Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 17:21

Рейкьявик — Исландия Июль 2014

Вот и настал последний — 10-й день нашего путешествия Вокруг Исландии.
Мы уже проехали больше двух тысяч километров.
Вчера нам удалось увидеть на полуострове Ватснесс и резвящихся тюленей, и даже динозавра. Правда — каменного.

Сегодня, выехав из городка Búdardalur, нам предстоит посмотреть кратеры Грауброукаргигар (B), два водопада, находящихся рядом © и самый большой горячий источник в Европе — Дейльдартунгюхвер (D).

Маршрут 10-го дня путешествия. А — городок Dalbraut; В — кратеры Грауброукаргигар; С — водопады Хрёйнфоссар и Барнафоссар; D — горячий источник Дейлдатунгухвер

Кратеры Грауброукаргигар

Завершение исландской «Кругосветки»

Цепочка из трех кратеров Грауброукаргигар (Grábrókargígar) расположена прямо у трассы № 1 и находится под охраной как природный памятник. Вход на территорию бесплатный.

План-схема кратеров Грауброукаргигар

Оставив машины внизу, поднимаемся по тропе с деревянными ступенями. Она выводит на край кратера Stóra Grábrók (Большой Грауброук). Тропа не крутая и легко доступна всем.

Завершение исландской «Кругосветки»

Вокруг кратеров проложена пешеходная тропа и, при хорошей погоде и наличии достаточного времени, здесь можно провести несколько часов.

Завершение исландской «Кругосветки»

Поднявшись наверх, мы видим замечательную панораму — с одной стороны открывается отличный вид на кратер Грауброукарфетль (Grábrókarfell), с другой — на долину с шоссе № 1 и рекой, уходящими в туманную даль.

Завершение исландской «Кругосветки»

А с южной стороны виден какой-то небольшой поселочек с современными зданиями и несколькими живописными и яркими модерновыми домиками, расположившихся прямо посреди застывших вулканических лавовых полей.

Завершение исландской «Кругосветки»

Видно, что у живущих здесь — все в порядке. Но как люди здесь живут, что делают и чем зарабатывают себе на безбедную жизнь?

На сегодня остались еще три достопримечательности — два водопада и термальный источник.
Погода не сулит ничего хорошего — низкая облачность и изредка моросящий дождь — такой вот исландский климат во второй половине июля.

Водопады Хрёйнфоссар и Барнафоссар

Чтобы попасть на источник и водопады, нужно свернуть влево с шоссе № 1 на дорогу № 50. Она идет по широкой долине и пересекает несколько рек. Выставив навигатор на Дейлдартунгухвер, спокойно едем себе по широкой долине. Справа навстречу течет река, а еще правее ее — вдали широкой долины, несутся по дороге машины — там тоже проходит шоссе.

Впереди завиднелись уже заснеженные горы и я почувствовал, что веду группу не туда — дальше была дорога, маркированная как F — это же полное бездорожье. Засомневавшись, остановились и стали искать у кого бы уточнить. На горизонте — ни души. Наконец, увидев идущую навстречу местную автомашину, спросили у них и правильно сориентировались. Оказывается, навигатор поначалу взял за конечную точку гору и долину с таким же названием.

Пришлось возвращаться назад, искать переправу через реку и уходить на ту дорогу, которая шла по другому склону широкой долины. Она и привела нас без труда к водопадам.

Первым всех туристов встречает водопад Хрёйнфоссар (исл. Hraunfossar). Он просто уникален! Водопад представляет собой цепочку небольших ручьев и водопадиков протяжённостью около километра, ниспадающих с каменных недр правого берега в реку Хвитау.

Водопад Хрёйнфоссар

Откуда же эти ручьи там берутся? Оказывается, все просто — река, берущая свое начало в далеком леднике Лаунгйёкудль, проделала себе параллельное подземное русло.

Завершение исландской «Кругосветки»

И, поскольку порода лавы пористая, река без труда просочилась в неё и вот здесь, на протяжении одного километра, подземная река выбирается наружу, образуя видимые нам многочисленные водопады. Отсюда и произошло название водопада: «hraun» — по исландски — «лава».

Но, ведь где-то похожий на него мы уже видели. О! Это же был Селлфосс в Северной Исландии! Правда, он был более грандиозным.

Недалеко от первого водопада — чуть выше по течению — находится ревущий в узком скальном проходе водопад Барнафоссар (Barnarfossar), имеющий печальную историю.

Водопад Барнафоссар

По старинной легенде, свое название («Детский водопад») он получил после того, как в воду с естественного каменного моста, подскользнувшись, упали два ребенка. Во избежание подобных трагедий в дальнейшем, этот опасный переход разрушили. Рядом висит табличка, где нарисованы падающие в реку дети.

Для туристов построен мостик, по которому можно переходить реку на другую сторону.

Эти водопады располагаются неподалёку от поселений Хусафетль (исл. Húsafell) и Рейкхолд (исл. Reykholt). В первом находятся две церкви — старая миниатюрная деревянная и новая большая модерновая, в которой находится и этно-музей с Арт-экспозицией.

Любители подземных приключений могут наведаться в интересную трубковидную лавовую пещеру Виудгельмир (исл. Víðgelmir). Но мы как-то выпустили ее из вида. Да и желания, честно сказать, лазить по пещерам уже не было — впереди нас ждал горячий источник Дейлдатунгухвер и дорога на Рейкъявик.

Кстати, в районе Хусафетля находится и редкая для Исландии область небольших лесов.

Горячий источник Дейльдартунгюхвер

Итак, у нас остается последняя цель в этом путешествии — посмотреть самый мощный геотермальный источник Европы — Дейльдартунгюхвер (Deildartunguhver). Он уже почти рядом. И пропустить его сложно — еще издали видны клубы пара.

Там, впереди, видны горячие источники

Рядом со стоянкой автомобилей стоит большое здание, от которого идет над землей труба. Это геотермальная станция и она снабжает горячей водой все окрестные городки и поселки в радиусе 70 км. Такая вода для всех жителей страны — бесплатна!

Пользуясь душем или просто моя руки или посуду, нужно быть очень осторожным — из кранов идет почти кипяток! Ну, и конечно, с присущим этой воде запашком сероводорода.

Неподалеку от нее для туристов оставлен кусок естественного выхода этого кипятка — здесь невысоко бурлят несколько гейзеров. Все вокруг этого участка окутано паром. Для желающих потрогать воду стоят надписи — температура 100 градусов!

Горячий источник Дейлдатунгухвер
Завершение исландской «Кругосветки»

Этот источник, выбрасывающий до 180 литров кипятка в секунду, считается самым мощным в Европе.
Для сравнения: Lava Hot Springs в штате Айдахо имеет поток 130 л/сек, Glenwood Springs в Колорадо — 143 л/сек, а флоридский Silver Springs имеет поток более 23 000 л/сек!

Завершение исландской «Кругосветки»

Инструкция советует держаться подальше не только от бьющего из-под земли кипятка, но и от ядовитых испарений папоротника из рода Blechnum, который в изобилии растет только в этом влажном и теплом месте. При попадании в глаза, у вас могут быть серьезные проблемы.

Стоянка для туристов хорошо оборудована — есть чистые туалеты и несколько столиков со скамейками, на которых можно отдохнуть и перекусить.

Завершение исландской «Кругосветки»

Отъезжая, обратили внимание на небольшой стенд с выставленными на нем помидорами типа — «бери-не хочу»! Продавца нет. Все на доверии — бери помидоры и оставляй деньги в ящике! Правда, по нашим меркам, они не дешевы — такой небольшой кулечек минипомидор стоил 200 крон — около 1,5 доллара. Или, по нынешним российским ценам — свыше ста рублей.

Подобный вид доверчивого сервиса, помнится, мы видели при пользовании горячими ваннами у ледника Хоффельскюль.

Это — Исландия!

Завершение исландской «Кругосветки»

И последнее, что нас приятно поразило — 6-ти километровый туннель под фьордом Hvalfjörður, проехав который, мы сразу попали в Рейкъявик! Хоть это и не самый длинный подводный туннель в мире, но он всех впечатлил! И самая нижняя его точка находилась на глубине 160 метров от уровня поверхности Атлантики!

Проскочили его с нормальной скоростью 60 км/час и успел заметить несколько «карманов» безопасности, куда можно в случае чего свернуть и сделать аварийную остановку.

Заключение

У-ф-ф! Неужели весь 10-ти дневный маршрут уже пройден и все намеченные достопримечательности увидены?

Да! То, что наметили — увидели! Но лишь основные — те, которые видят туристы, выбравшие себе маршрут «Вокруг Исландии». За 10 дней мы проехали чуть больше 2300 км.

Сложно ли было на дорогах Исландии? Абсолютно нет! Машин на дорогах мало и все водители были по-европейски дисциплинированы. Не встретили ни одного полицейского. Но и правила движения мы старались не нарушать.

И основное из них — скорость не свыше 90 км/час. Да и куда спешить? Приятней было постоянно смотреть по сторонам, делать остановки и отмечать встречные достопримечательности.

С такими друзьями не страшны никакие расстояния!

А сколько еще интересных мест остались неувиденными и незамеченными! Думаю, мы не посмотрели и половины. Ведь до уникальных пейзажей и достопримечательностей других частей страны, находящихся в центре острова и на его северных и западных «околицах», еще трудно добираться из-за бездорожья.

Ну и хорошо!

Нужно будет только взять машины покрепче и это будет целью нашего следующего путешествия по Исландии в июле следующего года.

Эта заметка является частью обзорной статьи «Вокруг Исландии за 10 дней»

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия