Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 19:05

Найваша — Кения Январь 2010

Озеро Найваша

Итак, путешествие, посвященное знакомству с нашими древними предками — гориллами, которое состоялось в Национальном Парке Бвинди на границе Уганды с Руандой, подходит к своему завершению. Мы уже три недели в пути и, вернувшись в Кению, разместились в уютном кемпинге Cray Fish («Рак»), построенном на южном берегу большого пресноводного высокогорного озера Найваша.

Чем интересно это озеро и в каких его местах можно с пользой провести время? Конечно, стоило сделать и мы выполнили пешеходный трек по его северо-западной части — там нетронутый животный мир с обилием копытных, таких как зебры, косули, а самое главное, что нас больше всего впечатлило — там обитает большая популяция жирафов. И, что очень важно — там совершенно нет хищников и можно спокойно бродить среди этих животных. Но — все равно соблюдая элементарную осторожность — близко к ним не подходить.

Вернувшись к вечеру с этой экскурсии, решили прогуляться к озеру — благо, наш кемпинг стоял прямо на его берегу. Наш гид Стивен, увидев, что мы туда направляемся, предупредил, чтобы мы были осторожней — при наступлении сумерек бегемоты, бывает, выходят на берег и гуляют по нему в поисках травки почти до утра.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Никакой ограды, отделяющей территорию кемпинга от озера, не существует. Берег илистый, затем следует довольно широкая полоса прибрежной травы и осоки — вот это и есть любимые места, на которые бегемоты выходят попастись. От кемпинга к чистой воде ведет довольно длинный и хлипкий деревянный мостик. Там находится причал для экскурсионных лодок.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

В конце мостика прокопан небольшой канал, служивший гаванью для туристического и рыбацкого водного транспорта и выходом в озеро.

Стивен рассказал, что появление бегемотов в кемпинге изредка случались и поэтому свои палатки туристы ставят подальше от берега и посреди траков, на которых они приехали. Мы, заселившись в кемпинге, немного доплатили и взяли вполне комфортные бунгало, но наши попутчики — австралийская парочка — решили ночевать эти три ночи в палатке.

Утром второго дня после завтрака мы все собрались на этом причале. Там нас уже ждали три моторные лодки. Загрузившись, отчалили и наш рулевой пошел выписывать круги, выискивая для нас местные изюминки. Приятно были удивлены тем, что нас заставили одеть спасательные жилеты — достались они, правда, не всем.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Озеро выглядело достаточно большим. Находясь на одном его берегу, мы практически не видели противоположной стороны озера Найваша, которое считается Национальным Парком. Оно является одним из озёр Великой рифтовой долины и славится своей богатейшей фауной — на нем обитает огромное количество птиц (до 400 видов), а также многочисленные животные, которых мы видели вчера.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Озеро Найваша довольно глубокое — местами его глубина достигает тридцати метров. Площадь его водного зеркала официально составляет около 139 кв. км, но эта величина коррелирует с сезоном дождей. Из его особенностей можно отметить то, что оно пресноводное и то, что, находясь на высоте почти 2000 (1884 м) метров, этот водоем считается самым большим высокогорным озером в Кении. Происхождение его — вулканическое. В переводе с языка масаи «Найваша» означает «бурная вода» — и действительно, иногда волнение, которое поднимается на озере, вполне сопоставимо со штормовым морем.

То тут, то там, стоя по колено в воде, были видны молчаливые рыбаки. Кто-то из них был с длинной удочкой, а некоторые ловили прямо на леску, привязанную к пальцу. Нам повезло с погодой — стоял почти штиль и светило яркое солнце. Облака, как в заркале, отражались от поверхности озера.

Пеликаны

Самым интересным в этой экскурсии лично для меня оказались пеликаны. Они медленно плавали большими стаями по мелководью и время от времени что-то лениво выклевывали из ила. По поведению они были совсем другими, чем их собратья на Галапагосах — они не пикировали в воду за рыбешкой среди замиравших от ужаса купающихся туристов, а спокойно ждали, пока она сама не забредет к ним в рот. Хорошо помню, как на пляже галапагосского острова Исабела мы совершенно не могли купаться из-за таких пикирующих пернатых бомбардировщиков.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

В принципе, пеликаны — не ныряльщики (кроме виденных нами американских подвидов, ныряющих с высоты). Легкий скелет и воздушно-пузырьковая прослойка под кожей не дает им это делать, поэтому рыбу они добывают на мелководье, подцепляя ее клювом и отправляя в свой мешок.

Совместное плавание большой компанией помогает им эффективно ловить рыбу. Выстроившись полукругом, они хлопают по воде крыльями, пытаясь вытеснить рыбу на мелководье. Та, перепугавшись, всплывает и птицам остается только вовремя открывать рот, дружно погружаясь головами в рыбий «омут». Наши пеликаны тут же продемонстрировали, точно по учебнику, свое умение коллективной охоты, чем немало порадовали нас.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

При нашем приближении пеликаны старались отплыть подальше, но наш рулевой добивался своего — они начинали громко взмахивать крыльями и бежать по воде! Чтобы взлететь, пеликаны (а их вес доходит до 14 кг) громко шлепая по воде перепончатыми лапами, делали 4-5-метровый разбег и, пробежав эту дистанцию, птицы, тяжело взлетая, набирали небольшую высоту. Супер-зрелищная динамика!

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Они напоминали громадные грузовые АНы, которые непонятно как взлетают и непонятно как держатся в воздухе. При первой же возможности, чуть отлетев в сторону, они тяжело плюхались в воду. На озёрах и болотах Африки основной вид пеликана — рыжеватый пеликан, получивший это название благодаря розовато-рыжему оттенку, особенно проявляющемуся в брачный период.

После нескольких дублей наш капитан, довольный собою и в предчувствии дополнительного вознаграждения, отправился на поиски другого эксклюзива этих мест — африканского орла-рыболова.

Африканский орел-рыболов

Это чудо не заставило себя долго ждать и явилось вскоре перед нашими очами вместе с шестом, на перекладине которого оно важно и восседало.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Наш капитан что-то бросил в воду (как потом оказалось — рыбу, в которую был засунут кусок деревяшки чтобы она сразу не потонула). Орел глянул одним глазом на расходящиеся круги — стоит ли срываться? Решив, что стоит — взлетел и в красивом мгновенном пике схватил когтями это кулинарное произведение. Следовавшие за нами лодки повторяли этот же трюк под восторженные возгласы туристов. Все оставались удовлетворенными. Но, по-моему, при такой интенсивности кормежки, этого красавца скоро будет ждать ожирение.

Бегемоты

Здесь же рядом чуть не наткнулись на бегемотов — в пылу погони за новыми взлетающими пеликанами наш кормчий очутился почти в паре метров от одного из них. И только громкое фыркание гиппопотама заставило его резко взять руль влево — из коричневой воды ведь торчали только маленькие коричневые ушки. Да-а, близкая встреча с таким гигантом была бы не очень приятной в двухстах метрах от берега. И хотя известно, что бегемот будет нападать на более крупный предмет — лодку, легче от этого не становилось.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Вспомнилось выражение нашего гида в Зимбабве, когда мы спускались на каноэ по Замбези. Тогда он заметил впереди по курсу одинокие ушки и решил обнести наши лодки по берегу: «Это одинокий гиппо. Он очень раздражен и опасен. А недавно скушал одну леди». Обнося тогда каноэ, я так и представил себе этакую леди Гамильтон в длинном вечернем платье элегантно лежащей в разинутой пасти одинокого и неудовлетворенного гиппопотама.

Подрулив к группе фыркающих и плюхающихся бегемотов, стали ждать, а не разинет ли кто-нибудь из них рот от удивления.

Видно, что к туристам бегемоты уже привыкли и никто из них не убегал от удивления и страха — только фыркали и пыхтели, готовясь к вечернему выходу на сушу, чтобы пощипать ночную травку. Наконец дождались все же разинутой пасти. Ширина ее, наверно, была больше метра. Леди Гамильтом там бы точно хорошо разместилась…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Внезапно погода резко изменилась — небо затянуло дождевыми облаками. Вокруг нас была коричневая вода, серо-коричневые спины и уши, торчащие из воды и черные тучи. И только одинокий луч солнца, словно «Прожекторперисхилтон» или глаз какого-то «смотрящего» падал на землю — это было единственное светлое пятно на всем пространстве…

Мы причалили к находившемуся неподалеку дому-музею Elsamere, в котором жила и творила знаменитая художница, ученая и писательница чешского происхождения Джой Адамсон — автор знаменитого романа «Рожденная свободной». Она вырастила и выпустила в дикую природу львицу, гепарда и хотела сделать то же с леопардом. Интересная женская судьба, интересный музей, который достоин отдельного повествования. За входной билет в $8 предлагался осмотр дома-музея, файв-о’клок Tea и документальный фильм о ее жизни.

Ее дом был выстроен прямо на берегу озера и в прилегающем к нему парке было очень спокойно и уютно. Было много цветов, громко чирикали неизвестные птички, а по берегу невозмутимо расхаживала небольшая стайка фламинго.

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

Познакомившись с домом-музеем Джой Адамсон, возвращаемся домой — в свой, ставший уже таким родным, кемпинг CrayFish. Лодка медленно скользила по зеркально-лиловой поверхности озера. Вдали виднелись острова. На самом большом из них есть даже частный заповедник для сухопутных животных — жирафов, газелей, антилоп-гну и обезьян. А на горизонте была линия, окружавших со всех сторон, горных кряжей. Среди них притаился и спящий вулкан Лонгонот (2777 м). Говорят, однажды пролетев над ним, писательница Карен Бликсен (автор «Out of Africa») сравнивала его пейзажи с обратной стороной Луны…

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-13. Озеро Найваша в Кении

На следующее утро было запланировано посещение небольшого Национального Парка Hell’s Gate NP, где можно было увидеть гейзеры, но, узнав, что их можно наблюдать только с большого расстояния (метров с 500!) и на это уйдет часа три-четыре, решили не тратить время и выехать без задержки в наш последний Национальный Парк — Масай Мара. И не прогадали — увидели в этот день еще и редких гепардов.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия