Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Казань — Россия Ноябрь 2023

Куда пойти в Казани

Конечно, долго находится зимой на улице очень сложно. Поэтому именно в этот период увеличивается количество посещений в казанские музеи и театры, а те в свою очередь активизируются в проведении различных интересных мероприятий. Если вы были в Казани летом, то вряд ли посещали театры и музеи этого замечательного города. Ведь летом не очень тянет в музейную тишину и прохладу, когда есть столько развлечений на улицах и набережных. А труппы казанских театров в летний период обычно уезжают на гастроли или в отпуска, так что увидеть их на сцене в летний период невозможно.

Но билеты в театр нужно покупать заранее. Стоит только отложить их покупку на «подумать», так уже их и нет. У нас поход в театр был запланирован в городе Чебоксары, а вот на Казань были другие планы…

В первый вечер своего пребывания в столице Татарстана мы забронировали столик в джаз-кафе «Старый рояль». Как утверждает официальный сайт заведения: это кафе «старейшее джазовое заведение Казани, на концертной площадке которого ежедневно звучит живая музыка, а на кухне создаются шедевры авторской гастрономии».

Казань ноябрьская. Часть 2

Отличная еда — вкусная, достаточно большие порции, обслуживание также на высоте, уютная обстановка — всё это делает вечер, проведённый здесь, незабываемым! Невероятно вкусно, атмосферно и чудесно. А ещё живая музыка! В тот день там играли гости из Москвы. Любителям джаза и интересных блюд очень зайдёт:)

Столица Татарстана привлекает и любителей спорта: здесь находятся сильнейшие спортивные клубы России. Казань стала родиной чемпионов мира и олимпийских игр. В городе есть стадионы и спортивные залы мирового класса. Много зданий было построено для проведения Универсиады 2013. Главные спортивные достопримечательности Казани: стадион «Ак Барс Арена» или «Казань Арена»; баскет-холл — это уникальное для своего времени спортивное здание; дворец единоборств «Ак Барс»; «Татнефть-Арена».

Казань ноябрьская. Часть 2

Еще дома раздумывали куда пойти: на футбол или хоккей. Решили, что футбола нам по телевизору будет достаточно, т. к. как раз в это период проходил Чемпионат мира, что скрашивало наши поздние вечера в отеле. А вот хоккей — это очень по-зимнему! Поэтому заранее купили билеты на матч «Ак Барс» — «Сочи».

Даже если вы никогда не были хоккейным болельщиком, обязательно надо сходить на любой матч казанской команды «Ак Барс» в один из самых известных ледовых дворцов спорта России — спортивно-концертный комплекс «Татнефть-Арена», чтобы с бешеным азартом хоть раз в жизни прокричать «Шайбу-Шайбу!» Посмотреть зимний вид спорта в лучшем ледовом дворце страны — это круто, престижно и памятно! Ну, и если хотите что-то себе на память об этом посещении, то здесь есть фирменный магазин, в котором можно приобрести сувениры с символикой команды. Кстати, напомню, что в конце ноября Черная пятница, в том числе и в этом магазине. Вот вам еще один плюс посещения Казани в ноябре. Я там купила забавную шапку Ак Барса. Теперь будет на детских утренниках новый герой.

Казань ноябрьская. Часть 2

А если тянет окультуриться, то вот вам еще одно место, куда можно сходить — Национальная библиотека РТ. Здесь есть всё: кафе, где можно выпить кофе и перекусить, различные художественные выставки, театральные постановки, а прямо в холле инсталляция, посвященная истории татарской письменности. Прибавьте ко всем этим плюсам бесплатный вход, хорошую литературу, коллекцию пластинок в музыкальном зале, комиксы и панорамный вид на Казанку и Заречье и получите достопримечательность Казани, которая достойна посещения! Подробности о библиотеке здесь.

Еще одно из самых необычных мест Казани — роскошный дом, который в 1908 году миллионер Константин Ушков подарил невесте на свадьбу. Каждая его комната оформлена в разных стилях: здесь есть мавританский зал, украшенный арабской вязью, гостиная с лепниной и расписными потолками, которые понравились бы самому Наполеону, китайская парадная лестница с витражами и драконами. Самая необычная комната — грот на втором этаже, отделанный настоящими ракушками и украшенный тропическими растениями.

Дом Ушковой особенно интересен тем, что полностью сохранился в оригинальном виде — от богатой деревянной отделки, паркетного пола и обоев начала XX века до каминов из тёмного мрамора и антикварной мебели. И сохранился он благодаря решению Надежды Крупской, которая отдала здание библиотеке. Сейчас Национальная библиотека обладательница нового современного и просторного здания в центре города, но экскурсии в особняке ее сотрудники по-прежнему проводят по предварительной заявке. В 2019 году еще до переезда библиотеки в новое здания я была здесь на экскурсии и пришла в восторг от ее шикарных интерьеров. Подробный отзыв можно прочитать здесь.

Из Казани очень удобно совершать одно-двухдневные туры в ее пригороды и близлежащие города: Йошкар-Олу, Чебоксары, Свияжск, Болгар и т. д. Мы в это путешествие запланировали самостоятельную поездку в Чебоксары и забронировали еще из дома экскурсию в Иннополис. Поездка в Чебоксары состоялась. Рассказ о ней уже давно написан, а вот экскурсия сорвалась, не набрали группу. И у нас высвободилось полдня, которые, надо было чем-то занять, не сидеть же в отеле… И мы решили прикоснуться к подводному миру, т. е. проще говоря, пошли в Океанариум.

В казанском океанариуме более 3000 видов редких рыб, скаты, морской котик, пингвины, игуаны, акулы и крокодилы. Есть на что посмотреть, есть что сфотографировать, есть что вспомнить. Но, только, если не сравнивать его с подобными заведениями Тайланда и ОАЭ. Турист нынче пошел зажратый, ничем не удивишь.

Океанариум находится на первом этаже в развлекательном центре. Территория небольшая. Рыб достаточно много. Есть специальные смотровые для наблюдения за крокодилами и сурикатами из толстого пластика (выглядит очень надёжно, хотя рептилии очень спокойные сами по себе). Можно сделать массу фотографий. Надо ли говорить, что мы ее сделали:))

Единственный минус, так это завышенный ценник. Стоимость билета для взрослого 800 рублей. Рыбы и звери тоже хотят кушать, как и те, кто их содержит. Хорошее место для похода с детьми или если вы еще сами в душе немного дети.

Казань ноябрьская. Часть 2

А на вторую половину дня был запланировано посещение аквапарка «Ривьера».

Казанская «Ривьера» является одним из крупнейших в мире аквапарков, как утверждает интернет. На ее территории находятся более 50 различных аттракционов и самое высокое в городе колесо обозрения. Помимо аттракционов в аквапарке есть отдельная SPA-зона. Тут есть турецкая баня, финская сауна и бассейны с гидромассажем.

Впечатления от посещения аквапарка неоднозначные. Особенно в сравнении с тюменским «Лето-Лето». Но мы не могли не сравнивать, т. к. впечатления еще были свежи в памяти, ведь с момента посещения еще и полгода не прошло. Персонал в «Ривьере» хамоватый. И это я сейчас не про сотрудников в возрасте, которые работают на входе и в гардеробе. Как раз к ним никаких претензий нет. А про ту молодежь, которая непосредственно работает в помещении аквапарка и раздевалках и поставлена следить за порядком и отвечать на вопросы. Система оплаты тоже несовершенна. Т. е. если ты что-то захочешь приобрести в баре или взять полотенце на прокат, то тебе каждый раз надо бежать до своего шкафчика, чтобы взять кошелек. Неужели нельзя сделать как в Тюмени — оплата браслетом, а на выходе расплачиваешься картой за все дополнительные услуги? Видимо, нет. Проще набрать непрофессиональных молодых сотрудников и платить им зарплату за просто так. Нет, ну может у них еще есть какие-то обязанности, которые я не знаю. А иначе, зачем они стоят целыми пачками и трещат между собой в раздевалке? Может это разговоры исключительно по работе? Ко всему прочему аквапарк значительно меньше, чем в Тюмени. Мы были в будний день ближе к вечеру, но все равно в то время, когда большинство людей на работе, и, тем не менее, у меня было ощущение, что народа много. Не представляю, что здесь творится в выходные! Еще когда и целыми туристическими автобусами везут. По крайней мере, есть такие туры в аквапарк из Екатеринбурга и Перми. Поэтому я воздержусь от рекомендации.

