Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 2:08

Хусавик — Исландия Январь 2022

7-й день путешествия «Вокруг Исландии за 10 дней». Вечер.

Мы проехали уже добрую половину Исландии, а ее эмблему и основную из достопримечательностей — небольшую птичку тупика-паффина с клювом задиры-попугая, пока так и не увидели. На юго-восточном побережье были места, где они водились, но плохая погода не дала нам этого шанса.

Так, что, перефразируя известную присказку про «Увидеть Париж и ... умереть», ее можно отнести и к этим ярким птичкам. Хочется верить, что на Севере Исландии, куда мы неотвратимо движемся, они нам встретятся.

Объехав вокруг озера Миватн и осмотрев его достопримечательности, выехали на пустынную и ничем не примечательную дорогу № 87. По обе стороны дороги ничего интересного. Пустынные пространства и замшелые вулканические каменные волны.

Впереди все явственней проявились заснеженные горы противоположной стороны залива. Там безжизненные пространства и никаких поселений на этих склонах нет.

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Через 56 км достигли городка Хусавик (F). На подъезде к городу погода «распогодилась» и вышло солнце.

Карта маршрута 7-го дня исландской Кругосветки.
F — городок Хусавик; G — место встречи с тупиками-паффинами;

Карта маршрута 7-го дня исландской "Кругосветки". F — городок Хусавик; G — место встречи с тупиками-паффинами; А — Рейкъяхлид; В — Северная голубая лагуна; С — Лавовый комплекс Димуборгум; D — поворот на Север; Е — Псевдократеры Скутустадагигар

Когда-то Хусавик славился своими китобоями, но сейчас гораздо большую и спокойную прибыль дает туризм — все хотят вживую увидеть этих китов. Или хотя бы его хвост — это же «лицо» кита! Поэтому жители Хусавика сейчас убивают сразу двух зайцев — сохраняют китовую фауну и зарабатывают на этом немалые деньги. Мы тоже заказали такой тур на завтра (80 евро/чел).

Устроившись в гестхаусе Arbol ($180/room) и разговорившись с хозяином, решили по его совету посмотреть наконец-то птичек тупиков-паффинов (Fratercula arctica), являющихся визитной карточкой Исландии. Для этого нужно проехать еще километров двадцать на север до маяка и там, на крутых склонах обрыва, их и понаблюдать.

Не доезжая маяка, свернули влево на более близкий мыс и обследовали его. Но, к сожалению, никого не обнаружили — слишком уж скалистые были на нем берега. Мыс, на котором был маяк, виднелся еще далеко вдали, поэтому, так как вечерело, поехали прямо туда, уже не заезжая никуда по сторонам.

На скалистых берегах птицы редко делают гнезда
Там — на самой дальней точке мыса стоит маяк, у которого мы и встретили тупиков-паффинов

По берегам Гренландского моря много и диких уток

Увидев маяк, попытались было к нему подъехать, но там была ограда, закрытая на замок шлагбаумом. Проехав еще дальше с километр, свернули к видневшемуся на берегу дому.

Работавший во дворе хозяин, в ответ на нашу просьбу о тупиках, посоветовал оставить у него машины и пройти к маяку пешком по берегу. Там, на крутых обрывах — сказал он — вы и найдете этих птиц! — (G)

Домик исландского рыбака. Видно, что хозяйство у него большое и в порядке. А вокруг больше нет никаких соседей (совсем как в анекдоте: Адын. Савсэм адын. Адын!!!)
Домик исландского рыбака. Видно, что хозяйство у него большое и в порядке. А вокруг больше нет никаких соседей (совсем как в анекдоте: "Адын. Савсэм адын. Адын!!!")
Чтобы найти хороший кадр, нужно и хорошо побегать по берегу

И действительно, их было там несчесть! А всего в Исландии, являющейся крупнейшей в мире колонией тупиков, которых еще называют паффинами (англичане) и даже «топориками» (наши люди) за форму их клюва, таких птиц от 8 до 10 млн. особей.

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Пытаясь подойти к ним поближе, мы их нечаянно спугнули и тупики, дружно взмахнув крыльями, сотнями полетели на море.

Свою жизнь они в основном проводят далеко в океане. Иногда за сотни километров от берега. Но сейчас - в июне-июле, у них наступил период гнездования и выведения нового потомства и они устраивают свои гнезда, выводят и воспитывают птенцов на берегу.

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Молодой птенец готовится к взлету

В это время клюв самца преображается и становится необычайно ярким.

Если тупики не заняты своими семейными обязанностями по гнездам, они проводит свое время на море, потихоньку покачиваясь на волнах и высматривая добычу. Они прекрасно ныряют и плавают под водой в погоне за мелкой рыбешкой.

Все тупики прекрасные пловцы и ныряльщики — ведь они большие любители сифуда. Из интернета
Увидеть тупиков-паффинов и ...

Наши тупики, видя, что все нормально и опасности для них от нас нет, стали возвращаться обратно на склон. И почти к нам под ноги. И многие сразу исчезали! Но куда?

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Наклонившись вниз и присмотревшись, я увидел отверстия, вырытые в земле. Это и были гнезда тупиков-паффинов. Они устраивают их в норах, которые выкапывают преимущественно самцы, среди скал и осыпей. Самцы вырывают эти гнезда с помощью мощного клюва и перепонок на лапах. Думаю, если сидеть тихо, то можно услышать и их разговоры из гнезд под землей.

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Внутри нора выстилается перьями и стеблями растений. По свидетельству специалистов-зоологов, иногда тупики  сталкиваются с конкуренцией других представителей животного мира, живущих в норах – кроликами, малыми буревестниками и даже гагарами.

Вот здесь на склоне берега и живут тупики-паффины. Каждая пара роет клювом и лапами в земле среди камней свое гнездо.

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Спаривание тупиков проходит еще в океане. Самка откладывает всего одно яйцо и оба родителя участвуют в его насиживании, которое длится полтора месяца. Специалисты утверждают, что на яйце они не сидят, а держат его под крылом. Наверно это связано с размерами птицы, яйца и гнезда.

Провозившись с птенцом около 6 недель, родители бросают его на произвол судьбы и дальше он предоставлен самому себе. Проголодавшись, выползает из гнезда и спрыгивает в поисках пищи в море ...

Пока птенец маленький, папа с мамой кормят его мелкой рыбешкой

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Исследователи полагают, что продолжительность жизни тупиков достигает 30–35 лет. Их любимые места обитания — северные побережья Атлантики. Говорят, что их можно встретить и в России на Мурманском побережье.

Склон, на котором мы стояли, был травянистый и крутой — градусов под 50–60. А его высота была метров 20. Так что лазить вниз для более детального осмотра гнезд было опасно. Все принялись «за работу» — фотоаппараты щелкали беспрерывно.

Хочется поймать в кадр каждое движение и взгляд этих диковинных для нас птиц
Увидеть тупиков-паффинов и ...

А птицы спокойно себе сидели почти у наших ног. Одна парочка приземлилась совсем рядом и долго так сидела любуясь друг другом и совершенно не замечая меня.

Вот так завязывается роман и у тупиков-паффинов — сначала глаза в глаза, а потом - раз! и в темную норку ее!
Вот так завязывается "роман" и у тупиков-паффинов — сначала "глаза в глаза", а потом - раз! и в темную норку ее!

Другие, чуть поодаль, медленно перетаптывались на месте всего в каких-то метрах пяти-семи от нас. Но ближе не подпускали и сразу взлетали.

Увидеть тупиков-паффинов и ...

Наверно, это неспроста — исландцы любят употреблять их в пищу, а сырое сердце тупика и по сей день является их излюбленным деликатесом…

Ну, вот! Редких птичек увидели, остаются еще киты, которых, говорят, здесь тоже «немеряно». Завтра будем охотиться на китов! Это вам не Африка!

---

Эта заметка является частью обзорной статьи «Вокруг Исландии за 10 дней»

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия