Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Пермь, Чайковский, Казань, Самара — Россия Май 2021

Город имени великого русского композитора

Утром наш теплоход уже швартовался в городе Чайковском. При названии города сразу возникает образ великого композитора. Город действительно назван в его честь, но сам Петр Ильич здесь никогда не был. Как же так получилось?

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Город сравнительно молодой. Рабочий поселок здесь был основан в 1955 году. А статус города приобрел в 1962 году. Своим основанием обязан строительству Воткинской ГЭС на реке Каме. Гидроэлектростанцию назвали Воткинской — по расположенному в другом, соседнем регионе городу Воткинску, а название города дали по фамилии, родившегося там же знаменитого композитора. Так были заложены тесные связи города Чайковского с Удмуртией. Съездить в Ижевск отсюда куда проще, чем в город Пермь. Республика Удмуртия начинается сразу за ГЭС, на другом берегу Камы.

Подчёркивая связь со знаменитым композитором, здесь проводятся различные музыкальные фестивали. Наш экскурсовод, не являясь коренным жителем города, с особенным трепетом рассказывала, как она приезжала сюда ребенком на один из таких фестивалей. Идейным вдохновителем и основателем этих фестивалей является известный композитор Д. Б. Кабалевский, который и открыл его, положив тем самым начало традиции. До 2008 года было проведено 10 фестивалей, в качестве гостей фестиваля принимались такие композиторы, как Евгений Крылатов и Юрий Чичков, поэт Юрий Энтин. В 1987 году в фестивале участвовали также и дети-музыканты из других стран, в частности из США.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Также проводится Международный открытый конкурс молодых композиторов «Посвящение Чайковскому».

Честно говоря, если бы не фестивали и теплоходные круизы, то туристов в этот город заманить было бы не просто. Т. к. в Чайковском особо смотреть нечего. Мне разве что Набережная на реке Каме приглянулась.

Правда, в Чайковском построены спортивные объекты для зимних видов спорта, работает Чайковский институт физической культуры. Есть горнолыжная и биатлонная трассы, комплекс трамплинов, лыжный стадион. Здесь проводятся крупные соревнования как российского, так и международного уровня. Картинная галерея располагает работами таких известных художников, как Тропинин и Айвазовский. А в Краеведческом музее представлены экспонаты, посвящённые приземлению 26 марта 1961 года в окрестностях города пятого беспилотного космического корабля Спутник-10 с манекеном и собакой Звёздочкой на борту. Это был последний запуск беспилотного аппарата перед полётом Ю. А. Гагарина. В фондах музея для обозрения представлена крышка люка спускательного аппарата. Еще есть историко-этнографический музей «Сайгатка». Но нам про это всё только рассказали, а вот увидеть удалось только некоторые спортивные объекты и, то на одном из стендов галереи истории, расположенных на главной улице города, по которой мы прогулялись с экскурсоводом.

Расскажу немного о тех достопримечательностях, что увидели. А прогулялись мы по прямой, по улице Ленина от речного вокзала до Мемориала Славы.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Первое что видит турист, прибывший сюда по воде — это арт-объект «Я люблю Чайковский».

На углу с Приморским бульваром стоит Памятник первостроителям и созидателям города.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Открыт в 2007 году, создан по проекту художника Г. А. Галанина из Ижевска. Приглядевшись, можно увидеть отражённые тут основные этапы развития города: создание ГЭС, комбината шёлковых тканей, завода синтетического каучука. От памятника начинается пешеходная улица.

На центральной площади города — фонтан здание администрации (классика жанра провинциального городка, построенного в советский период).

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

В сквере около дома на ул. Ленина, 47 в 2005 году установлен обелиск воинам, погибшим в Чечне, Афганистане и других локальных военных конфликтах. Автором памятника стал художник В. В. Злобин. Тут изображены афганские горы, а погибший орёл символизирует прерванную жизнь молодого воина. Снизу — тюльпан и патрон, символизирующие скорбь. Рядом — открытая в том же году Галерея Славы с бюстами земляков-героев Великой Отечественной войны (С. А. Завьялов, А. А. Абрамушкин, И. В. Дубов, П. А. Гостев).

Мемориал Славы.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Его открыли в 1975 году в память о земляках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. На высокой стеле изображён орден Победы, а у её подножия горит Вечный огонь.

Рядом стоит здание бывшего кинотеатра «Горизонт», построенного в 1974 году.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

От мемориала Славы можно выйти на Набережную. У нас было еще немного свободного времени, и мы им воспользовались.

