на одной из ветвей, лениво поводя головой из стороны в сторону, лежал леопард.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Мы пробыли в этом месте около получаса, но за это время он только пару раз поменял свою позу, лишь немного переместившись по ветке. Фото получились не очень хорошими из-за контр-света. Но с другой стороны — по солнцу — подъехать не было возможности — там была гора. Да и повернулся ли бы он к нам в том месте своим личиком? Вскоре на этом месте уже был с десяток джипов. План был выполнен! Вся «пятерка» — в кармане!

Уже возвращаясь домой в наш кемпинг, Тони, опять свернув куда-то в сторону, подъехал к пригорку с кустами и сделал нам очередной подарок — шикарного льва!

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Масаи—Мару можно колесить и описывать до бесконечности. По разному — научно и обстоятельно или с многостраничными всхлипываниями и причитаниями по поводу каждой козочки, мышонка или лягушонка. Благо, сейчас писать, используя комп и сетевую информацию, очень легко и нет никаких ограничений по размерам фотографий, как это было на первом туристическом сайте Travel.mail.ru, где существовали технические ограничения — одно фото не больше 100–150 кб!

Последний вечер прошел тепло — хороший ужин, масайские песни и танцы в исполнении охранников кемпинга, комплименты экипажу и друзьям.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Завтра 300 км пути до Найроби, а оттуда — кто домой, а кто на недельку на кенийское побережье Индийского океана около Момбасы. Немного грустно — трёхнедельный Оверлэнд закончился. Позади остались не только гориллы Уганды, но и четыре национальных парка Кении. Только четыре из более чем двух десятков. И три из них входят в пятерку лучших — Накуру, Найваша и Масай Мара. Когда прогорел костер и перестал работать электрический генератор, все увидели потрясающе черное небо с яркими звездами. И Южный Крест…

Это все еще была Африка.

Наша дружная украинско-российская группа

Перелетая из Найроби в приморский город Момбаса, где мы запланировали провести недельку на берегу Индийского океана, справа по борту появилась большая снежная шапка. Ба! Да это же Килиманджаро! — воскликнул кто-то и самолет чуть не перевернулся от того, что большинство пассажиров повскакивали со своих мест и ринулись к иллюминаторам по правому борту.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Все мы сразу воскликнули: «О! А вот и наша новая цель в Африке — гора Килиманджаро!»

И от мечты до ее реализации прошло всего полтора года — в августе 2011 года мы были на вершине Кили! Путь до нее был не близок и победе предшествовала грамотная акклиматизация с проведением сафари на высотах около 2 тысяч метров в НП Нгоронгоро и Серенгети, трек на вулкане Меру и постепенный подъем на гору по незатоптанной туристами тропе Умбве.

Мы на вершине Килиманджаро 26.08.2011 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Казалось бы, зачем нам, в большинстве своем уже немолодым и успешным людям, было проводить отпуск в таких, на первый взгляд, некомфортных условиях — каком-то большегрузном автомобиле-траке, кемпингах и палатках? Да еще не где-нибудь в комфортных Америке или Европе, а в Африке! Но для нас это были прекрасные три недели! Мы все были как одна команда в рафтинге — с общими увлечениями и эмоциями. И это было прекрасно! Это был Overland — сухопутное путешествие! Мы проехали по дорогам Кении и Уганды почти 3500 км — расстояние от Петербурга до Омска.

Сейчас это самый распространенный способ путешествия не только по отдельным странам, но и целым континентам — и Африка здесь на первом месте. Оверлэнд — замечательный способ познания, особенно в условиях ограниченной цивилизации. Но — для хорошей компании своих друзей или хотя бы соотечественников. Все-таки нужно провести три недели с попутчиками бок о бок — с чужими могут быть проблемы. А если месяц-два? Такие путешествия тоже есть и даже до полугода — например, от Стамбула до Кейптауна!

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 15 - Финал путешествия в Масаи-Мара

Если присоединяться к другим группам — нужно знать английский, так как большинство туристов, обожающих оверлэнд — европейцы, американцы и австралийцы и, как правило, молодежь. Но есть и другие фанаты этого дела — безработные и пенсионеры. Вот так дешево и приятно они колесят по всему миру. Некоторые из нас могли бы позволить себе и пятизвездочные сафари на самолете или индивидуальном джипе, но не захотели, так как там нет такого тесного общения с друзьями, бытом и жизнью. А иногда хочется именно этого.

К такому путешествию нужно быть подготовленным — и морально и, немного, физически. И здесь не играет роль возраст — эти путешествия для тех, кто молод духом.

