Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 15:25

Кения Январь 2010

10—12 января. Кения. Национальный Парк оз. Найваша.

Путешествие, посвященное знакомству с нашими древними предками — гориллами, которое состоялось в Национальном Парке Бвинди на границе Уганды с Руандой, подходит к своему логическому концу. Мы уже третью неделю в пути и сегодня возвращаемся из Уганды в Кению. В 7 утра выезжаем из кемпинга Adrift/Nile High Campsite. В нем мы провели два хороших активных дня и, думаю, всем запомнился незабываемый рафтинг по сложнейшим порогам верхней части Нила. А следующий свободный день мы посвятили знакомству с истоком Нила — одной из самых длинных рек нашей планеты и самому городу Джинджа, возле которого и есть это чудо Природы.

Наш маршрут в 1017 км от озера Буньони в Уганде до озера Найваши в Кении

Кемпинг Cray Fish

Итак, выехав из Уганды, к концу дня снова приехали в кемпинг Кембу близ Накуру (Кения), в котором, встретив Новый 2010 год, мы заночевали по пути в Уганду — 418 км. Утром сделали остановку на «площади сувениров» в центре города Накуру и после короткого переезда 115 км по дороге А104, прибыли к месту нашего ночлега в кемпинге Cray Fish («Рак»), расположившегося на берегу озера Найваша.

Рецепшен кемпинга Cray Fish

Здесь у нас по плану было расселение в палатках, но, глядя на нависшие над нами дождевые тучи, мы все решили за небольшую доплату (Upgrade) — $22/ночь, расселилиться в домиках-бунгало с удобствами. Но некоторые домики «для одиночек» душ имели в сторонке на улице. Оплата была возможна как наличными в долларах, так и картами VISA/MASTERCARD +5%.

В кемпинге народу было немного. Нашими соседями была группа туристов-англичан, которые решили располагаться в палатках. Их выбор оказался не лучшим — ночью всё-таки случился ливень и наутро все палатки были насквозь промокшими.

Бунгало в кемпинге Крейфиш

Кемпинг Cray Fish, в котором мы остановились на три ночи, приютился на южной стороне оз. Найваша. Сзади со всех сторон нас окружали гигантские парники, в которых выращивали цветы. По нашему GPS кемпинг был на высоте 1918 м. По всем справочникам уровень высоты озера 1880 м. На глазок — перепад высот между кемпингом и озером — не больше 3 метров. Где-то была ошибка…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

С дороги, идущей вокруг озера наш кемпинг совсем не видно из-за громадных парниковых строений, в которых выращиваются цветы для голландцев. Так вот откуда такое изобилие цветов в Европе! Кемпинг вполне приличный — в нем пара-тройка десятков двухместных домиков-бунгало со всеми удобствами и большие травяные лужайки для палаток. Есть несколько оборудованных мест для траков со столами для приготовления пищи для туристических групп. Наша машина там и встала. На территории кемпинга, прилегающей к озеру, находится плавательный бассейн (платно), бар, ресторан и небольшой магазин сувениров.

От наших бунгало к озеру шла дорожка, переходящая в полуразваливающийся мостик. Сейчас вода низкая и можно пройти до воды по болотистой тропинке, идущей вдоль мостика. Берега озера топкие и поросли осокой.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

В этот остаток дня ограничились короткой прогулкой к озеру, которое было совсем рядом, в каких-то 100 метрах. Близость к озеру создавала некоторые «неудобства» для обитателей лагеря. Дело в том, что бегемоты, случается, по ночам забредают на территорию не огороженного ничем со стороны озера кемпинга. Поэтому бродить ночью и, тем более, приближаться к озеру в потемках, нам не желательно. Но при дневном свете никакой опасности нет.

Прогулявшись по территории кемпинга, примыкающей к озеру, моя сестра быстро собрала пару килограммов с виду хороших, похожих на наши шампиньоны, грибов. Однако наш повар Стивен забраковал этот урожай — мы такие не едим!

Озеро Найваша

Можно ли в озере купаться? — спросят некоторые. На мой взгляд — нет! Купаться в нем неприятно по двум причинам — в озере обитают несколько сотен бегемотов, а вода коричневого цвета и кажется грязной. Да и дно илистое — можно увязнуть. Насчет шистоматоза не знаю — мы видели бродящих по пояс рыбаков, проверявших свои сети — наверное, его нет. Или им по боку и бегемоты, и шистосомы.

Короче, здесь не позагораешь на чистом песочке на берегах озера, но на яхте походить можно — на острове Crescent есть яхт-клуб. Вода в озере не содовая, как в Накуру, а пресная и поэтому ее используют для орошения многочисленных плантаций и ферм, построенных на берегах озера. Но, наверное, ее не пьют — бегемоты ведь проводят целый день в этой воде и съеденная ночью прибрежная травка завершает в водах озера свой кругооборот в природе.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Само озеро Найваша имеет вулканическое происхождение и является одним из цепи озер, расположенных в Рифтовой долине. Площадь его водного зеркала зависит от количества осадков и колеблется от 114 до 991 кв. км. С восточной стороны его окружают дома города Найваша и частные коттеджи. С южной стороны понастроены сотни гигантских парниковых ангаров, в которых выращиваются различные цветы и овощи. Весь этот урожай круглогодично нацелен на Европу. Северо-западная сторона озера является малообжитой и здесь находятся резервации дикой природы — там мы завтра проведем небольшую пешеходную экскурсию с местным гидом. Дополняют эту картину окружающие озеро горы. Когда-то это были вулканы, но время изменило горные откосы и порой можно видеть нутро их кратеров через разрушившиеся верхние части конусов вулканов.

Говорят, здесь обитает несколько сот видов птиц. И сейчас время их максимума из-за того, что у нас в Европе сейчас зима. Во время прогулки, которую мы сделали по озеру, нам удалось увидеть и запечатлеть знаменитого африканского орла-рыбака, красавцев пеликанов и бакланов.

Прогулка по заповеднику Oserengoni Wildlife Sanctuary

Несмотря на довольно большую плотность фермерских хозяйств, раскинувшихся вокруг всего озера, среди прибрежных зарослей акации и папируса можно встретить пасущихся буйволов, зебр, жирафов, антилоп и газелей. Но наибольший интерес у всех туристов вызывает заповедная зона Oserengoni Wildlife Sanctuary, раскинувшаяся около озера Lake Oloiden Там нет никаких поселений и довольно неплохо сохранен животный мир. Правда — без хищников. Этим-то и хорошо это место — можно свободно погулять по бушу среди животных. Правда — в сопровождении вооруженного на всякий случай гида-охранника. Туда мы и направились на следующий день.

Маршрут дневной экскурсии

Миновав поворот на небольшой Природный парк Hell’s Gate NP («Адские ворота»), посещение которого решили оставить на завтра, поехали на северо-западную часть озера. Там, после поселка Kongoni свернули направо и попали на небольшое озеро lake Oloiden. В засушливые времена оно отделяется от Найваша перешейком. На его берегу мы сразу встретили несколько розовых фламинго.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Почему они здесь есть, а на большом озере Найваша их нет? Потому что в нем немного другой химсостав воды по сравнению с Найваша — она более щелочная и фламинго любят это. Правда, их не так много, как на озере Накуру, на котором мы были на пути к гориллам. Там их были сотни тысяч и от этого берега озера казались прямо розовыми. Здесь фауна та же самая — фламинго и некоторые водоплавающие птицы, но в ограниценном количестве. Зато есть бегемоты.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

На берегу возле воды мы встретили несколько небольших углублений, заполненных водой — здесь бегемоты принимают ванны. Во время нашего посещения почти все фламинго сразу же отлетели подальше от берега, а от гиппо остались только торчащие из воды спины и уши.