Город Чайковский практически со всех сторон окружен водой и богат рыбой. Поэтому покинуть его без этого гастрономического сувенира мы никак не могли! Из всего разнообразия предпочла купить стерлядь холодного копчения. Не могу сказать, что испытала гастрономический оргазм, рыба жирная, но с пивом потянет.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Этот день запомнился не столько выходом в город, сколько первым прохождением шлюза, сразу же после стоянки в Чайковском.

Прохождение шлюзов — это тот еще аттракцион для туристов. Об этом заранее сообщают по радио. Все стараются заранее занять места «в первом ряду», т.е на носу теплохода.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Перед обедом команда теплохода устроила еще один аттракцион — учебную пожарную тревогу.

Команда тренировалась. В течение 30 минут тушила воду. Туристы развлекались, кто выбежал в спасательном жилете, а кто снимал все это зрелище,

но большая часть расслаблялась, сидя на прогулочной палубе и наслаждаясь солнечным днем.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Есть в путешествиях по воде своя прелесть — сидишь в шезлонге на просторной солнечной палубе с бокалом коктейля

или на прогулочной палубе под аккомпанемент музыки и наблюдаешь, как мимо «проплывают» красивые церкви с золотыми куполами и мечети с их острыми минаретами, маленькие города и деревни, зеленые бархатные холмы Удмуртии, карьеры, груженые баржи и меловые скалы Татарстана.

Или как закатное солнце меняет цвет с золотого на огненно-красный и ныряет в воду.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Речные круизы — это отличная возможность за один раз увидеть с непривычного ракурса много удивительных мест, в которые быть может никогда и не поехал, если бы не круиз…

Например, Камское устье — очень красивое и популярное у жителей Татарстана место. Оно расположено на берегу географической середины Волги там, где Кама впадает в великую русскую реку и знаменито волжскими пейзажами, рыбными местами, штольнями, месторождениями гипса и резкими обрывами и невероятными, почти маринистическими пейзажами. Это просто место силы. Силы здесь точно много — силы стихии, природы. Здесь захватывает дух, больше, чем на море — от моря ты ждёшь бескрайности и необъятности, это его неоспоримые свойства, но когда две могучие реки сливаются и оказываются такими, это впечатляет.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Впечатляет и гора Лобач. В 1870 году легендарный русский живописец Илья Репин писал эскизы к картине «Бурлаки на Волге» именно в районе этой горы. Кстати, с этим местом связана легенда (потому, что у каждого красивого места она должна быть). «По легенде название горы Лобач связано с именем хана по имени Обач. У него было две дочери: Идель и Кама. Они поспорили между собой, кто из них красивее, говорливее, обаятельнее. Хан, узнав об этом, устроил между девушками соревнование. Они стали состязаться, кто кого переговорит, перетанцует…. Это не понравилось верховному хану. „Раз ты такой жестокий отец, спокойно смотришь на спор дочерей, у тебя каменное сердце!“. Чтобы хан Обач весь свой век смотрел на то, как его дочери спорят друг с другом, верховный хан превратил его в скалу. А дочерей, чтобы они всегда спорили и перекликались, — в реки». Источник

Благодаря слиянию двух полноводных рек здесь образовалось одно из самых красивейших мест в России — Куйбышевское водохранилище шириной около 50 километров, являющееся третьим в мире по размерам. Ну, или еще называют Камское «море». Мне этот вариант кажется более романтичным. Море, которого нет ни на одной карте мира…

Кстати, всегда думала, что река Волга полноводнее Камы, потому, что к ней, всегда, в комплекте идут прилагательные великая русская. Но как оказалось ошибалась. (Чем еще удобен круиз — так это тем, что тебе рассказывают по радио путевую информацию, просвещают, так сказать). Обычно говорят, что Кама впадает в Волгу, являясь ее притоком. Но с географической точки зрения Кама полноводнее, поэтому Волга должна впадать в Каму (такая вот альтернативная версия). Но у Камы, кажется, был плохой пиарщик, поэтому «главной русской рекой» стала не она.

Территория Татарстана отличается от других территорий, что мы проплыли до этого, не только изменившимся пейзажем и рельефом местности, но и своей ухоженностью и национальным колоритом. Здесь почти в каждой деревне выстроена добротная мечеть, а в этой так целый Тадж Махал. Ее размеры и архитектура даже издалека, с борта теплохода, поражают. Плюс еще контраст на фоне одноэтажной застройки.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Бархатные зеленые холмы с россыпью пестрых деревянных домиков, карьеры и утесы, круто обрывающиеся в воды Волги — все это можно увидеть с борта теплохода от Камского устья по пути в Казань.

Красавица-Казань

Еще до прибытия в Казань, с носа теплохода открылась красивая панорама города.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Казань — город с национальным колоритом! Непривычные для русского уха названия улиц, площадей, станций метро… Достопримечательности с необычными названиями: Площадь Тукая, башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф. А в местных кафе можно попробовать: элеш, эчпочмак, бэлиш, губадию и чак-чак. Здесь тонко переплелись две культуры, два мира, запад и восток, мирно соседствуют православные храмы и мечети. И можно приезжать не один раз и восхищаться архитектурной мозаикой и находить всякий раз что-то новое, т. к. достопримечательности Казани поджидают туриста на каждом шагу. А если немного знать историю, то каждый шаг, который вы делаете по казанской мостовой — это шаг по богатой событиями земле.

Я в Казани оказалась уже в третий раз и сама могу провести по многим достопримечательностям, и даже кое-что рассказать. Ну, вот спрашивается, как можно посмотреть столицу Татарстана за 4 часа? Столько времени длилась стоянка теплохода в этом городе. Самостоятельно точно никак, решила я. И мы взяли экскурсию. О чем я впоследствии пожалела.

Саша в Казани был впервые, и мне хотелось, чтобы он как можно больше увидел в этом замечательном городе. Пусть даже из окна автобуса. Еще руководствовалась я тем, что времени мало, а теплоход ждать не будет. Экскурсия была обзорная автобусная с посещением территории Казанского Кремля, мечети Кул Шариф, Казанского Богородицкого монастыря и свободным временем на улице Баумана.

Первой остановкой был Казанский Кремль, который здесь стоит уже более тысячи лет. Он повидал и правителей Казанского ханства, знает много о боях, победах и поражениях татарского народа. Он был уже при Иване Грозном.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Здесь, конечно же, вспомнили историю завоевания Казани, рассказали об архитектурных особенностях Кремля и о том, что в 2000 году Кремль включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Не буду подробно рассказывать о достопримечательностях, здесь так много рассказов, да и в сети информации море! К тому же, кое-что я уже писала в этом рассказе. Скажу, что объект поистине уникальный. К тому же, здесь можно увидеть и многие другие достопримечательности: башня Сююмбике; Благовещенский собор, президентский дворец и т. д. Здесь же торговые ряды с традиционными сувенирами: головными уборами, украшениями и нарядами.

Я здесь, на территории Кремля, уже не знаю в который раз (сбилась со счета, т. к. в каждый свой приезд приходили сюда не один раз), но столько народа никогда не видела! Это было какое-то вавилонское толпостворение. А причиной тому послужили, объявленные президентом, майские каникулы.

На территории Кремля у нас было запланировано посещение мечети Кул Шариф.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Удивительно, то, что, когда мы подошли, то народу, желающего попасть внутрь не было. Наш экскурсовод, увидев это, очень обрадовалась… И продолжила рассказывать про архитектуру мечети, стоя на улице. Пока она стояла и самозабвенно вещала про количество минаретов и прочее, мимо нас прошла толпа в количестве трех больших экскурсионных групп и образовалась очередь на входе в мечеть. И вот тогда, наша тетушка от туристического бизнеса перестала вещать и предложила пройти в мечеть, т. е. постоять в толпе и в очереди. Сейчас не буду в красках расписывать свои и эмоции других туристов, скажу, что в очереди на смотровую площадку мы потеряли более 30 минут. За это время многие хотели уйти и пойти гулять самостоятельно, но их, как и нас, держали, оставленные вещи в автобусе.

Мое мнение, что экскурсовод должен не только владеть материалом, но и быть хорошим организатором и уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации. Тетушке явно уже пора на заслуженный отдых или в музее работать, там, водя группу по выставке в пределах одного-двух залов, она, думаю, со своими обязанностями справится.

Но вернемся к мечети. Кул Шариф исторической достопримечательностью не является. Она построена на месте старинной мечети и названа так в честь имама, который возглавил оборону, когда в 1552 году началось осаждение Казани Иваном Грозным. Духовный лидер погиб вместе со своими бойцами. С того момента, как приняли решение построить на территории мечеть, прошло около 400 лет. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке.

Мечеть Кул Шариф поражает всех без исключения своей царской роскошью и величием не только снаружи, но и внутри. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ. А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр — 5 метров, а вес около 2 тонн. Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота. На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» — одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети.