Что нужно еще иметь, чтобы быть участником Оверлэнда по Африке?

— экипировка — как у нас на охоту, рыбалку или пикник на природу осенью. Никаких туфель, вечерних платьев, белых рубашек и галстуков. Обувь спортивная — кроссовки, шлепанцы. Одежда немаркая — типа «сафари», брюки и рубашка с длинными рукавами для вечера, футболки, шорты, дождевик, шляпа, теплая шапочка, куртка, теплый свитер, флиска. Чтобы не связываться со стирками — лучше брать то, что не жалко выбросить или подарить аборигенам. Особенно это касается носков и нижнего белья;

— иметь адаптер напряжения (можно купить и на месте — это дешевле), дополнительные батареи питания к своей технике, налобный фонарик;

— деньги: брать наличными доллары не старее 2001 г.; обязательно иметь мелкие купюры по 1, 5 долларов на всякие «tips»; кредитные карточки работают только в крупных городах и супермаркетах. С тревел-чеками может быть проблема с обменом и большим процентом «отката»; в траке есть сейф;

— антималярийные препараты — честно сказать — так ничего и не понял за два визита в Африку. Сначала начинали пить маларон, потом бросали. Но судя по сухой обстановке и отсутствию комаров — гробить печень не стоит. Лучше переборщить с репеллентами;

— можно взять старые футболки с надписями городов, так как они очень популярны в торговом обмене на сувениры. Но в Кении это не очень принято, а в Малави и Зимбабве на это идут охотно. Они также любят старую обувь, шорты и др.

— хорошим подарком будут ручки, карандаши и маленькие игрушки детям, которых по дороге будет немеряно;

— для большего комфорта вместо коремата стоит взять тонкий надувной матрас «ThermoRest»;

— при заказе приготовления пищи на большую группу в кафе или ресторане можно просить скидку.

— брать разовую посуду, салфетки и полотенца.

И — В ДОБРЫЙ ПУТЬ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ!

---------------------------

Эта серия очерков была впервые опубликована на одном из ведущих в ту пору российском туристическом сайте Travel.mail.ru в Марте 2010 г.

Вот один из комментариев той далекой поры, который написал один из восходящих мэтров нашего Туристера:

Ком. к Части 2: «Давно я так не зачитывался. Путешествие просто СУПЕР! Великолепный текст! Впечатление такое, будто я сам там побывал. Юра, Вы мой любимый автор из всех туристических сайтов!!!!! «
Максим Ершов 44 года, Россия, Москва
18 Марта 2010, 00:12

--------------------

Выражаю благодарность за предоставленные к публикации фотографии своим друзьям по путешествию — Варежкиной Ольге, Куприян Елене, Езловецкому Виктору, Лыпко Петру и Петровскому Славе. Благодаря их вкладу, мне удалось закончить фильм об этом путешествии и сделать им ответный подарок —

Док. ТВ-фильм автора — «Уганда. В гостях у наших предков», 42′22″ — overland.com.ua

-----

Ссылки к материалам по серии статей «Долгая дорога к гориллам Уганды»:

Ч. 1 — Кения. Знакомство с Найроби — https://www.tourister.ru/responses/id_29124

Ч. 2 — Приключения на севере Кенииhttps://www.tourister.ru/responses/id_29127

Ч. 3 — Кения. Жизнь белых африканцевhttps://www.tourister.ru/responses/id_29132

Ч. 4 — Кения. Розовые берега озера Накуруhttps://www.tourister.ru/responses/id_29133

Ч. 5 — У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_29122

Ч.6 — Конец пути на озере Буньониhttps://www.tourister.ru/responses/id_29192

Ч. 7 — В гости к пигмеям — https://www.tourister.ru/responses/id_29175

Ч.8 — Долгожданное свидание с гориллами — https://www.tourister.ru/responses/id_29174

Ч. 9 — Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу — https://www.tourister.ru/responses/id_29202

Ч. 10 — Уганда. Рафтинг в верховьях реки Нил https://www.tourister.ru/responses/id_29203

Ч. 11 — Уганда. У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_30194

Ч. 12 — Кения. Царство жирафов на озере Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_29125

Ч. 13 — Кения. Озеро Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_30614

Ч. 14 — Кения. Чайные плантации и воины-пастухи на пути к Масай—Мара — https://www.tourister.ru/responses/id_30648

Ч. 15 — Кения. Финал путешествия в Масаи—Мара — https://www.tourister.ru/responses/id_30708

----

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия