Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Казань — Россия Ноябрь 2022

Отпуск в ноябре, а срок загранпаспорта давно закончился… Это ли не повод приуныть? Ноябрь традиционно считается межсезоньем, когда туристические поездки по России не очень-то в почете: теплое лето, золотая осень и бархатный сезон уже позади, а приятная предновогодняя суета еще не началась. Но мы же оптимисты! И в любой ситуации найдем свои плюсы. Вот и в отпуске в ноябре они определенно есть. Особенно для тех, кто не любит толчею и шумиху, хочет проникнуться атмосферой нового места без спешки, не боится капризов погоды и не прочь сэкономить, ноябрь — настоящая находка.

Для поездки в конце осени выбрали Казань, или, как ее еще называют, третью столицу России. А все потому что, ехать недалеко, у Саши осталась некая недосказанность после неудачной экскурсии во время круиза. В тому же, я этот город более чем с тысячелетней историей, огромным культурным наследием и гостеприимными жителями уже знаю. Раньше я уже бывала в столице Татарстана, но то было летом, а вот в ноябре… кстати, совсем не унылом и тоскливом, а тихом, задумчивом и пронзительно-прозрачном, — этот яркий величественный город открылся по-новому, показал свои ранее не замеченные в туристической круговерти грани.

Казань ноябрьская. Часть 1

На Островке выбрала отель «Кунак» в аутентичном районе Старо-Татарской слободы. Ну и чтобы до конца ощутить национальный колорит — в старинном татарском доме, с красивыми воротами.

Вообще в эту поездку у нас было забронировано два отеля и оба с названием «Кунак» в Старо-Татарской слободе, т. к. в перерыве между ними мы уезжали на два дня в Чебоксары.

Казань ноябрьская. Часть 1

Итак, чем отличается «Кунак» от «Кунака». Давайте разберемся. Первый отель «Кунак» расположен на Каюма Насыри. Второй мини-отель «Кунак Rooms» на соседней улице Шгабутдина Марджани. Цена примерно одинаковая 2 600 за ночь. В первом отеле у нас был просторный номер, приятный персонал, ресепшен в этом же здании и красивый вид из окна на мечеть. А во втором труба пониже, дым пожиже окна, выходящие во двор мечети, пропадающий сигнал у цифрового телевидения, ресепшен в другом здании, до которого еще дойти надо и номер значительно меньше. Так что я порадовалась тому, что в первом отеле забронировала больше ночей, чем во втором.

Зимой Старо-татарская слобода с её расписными домиками выглядят особенно колоритно.

Казань ноябрьская. Часть 1

На этой улице не так много сувенирных лавок и веселых развлечений, но зато здесь вдоволь можно насладиться шедеврами бережно сохраненной татарской архитектуры.

А утром и вечером ощутить себя в восточной стране, слушая мелодичный призыв муэдзина к молитве. Вот, кстати, в наши окна видна самая старая мечеть Казани — Мечеть Марджани.

Казань ноябрьская. Часть 1

Старо-Татарская слобода начала активно застраиваться в XVIII веке, когда Екатерина II приняла указ «О терпимости всех вероисповеданий». Именно тогда здесь начали появляться мечети и медресе — мусульманские школы.

Зачастую становится заметно, как татарская архитектура переплетается с русской, и в традиционных восточных храмах появляются элементы классицизма и барокко.

Старо-татарская слобода — это разноцветные деревянные домики и эклектичные усадьбы. При этом историческая застройка и национальные традиции здесь соседствуют с современными трендами урбанистики — например, обновлённую после реконструкции набережную озера Кабан блогер Илья Варламов назвал лучшей в России.

Взглянуть на знакомые достопримечательности

В ноябре, когда деревья полностью обнажились, вид со смотровых площадок Казани отличается от летнего, когда город утопает в пышной зелени. Теперь все историческое и архитектурное великолепие прекрасно просматривается. Правда, погода к длительным прогулкам не располагает, но пройтись посмотреть достопримечательности всё же стоит.

Казань ноябрьская. Часть 1

И первое, что должен сделать турист, вне зависимости, в который раз он приехал в Казань, это пойти в Кремль. Огромный белокаменный комплекс, который включает архитектурные и археологические памятники, а также храмы — православные и мусульманские.

Казань ноябрьская. Часть 1

С 2000 года Казанский кремль является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход на территорию возможен с двух сторон, через Спасскую и Тайницкую башни.

Казань ноябрьская. Часть 1

Спасская башня — главный проход в Казанский Кремль и место, откуда большинство туристов начинают своё знакомство с его достопримечательностями. Пройдите через башню — и вы попадете на проезд Шейкмана, единственную улицу в кремле. Кстати, в конце ноября в первых числах декабря здесь уже начинается подготовка к Новому году и улица постепенно преображается.

К Тайницкой башне вы попадете со стороны реки Казанки. Названа так и установлена она тут была не случайно. В 16 веке через тайный ход сюда поступала вода. Та башня, которая стояла в те времена, не сохранилась: ее взорвали, когда Иван Грозный взял Казань.

Благовещенский собор — самое древнее сооружение на территории Казанского Кремля, и один из основных памятников, сооруженных в честь ознаменования взятия города Иваном Грозным на казанской земле.

4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный в связи с радостным событием — окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством — велел соорудить несколько храмов на территории бывшей ханской резиденции

Сегодня Благовещенский собор — действующий храм Кремля

Казань ноябрьская. Часть 1

Символ столицы Татарстана и ее главный открыточный вид — мечеть Кул-Шариф в Казани. Тонкая и изящная мечеть расположена на возвышенности в историческом центре города: на территории Казанского кремля, рядом с Волгой. Белые мраморные стены, ярко-бирюзовая крыша и взмывающие ввысь минареты. Совсем неважно, какой религии вы придерживаетесь, чтобы оценить красоту этого места.

Казанская мечеть Кул-Шариф еще молода — ее открыли в 2005 году. При этом она настолько гармонично смотрится среди старинных построек кремля и так прочно закрепилась в умах как туристический символ, что кажется, будто стоит здесь уже давно.

Сегодня попасть внутрь может любой желающий вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания. Кул-Шариф — в первую очередь, памятник архитектуры и только затем религиозный объект.

В середине 16 века Иван Грозный взял Казань и присоединил Казанское ханство к Русскому государству. Во время осады города сопротивлением руководил имам по имени Кул Шариф. На родине он прославился как дипломат, поэт и просветитель, местные считали его сеидом — потомком пророка Мухаммеда.

Кул Шариф погиб во время взятия Казани, до последнего оказывая сопротивление войскам Ивана Грозного. Бывшая столица Казанского ханства тогда лишилась многих значимых сооружений, в частности, главной мечети, которая по тем временам поражала размерами и богатством украшения. У нее — на тот момент единственной в мире — было 8 минаретов, каждый символизировал одну из провинций Волжской Булгарии. У стен этой мечети и погиб Кул Шариф — человек, в честь которого назвали один из символов Татарстана 500 лет спустя.

Разрушенная в 16 веке мечеть стала легендарной. Долгие годы потомки жителей Казанского ханства надеялись на ее восстановление. Случилось оно только после распада Советского Союза. Приказ о воссоздании мечети президент Татарстана подписал в 1995 году, а строительство здания закончилось уже через 10 лет, к 1000-летию основания Казани.

Казань ноябрьская. Часть 1

В конкурсе на строительство участвовали архитекторы из России, Финляндии, Турции и других стран. Победил проект татарских авторов. Строительство обошлось в 400 миллионов рублей, мечеть полностью построена на пожертвования жителей и организаций Татарстана.

Казанская мечеть Кул-Шариф очень фотогенична. Панорамный вид на Казанский кремль и мечеть открывается с площади Тысячелетия.

Казань ноябрьская. Часть 1

А с территории кремля стоит полюбоваться на Дворец земледельцев, прозванный в народе Версалем. Особенно красиво и величественно все выглядит в вечерней подсветке.

Казань ноябрьская. Часть 1

Стоит спуститься вниз к площади у дворца. Ведь здесь уже чувствуется приближение праздников — прямо перед дворцом стоит нарядная елка. А от нее отправиться на Кремлевскую набережную.

Казань ноябрьская. Часть 1

Набережная реки Казанки зимой — это особенное по своей атмосфере место в городе. Здесь работают кафе с горячими напитками и едой, устанавливаются красивые декорации и арт-объекты, а вот праздничные ярмарки разворачиваются лишь в декабре. Но зато в конце ноября здесь не так оживленно, как в другое время.

А дальше мы идем через мост к «Чаше», но останавливаемся и любуемся панорамой кремля.

Казань ноябрьская. Часть 1

Центр семьи «Казан» — главный загс в Казани. Открылся он в 2013 году и практически сразу же стал местной достопримечательностью.

Казань ноябрьская. Часть 1

Сегодня сюда приезжают не только новобрачные, но и туристы.

Центр семьи чаще называют «Чашей». Именно такую форму имеет традиционный татарский казан, или котел — символ домашнего очага. Да и само здание по задумке представляет из себя огромную посудину, которая стоит на огне: по основанию здания сделаны арки в виде языков пламени.

Казань ноябрьская. Часть 1

Ещё последние несколько лет здесь строится ледовый городок и устанавливается главная праздничная елка города. В городке создают ледяные горки, различные скульптуры и аттракционы, на сцене проходят мероприятия с хороводами, конкурсами и песнями. Но в ноябре еще только поставили красавицу-елку, а строительство ледового городка еще только началось.

Рядом с «Чашей» можно увидеть скульптуры «Он и Она» Даши Намдакова. Автор широко известен своими мифологическими работами. Зиланты интерпретированы как драконы — современные, фэнтезийные, а значит, не связанные с негативной символикой средневекового чудовища. «Он и она» представляют собой хранителей семейных ценностей. Самец стоит на страже, в то время как самка сидит вместе с малышами. Размер их — внушительный («Он» достигает высоты 7,8 м, «Она» — 6 м).

С другой стороны здания расположена ещё одна пара мифических существ — крылатые барсы со своими детьми.

Возле Центра семьи много народа, туристы, семьи с детьми. С этого берега открывается красивая панорама на кремль. Совсем другая атмосфера царит в парке «Чёрное озеро». Вместо панорамных видов на Кремль и реку его окружает историческая застройка XIX века в европейском стиле. А вот каток и праздничная иллюминация здесь еще не готовы.

А мы идем в воссозданный собор Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого монастыря. В прошлый раз во время плохо организованной экскурсии мы всего лишь рядом постояли. А в 2019 его еще и не было.

Казань ноябрьская. Часть 1

Казанский собор Богородицкого монастыря был построен в 1798–1808 годах по проекту И. С. Старова казанским архитектором Ф. Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван.

В 2005 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый папой римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы.

4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 2016 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.

Когда в начале XIX века архитектор Иван Старов прорабатывал проект собора Казанской иконы Божией Матери в Казани, за основу он взял Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Некоторые эксперты казанский собор даже называют близнецом Троицкого храма. Многие элементы в казанском храме по первоначальному проекту позаимствованы именно оттуда: мраморные колонны, бронзовые капители, изысканной резьбы киоты, потрясающей красоты паникадила — все было перечеркнуто властью. Высочайшим повелением запретили создавать такие богатые соборы в провинции, рассказал глава патриаршего совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид (Калинин).

Казань ноябрьская. Часть 1

Когда перед Казанской епархией и фондом «Возрождение» встал вопрос, следовать ли принципам воссоздания до конца или должна восторжествовать историческая справедливость, выбрали второе, претворяя все изначальные задумки архитектора Старова в новом соборе. Прежде всего, это коснулось иконостаса. Раньше он был деревянным с позолотой, но по проекту должен был стать мраморным с бронзовым литьем и золочением. Митрополит Феофан настаивал на мраморе столь настойчиво, что Казанская епархия даже взялась профинансировать его из своего бюджета. Мрамор для иконостаса как российский, так и итальянский. Белый привезли из Италии, а текстурный россельвант — отечественный.

Осуществление неэкономных задумок Старова проявилось не только в иконостасе. На потолках появились кессоны с лепными розетками — в подлинном соборе они были нарисованными. Воссоздано по проекту горнее место за престолом, где во время богослужения и чтения Евангелия находится архиерей, — раньше эта часть храма была в более простом виде. Украсили и сам престол.

Казань ноябрьская. Часть 1

Иконы на фасаде собора исторически выполнялись с помощью росписи по металлу. В то время мозаика была довольно дорогостоящей, и она не считалась традиционной для российских храмов. Митрополит Феофан настоял на том, чтобы на фасаде нового собора красовались именно мозаичные иконы. Их изготовили в Муроме на предприятии «Домострой» именно у этого предприятия сохранилась историческая смальта для мозаик.

Росписи собора делали мастера из мастерской Вячеслава Пахомова из Ставрополья. Источник

21 июля 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Казанского собора.

Полюбовались, погрелись, идем гулять дальше.

Городская застройка Казани отличается в зависимости от района: до 1917 года в одной части города жили русские аристократы и купцы, а в другой — представители татарской общины. Самые помпезные здания — например, мэрия, Александровский и Чернояровский пассажи — расположены на Кремлёвской улице.

С Кремлевской улицы свернем на улицу Муссы Джалиля, чтобы закрыть очередной гештальт. Здесь расположен старинный собор — в честь апостолов Петра и Павла — уникальный архитектурный памятник пышного петровского барокко. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный собор отличается уникальным убранством.

Казань ноябрьская. Часть 1

Построен он в 1726 году, видел почти всех российских государей, пережил пять сильнейших пожаров, но особенно серьёзно он пострадал в 1815 году, когда полностью выгорела внутренняя нижняя часть здания и едва уцелел величественный 25-метровый иконостас, пережил и революцию, и голодные 90-е. Сегодня считается самым высоким храмом столицы Республики Татарстан и одним из главных духовных символов города.

Изюминка здания — наружные цветные изразцы, которые можно увидеть также в храмовой архитектуре Ярославской области и Санкт-Петербурга, но для казанских церквей они являются уникальными декоративными элементами и присутствуют только на стенах Петропавловского собора.

Основным украшением и главной достопримечательностью храма является величественный 25‑метровый иконостас, который состоит из семи ярусов. Его золочёные декоративные резные элементы были созданы в XIX веке мастером Гусевым, а главные врата выполнены в технике сквозной (прорезной) резьбы. Большая часть икон пострадала во время серьёзных пожаров и была отреставрирована в 1865–1867 годах. В ходе продолжающейся реставрации в помещении восстанавливают также и чугунные полы, которые представляют не меньшую историческую ценность.

Казань ноябрьская. Часть 1

Далее двигаемся в сторону одной из старых улиц города — Баумана. После взятия Казани Иван IV переименовал на тот момент Ногайскую улицу в улицу Большую Проломную из-за того, что во время штурма цитадели казанского хана в ней образовалось две большие пробоины — в начале и конце улицы.

В 20 веке название улицы поменялось — ее переименовали в честь казанского революционера Николая Баумана

Сегодня это главная туристическая улица города. Протянулась она через весь исторический центр в Казани и ведет к Казанскому кремлю.

Шумная, окруженная зданиями разных эпох, улица Баумана интересна всем вне зависимости, с какой бы целью приехали в эти края. Кстати, здесь в витринах магазинов и кафешках уже чувствуется приближение праздника.

С шумной Баумана идем на Петербургскую. Эта уютная улочка отличается от Баумана своей тишиной и спокойствием.

Протяжённость улицы — 1800 м, из них 530 м являются пешеходными.

Пешеходная часть улицы была кардинально реконструирована при поддержке правительства Санкт-Петербурга к 1000-летию Казани.

Основная архитектурно-художественная идея улицы — создание «уголка Петербурга». Здесь есть памятник Льву Гумилеву, красивая ротонда и т. д. Улица практически полностью состоит из новых зданий, но несколько старых всё-таки есть и расположены они на нечетной стороне. Это каменные особняки Т. Г. Денисова (№ 21) и купца М. И. Елкина (№ 25), построенные в середине XIX в.

По Петербургской мы пошли не случайно, так как хочется не только зрелищ, но еще и хлеба… А лучше все вместе. Но об этом, а так же о том, чем еще можно заняться в ноябре в Казани в следующем рассказе.