Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 22:18

Рейкьяхлид — Исландия Июль 2014

6-й день путешествия «Вокруг Исландии за 10 дней». Вечер

Cегодня у нас была длинная дорога от городка Рейдафьордур, что на восточном побережье Исландии и до озера Миват, находящегося в центре северной части острова.

Самая первая и самая большая достопримечательность, которая нам попалась на этой дороге — группа водопадов Деттифосс (D), включавшая в себя три больших водопада — Селфосс, Деттифосс и Хафрагилфосс.

Карта 6-го дня путешествия. А — Рейдарфьордур; В — река Jokla; С — Туркомплекс Skjöldólfsstadir и водопад; D — водопады группы Деттифосс; E — вулканическая зона Крафла; F — геотермальная зона Наумафьятль (Námafjall); G — городок Рейкъяхлид

Выехав с водопадов снова на трассу № 1, особо разгоняться не стоит, так как вскоре будет снова поворот направо на дорогу № 863, которая приведет нас к действующей геотермальной электростанции Krafla. Эта станция, мощностью 60 Мвт, была построена в 1977 году. Она обеспечивает энергией и «северную столицу» Акюрейри, и всю восточную Исландию.

Следует отметить, что пользование такой энергией Земли для исландцев бесплатно.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

За станцией виден дымящийся горизонт — это уже вулканическая зона Крафла (E) и за вход в нее нужно купить билет (800 крон — ок. $8). А затем около километра еще придется пройти пешком к оранжевой «глиняной горе» Лейрхньюкюр (Leirhnjúkur) — небольшому, пронизанному фумаролами склону яркой «химической» расцветки.

Тропа к этой горе проходит среди необычных моховых кочек — так выглядит старое, все заросшее мхами, лавовое поле, образовавшееся после извержения кратера Вити в 1724 году. На этих лавовых полях ходить опасно — можно провалиться в глубокие трещины.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии
Ходить в этих местах опасно — можно провалиться в глубокую трещину

На горе Лейрхньюкюр всегда много туристов и здесь по-своему красиво — небольшое цветное озеро, дымящиеся овраги и разломы в земле. Кругом повешены таблички, не рекомендующие покидать деревянных помостов и маркированных тропинок.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Да нормальный человек и не рискнет зайти за эту загородку — а вдруг земля провалится — кругом трещины, из которых так и валит пар.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Запаха сероводорода и других вулканических газов здесь не чувствуется. И это свидетельствует о том, что пар создается от поступающей сквозь пористую лаву дождевой воды и всякого рода подземных источников, которые нагреваются от недалеких от поверхности горячих пород. Поэтому лавовые поля и непрерывно «дымятся» — но это не вулканические газы — ни запаха, ни опасности отравиться в этом месте нет.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Обогнув оранжевую вершину Лейрхньюкюр, мы попадаем в область застывших и тоже дымящихся паром черных лавовых полей — следов извержения 1975 и 1984 годов. А вдали видны конусы вулканических кратеров.

Последний раз сильное извержение в этом месте было в 1984 году и тогда лава вырвалась не из вулкана, а фонтаном била прямо из нескольких трещин в земле и покрыла в считанные часы большую территорию этого района.

Здесь можно бесконечно бродить и представлять себе — как оно все тут бурлило и кипело. Как текла и застывала в причудливых формах лава.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

На фото — извержение 1984 года, начавшееся излиянием лавы из километровых расщелин, а затем распавшееся на несколько активных жерл.

Извержение Краплы в 1984 году. Из Интернета

По свидетельству специалистов, в этом месте земная кора очень тонкая и гигантская магматическая камера Краплы находится на глубине всего 2–3 километра. По геологическим меркам — это очень мало.

Вдали видна уникальная кальдера диаметром около 10 км. Она находится в зоне 90-километрового разлома, расположенного в северной части Исландии и ее высота достигает 650 метров.

У Природы богатая фантазия

Начиная с 10 века, вулкан Krafla извергался 14 раз.

На обратном пути нужно обязательно чуть свернуть влево и подняться на машине прямо к кратерному озеру Вити (исл. Viti), скромно переводящемуся как «Ад». Ведь когда-то исландцы всерьез думали, что ад находится прямо под вулканами.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Озеро в нем не такой правильной формы как в кратере Керид, который мы видели в наш первый день, путешествуя по «Золотому кольцу», но в солнечную погоду вода в нем тоже бывает ярко изумрудного цвета.

От этого места совсем недалеко еще до одного интересного природного явления — геотермальной зоны Наумафьятль (Námafjall) (F). Здесь тоже кругом дымится и кипит Земля.

Зона расположена неподалеку от одноименной горы на севере Исландии. Она является частью вулканической системы вулкана Krafla, на котором мы только что побывали и который расположен в 8 км к северу.

Здесь можно увидеть горячие источники — от небольших булькающих фонтанчиков до вибрирующих бассейнов с очень горячей водой и обжигающим паром и грязевые фумаролы.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Фумарола (лат. fumus, — дым) является отверстием в коре планеты, которая испускает пар и газы, такие как диоксид углерода, диоксид серы, хлористый водород, сероводород, проходя через жидкие грязи.
Горячие источники дают также и значительные отложения серы. В прошлые века из серы, добывавшейся в Исландии, производили порох.

Вход в эту зону, как и в вулканическую Крафла — тоже платный (800 крон — ок. $8). Можно, конечно, посмотреть на все эти чудеса Природы и не заходя за загородку — все и так замечательно и видится и чуется.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Но, если хочется побродить среди булькающих грязевых пузырей и фыркающих фонтанчиков воды и пара и еще больше надышаться сероводородом, то тогда надо купить билет.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

По зоне проложены дорожки-тропинки, сходить с которых не рекомендуется. Наумафьятль и ее окрестности — очень красивое место с потрясающими ландшафтами. Кругом неестественно-химические цвета пейзажа. Но они оживляются бульканьем грязевых вулканчиков-фумарол и свистом выходящего пара. Геотермальная область невелика и ее легко обойти пешком.

Как бы здесь сварить яйца?
Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Из-за подземных тектонических движений здесь довольно часто случаются землетрясения. Так, последнее из них, магнитудой 6,2 балла по шкале Рихтера, было 29 мая 2008 года.

Вулканические и геотермальные зоны северной Исландии

Больше часа здесь делать нечего и уже стоит отправляться на отдых. До городка Рейкъяхлид, расположенном на берегу озера Миватн, в котором мы запланировали ночевку, отсюда — рукой подать.

Ведь завтра предстоит не менее активный день — мы должны искупаться в горячей Голубой лагуне, которая здесь называется «Северной», объехать озеро Миват, и, посмотрев расположенные на его берегах разные вулканические достопримечательности, еще попасть на Север Исландии, в городок китобоев Хусавик, в котором можно увидеть живых китов и птичек тупиков-паффинов — гордость и лицо Исландии на многих открытках.

Ну, а если не повезет — расстраиваться не стоит — в Хусавике есть музей китов. И там можно посмотреть хотя бы на его скелет.

Эта заметка является частью обзорной статьи «Вокруг Исландии за 10 дней»

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия