Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 21:40

Казань, Йошкар-Ола, Болгар — Россия Август 2019

«Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал…»

Пожалуй, начну с того, как пришла в голову идея маршрута. Конечно, Казань — город с тысячелетней историей и его стоит посетить не только ради Кремля. В 2012 году мы уже здесь были и видели основные достопримечательности, но город развивается ударными темпами. За те годы, что нас там не было, Казань приняла Универсиаду и Чемпионат мира по футболу. Было построено много новых объектов и не только спортивных. Но не это стало причиной путешествия в славный город Казань.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

В прошлом году во время тура по Золотому кольцу, наш автобус забирал часть пассажиров из Казани, остановившись возле стоянки у Центрального стадиона напротив Кремля. В первом своем рассказе о туре по Золотому кольцу я рассказывала, как наш экскурсовод хотела оставить одного пассажира на стоянке во Владимире. Эта была Наташа из Казани. Мы с ней тогда познакомились и пообщались. И вот она мне рассказала в красках про фестиваль «Великий Болгар». После этого рассказа я загорелась желанием увидеть все своими глазами в тот же год, но, увы, у меня не получилось. Спустя год, желание не угасло. И подбив двух своих подруг на это путешествие, мы занялись организацией: купили билеты на поезд туда и обратно, забронировали отель. Как вы уже догадались, вся эта поездка затевалась ради посещения фестиваля, на который было удобно попасть из Казани. Правильнее было бы в заголовке написать «Болгар +», но ему будет посвящен отдельный рассказ. Плюс еще хотелось посетить столицу республики Марий Эл, что тоже удобнее сделать из столицы Татарстана.

Изначально было желание сделать поездку бюджетной. Получилось, но не совсем. Покупали и бронировали за неделю до даты фестиваля, поэтому билеты на поезд, который подходил идеально по времени (отправление из Екб вечером, а в Казань прибывает в 11 часов) купить не удалось, взяли на Екатеринбург-Кисловодск. Прибыли в Казань в 16 часов, что тоже было неплохо. И пошли прогулочным шагом от вокзала до отеля по улице Габдуллы Тукая, мимо старинных мечетей, красивых исторических зданий и рынка (на него мы еще заглянем).

А отель мы выбрали самый, что ни наесть аутентичный, расположенный в Старо-татарской слободе. Смотрите сами: отель, словно сказочный терем, уютный ухоженный дворик, столь же уютные номера и внутреннее пространство отеля.

Вначале было желание сэкономить, но трехместный номер в недорогом отеле уже «помахал нам ручкой». Решили гулять так, гулять, тем более что букинг мне скидку предложил. Вместо почти 20 000 за номер люкс на троих в отеле «Сапожок-Каушчи» всего 16 400 за 4 ночи. Люкс, конечно, это громко сказано, но номер просторный, комфортный. Завтраки отель не предоставляет, но есть что-то типа столовой, где можно разогреть свою еду и поесть. Большой плюс отеля это приветливый и отзывчивый персонал, а еще и расположение в центре города, в Старо-татарской слободе, рядом с озером Кабан. Ну что еще туристу для полного счастья надо?!

Раз уж мы в этом районе, то и прогулка наша началась отсюда. Старо-татарская слобода — самобытный район Казани, который несёт в себе культурную и архитектурную ценность. После того как Иван Грозный завоевал Казань, он всех татар выселил за посад, т. е. за территорию города. Так образовался этот район. Некогда татарское гетто, сейчас превратилось в атмосферный район с национальным колоритом. Здесь старинные дома соседствуют с минаретами мечетей, современная пешеходная улица хранит истории глубокой старины.

Прогулка в слободе — это возможность окунуться в Казань 18–19 веков, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами. В 18 веке в слободе проживали выдающиеся деятели татарского народа: интеллигенция, духовенство, купцы и промышленники. Здесь надо ходить, заглядывая в татарские дворики, где можно обнаружить много чего интересного.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Вот, например, контактный зоопарк, вход в который абсолютно бесплатный.

Концепция восстановления Татарской слободы предполагала, что этот район станет практически музеем под открытым небом, местом, где время остановилось в XVIII веке. Но при этом получают новое дыхание старинные объекты: ресторанно-гостиничный комплекс «Татарская усадьба» — расположен в историческом здании усадьбы купцов Сабитовых, где полностью воссоздан яркий колорит татарско-купеческой усадьбы со скульптурной композицией «Казанское подворье».

Еще в 2012 году всего этого великолепия не было, ну или моя память этого не зафиксировала (а раз не помню, значит не было). Здания, конечно же, были. Но теперь они словно пряничные домики — яркие, красочные, так и просятся в объектив фотоаппарата. Татары, встретившиеся нам в этом районе, были празднично одеты в национальную одежду, как потом выяснилось тоже не просто так. Приехали мы за два дня до праздника.

Здесь же находится самая старая каменная мечеть Казани — мечеть Марджани, построенная с разрешения лично Екатерины Второй. А так же несколько замечательных музеев: музей чак-чака, литературный музей Габдуллы Тукая и другие. Но мы туда не пошли, а отправились в сторону Кремля.

Очутившись в Казани, всякий уважающий себя турист должен посетить Казанский Кремль. Кремль — главная достопримечательность Казани, объект Всемирного наследия Юнеско.

В 2012 году мы, приехав накануне начала экскурсионного тура, первым делом направились именно туда. Мои же подруги, несмотря на то, что были как и я в Казани не в первый раз, Кремля не видели. Считай, что и не были. Экскурсия у них была автобусная в рамках теплоходного круиза. Поэтому в этот раз было решено гулять на своих двоих, наслаждаться видами города и его атмосферой.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

По улице Московская, рассматривая по дороге мечети и старинные особняки, вышли к Кремлю. Эта белокаменная крепость с множеством легендарных сооружений приковывает взгляд уже издалека. Мы немного прошлись вдоль его стен и свернули в сторону Кремлевской набережной, т. к. уже нагуляли приличный аппетит и решили перекусить, а заодно и посмотреть современную достопримечательность Казани (в 2012 году ее здесь не было). В подземном переходе от Кремля к Кремлевской набережной уличные музыканты играли песню Queen «The Show Must Go » на домбре и баяне! Драйвовей аранжировки я не слышала! Да простят меня фанаты группы.

На обратном пути мы вернулись к достопримечательности исторической — Кремлю. Т. к. Кремль стоит увидеть не только днем, но и вечером, когда его древние стены освещает современная иллюминация.

Кремлевская Набережная стала еще одной красивой и популярной не только у туристов, но и у местных прогулочной улицей в городе Казани. Мне она понравилась даже больше, чем улица Баумана, которая напоминает и улицу Вайнера в Екатеринбурге, и Кировку в Челябинске и даже Арбат в Москве.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

На Набережной можно не просто прогуляться, любуюсь противоположным берегом с красивой подсветкой, отражающейся в реке Казанке,

но и поваляться в гамаке,

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

покачаться на качелях или прокачаться на спортивных тренажерах, прокатиться на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т. д. (есть прокат и велодорожки), поиграть на музыкальных инструментах или в настольный хоккей,

ну или взять бесплатную книгу и сесть почитать,

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

можно даже на оригинальной скамейке,

коих здесь целая аллея. И это только небольшой перечень бесплатных развлечений, а добавьте сюда еще и платные: аттракционы, кафе, сувенирные магазины и вы поймете, что здесь можно отлично провести вечер, т. к. для каждого найдется занятие по душе. А если повезет, то можно попасть на мастер-класс или какое-нибудь развлекательное мероприятие, т. к. Кремлевская Набережная часто служит площадкой для проведения оных.

А мы недорого перекусили в лапшичной, отметив «взятие Казани» темным пивом «Старая Казань», прогулялись по Набережной и территории Кремля и по улице Кремлевская, свернув на улицу Баумана, пошли в сторону своего отеля.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

«Где были рыцари в почете, Где шла жестокая война, И побеждали донкихоты»

На следующий день нам предстояла поездка в Болгар. Изначально в планах было добираться до Болгара на метеоре туда и обратно и остаться там на ночь. На сайте организаторов было предложение ночевки в стационарном палаточном городке, но за неделю там уже не было мест. Пришлось воспользоваться другим предложением организаторов фестиваля — проезд до места на организованном автобусе. Отправление из Казани в 7:30, отбытие из Болгара в 22:30. Стоимость 1040 рублей с человека. Этот расклад нас устроил, т. к. метеор в Болгар пребывает примерно часов в 11 и отправляется уже в четвертом часу вечера. Этого времени может быть и достаточно для осмотра музея-заповедника, но для посещения фестиваля явно нет. Забегая вперед, скажу, что и одного дня для посещения этого мероприятия оказалось ничтожно мало!

Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» проходит ежегодно на территории историко-архитектурного музея заповедника. Зрелище потрясающее!

Если вы хотите попасть в сказку с рыцарями и поединками, получить незабываемые впечатления, то вам однозначно сюда! Скучать здесь точно не придется! Чего здесь только нет! Площадок фестиваля несколько: мастер-классы по средневековым ремеслам и ярмарка,

детская площадка, стоянка кочевников, «Балаган — музыка и танцы» и,

конечно же, главная площадка фестиваля — это ристалище!

А если вдруг оголодаете, все-таки на целый день мероприятие, то в вашем распоряжении целый фудкорт! Здесь можно найти блюда на любой вкус и кошелек. Голодными точно не уйдете. И все это действо разворачивается на фоне исторических декораций, а на территории музея-заповедника много интересных объектов и музеев, которые тоже стоит посмотреть.

И вот стоишь как мартышка в том анекдоте со словами «Мне разорваться что ли!». Потому что хочется везде успеть, все посмотреть, ничего не пропустить. Короче, объять необъятное и впихнуть невпихуемое в свою экскурсионную программу одного дня!

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Вывод такой: на фестиваль надо ехать на два дня и бронировать места в палаточном лагере заранее. Это вкратце про Болгар, т. к. планирую написать отдельный отзыв. Эта поездка однозначно того стоит.

Казанский Кремль, Золотая орда и Фанфары Казани или даешь фестиваль каждый день!

На следующий день мы отправились опять в сторону Кремля, выпив кофе по дороге в уютной кофейне, с интерьером, отсылающим к произведениям Джоан Роулинг.

Уже у самых ворот этого исторического места чувствуется незыблемая мощь строений, пережившая время. Строительство Казанского Кремля был начато еще в X веке. Эта древнейшая часть города и по сей день остаётся историческим и культурным центром столицы Татарстана. Не буду грузить вас архитектурными и историческими подробностями о Кремле, хоть история его интересна.

В наших планах было совершить не только внешний осмотр его территории, но и подняться на кремлевские стены, зайти в главную и самую значимую в республике мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор, совершить осмотр экспозиций в музеях, расположенных на территории Кремля.

Начали мы, конечно же, с посещения главной мечети Татарстана. Её строительство было завершено в 2005 году, как раз к 1000-летию Казани. Несмотря на то, что мечеть действующая, при ее строительстве сразу учитывалось то, что сюда будут водить туристов. Для них есть здесь специальные балкончики, с которых можно все хорошенько рассмотреть. Правда, если есть туристические группы, то лучше подождать, так как места на балконе не очень много и будет тесновато. Кстати, вход в мечеть бесплатный. На входе обувь снимать не нужно, выдают бахилы, а если у вас нет обязательного при посещении мечети платка, то не беспокойтесь, его тоже можно взять на входе. В мечети расположен музей ислама, в который тоже при желании можно зайти, но он платный.

Посещая Казанский Кремль, нельзя обойти стороной и башню Сююмбике — ответ Пизанской башне. Башня Сююмбике также относится к «падающим» башням. Она имеет заметный наклон в северо-восточную сторону, потому что её западная стена, построенная на фундаменте старой дозорной башни, оказалась более устойчивой. На сегодняшний день отклонение шпиля башни от вертикальной оси составляет 1,98 м. Падение башни заметили еще в начале XX века и тогда же были предприняты первые попытки его остановить. С этой целью первый ярус башни стянули металлическим обручем.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Башня, построенная из обожженного кирпича, имеет 7 ярусов. Ее высота — 58 метров. Венчает строение шатер с полумесяцем. Проход внутрь башни для туристов закрыт воротами, но зато какими! Красивые с изображением небесных светил. Грех не сфотографировать.

С этой башней связана легенда о неудачном сватовстве Ивана Грозного к последней казанской правительнице Сююмбике. Именно ее имя носит эта башня. Хотя историки утверждают, что и царица, к моменту взятия Казани Грозным, покинула столицу. Да и что башня построена гораздо позже этих событий, но точную дату постройки назвать не могут.

Рядом с башней находится резиденция Президента Республики Татарстан и Музей государственности татарского народа. Около стены башни археологи обнаружили руины мавзолея-захоронения татарских ханов. Там стоит небольшой монумент, и виден раскоп под стеклянным куполом.

Гуляя по территории Кремля, обнаружили рекламный буклет фестиваля «Фанфары Казани» из которого узнали, что буквально через час здесь на территории перед мечетью Кул Шариф состоится его закрытие. Это мы удачно зашли! Поэтому было принято решение этот час посвятить выставке в центре «Эрмитаж — Казань», что расположен на территории Кремля, а затем посмотреть закрытие фестиваля.

Еще в первый день приезда, гуляя по Кремлевской Набережной, мы обратили внимание на стенды с рекламой выставка «Золотая орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи».

Выставка очень интересная. Она позволяет проследить, как строилась великая империя, как монголы влияли на мир, а мир на монголов. Уникальность этой выставки, что на ней представлено более 600 экспонатов из нескольких музеев. В первую очередь из фондов Эрмитажа, а так же музеев Москвы, Астрахани, Крыма и Беларуси. Здесь есть всё! Оружие и одежда монголов, китайский фарфор, фрагменты крымских крепостей и, конечно, золото, золото, золото.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Открывают выставку экспонаты, иллюстрирующие всадническую культуру Чингисидов конца XII — XIV века, прежде всего убранство всадника и его коня, а также принадлежности воинского пира. В Золотой Орде более чем где-либо в монгольских государствах преобладала всадническая традиция. Ее стержень составила известная кочевническая триада: конь с его снаряжением, вооружение и убранство всадника. Все ее элементы обладали высокой степенью знаковости, что характерно для культур с развитым этикетом.

Интересны пояс и шапка — детали костюма, в которых в наибольшей степени отразились сословные различия. Шапка, выставленная в витрине, мне напомнила буденовку.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

В экспозиции представлены многочисленные образчики поясных чаш из драгоценных металлов, среди них работы мастеров высокого класса. Изредка встречаются сосуды с арабскими и тюркскими надписями.

Но не только мужская одежда представлена на выставке, есть и женская. В костюме замужней монгольской дамы очень важную роль играл головной убор — бока, высотой в 30–40 сантиметров. Дело в том, что внутрь представительницы монгольской знати прятали свои длинные косы. Украшалась бока нитями жемчуга. Этот головной убор выполнял и другие функции: он рассказывал, к какому роду принадлежала женщина, к какой этнической и социальной среде, а с XIV века играл роль имперского символа. После крушения Империи бокка стала знаком принадлежности владелицы к чингисидской традиции.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Здесь же можно увидеть памятники нумизматики — монеты и серебряные слитки.

Особое место на выставке занимают артефакты из Солхата — столицы ордынского Причерноморья и Крыма. Этот регион для монголов был воротами в Европу. Здесь удивительным образом смешалась культура и религия самых разных народов: генуэзцы, караимы, сельджуки, венецианцы, армяне. Древний город предстает здесь во всем своем монументальном величии. Множество каменных надгробий, фрагменты крепостей и даже глиняные трубы водопровода.

Наблюдать за превращением культуры всадников (кочевых рыцарей) в городскую цивилизацию было очень интересно. Подробнее о выставке на официальном сайте Казанского Кремля.

Закончив осмотр выставки, мы отправились занимать место на площади перед мечетью. Кстати, участники фестиваля, одетые в форму, тоже смотрели эту выставку одновременно с нами, но с экскурсоводом.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани» проходил уже восьмой раз. В столице Татарстана выступили 19 коллективов и более 700 музыкантов из прославленных оркестров Министерства обороны РФ и Национальной гвардии РФ, Министерства внутренних дел РФ, Национальной гвардии Республики Казахстан, Республики Болгарии, а также гражданские коллективы из Казани и российских регионов. Оркестры исполняли гимны и популярные песни, но самым ярким моментом праздника стало выступление мультиинструменталиста, Заслуженного артиста России из Москвы Вениамина Мясоедова. В сопровождении сводного оркестра он исполнил на волынке попурри из татарских и русских песен. Когда он вышел в шотландском килте, то мы даже не поняли, что он наш — русский.

На фестивале выступали и наши земляки — оркестры из Челябинска и Екатеринбурга. Украсило праздник выступление Нижегородского ансамбля барабанщиц и мажореток.

Еще несколько часов назад, когда мы подошли к воротам Кремля, местные попрошайки поздравили нас с праздником. Мы, честно говоря, не поняли с каким. Потом подумали, что речь шла про фестиваль, и лишь посмотрев вечером новости, узнали, что в этот день был мусульманский праздник Курбан Байрам. Это все объяснило: и нарядно одетых татар в Старо-татарской слободе, и орущего барана в контактном зоопарке, что возле мечети Марджани, где и проходило главное празднество, и поздравления возле Кремля. Для тех, кто вдруг заволнуется о судьбе барана, он жив, мы слышали как он орал из контактного зоопарка и после праздника.

Но тогда мы еще всего этого не знали, душа требовала продолжения праздника, и отправились фестивалить в кафе, после которого гуляли по Баумана, где слушали уличных музыкантов.

Йошкар-Ола, йошкин кот и прочие йошкины

На следующий день мы решили поехать посмотреть Йошкар-Олу — столицу республики Марий Эл.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Про столицу республики Мари Эл на Туристере уже писали Сергей Василец и Денис. Нового я, пожалуй, не скажу, но альбом со временем выложу, т. к. местами город фотогеничный. Ходили мы по тем же местам, что и они. Город, несмотря на свою более чем 400-летнюю историю, какими-то историческими достопримечательностями не обладает. Все едут смотреть его центральную часть, что построена стараниями бывшего губернатора Маркелова. Чтобы ее осмотреть хватит нескольких часов.

Вначале мы оказались на главной городской площади напротив здания администрации. Назовем ее площадь Сан-Марко. А что? Очень даже похоже. Здание Национальной художественной галереи внешне напоминает венецианский Дворец дожей.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Потом повстречались с Йошкиным котом.

Перешли на другую сторону улицы в поисках его спутницы Йошкиной кошки, но скульптуры там не обнаружили, а только заброшенное кафе с одноименным названием.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Оказалось, что скульптура сейчас находится на другом месте на одной из Набережных реки Кокшага.

Миновав здание театра советской постройки и памятник Ленину (очень загадочный Ильич. Стоит и хитро улыбается), по улице Гоголя отправились в сторону реки Малая Кокшага.

По обе стороны реки Малая Кокшага — набережные Амстердам и Брюгге, а соединяет их мост, выходящий из башни Московского Кремля. Набережные Малой Кокшаги, конечно, удивляют. Сначала — обычный российский провинциальный городок: вот заправка, торговый центр, серые дома, стройка и вдруг — совершенно другой вид.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Новенькие, с иголочки, здания — замки, дворцы, храмы, палаты, в общей массе эклектичные и ни на что не похожие, но с узнаваемыми чертами.

