Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 2:08

Уганда Январь 2010

6 января. Отдых в кемпинге. Детский приют

Наше путешествие "К гориллам Уганды", вроде, завершено - мы были в гостях у наших предков! После вчерашнего и довольно тяжелого трека к гориллам хочется ничего не делать. Только отдыхать и отдыхать. Да и вся одежда грязная и хорошо бы постираться. Договариваюсь с одним из служащих нашего кемпинга Bunyonyi Overland Resort и через час он приносит мокрым и невыжатым то, что ему давали. Доллар его вполне удовлетворил, а я показал ему как нужно отжать воду, принесенную с одеждой. Нимало не смутившись, он с моей помощью быстро провернул эту операцию и помог развесить все на кустах — так здесь делают все.

Пока я занимался этой прозой, оказывается, к нам приехал какой-то парень и о чем-то долго беседовал с нашей австралийкой Эрикой (я видел его еще вчера вечером и подумал, что он клянчит что-то для себя). Так вот, этот парень по имени Дункан, оказался директором детского дома для детей - сирот и больных СПИДом и этот дом находится неподалеку. Он предложил поехать, посмотреть и кто чем может — помочь. Так как я, к сожалению, пропустил эту возможность познакомиться с еще одной из сторон жизни Уганды, поэтому привожу рассказ моей сестры Ольги, которая туда поехала.

От Эрики, нашей спутницы по путешествию к гориллам или, как мы ее называли «заглаза» - австралийской матери Терезы, ещё вчера узнали, что есть возможность посетить детский дом (приют) для детей-сирот и больных СПИДом и оказать им посильную помощь игрушками и одеждой. Особого энтузиазма это сообщение у нашей славянской группы не вызвало, пожалуй, кроме последнего пункта - презенты для детей у нас были. Оно и понятно — каждому на отдыхе хочется отвлечься от своих и, тем более, чужих забот и невзгод. Одно дело здоровые на вид дети на дорогах, бегущие за машиной с возгласами «Мзунгу, мзунгу! Гив ми мани!» (Белые люди! Дайте денег!) и восторженно машущие нам вслед. Они вызывали у нас ответные улыбки.

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

А тут детский дом, да еще и с не вполне здоровым контингентом. В голове всплывали разные жуткие истории про суровые нравы в наших советских и уже несоветских детских домах, жестокость детдомовских детей, черствость и ограниченность их воспитателей. В общем, восторга Эрики по поводу внезапно свалившейся возможности пообщаться с больными детьми мы как-то не разделяли и смущенно переглядывались между собой.

Решение Ольги составить компанию Эрике и ее мужу и поехать в приют, пришло спонтанно, на уровне подсознания. Да и, как она вспоминала, не хотелось выглядеть в глазах австралийцев немилосердными. Австралийка Эрика, путешествовавшая с нами, по специальности была педагогом и работала в Брисбене как раз с детьми с «ограниченными возможностями». Она была без ума от своей работы и могла часами говорить о таких детях. На мой вопрос нравится ли ей это дело и не лучше ли работать с нормальными детьми, она категорически ответила «No! I love them!».

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

На следующее утро за нами приехал Дункан. Он был скорее похож на студента старших курсов вуза, чем на директора детского дома. Общительный, тут же продемонстрировал, как правильно разрезать и есть экзотический фрукт — джако. Захватив с собой собранные группой подарки, Эрика с мужем, Ольга и наш гид Стив, тронулись в путь.

Через полчаса пути въехали в небольшой поселок в горах.

Поселок, в котором находится детский приют

Внизу расстилалось озеро Буньони, на берегу которого был наш кемпинг. Отсюда вид на озеро был просто потрясающий. Как оказалось, здесь, на поляне, строится капитальное кирпичное здание школы. Правда, рабочих мы не увидели и строительного крана тоже. Дункан пояснил, что все делается вручную, поэтому строительство идет медленно, буквально по кирпичику. Официального финансирования нет, и школа возводится только на спонсорские деньги.

Озеро Буньони

За поляной — огороженное каменным забором небольшое, но вполне приличное одноэтажное строение. Здесь офис и жилые комнаты для детей. Рядом, под навесом от дождя и солнца, — два учебных класса, разделенные друг от друга банановыми стеблями. Идут уроки. С любопытством разглядывая нас, дети затараторили на английском языке что-то типа приветствия. Снова уселись на длинные скамейки, урок продолжился. После каждого задания дети пели задорную песенку, хлопая в ладоши, как бы нахваливая учителя «You are а good teacher» и себя заодно. Честное слово, аж слезы выступали на глазах.

Урок в школе

Явно больных, калек или несчастных с пронзительным взглядом из-подлобья что-то не заметно. Наоборот, выражения лиц детей были счастливыми и безмятежными. Выглядели опрятно и все были в чистой одежде. Открытые, не зажатые и все время улыбались. Дункан пояснил, что эти дети в основном сироты, по разным причинам остались без родителей, в том числе и умерших от СПИДа. Возраст — от 3-х до 7-ми лет. Основные уроки в школе — английский и арифметика.

Эрика и дети

Проходим за перегородку в другой класс. Такие же любопытные и восхищенные взгляды. Дункан приглашает провести нам урок английского. Все очень просто. На стене плакат с обозначением цветов и фигур. Нужно назвать цвет по-английски, либо название фигуры. Сложнее сочетать все вместе. Первой вызывается австралийка Эрика. Ну, ей сам Бог велел - она ведь учительница в школе для больных аутизмом. Дети от Эрики в восторге, а Эрика — от детей. Дункан чуть не плачет от умиления. Указку берет Шайн, муж Эрики. Чувствуется, что учительских навыков нет, но его спасает чистое английское произношение.

Наступает моя очередь. Ни навыков, ни произношения. От волнения с трудом формулирую вопрос. Как ни странно, понимают. Лес рук. В награду мне тоже спели песенку: ю, а гуд тича. Понимаю, что мне до Эрики далеко, но все равно приятно. До Стива дело не дошло. Урок английского окончен.

Учителем быть не просто

Гурьбой все вываливаются на улицу. Дети облепляют нас со всех сторон, осторожно берут за руки. Каждый старается взять твою руку в свою ладошку, деликатно поглаживают по руке и заглядывают в глаза. А вдруг ты станешь их спонсором, или усыновишь, как Мадонна. Мадонной почувствовать себя было трудно, а принцесса Диана сразу пришла на ум. Она ведь тоже посещала детей, больных СПИДом где-то в Африке. Может, и здесь была.

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

Дункан и его сподвижник Ричард приглашают нас на поляну — там игры на открытом воздухе. Эрика тут же берет инициативу в свои руки. Устраивает хоровод, запевая детскую английскую песенку. Все дружно подхватывают, пританцовывая и прихлопывая.

Эрика нашла общий язык с Дунканом и прорабом стройки

Торжественно вручаем наши подарки — игрушки, ручки, шарики. Шарики вообще вызвали огромный восторг. Все охотно фотографируются и приходят в восторг, когда им показывают их же мелкие изображения на цифровике - планшетов iPad тогда ещё у нас не было.

Визит подходит к концу. Мы даже не заметили, как быстро пролетело время. Проходим в офис. На стене плакат, кто стал спонсором приюта. Одни австралийцы. Ну, еще двумя нашими австралийцами стало больше. 40 долларов в месяц — для них пустяк. Да и для многих наших отдельных граждан это не сумма. Но у них и у нас, почему-то разная психология и подход к милосердию. Может быть, многие из нас и помогли бы, но наша психология говорит: «твои деньги пойдут не туда, их обязательно украдут». И, к сожалению, примеров этому несть числа…

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

Тепло прощаемся с Дунканом и Ричардом, на которых уже смотрю с восхищением, как и дети на нас. Ведь работают они, практически, на одном энтузиазме. Ну и австралийцы, конечно, помогают…. На душе светло. Печали или какого-то осадка на душе нет. Возвращаемся в кемпинг. Наши встречают немым вопросом: «Ну что, жутко было»? Никто не ожидал моего восторженного ответа — «Это одно из лучших событий в нашем путешествии!». Некоторые даже пожалели, что не поехали….

7 января. Весь день дорога — Буйони-Джинджа

Утром покидаем кемпинг Bunyonyi Overland Resort и направляемся по той же дороге обратно в Джинджу. Это большой минус в такой поездке — ехать по одному и тому же пути туда и обратно. Хотелось взять какие-нибудь крылья, но узнав весь авиарасклад, поняли, что быстрее не будет.

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

Дорога, дорога. Наконец наступает время ланча. Эта английская традиция соблюдается здесь строго. Кенийцы строго блюдут английские законы. Наверное, поэтому у них и более нормальный порядок, чем во многих других африканских странах, в которых правили другие европейцы - португальцы или французы. Как раз подъезжаем к поселку Kayabwe — 337 км от кемпинга. Здесь линия Экватора пересекает нашу дорогу. На пути к гориллам мы тоже проезжали это место, но, экономя время, не стали тогда задерживаться в этом поселке - быстро попили кофе и вперед.

Трак, на котором совершаются африканские путешествия

Но сейчас решили здесь задержаться — тем более святое дело — ланч. Пока наш Вестон его готовил, мы прочесали все два ряда сувенирных магазинчиков по обе стороны дороги. Здесь все то же, что и в больших городах, но дешевле и можно хорошо торговаться. Барабаны, луки со стрелами, различные статуэтки, картины — глаза разбегались от этого множества сувениров. Решил купить здесь только барабан и парочку древних на вид статуэток, а набор настоящего масайского оружия уже купить в Масай Мара.

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

Продавцы сувениров охотно обсуждали проблемы своей жизни.

— «Вы тоже будете иметь шесть детей, как и все здесь? — Спрашиваю в шутку молодую интересную женщину с выдающимися в средней части тела формами, у которой купил барабан.

— «Нет, только двух».

— «А я только двух близнецов — и умываю на этом руки!»- воскликнула стоявшая рядом наша австралийка Эрика. И, таки, у нее это получилось! Ну, правда, не близнецы ...

Наши попутчики австралийцы Эрика и Шайн через десять лет

После ланча (тертого сыра, кусочка ветчины-колбасы типа «докторской», кусочка помидора-огурца и ананаса со своей водой) решили отправиться на «экваторный эксперимент», который пару местных ребят проводили у экваторных символов-колец. Это уже, наверное, наше пятое или шестое пересечение этой магической линии во время этого путешествия. При первом пересечении даже подняли за это тост, при втором пересечении, решили, что в следующий раз новички должны проползти под машиной на этой линии, а третьего даже и не заметили. Но здесь, в этом поселке, это «чудо» обставлено по всем правилам бизнеса — построены два кольца-обелиска, внутри которых все фотографируются.

На Экваторе

Около одного из них стоят специальные ржавые воронки с нарисованными внутри закручивающимися в разные стороны спиралями. За 10 тыс. угандийских шиллингов ($6) черный малый показывает нашей группе суть вращения Земли. На северной стороне вода, выливаясь, крутится по часовой стрелке.

Прямо на линии Экватора она просто выливается в ведро без вращения, а пройдя метров двадцать на южное полушарие (мы проверяли по GPS) — вода, выливаясь из воронки, уже крутилась в противоположную сторону — против часовой стрелки! Я, как бывший научный сотрудник, сразу же не поверил в это и мы, уже самостоятельно, сами повторили этот эксперимент, раза три переходя из стороны в сторону, и радуясь, как дети, полученным результатам — таки, крутилась в разные стороны!

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

Хорошо жить на Экваторе! Солнце здесь круглый год встает и садится в одно и тоже время — в 6.45 и в 18.45. А климат! Здесь потрясающий климат! — никогда не бывает жарче +30ºС и холоднее +16ºС! Это настоящий рай для людей, растений, животных и птиц! Но люди живут почему-то очень бедно. Видно, не в количестве солнца счастье, а в его недостатке, что ли? Когда холодно — приходится больше крутиться и ворочать мозгами. А может у них жидкость в мозгах крутится не в том направлении или вообще не крутится, как вода в воронке на линии экватора?

Вот так и добрались незаметно к 17 часам опять до Джинджи. Заехали в Даун-таун и немного отоварились напитками и фруктами. Особенно все запали на passion — маленькие плоды, похожие на теннисные шарики 4–5 см в диаметре. Разрежешь пополам, а там вкусная мякоть с маленькими семечками, которую надо выскребывать ложечкой. 10 шт. — полдоллара.

Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу

Остановились на две ночи опять в кемпинге Adrift/Nile High Campsite и к нашим услугам в этот раз уже были большие тенты, в которых стояли кровати. Это и недорого, и более уютней, чем в спальнике в палатке. Около тента есть пару кресел, столик и можно принимать гостей.

Кемпинг Adrift/Nile High Campsite оказался весьма приличным. В нем был различный «Upgrade» (доп.сервис) — тенты под крышей, коттеджи, дормы. Площадки для оверланд-траков и джипов оборудованы кухнями. Среди развлечений — бар, джампинг, рафтинг. До города Джинджа 3–4 км. Рядом есть более богатый и дорогой, но всегда пустующий отель коттеджного типа, в котором есть бассейн. Но зачем нам бассейн, когда под нами Нил?! Правда, с крокодилами…

В нашем кемпинге был эдакий кусочек молодежной Англии — каждый день шумный брекфест, затем экстремальный рафтинг и вечерний рок с фотокадрами дневных рафтинговых приключений. Замечательная погода, прекрасный теплый вечер и завтра нас ждет куча адреналина — рафтинг!

-------------------------

Док. ТВ-фильм автора — «Уганда. В гостях у наших предков», 42′22″ — overland.com.ua

Ссылки к материалам по серии статей «Долгая дорога к гориллам Уганды»:

Ч. 1 — Кения. Знакомство с Найроби — https://www.tourister.ru/responses/id_29124

Ч. 2 — Приключения на севере Кенииhttps://www.tourister.ru/responses/id_29127

Ч. 3 — Кения. Жизнь белых африканцевhttps://www.tourister.ru/responses/id_29132

Ч. 4 — Кения. Розовые берега озера Накуруhttps://www.tourister.ru/responses/id_29133

Ч. 5 — У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_29122

Ч.6 — Конец пути на озере Буньониhttps://www.tourister.ru/responses/id_29192

Ч. 7 — В гости к пигмеям — https://www.tourister.ru/responses/id_29175

Ч.8 — Долгожданное свидание с гориллами — https://www.tourister.ru/responses/id_29174

Ч. 9 — Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу — https://www.tourister.ru/responses/id_29202

Ч. 10 — Уганда. Рафтинг в верховьях реки Нил https://www.tourister.ru/responses/id_29203

Ч. 11 — Уганда. У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_30194

Ч. 12 — Кения. Царство жирафов на озере Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_29125

Ч. 13 — Кения. Озеро Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_30614

Ч. 14 — Кения. Чайные плантации и воины-пастухи на пути к Масай—Мара — https://www.tourister.ru/responses/id_30648

Ч. 15 — Кения. Финал путешествия в Масаи-Мара - https://www.tourister.ru/responses/id_30708