Погрузиться в историю

Чтобы понять, кто такие татары, узнать лучше историю этих земель идите в Национальный музей республики Татарстан. Честно говоря, с него стоит начинать свое путешествие. Музей расскажет историю края с древности до современности через знаковые события и судьбы людей.

Национальный музей РТ — это очень обширный кладезь экспонатов, рассказывающих о далеком и недавнем прошлом города Казани и всего татарского региона. Посетить его надо по нескольким причинам. Во-первых, для того, чтобы согреться. Во-вторых, для того, чтобы немного пополнить свой информационный багаж, и наконец, для того, чтобы осмотреть замечательный памятник архитектуры 18–19 веков (бывший Гостиный Двор) изнутри.

Мы этим музеем заканчивали свое путешествие, и это посещение сделало наш день насыщенным интересным и незабываемым! Если вы до сих пор думаете, что музей это набор экспонатов с запахом нафталина, то здесь ваши стереотипы сломаются.

Интерактива здесь предостаточно: хочешь посиди в юрте,

Казань ноябрьская. Часть 2

хочешь посмотри, как кочевали народы и образовывались государства на территории Татарстана, а хочешь одень древних людей… Думаете так просто одеть? А вот и нет. Первым пытался одеть древнюю женщину Саша. Застав его за этим непривычным для него занятием, я посмеялась, но заинтересовалась и решила одеть древнего воина. Так вот, если вы одеваете не тот предмет одежды и не в той последовательности, то они как дети малые мотают головой, упираются и не хотят одеваться. Вот вы, что вперед надеваете — шапку ил обувь? Я вот обувь, потом верхнюю одежду, шапку, а уж потом беру колчан со стрелами сумку. Поэтому я и не древний воин!

Пока мы развлекались на первом этаже музея, к нам бравой походкой, стуча каблуками, подошел мужчина, одетый в военную форму этак века позапрошлого. И сказал, что в 15 часов он приглашает нас на лекцию, которая будет проходить на втором этаже. Что каждую пятницу, в рамках проекта, он читает лекции в костюме той эпохи, о которой идет речь в лекции. А в эту пятницу будет лекция «Казань в эпоху Наполеоновских войн».

Знакомьтесь герой дня — сотрудник музея Хабаров Владислав Вениаминович. Именно этот человек сделал тот наш день незабываемым.

Казань ноябрьская. Часть 2

В эпоху цифровых технологий удержать внимание аудитории, не показывая каких-либо фильмов, презентаций и прочих трюков, довольно не просто. А этот человек целый час рассказывал о Казани в начале 19 века, о том как устроена была российская и французская армия и много о чем другом… Быть может, когда у меня будет время, напишу отдельный отзыв, но это не точно. А то в этом рассказе много букв получается. Так вот, вернемся в музей. Экспонатов на эту тему в музее немного, но лекция, как я уже сказала, длилась час. И мало того, что никто не разошелся, так еще и вопросы задавали. Оказалось, что лектор реконструктор, принимает участие в различных мероприятиях, в совершенстве владеет материалом и может рассказать о военной форме много чего интересного. Как вы поняли, я очень рекомендую посетить этот музей. Надеюсь, что этот просветительский проект все еще существует.

Татарская кухня

Отправляясь в Татарстан, не стоит игнорировать национальную татарскую кухню. Попробуйте открыть для себя все ее грани. Татарская кухня знаменита своей выпечкой и сложными для уха названиями блюд: бешбармак, токмач, азу, катлама, шурпа, эчпочмак, кызылык, кыстыбый и т. д.