И было бы непростительно не взглянуть на ее убранство со смотровой площадки, куда разрешен вход туристам, особенно, когда в Казани впервые.

В гостевом холле можно рассмотреть миниатюрную копию мечети в витрине.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

В Благовещенский собор мы даже не заходили, посмотрели его вблизи и окинули взором Казань со смотровой площадки.

И пошли на выход. Автобус нас ждал на стоянке возле Кремля, т. е. не там где высадил. Наш экскурсовод бежала без остановки, сломя голову, словно за ней устремились орды монголо-татар, и даже не оглядывалась, идет ли за ней группа. Естественно, номер своего телефона, а так же, где будет стоять автобус и другую «НЕНУЖНУЮ» ИНФОРМАЦИЮ она сообщить не удосужилась. В итоге, на удивление потерялся всего один человек. А двое самостоятельно дошли до автобуса раньше группы и предупредили водителя, что пошли в туалет. Когда, почти вся группа была в сборе, наш экскурсовод дала отмашку водителю, как Гагарин «Поехали» и махнула рукой… на двух туристок, что не вернулись, и без вести пропавшего мужчину, которого никто кроме нее не помнил. А был ли мальчик?

Следующей остановкой был Казанский Богородицкий монастырь, а именно Крестовоздвиженская церковь — обитель главной иконы Казани.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

По программе мы должны были зайти внутрь, но вместо этого постояли 15 минут во дворе монастыря. Где нам рассказали историю обретения иконы, которую я уже слышала 10 лет назад. Меня больше всего удивили изменения, произошедшие за это время. На месте, где раньше была беседка,

которой обозначено место обретения иконы, теперь возвышался уже почти полностью восстановленный Казанский собор.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

«Главный монастырский собор был построен в 1798–1808 годах по проекту столичного зодчего Ивана Егоровича Старова.

Это был величественный по размерам и изящный по архитектуре пятиглавый храм с обширным куполом, украшенным снаружи колоннадой коринфского ордена. С трех сторон собор имел порталы с поддерживающими фронтон колоннадами ионического ордена. Это был выдающийся памятник русского классицизма. Здесь и находилась легендарная икона». Источник

В закладке собора 30 мая 1798 года участвовал император Павел I со своими сыновьями Александром и Константином. А в 1932 году собор был уничтожен — его взорвали. Сейчас же по указу президента Татарстана Рустама Минниханова воссоздают утраченную православную святыню.

Но вернемся с небес на землю к нашей экскурсии. Когда почти все туристы расселись в автобусе, нас догнали две тетушки, которых оставили на территории Кремля, и устроили скандал (и я их очень понимаю и поддерживаю, т. к. в Казани они уже покидали теплоход и в багажнике автобуса остались их чемоданы). В свое оправдание экскурсовод прокричала: «Они мне сказали, чтобы мы ехали» и махнула в сторону туристов, сидящих в автобусе (я в шоке! Суровый российский турбизнес, никто не хочет нести за свои действия ответственность). На что туристки прокричали: «Наши бажовцы (ну, вы помните, что теплоход называется „Павел Бажов“) так не могли поступить!». Короче, они быстро прошли все стадии: отрицания, гнева, принятия… Скандал еле замяли. Всё хорошо, что хорошо кончается. Едем дальше на улицу, которая хранит четыре столетия городской жизни — Баумана.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Именем местного революционера она стала называться в прошлом веке, а до этого была Ногайской дорогой в эпоху Казанского ханства, после захвата города войсками Ивана Грозного сменила имя на Проломную. Здесь местный Арбат, всегда кипит жизнь: проходят народные гуляния, рисуют уличные художники, поют уличные музыканты, а горожане и гости города отдыхают в многочисленных кафе и ресторанчиках, на скамейках и около фонтанов.

Здесь есть на что посмотреть: гостиница «Шаляпин», гостиница «Казань», «Дом печати», копия кареты Екатерины II, Казанский кот, памятник Шаляпину, фонтаны с фигурками голубей и лягушек, арабские часы и Нулевой меридиан.

На прогулку по улице Баумана дали 15 минут! Как посмотреть улицу за такое короткое время? Решение в моей голове возникло сразу. С колокольни Богоявленского собора! Причин, повлиявших на это решение, несколько: 1. я на нее ни разу не поднималась; 2. с колокольни открывается вид не только на Баумана до самого Кремля, но и в другие стороны. Это интересно не только тем, кто в Казани впервые, но и уже был в этом городе. Т. к. с высоты все выглядит немного иначе; 3. цена вопроса всего 100 рублей.

Радовало то, что мы успели быстро подняться и не было толпы. После того как мы оказались наверху, народ стал постепенно прибывать. На спуске колокольни нам повезло уже меньше.

Мы еще немного прогулялись по улице Баумана, послушали музыканта, исполнявшего на скрипке песню моего любимого Стинга, и отправились к арабским часам, где был назначен сбор группы.

Чуть раньше назначенного времени (а то мало ли что) мы уже стояли в месте сбора группы. Еще раньше нас пришли (угадайте кто?) две туристки, которых оставили в Кремле. На этом наша экскурсия закончилась. Хуже экскурсии, чем эта, я даже вспомнить не могу. Я злилась и жалела, что Саша толком город не увидел и всё так ужасно организованно. Но его город заинтересовал и понравился. Короче, даже такой бездарной организацией экскурсии сложно испортить впечатление об этом замечательном городе.

Собрав остатки людей (как оказалось большая часть народа вышла в Казани), экскурсионный автобус повез нескольких человек на железнодорожный вокзал, а еще меньше обратно к речному на теплоход.

Прощай «Павел Бажов»… здравствуй Самара!

На следующий день, а это был праздник — 9 мая, нам предстояло покинуть гостеприимный «Павел Бажов» и сойти в Самаре. Но до этого времени нам еще предстояло провести почти целый день на теплоходе, пройти несколько шлюзов и кое-что еще посмотреть с борта теплохода.

Тольятти город, который у каждого ассоциируется с отечественным автопромом.

После Тольятти опять проходим серию шлюзов. На этот раз мы уже не толпимся с народом на носу теплохода, а предпочитаем посмотреть на действо с солнечной палубы, попивая коктейли.

Но вот теплоход минует шлюзы, судоходный канал и снова выплывает на просторы Волги.

Следующий крупный населенный пункт после Тольятти — Самара. Но до того как мы выйдем в этом городе, нам предстоит полюбоваться главными природными достопримечательностями Самарской области. Ведь каждый, кто проплывает по Волге от Тольятти до Самары, невольно любуется живописнейшей панорамой Жигулей.

Жигулёвские горы невысоки (до 381 метра), но это действительно горы. Как Каспий и без океана море, потому что дно его сложено океанической корой, так и Жигули без заснеженных вершин — горы, потому что происхождение у них горное: растущие складки земной коры. Жигули — единственные в своем роде горы, тектонического происхождения, на Русской долине. Это горы, которые продолжают расти, по примерным данным на 1 сантиметр в сто лет. Считается, что возраст Жигулевских гор около 7 миллионов лет, они совсем еще молодые.

Это живописное место, расположенное в самом сердце Самарской Луки. Мимо протекает величественная Волга, огибая старейшие хребты, плотно укрытые лесами. Местные прозвали область «волжской Швейцарией». Если включить фантазию, то можно и такое представить…

А далее перед нами открывается величественная панорама Жигулёвских Ворот, через которые течет Волга. «Парадный вход главной улицы России» — так называют это самое узкое и самое красивое место на Средней Волге, образуемое двумя горными вершинами — Серной горой и горой Тип-Тяв. Жигулёвские ворота испокон веков считались самым узким местом речной долины на всей Средней Волге.

Ширина их составляет около 900 метров.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Геологически Жигули и Сокольи горы это некогда единая горная гряда, ныне разделенная могучей Волгой на ее пути к Каспийскому морю.

К сожалению, нормальных фотографий панорамы Жигулевских ворот нет. Мы просто стояли и любовались на носу теплохода, а ветер пытался сбить нас с ног.

Далее нам предстоял обед и вот уже Самара видна в окна столовой. Идем смотреть на палубу.

Круиз, круиз… по Каме вниз, по Волге вниз. Часть 2

Самара — город, вытянутый вдоль Волги, и многие его достопримечательности располагаются на берегу и хорошо видны с борта теплохода. Перед нами открылся вид на старинные корпуса Жигулевского пивзавода, на высокую колокольню Иверского монастыря, на монумент Славы и белокаменную стелу «Ладья».

И если вы не прибыли в Самару водным путем, как мы речным круизом, то обязательно надо взять прогулку на кораблике и насладиться прекрасным видом Самары с воды.

Прогулочные теплоходы «Москва» от речного вокзала совершают экскурсионные рейсы с завидной регулярностью и пользуются большой популярностью, как у местных, так и у туристов. Сама тому свидетель.