И прав Денис, когда сказал, что город производит неоднозначное впечатление. Хотя на фотографиях центр смотрится красиво и первое впечатление, когда выходишь на Набережную по улице Гоголя, из уст вырывается: «Йошкин кот! Это же Европа!» В общем, поначалу впечатляет, но потом видишь недостроенные здания, а про виды из окна, когда заезжаешь в республиканскую столицу, даже говорить не стоит. К тому же совершенно непонятен и выбор персонажей для скульптур, таких как Лоренцо Медичи, Рембрант, Грейс Келли и принц Рене. Какая связь между ними и городом? Или это прихоть создателя всей этой потемкинской деревни? Такие вот вопросы возникли в голове во время посещения этого города.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Зато не возникло вопроса «Что привезти из Йошкар-Олы?»! Конечно же, «Йошкиного кота»! В моем случае это была водка (брала в подарок, т. к. сама предпочитаю другие спиртные напитки). При этом был выбор взять белого, черного или рыжего. Еще можно взять бальзам «Огни Мари Эл» и сыры.

На Набережной есть музей сыра, где рассказывают о его производстве, истории, знакомят с сырной продукцией и ее видами, а также проводят мастер-класс. Такое трепетное отношение к сыру объясняется тем, что в Йошкар-Оле хорошо развита животноводческая отрасль, а также работает собственный завод «Сернурский». Изготавливаемая молочная продукция отличается не только высоким качеством, но и экологической чистотой. Если есть время и желание, то можно посетить музей. Но мы купили все в обычном продуктовом магазине. Из сыров взяла твердый Марсенталь и мягкий Камамбер. Последний на любителя, т. к. снаружи покрыт корочкой, образованной культурой Geotrichum candidum, поверх которой растёт белая плесень Penicillium camemberti. Пока везла в Казань, весь рюкзак провонял, а потом и чемодан. Дома муж этот подвиг не оценил, впрочем, как и сыр. А остальное приобретенное здесь было вкусное и дешевое.

Лично меня порадовал сувенирный магазин «Вален`Ок» где много красивых изделий из шерсти. В одно время я увлекалась валянием. Сейчас в свободное от работы время только дурака валяю. Ничего не купила, но посмотрев ассортимент магазина, подумала, не свалять ли чего на досуге. И даже если вы не поклонник фелтинга, то все равно рекомендую, т. к. магазин снаружи выглядит очень симпатично. Мимо пройти сложно. Находится рядом с Царево-кокшайским кремлем. В который мы, к сожалению, не попали, т. к. был понедельник, и музей был закрыт.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Еще большой выбор интересных, оригинальных и главное авторских и недорогих сувениров в Национальной художественной галерее, что расположена на центральной площади. Вот оттуда мы не ушли без покупки. В остальных же сувенирных магазинах стандартный набор, разве что цены немного отличаются.

Кроме сувениров, порадовало в Йошкар-Оле местные продукты и обед в кафе. Жаль, конечно, что не удалось попробовать национальную кухню. По пути нам не попалось заведение, специализирующее на ней, а специально мы не искали. Мне это даже странным кажется, что в туристическом центре республики мы не наткнулись на ресторан национальной кухни. Но зато очень вкусно и недорого поели в кафе «Ситора», что расположено в Архангельской слободе. В меню европейская и восточная кухня. Я заказала шурпу и манты. Мягко говоря, объелась.

Думаю, что властям стоит задуматься о развитии гастротуризма в городе. Да и еще в меню местных заведений включить блюда из грибов. Еще, когда только приехали в город и шли от остановки по улице Ленина к площади, проходили стихийный рынок на этой улице, где продавали очень много грибов. Бабульки приговаривали, девочки купите грибочки. Были там и лисички. Ну, очень много! Много чего ела, даже саранчу жареную и лягушачьи лапки мне в Тайланде скормить пытались, но вот блюда из лисичек нет. В Йошкар-Оле этот пробел восполнить не удалось.

Ну, хватит про еду. Теперь как добраться до Йошкар-Олы? Есть несколько способов. Так Денис с компанией доехал на такси, Сергей Василец добирался на поезде. Нам эти способы не подходили, первый в виду своей дорговизны, второй времязатратности. Мы пошли поехали другим путем. Для тех, кто собирается в Йошкар-Олу, рассказываю подробнее.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

Между двумя столицами есть пассажирские перевозки, как мне показалось полулегальные, маскирующиеся под экскурсионные туры. Цена 400 рублей. В Казани продажа и отправление автобусов осуществляется вблизи колхозного рынка по адресу: ул. Бурхана Шахиди 26 к.2. Вывески никакой нет. Билеты можно забронировать заранее по телефону или придя на место.