Кухня татарского народа воплотила в себе культурные, этнические и религиозные традиции, формировавшиеся на протяжении многих веков. Сегодня она имеет репутацию одной из наиболее сытных и вкусных, одновременно простой и изысканной. Свои самобытные черты татарская кухня сохранила до наших дней.

Казань ноябрьская. Часть 2

Одним из главных ингредиентов татарской национальной кухни является мясо. Эта традиция жива еще с тех пор, как татары были кочевым народом. Распространены такие виды мяса как конина, баранина, говядина, курятина, дичь. Из мяса варят густые наваристые бульоны, готовят из них вторые блюда и закуски. В соответствии с исламскими традициями в рецептах мясных блюд отсутствует свинина.

Конина в традиционной татарской кухне имела очень важное значение. Ислам запрещает есть свинину, поэтому основные виды мяса для татар-мусульман — это баранина, говядина и конина. В отличие от свинины, баранины и говядины, поедание конины в исламе четко не регламентировано, поэтому разные мусульманские народы решают этот вопрос по-разному. Конину едят не только татары, но и казахи, киргизы, башкиры, узбеки и многие другие народы, которые изначально были кочевыми и жили в степи. Конь давал им все — и пищу, и одежду, и сбрую, и дом (шкурами лошадей укрывали юрты) — был источником жизни во всех смыслах.

На современном татарском столе конины стало немного: все-таки говядина и мясо птицы в Поволжье более доступны и распространены. Но татары продолжают готовить из нее бешбармак, тушить мясо и делать знаменитую казы — конскую колбасу. Многие называют ее казылык, хотя, некоторые источники утверждают, что казылык — это только начинка для приготовления колбасы.

Готовится настоящая казы долго: ее вялят примерно три месяца. Всего век назад казы ели постоянно, по крайней мере, в зажиточных домах, — сегодня это скорее деликатес.

За этим деликатесом лучше отправляться на Центральный рынок. Там большой выбор, а так же вам дадут попробовать разные виды кызы и цены чуть дешевле, чем в туристических местах.

Татарская кухня складывалась не одно столетие, постоянно меняясь, совершенствуясь, пополняясь блюдами и продуктами соседей. Но, ей удалось сохранить свою самобытность и национальные традиции.

В культуре татар Поволжья объединены традиции нескольких народов: булгар, которые построили здесь государство в X веке, среднеазиатских тюрков, которые принесли на эти земли ислам. Татарская кухня испытала на себе так же влияние практически всех соседей: и русских, и чувашей, и марийцев, и башкир. Бойкая международная торговля тоже приносила свои плоды — новые продукты, специи, блюда.

Считается, что чай в Поволжье привезли еще монголы, когда завоевывали Великую Булгарию, в XIII веке, но по-настоящему этот напиток закрепился в XVII веке, когда Российская империя наладила торговые связи с Китаем.

Казань ноябрьская. Часть 2

В XIX веке в Казани было уже пять крупных чайных домов и 27 лавок, где продавали спрессованные плитки из Китая. И если в XVII веке чай был очень дорог и пили его только в зажиточных семьях, а простые люди употребляли его как лекарство или по праздникам, то к XIX веку чаепитие прочно вошло в татарский быт, а самовар стал едва ли не главным предметом в доме. В традицию вошли чаепития с самоварами, расписанными в национальном стиле. Их можно увидеть практически в каждом доме.

Этнограф Николай Воробьев писал о том, что если семья продает или закладывает самовар, то это значит, что она дошла до полной нищеты и готова лишиться самого дорогого.

Казань ноябрьская. Часть 2

Поскольку татарские застолья трудно представить без чаепития, следует упомянуть традицию использования расписных чайных сервизов, а также специальных ваз, напоминающих пиалы. В них подают варенье, мед, повидло и другие сладости к чаю.

Хотите еще больше узнать о чае, увидеть уникальные экспонаты и сфотографироваться в красиво оформленных фотозонах? Тогда стоит отправиться на экскурсию в музей чая, что расположен в Старо-Татарской слободе в усадьбе купца Кушаева, который занимался в 19 веке импортом чая. Подробный отчет о музея чая уже написан.

Казань ноябрьская. Часть 2

А в конце экскурсии вас ждет ароматная чашка чая с татарским десертом чак-чак. У этого десерта есть своя легенда и символика, которую вам расскажут тут же.

Согласно булгарской легенде хан заказал придумать к свадьбе сына новое угощение. Но не простое, а праздничное, легкое в приготовлении, непортящееся, вкусное, сытное и такое, чтобы воины могли есть его на ходу. По легенде, блюдо, отвечающее всем условиям, изобрела жена одного пастуха.

На свадьбе хан наделил чак-чак всевозможными символическими значениями: обилие шариков из теста обозначало многочисленное потомство, которое появится у молодоженов; склеенные между собой кусочки олицетворяли связь между супругами; золотистый цвет блюда — сияние монет; речи супругов должны были быть такими же сладкими, как мед, а форма блюда — горка — была пожеланием того, чтобы дела у молодых шли только вверх.

Чак-чак прочно вошел именно в свадебную традицию — современная татарская свадьба без него не обходится. Чак-чак играет в ней и роль русского каравая: после обряда бракосочетания молодым выносят чак-чак на полотенце, и они кусают его с двух сторон. У кого во рту окажется больший кусок, тот и будет руководить в доме.

Кстати, если планируете гастрономический тур и в музее чая у вас возникло желание поесть еще чак-чака и узнать о нем побольше, то отправляйтесь в Музей чак-чака в Казани, посвященный главному лакомству всей республики. Здесь вас не только напоят чаем и накормят любимой татарской сладостью, но еще и научат ее готовить. Музей находится на территории Старо-Татарской слободы.

Кстати, здесь же недалеко есть одна из точек сети фастфуда, которая называется Кыстыбый, в честь традиционной татарской, чувашской и башкирской лепёшки. Классический кыстыбый подают с начинкой из пшённой каши, рагу или картофельного пюре, а в современном варианте в него также добавляют котлеты, грибной жульен, курицу, лосось со сливочным сыром. Если торопитесь и ваш бюджет ограничен, то можно вкусно перекусить национальными блюдами там. Но я все же, рекомендую вам это сделать с чувством, с толком, с расстановкой. Где? Ну, например, в «Татарской усадьбе», расположенному в Старо-Татарской слободе на брегу озера Кабан, по адресу: ул. Шигабутдина Марджани, 8. Ну, как вы уже, наверное, догадались, мы жили рядом, поэтому, вернувшись из Чебоксар, решили далеко в поисках сытного ужина не ходить.

Казань ноябрьская. Часть 2

Татарская усадьба — это целый гостинично-ресторанный комплекс с магазином выпечки, галереей народных промыслов и национальных сувениров. Ресторан открыт в историческом здании — усадьбе купца Гайнутдина Сабитова, занимавшегося производством головных уборов.

Это очень колоритное место, интерьер оформлен в национальном стиле, с хорошим выбором блюд национальной татарской кухни. Размер блюд небольшой, а цены выше среднего, но подача красивая. Официанты внимательные, расторопные, одеты в приятную национальную униформу с тюбетейками, хорошо знают состав блюд, дают рекомендации при выборе, если спросить.

Казань ноябрьская. Часть 2

Здесь подают блюда из настоящей дровяной печи, изготовленной по образцу старотатарских печей, найденных во время раскопок в Древнем Булгаре. Благодаря полукруглой конструкции печи, мясные блюда получаются в ней мягкие и сочные. И как утверждают создатели заведения, все блюда готовятся по рецептам Юнуса Ахметзянова надеюсь правильно фамилию написала основоположника национальной татарской кухни. А я думала, что блюда придумали в народе

Мы брали: телятина под овощами «Башня Сююмбике», гороховый суп с копченым гусем из дровяной печи, салат «Кубан Куле» с копченой утиной грудкой, помидорами черри, авокадо, кукурузой, листьями салата и сыром чеддер. Вот интересно где татары пару сотен лет назад доставали кукурузу, авокадо и помидоры черри? Ну, предположу, что последние могли на окошке выращивать… А все остальное?

Цены в ресторане выше среднего. Особенно на алкоголь. Увидев карту бара, мы сразу стали трезвенниками и предпочли чай. А вот с ним вышел промах. Заказали «Шантарам». Не знаю, на что мы купились на название хорошей книги и снятого по ней сериала, или на состав… Скорее всего, на все и сразу… И разочаровались. Лучше бы взяли «Татарский». Кстати, здесь очень вкусный хлеб, а еще все блюда, что мы попробовали.

Не только мы отметились в этом ресторане, но и известные люди, как, например, премьер-министр Медведев, Александр Розембаум и др. У входа есть целая фотогалерея. Не знаю, как им зашло или нет, а я рекомендую.

А еще здесь всегда оформлены красивые фотозоны, даже на улице.

Еще одно, но уже недорогое заведение, расположенное неподалеку от Старо-Татарской слободы по адресу: Спартаковская, 12, кафе «Медина». Цены доступные, уютный интерьер, персонал очень вежливый, порции большие, блюда по-домашнему вкусные. Одно, но… Были там примерно в обед. Народу никого не было, но, когда сели за столик, то набежали орды голодных татар работники офисов на бизнес-ланч. И столиков свободных не было от слова совсем. Но, как мы знаем, где едят местные, там надо есть и нашему брату туристу! Так что рекомендую! Особенно азу по-татарски и выпечку. Для приготовления азу обжаривают кусочки говядины, конины или баранины, тушат их с помидорами, луком, картофелем, ломтиками соленых огурцов и заправляют соусом, при приготовлении азу может использоваться крольчатина, индюшатина, курятина и другие виды мяса. У нас был вариант с говядиной.

Казань ноябрьская. Часть 2

Еще одно с восточным колоритом место, которое не оставило нас равнодушными — кафе «Рубаи». Здесь приятные официанты подают блюда узбекской и татарской кухни. Уютный интерьер с яркими цветами, восточными занавесками переносят в атмосферу восточного шатра.

Здесь настоящее восточное гостеприимство. Мы заказали кролика по-татарски, лепешки, лагман по-уйгурски и вкусный фруктовый чай. Здесь готовят так, что после блюд хочется говорить стихами.

Кстати, это тоже очень популярное заведение и здесь, как в «Татарской усадьбе» тоже есть фотогалерея с почетными гостями.

Кафе находится на улице Профсоюзная. Это, чтоб вы понимали, как Рубинштейна в Питере. Это главный тусовочный центр Казани, где можно найти как бюджетные рюмочные и пивные, так и изысканные винные и коктейльные бары. И устроить себе гастро-алкотур. Но наш тур на этом заканчивался. Сразу после ужина в «Рубаи» мы отправлялись в отель за вещами, а затем на вокзал. Здесь на перроне уже царило праздничное настроение, несмотря на первые числа декабря. РЖД постаралось.

Казань ноябрьская. Часть 2

А в поезде мы еще и день пассажира отметили. Чем? Чаем, конечно же.

Знакомиться с Казанью можно в любое время года, но в зимнем посещении этого прекрасного города есть особый шарм и неповторимая изюминка. И даже в плохую погоду здесь есть чем заняться. Хотя, определенно в конце ноября есть свои нюансы. Так, например, погода преподнесла нам сюрприз. До нашего приезда прошел ледяной дождь, а после все деревья превратились в «хрустальные», что смотрелось очень красиво, а вот улицы в каток, что было совсем неудобно. Тут надо под ноги смотреть, а не по сторонам глазеть на достопримечательности. Еще один минус — это отмена экскурсии в Иннополис (не набрали группу). А вот в первых числах декабря погода установилась уже зимняя, улицы припорошило снежком, а в центре города появилась новогодняя атрибутика, толп туристов еще нет, а цены на проживание в отелях остались прежними. Так что вывод: если выбирать между ноябрем и началом декабря, то однозначно декабрь.