Продолжив наш путь на машине дальше от озера, мы попали в небольшой национальный парк — Crater Lake NP. Как оказалось, мы очутились в царстве жирафов — здесь их было немеряно! В этих местах нет хищников и можно было свободно пройтись по бушу пешком. Но — с гидом.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Именно здесь нами были сделаны самые лучшие фотографии жирафов, которые мне удалось сделать за мои несколько африканских путешествий. К ним можно было подойти почти вплотную! И, если бы не гид с охранником, наверно, многие туристы делали бы это, не зная, что можно запросто получить по физиономии копытом или ударом длинношеей головы. Известны случаи, когда львы, нападая на жирафов и стараясь вцепиться им в шею, промахивались и попадали под смертельный удар копытом.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Жирафы гуляли и парами, и группами, и в одиночку.

Наш гид рассказал несколько интересных фактов из жизни жирафов. Например, замысловатый фигурный рисунок на коже жирафа сродни отпечаткам пальцев человека — он индивидуален, несмотря на кажущуюся схожесть, у каждой особи. И мать может распознавать своего малыша не только по запаху, но и по этому рисунку! Считается, что этот окрас животного и дал ему название: жираф от арабского «зарафа» означает «нарядный».

Зато древним римлянам жираф напоминал почему-то гибрид леопарда с верблюдом и они внесли свою лепту в науку, так и обозвав на латыни это древнее животное, появившееся 25 миллионов лет назад — camelopardalis — верблюдолеопард. Знал бы сам жираф, как его ученые мужи скрестили — умер бы со смеху…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Очень важно и грациозно жирафы ходили и бегали, занимались ухаживанием и обольщением, вроде бы ласково ударяя головами по телам друг друга.

Было интересно наблюдать за любовными играми таких гигантских существ. Вот пара начинает медленно раскачивать свои длинные шеи из стороны в сторону и затем со всей силой гигантского молота обрушивают их на шею соседа. Боже! А если будет сотрясение мозга? Но, наверно, там этого мозга не так и много, если свою голову жираф использует в качестве молота, а шею и тело подруги в качестве наковальни.

Так самец и самка, проявляя свою нескрываемую симпатию друг к другу, демонстрируют науку обольщения. Вот парочка влюбленных, как на заказ, продемонстрировала момент любви — прыжок самца на свою избранницу — все совершилось быстро и в прыжке на свою любимую…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

На видео это получилось очень эффектно. Но на фото я не успел запечатлеть этот редкий для нас момент жирафьего счастья. Наблюдать за поведением жирафов и их впечатляющими шейными танцами, было очень интересно, да и гид время от времени давал кое-какие пояснения. Впрочем, точно также устраивают между собой свои драчки-дуэли и самцы, претендующие на звание вожака. Побежденный из стада не изгоняется, а останется на правах рядового мальчика на побегушках…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Зебр, антилоп и газелей было немного и та свобода, с которой мы ходили среди окружающей нас природы, немного опъяняла и одновременно возбуждала каждого из нас.

Вот она — Африка! И мы тут запросто так ходим-бродим среди дикого зверья! Гулять по бушу-саванне здесь — это не то, что по нашей лесостепи. Потому, что у нас не видно ничего живого кроме букашек, а здесь постоянно что-то крупное движется между деревьями и кустами — жирафы, газели, зебры. Всякую мелочь типа каких-то обезьянок, козочек или сусликов я вообще не беру в расчет.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Стоило только остановиться и тихо постоять несколько минут, как трава оживала и начинала шевелиться — высовывали свои носы какие-то грызунчики. И к ним тут же тянулись свиньи-бородавочники. Всех женщин приятно удивило множество ярких цветущих растений.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Самым грозным из эивотных, которых нам посчастливилось увидеть в этом месте, можно считать носорога, вернее самку-носорожку — чуть впереди от нее был виден лежащий на траве малыш.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Она мирно паслась на полянке и совершенно не удостоила нас своим вниманием. Не повернула даже голову в нашу сторону! Близко подходить к ней мы не рискнули, так как известно, что несмотря на свои солидные габариты, носорог довольно прыткое существо и может бежать, достигая скорости 30–35 км в час. Человек на такое не способен.

