Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 14:04

Моши, Килиманджаро — Танзания Август 2011

Вот и наступил день Икс!

Завершив акклиматизацию, которую мы совершили, совместив «приятное с полезным», т. е. сделав сафари в высокогорных парках Серенгети и Нгоронгоро, сегодня выходим на тропу Умбве, которая должна через четыре дня привести нас на вершину Килиманджаро. И наконец-то, впервые за время нашего пребывания в Африке, мы увидели с балкона нашего отеля Кеу в Моши нашу цель — Килиманджаро.

До этого гора была постоянно скрыта облаками. Но сегодня рано утром, словно приглашая в гости и обещая хорошую погоду, она открыла нам свое личико. Кажется, что до вершины рукой подать — а ведь на самом деле нужно подняться еще почти на пять километров по вертикали! И если есть такое хорошее приглашение — почему бы его не принять?

В нашей группе осталось 14 человек. Двое мужчин после трека по склонам вулкана Меру благоразумно отказались от затеи с Килиманджаро.

Восхождение по тропе Умбве

Оставляем в отеле лишние вещи и берем с собой только то, что должно нам пригодиться при восхождении на вершину — трекинговую обувь, теплую одежду, фотоаппараты и зарядные устройства. Спальные принадлежности будут предоставлены нам фирмой, которая взяла на себя руководство нашим восхождением. Грузимся по машинам, и через час мы уже на месте нашего старта у гейта Умбве. Он располагается на высоте 1666 м. и на нем проводится обязательная регистрация всех участников, выходящих на вершину по этой тропе.

Как известно, гора Килиманджаро и прилегающие к ней окрестности, является Национальным Парком и соответствующим образом эта территория охраняется. Вход в него платный. Такое разрешение (Permit) для одного туриста, желающего зайти на вершину, составляет 800 USD. И дается оно на шесть дней/пять ночей. В соответствии с этими правилами у нас и был составлен график нашего восхождения.

Место сбора и регистрации туристов на тропе Умбве

На гейте к нам добавилась команда из 34 человек — это портеры, повара и гиды. Они будут обслуживать нас все шесть дней восхождения и понесут все наше снаряжение — еду, палатки, матрасы, столы, стулья и даже наши личные вещи. Это — Африка! Такое невозможно себе представить при восхождении в наших горах! Там мы все носили на себе…

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Все эти ребята — жители близлежащих поселений и приходят сюда в надежде подработать носильщиком вещей для туристов. Вот они стоят в сторонке и ждут приглашения от руководителей нашего восхождения.

Портеры ждут приглашения на работу

По журналу регистрации было видно, что последняя группа поднималась по этой тропе только четыре дня назад. Тропа Умбве среди туристов считается самой сложной. Поэтому, вероятно, она и не самая популярная и загруженная. Но, в то же время, она и самая короткая до лагеря Барранко. В этом лагере сходятся еще три тропы, ведущие к последней стоянке Барафу, с которой и начинается штурм Килиманджаро.

Эти три тропы — Мачаме, Лемошо и Шира — также идут с западной части Килиманджаро. На них больше километраж, но зато и более плавный подъем. Самые популярные из них — Мачаме и Лемошо. Я не беру в расчет Марангу, идущую с восточной стороны горы и которую зовут тропой «Кока-кола». В основном толпы туристов («чайников») идут по ней, так как на ней имеются хижины с кроватями-полатями, рассчитанные на ночлег до 100 человек одновременно. Представляю, какой там отдых! На тропах, идущих с западной стороны, ночевки только в палатках. Правда, не знаю как обстоит дело в последнее время — может и на них уже построили отели…

Техническое описание 1-го дня — 22.08.2011 — Переход от Umbwe Gate 1666 m — до Umbwe Cave Camp 2,965 m — расстояние 8 km, время в пути 4,5 часа. Набор высоты 1300 м. Окружающий ландшафт — рейнфорест (дождевой лес). Ужин и ночлег на поляне в Umbwe Сave.

Все измерения высот даны по моему GPS Etrex Venture HC. Эти данные могут не совпадать с некоторыми другими, опубликованными или переписанными друг у друга результатами. Но, думаю, они достоверны. Хотя данные даже по месту одной и той же ночевки могут разниться в десятки метров, потому что склоны неровные и места для лагерей находятся на разных высотах на одной и той же стоянке. А каждый ведь меряет там, где он остановился на ночлег. Расстояния брались из официальной карты по Килиманджаро 2011 г.

В начале своего пути тропа Umbwe была больше похожа на дорогу — большая и широкая, но постепенно она сузилась. Все время мы идем по рейфорест — джунглям дождевого леса.

Первым шел Саймон — руководитель нашего восхождения. Еще при знакомстве на треке на вулкан Меру, он сказал, что будет с нами подниматься на Килиманджаро в 180-й раз! Ему помогают три гида. Помимо двух поваров, была еще и куча портеров, которых мы смогли сосчитать только в последний день. Их оказалось на нашу группу 14 человек аж 34! Это — Африка…

Но, например, у Ромы Абрамовича, пытавшегося в 2009 году взобраться на Кили, на 7 человек было 113 портеров! Не помогли…

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

За Саймоном шла ровно вся группа. Только мне приходилось, делая видеосъемку, забегать то вперед, то, отстав, догонять группу. Также ровно и даже обгоняя нас, прошли все портеры. Они несли все оборудование, необходимое для нашего комфортного восхождения на вершину — палатки, складные кресла, кухню, большую палатку для приема пищи, продукты. Были даже арбузы, за которые я ругался с Саймоном — зачем этот лишний вес? Этими арбузами, кстати, нас угостили перед восхождением на Кили…

Портеры идут быстрее чем туристы

Во многих местах на тропе сделаны ступени высотой сантиметров десять и поэтому, несмотря на крутые склоны, подниматься было несложно.

Нигде не нужно было цепляться за корни или подтягиваться за ветки деревьев, как писали некоторые авторы, по-видимому, переписывая эти фразы друг у друга. Далее тропа поднялась на гребень между реками Лонзо (Lonzo) и Умбве (Umbwe). Все время лес, лес и лес. Самих рек и не видно и не слышно, а их ущелья тоже не просматривались. Только в одном месте мы вышли на узкий гребень, по бокам которого были установлены перила.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Никаких водопадов, как писали некоторые из авторов (откуда только они переписывали это?) не было на тропе Умбве и в помине — мы же шли по гребню. Да и откуда на гребне водопады? Вокруг была полная тишина — не было слышно ни пения птиц, ни шороха от диких животных и никто из них нам не попался на тропе. Правда, может быть внизу, где текли реки, были водопады и бродили дикие животные? Но, нам туда было не по пути…

Ничего сложного и пугающего в этой тропе в первый день не было. Обычная тропа со средним уровнем подъема. Мы шли в полном одиночестве — никто, кроме портеров, нас не обгонял и не спускался навстречу. Эта тропа предназначена только для подъема.

Лагерь Umbwe Cave

Вот и наш первый кемпинг — Umbwe Cave Camp. Судя по названию места, наверно, где-то здесь есть пещеры. Мы поднялись на 1300 метров от Umbwe Gate и прошли за 4,5 часа (по графику 50 минут ходьбы и 10 минут отдыхa) 8 километров. Для первого дня — неплохо. Хотя некоторые авторы пишут, что здесь полно источников воды — ничего подобного в наше время не было. Более того — ее не было в этом месте совсем и воду нам от гейта принесли дополнительные портеры, которые сразу же вернулись обратно.

Когда мы пришли на эту поляну, наши портеры, обогнав нас еще на тропе, уже поставили палатки.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Большую палатку для столовой с трудом втиснули на небольшую полянку и еле разместили в ней столы и 14 раскладных кресел. На других стоянках было как-то посвободнее с этим размещением. Площадок для палаток на этой стоянке было немного и пара их была совсем недалеко от домиков с «удобствами». Англичане их зовут типа «long drop», а у нас про них есть русское выражение-загадка — «в глазах тоска, на шее доска» — что это такое? (оказывается — провалился в дырку такого прогнившего старого туалета.)

Через час наши два повара, во главе с Дарвеши, приготовили ужин. Он состоял из трех блюд — суп, второе (жареная курочка с картофельным пюре) и салата. Из напитков — чай, кофе, какао и шоколад. Из фруктов — апельсины и бананы. Ну и мы еще добавили немного своего сальца. И так было с небольшими вариациями каждый день. А перед восхождением дали даже арбуз! С голоду не умрем.

Ой! И чего нас сюда занесло?

Путешествовать в Африке хорошо. Здесь все делается, чтобы белый человек ощутил себя «Бваной» — господином. Я много ходил по нашим горам в свое время, и не представляю, чтобы где-либо на Кавказе или Тянь-Шане был такой сервис в горных походах как здесь — в Африке. Чтобы за тебя местные граждане несли вещи, воду, чтобы тебе готовили еду, а утром подавали в палатку еще и миску с теплой водой для умывания!

На каждого участника восхождения в нашей группе получилось почти по три человека обслуживающего персонала — гиды, портеры, повара. В такой компании, конечно, можно подниматься и на Эверест!

Наш первый лагерь Umbwe Cave расположился на высоте три километра. На Кавказе на этих высотах уже начинаются вечные снега, а здесь еще джунгли и довольно тепло. Вечером и ночью температура была 8 градусов тепла.

Техническое описание 2-го дня -23.08.2011 — Переход от Umbwe Cave Camp 2965m до лагеря Barranco Hut 3976 m — расстояние 6 km, время в пути 4 ч.50 мин, набор высоты 1010 m. Окружающий ландшафт — кустарники, альпийские луга, переход к горной пустыне.

Утром подъем в 7.30, завтрак в 8.30, а выход в 9.30. На завтрак были гречка, омлет, апельсины, свежие гренки, соки, чай, кофе и даже официант. Подавая блюда, он всегда говорил: «Kula filed, Mzungu Bwana» (Кушать подано, белый господин)! Такой сервис был на протяжении всех шести дней.

Сегодня второй день и нам предстоит подняться еще на километр. Следующая ночевка будет в долине Барранко на высоте 4 километра. Там уже будет холодно.

Продолжаем продвигаться вверх вдоль гребня. Тропа хорошая. Только в одном месте пришлось преодолевать каменную стенку, стоящую под углом градусов 50–60. Высота ее была метров 20, но на ней были хорошие уступы и поэтому подъем не представил сложностей даже идя с рюкзаком. А вот портерам, несущим груз на головах, пришлось немного труднее и мы, глядя на их мучения, помогали им.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Далее достигли пояса каких-то высоких не то кустарников, не то деревьев, похожих на сказочное берендеево царство. Все стволы и ветки деревьев были затянуты гигантскими свисающими зелеными мхами.

И впервые за время восхождения в одном из просветов среди этих бородатых ветвей, мы увидели нашу цель — покрытую ледниками вершину Кили.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве
Валерий Ярошенко (Киев) - Лучше привал, чем перевал ...

Поднявшись еще выше к альпийским лугам, ближе к трем тысячам метров, появились гигантские дендрокрестовники (Dendrosenecio kilimanjari), которые сопровождали нас до самого лагеря Барранко.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Это и было знаменитое «розеточное дерево с горы Килиманджаро». Дендрокрестовники похожи на ананасы-переростки или, ещё больше, на крепкие ветвящиеся колонны высотой до десяти метров и увенчанные густой шевелюрой из листьев. На этом переходе мы встретили целую рощу этих, почти инопланетных, растений.

Петр Лыпко (Киев) - Впечатления, полученные от восхождения на Кили, с годами вырастут в несколько раз ...

Наконец с вершины гребня показалась долина Барранко и тропа пошла вниз. На склоне стояли несколько круглых металлических бунгало зеленого цвета, в которых рейнджеры проводили учет всех поднявшихся сюда туристов. А вся громадная площадь долины Барранко была занята палатками. Это были туристы, поднявшиеся сюда по тропам Мачаме или Лемошо.

Плато Барранко, 3940 м

Лагерь Барранко

Прямо перед нами стояла западная стена Килиманджаро со свисающими отрогами южного ледника Southern Glacier Branches, а перед нею расстилалось громадное каменистое плато под названием долина Барранко. Здесь, на высоте 3970 м над уровнем моря, расположился лагерь Barranco Valley Camp.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Здесь очень красивые виды вулканических стен Barranco Wall и Western Breаch. Но, к сожалению, до вечера вершины этих скал были покрыты облаками. Именно до этого места дошла два года назад в 2009 году печально известная экспедиция Ромы Абрамовича в составе еще 6 друзей и со 113 портерами. И именно в этом месте он, взвесив все свои силы «за и против», решил вернуться вниз. К своей яхте, которую, как он здесь узнал, тоже не удалось доставить на вершину. Хе-хе…

С трех часов дня и до пяти вечера было довольно тепло и можно было даже искупаться в одном из двух ручьев, которые текли по этой долине. На одном из них было даже некое подобие водопадика. Но ближе к шести часам вечера небо очистилось от туч и резко потянуло холодом. Солнце в последний раз осветило вершинные ледники и наступила очень звездная и холодная ночь. Согреться можно было только в своем пуховом спальном мешке, забравшись в него во всей одежде. Никаких согревающих напитков у нас с собой не было — Табу!

Перед заходом солнца в долине Барранко

Что же было у нас на ужин? Шеф-повар Дарвеши сказал, что будет суп, рис с соусом и куриные окорочка. А прекрасный чай на всяких там травах, нам, как всегда, готовила Лена Хребтова.

Итак, за два дня наша группа поднялась по тропе Умбве до высоты 4 км. Самочувствие всех участников хорошее. Здесь, на стоянке Барранко, тропа Умбве закончилась. В этой долине она соединилась с кольцевой тропой, которая идет под южной частью склона Килиманджаро на высотах около 4000 м. И здесь, в долине Барранко, на этом кольце с Умбве сошлись еще три другие тропы, начавшиеся с западной части горы — Лемошо, Мачаме и Шира.

Последние Снега Килиманджаро ч. 4. Подъем по тропе Умбве

Дальше — до штурмового лагеря Барафу будет только один путь, с которого, уже уверен, мы не свернем. Но до него еще два ходовых дня. Правда, неполных…

Была ли тропа Умбве трудной? Сразу скажу — нет. Обычная, средней степени крутизны, вполне комфортная дорога-тропа. На Кавказе были хуже, круче и посложнее — переправы рек, никаких подготовленных ступенек и перил, бараньи лбы, траверс крутых и мокрых травянистых склонов, с которых было куда лететь. А здесь — иди себе спокойно налегке и иди. Зато на этой тропе была налицо экономия времени для дополнительного отдыха во второй половине дня по сравнению с другими тропами в этом регионе. И народу — никого! С Марангу и его толпами туристов не сравнить! Здесь был полный релакс и единение с Природой…

_______________________________

Документальный ТВ-фильм автора: «Последние снега Килиманджаро» (36 мин)

________________________

Фотографии членов экспедиции клуба путешественников Оверлэнд (www.overland.com.ua) — Евгения Дугина, Романа Гаврилова, Св. Астраханцевой, Елены Хребтовой, Петра Лыпко и автора.

----------------------------------

Публикации по циклу рассказов "Последние Снега Киламанджаро":

Ч. 1 - Прилет в Арушу и начало акклиматизации - https://www.tourister.ru/responses/id_27049

Ч. 2 - Акклиматизация в Серенгети и Нгоронгоро - https://www.tourister.ru/responses/id_27077

Ч. 3 - Окончание акклиматизации на вулкане Меру - https://www.tourister.ru/responses/id_27106