До Йошкар-Олы ехать чуть больше двух часов (в сторону Йошкар-Олы мы ехали примерно столько, а вот обратно с приключениями и дольше). Автобус приезжает на остановку, что расположена по Ленинскому проспекту, вблизи дома № 38. Здесь же в киоске можно приобрести билеты обратно до Казани.

Последний день в Казани и свадебный подарок

В последний день нашего путешествия в обязательной программе была экскурсия в дом Ушковой. А с утра мы отправились на колхозный рынок за съедобными сувенирами — чак-чаком и вяленой колбасой из конины — казылык. Несколько лет назад мы ездили компанией в Уфу. Там впервые попробовала конину, поэтому еще дома решила, что привезу в качестве сувенира. А вот казылык впервые поела в эту поездку в Казани в кафе, куда мы отправились фестивалить после фестиваля «Фанфары Казани». На рынке большой выбор и дают попробовать. Сделав дневную выручку продавщице, набрав конины, здесь же мы очень дешево и вкусно позавтракали пахлавой, запив ее чаем. Цена вопроса всего 50 рублей.

Но вернемся к обязательному элементу нашей экскурсионной программы в этот день — дому Ушковой. Это красивый особняк, где в настоящее время находится Национальная библиотека. Сотрудники проводят экскурсии, рассказывая историю семьи, дома, показывая интерьеры и архитектурные особенности.

Дом Ушковой — это свадебный подарок Зинаиде Николаевне Ушковой от супруга Алексея. Сын магната химической промышленности Константина Ушкова Алексей не стал мелочиться и заказал у архитектора Карла Мюфке реконструкцию трех домов по Воскресенской улице. В 1908 г., когда работа по объединению нескольких строений была закончена, счастливая невеста Алексея Зинаида получила один из самых запоминающихся подарков в своей жизни. Множество мелких деталей, оригинальная лепнина, сливочный цвет, башенки и балконы делают дом похожим на свадебный торт.

Фишкой этого дома — является сад-грот, т. к. супруга увлекалась цветоводством.

Похож он на пещеру, где сверху свисают сталактиты, из расщелин в стенах пробиваются вьющиеся растения. В огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы.

Но супружеская жизнь не сложилась. Супруги развелись. Причем, подобный особняк Алексей Ушков построил и в Москве для своей второй жены, но вместо комнаты-грота там был балетный класс. Т. к. новая жена была балерина. Здесь хочется воскликнуть «Ах, какой был мужчина!», пусть и не полковник, но какие подарки делал!

В советское время благодаря решению Крупской организовать здесь библиотеку, удалось сохранить эти интерьеры. Многое здесь сохранилось в первозданном виде: оригинальные стекла, ручки, лестница, камины и т. д. Я ходила с экскурсией по залам и думала: «Как это работать в таких интерьерах среди всей этой красоты?!»

Это коротко об особняке. Как-нибудь расскажу об этой достопримечательности в отзыве. Место однозначно стоит посетить и сделать это как можно быстрее, т. к. в следующем году особняк закрывается на реконструкцию.

Зрелища и пища духовная — это хорошо, а обед по расписанию. Рядом с особняком Ушковой на Кремлевской улице есть дешевое заведение, где можно вкусно пообедать. Расположено рядом с более популярной пиццерией. Мой обед из винегрета, мантов и чая стоил всего 126 рублей.

Две столицы + Болгар. Фестивали, древности и современность

А дальше мы отправились просто гулять по центру Казани.

Казань — это один из самых интересных, необычных и запоминающихся городов Российской Федерации, сохранивший свою историю и самобытность. Столица Татарстана достойна того, чтобы туда приехать и не раз! Исходя из своего опыта, могу сказать, что самостоятельно ехать дешевле и интересней!