Кратерное озеро Crater Lake

Пройдя еще километра три-четыре среди бродивших в поле зрения зебр, жирафов и газелей, вышли к поляне, сплошь заросшей кактусами. Цветущими!

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Побродив среди них и повосхищавшись их обилием, вышли к небольшой каменной гряде, с которой открылась красивая панорамная картина невысоких гор.

Перевалив через нее, увидели озеро с непритязательным названием Crater lake, потому что оно заполнило своей водой бывший кратер вулкана. Когда-то здесь были вулканы! И действительно, если взглянуть на природную GoogleMap карту, то при хорошем увеличении мы увидим на ней множество вулканических конусов. Большинство из них стоят, заросшие лесом, а вот в этом, в силу геологических особенностей, образовалось довольно большое озеро.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Спустившись вниз по тропе, вышли на его берег. Там расположился лодж, в котором было приятно охладиться различными напитками.

На берегу озера было что-то похожее на пляжную зону, но народу не было ни души. Похоже, что в озере никто не купается. Вряд ли и рыба в нем водится. Ни фламинго, ни каких-то других водоплавающих птиц в поле зрения не было видно.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Дизайн лоджа выполнен в африканском стиле — кругом здоровенные кости и черепа крупных рогатых животных.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-12. Царство жирафов на озере Найваша

Сейчас в лодже пусто — видимо, не сезон. Бросив прощальный взгляд на озеро, когда-то кипевшее лавой, мы отправляемся к месту, на котором нас ожидает машина.

Назавтра у нас намечены экскурсии по близлежащим окрестностям нашего кемпинга на озере Найваша — встретимся вплотную с пеликанами, поплаваем с бегемотами, затем заглянем на усадьбу Эльсамер, где проживала Джой Адамсон, художница и писательница, воспитывавшая львов и познакомимся с чайными плантациями.

Выводы: Хороший кемпинг. Интересное место. Здесь можно хорошо провести пару дней — посетить северозападную часть озера с пешей прогулкой по бушу НП Crater Lake, посетить остров Crescent, где находится яхт-клуб и частный заповедник, понаблюдать с лодки за бегемотами и взлетающими пеликанами, посетить Эльсамер — усадьбу Джой Адамсон, художницы и писательницы. Для любителей скалолазания будет представлять интерес гора Лонгонот.

------------------------------------------------

Фотографии автора и участников путешествия: О. Варежкиной, В. Езловецкого, П. Лыпко, В. Петровского и автора.

Док. ТВ-фильм автора — «Уганда. В гостях у наших предков», 42′22″ — overland.com.ua

--------------------------------------------------------

Ссылки к материалам по серии статей «Долгая дорога к гориллам Уганды»:

Ч. 1 — Кения. Знакомство с Найроби — https://www.tourister.ru/responses/id_29124

Ч. 2 — Приключения на севере Кенииhttps://www.tourister.ru/responses/id_29127

Ч. 3 — Кения. Жизнь белых африканцевhttps://www.tourister.ru/responses/id_29132

Ч. 4 — Кения. Розовые берега озера Накуруhttps://www.tourister.ru/responses/id_29133

Ч. 5 — У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_29122

Ч.6 — Конец пути на озере Буньониhttps://www.tourister.ru/responses/id_29192

Ч. 7 — В гости к пигмеям — https://www.tourister.ru/responses/id_29175

Ч.8 — Долгожданное свидание с гориллами — https://www.tourister.ru/responses/id_29174

Ч. 9 — Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу — https://www.tourister.ru/responses/id_29202

Ч. 10 — Уганда. Рафтинг в верховьях реки Нил https://www.tourister.ru/responses/id_29203

Ч. 11 — Уганда. У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_30194

Ч. 12 — Кения. Царство жирафов на озере Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_29125

Ч. 13 — Кения. Озеро Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_30614

Ч. 14 — Кения. Чайные плантации и воины-пастухи на пути к Масай—Мара — https://www.tourister.ru/responses/id_30648

Ч. 15 — Кения. Финал путешествия в Масаи-Мара - https://www.tourister.ru/responses/id_30708

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия