Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Свияжск — Россия Июль 2023

В Свияжск мы не собирались… Но так сложились обстоятельства, что у нас образовался еще один день в Казани. В столице Татарстана мы уже достаточно посмотрели, а вот куда еще можно было поехать… Мной было предложено два варианта: Свияжск и Раифский монастырь. Религиозные объекты Сашу не вдохновляют от слова совсем, поэтому Свияжск.

Для меня тоже привлекательным был вариант — поехать в Свияжск. В Раифском монастыре и Свияжске я была более 10 лет назад, в 2011 году. Раифский монастырь был словно картинка, а вот много какие объекты Свияжска были на стадии реставрации. Поэтому мне было интересно посмотреть результат. И забегая вперед, скажу, что он впечатлил!

Остров-град Свияжск
Морские или правильнее сказать "речные волки"

Не устану повторять, что самый лучший способ добраться до некоторых городов Татарстана летом — это по воде. Именно это сыграло роль в принятии решения в пользу Свияжска. К тому же, теплое время года — это лучшая пора для посещения этого острова-музея. А какие там виды открываются на слияние двух рек! Полный восторг!

К тому же любителям пеших прогулок, да таких, где почти на каждом шагу ждут прекрасные пейзажи, исторические объекты, вкусная выпечка, сувениры… Поездка в Свияжск — то, что надо!

Остров-град Свияжск
Элегантный фасад вокзала привлекает внимание. Он был заложен в XIX веке. Изначально Речной вокзал был построен как транспортный узел для пассажиров и грузов, следующих на остров и обратно.

Ты неси меня река…

Решено — берем билеты на теплоход и отправляемся первым рейсом в Свияжск. Цена билета где в пределах 120 рублей, а удовольствия на миллион! Рекомендую покупать билет именно на первый рейс. Он идет дольше, но зато причаливает по пути ко многим станциям. Это позволяет увидеть то, что никогда бы не увидел, путешествуя по суше.

Вот высотки Казани уже еле видны в дымке.

Остров-град Свияжск

А вот бесстрашные рыбаки, качающиеся на волнах в лодке, приветливо машут.

Облако, похожее на руку, «большим пальцем» показывает нам напраление.

Остров-град Свияжск

А это «Мустай Карим» четырёхпалубный пассажирский речной (класса «река-море») теплоход «утюжит» воды реки.

И теплоход попроще.

Люди гуляют с собаками

А вот «соревнования» гидроциклов и катера.

Остров-град Свияжск

Причаливаем к Верхнему Услону. Здесь высаживаются пара человек, а мы плывем дальше и видим находящуюся в селе Верхний Услон — Свято-Николо-Ильинскую церковь, которая была построена похоже в самом конце XVIII века.

Печищи. Название и печь для обжига известняка, который добывался на этом берегу Волги чуть ли не со времён Ивана IV и до 1980-х годов, говорят сами за себя.

Остров-град Свияжск

Мельница Окошникова — старинное здание из красного кирпича с элементами готики на фасадной части. Мельница построена в 1895 году, а её проектная мощность составляет 1.7 миллионов пудов, или 18 миллионов тонн зерна в год! Задумка создателя мельницы известного купца Ивана Петровича Окошникова проста и гениальна: зерно к мельнице удобно и недорого подвозили судами по Волге, а затем отправляли по всем городам и весям.

Остров-град Свияжск

А вот Вознесенский Макарьевский монастырь — одно из самых знаковых религиозных мест в Свияжске. Основанный в XVI веке, монастырь имеет богатую историю и культурное значение, служа центром обучения, духовности и паломничества для многих поколений россиян. Монастырь наиболее известен своей потрясающей архитектурой.

Неторопливо приближается прогулочный теплоходик к удивительному острову, и так же неторопливо открывается нашему взору Свияжск.

Остров-град Свияжск

Существует легенда, что свой остров Буян Пушкин списал именно со Свияжска. Впрочем, едва ли это правда — поэт никогда не был в этом городке. Экскурсоводы вам обязательно расскажут, что во время своего визита в Казань (уже после написания «Сказки о царе Салтане») Александр Сергеевич увидел остров из окон своей повозки и воскликнул: «Вот же он! Мой остров Буян!». Однако за правдивость этой легенды тоже поручиться никто не сможет.

Но и без имени Пушкина в своей истории острову есть чем похвастаться. Долгая история Свияжска включала в себя взлеты и падения, периоды процветания и упадка.

История одной военной операции

Свияжск — город, имеющий уникальную историческую судьбу. Знакомство с ним — возможность многогранного познания прошлого нашей страны.

За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, славу и безвестность, почитание и поругание…

По легенде, Свияжск приглянулся Ивану Грозному, когда он в 1551 году возвращался в Москву после безуспешного штурма Казани. Остров показался ему удобной стратегической точкой, и царь решил построить тут крепость прямо под носом у врага. Правда, как это сделать — непонятно. Решение было простым и абсолютно гениальным: крепость построили под Угличем, разобрали, сплавили вниз по Волге и собрали уже на месте. Причем сделал это в рекордно короткие сроки!

Остров-град Свияжск
"Красною кистью рябина зажглась..." именно эти строки Марины Цветаевой всплывают в памяти

После взятия Казани Свияжск превратился в богатый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск — это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем — уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб — на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск — это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

Остров-град Свияжск

В советское время часть земель вокруг затопили воды Куйбышевского водохранилища, и Свияжск стал островом, приобретя уникальный вид. Это событие пошло на пользу Свияжску, но намного позже… Но относительно недавно его соединили с большой землей насыпной дамбой, по которой проходит дорога.

Впервые я попала в Свияжск с туром выходного дня по Казани и окрестностям более 10 лет назад. Проехали мы, кстати, по этой дамбе на автобусе. В прошлое посещение многие объекты были на реставрации, и не удалось увидеть их во всех красе. В этот раз Свияжск оставил у меня более приятные впечатления, то, что мы добрались до него по воде, сыграло в этом не последнюю роль. На острове чисто и легко ориентироваться — есть указатели. Идемте гулять!

Прогулки по Свияжску

Проходим мимо «ворот» Свияжска — речного вокзала. Элегантный фасад вокзала привлекает внимание. Он был заложен в XIX веке. Изначально Речной вокзал был построен как транспортный узел для пассажиров и грузов, следующих на остров и обратно.

Идем, периодически оглядываясь назад и таращась по сторонам, разглядывая реку и крыши домиков. Не перестаю восхищаться красотою места. Виднеется и речной вокзал.

Остров-град Свияжск
В Свияжск стоит приехать хотя бы раз ради красивых панорамных видов, а еще - чтобы увидеть древние монастыри

И сразу на высоком берегу острова нас встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней — церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города — крепость и нижнюю — посад, где жили ремесленники.

Церковь Константина и Елены

Именно здесь проходят службы, венчают, крестят и отпевают жителей. В то же время здание относится к памятникам архитектуры федерального значения.

Впервые храм упоминается в 1565—1567 гг. и здание было деревянное. Приходская церковь в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены была перестроена в XVIII веке. Это единственная сохранившаяся посадская приходская церковь города.

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота — всё это создает неповторимый облик русского городка.

Остров-град Свияжск
В августе - сентябре 1918 года председатель Революционного военного совета Советской Республики Лев Троцкий проживал в деревянном особняке XIX века рядом с церковью святых Константина и Елены в Свияжске

Почему-то в этот момент подумалось, что как, наверное, чудесно жить в таком месте. Красота во всем, ухоженность, летом возможность искупаться в теплой водичке. Прийти домой и бухнуться в перину. А после на столе ароматный свежезаваренный чай, сушки и кружевная скатерть. В углу на скамейке дремлет кот.

Домики здесь кажутся словно игрушечные, настолько они милы сердцу, что прямо запали в душу. Это сколько труда вложено, чтобы все так смотрелось. За деревом нужен особый уход.

Здесь время словно остановилось… Законсервировало значительный участок этого острова, сохранившийся без особых изменений до наших дней. Здесь историческая и архитектурная составляющая образа находится в гармони с уникальными по красоте природными ландшафтами, создавая неповторимый образ Свияжска и оказывая сильное эмоциональное впечатление.

Остров-град Свияжск

Мы были на острове в субботу. И в первый час своего пребывания на острове людей было много, но еще не прибыли экскурсионные группы. Поэтому ощущение, что ты на первомайской демонстрации не было. Но вот ближе к 12 часам была толпа. Уникальное расположение Свияжска, величественные древние храмы, богатая история острова и современные музеи притягивают множество туристов. Поэтому если есть возможность выбрать другой день — не выходной, то лучше так и сделать. У нас такой возможности не было.

Сюда приезжают люди совершенно разных возрастов, социальной принадлежности и интересов. Кто-то смотрит исторические памятники, кто-то археологические, третьи архитектурно-художественные, а четвёртые — православные. А ещё это удивительный ландшафтный объект: здесь можно просто ходить и наслаждаться видами. Мы из тех, что любят наслаждаться видами, но и архитектурно-художественные объекты нам не чужды.

И первое, что мы идем смотреть после любования видами реки и церкви Константина и Елены — Троицкая церковь, единственная сохранившаяся постройка из тех самых бревен, которые сплавили по реке еще при Иване Грозном.

Остров-град Свияжск

Здание было освящено в Великий праздник Святой Троицы, отсюда и название. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест — символ христианской веры, обращённый на восток. Еще одна особенность Троицкой церкви — материал изготовления. В отличие от остальных церквей Свияжска, она выполнена из дерева.

Здесь как-то по-домашнему уютно и напоминает избу: деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева. Хочется присесть на скамейку, на которой возможно сидел Иван Грозный, и чтобы вся суета внешнего мира отступила. Здесь создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой… Но количество туристического люда, суетящегося возле четырехъярусного резного иконостаса, поражающего своей красотой, не дает поймать это ощущение.

Остров-град Свияжск
В Троицкой церкви как-то по-домашнему уютно и напоминает избу: деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева

Идем в собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», что расположен рядом, но контрастирует с Троицкой церковью, своей грандиозностью и величием.

Остров-град Свияжск

Это самый молодой из всех храмов Свияжска. Он был построен архитектором Федором Малиновским из красного кирпича в русско-византийском стиле. Закладка собора произошла в 1898 году. Освящен же он был через 8 лет — в 1906 году.

Остров-град Свияжск

Рядом храм Сергия Радонежского. Строгое белоснежное здание с черными куполами было построено при Б. Годунове взамен деревянной церкви. Храм считается образцом столпообразной архитектуры XVI—XVII вв.

Храм Сергия Радонежского

Внутрь попасть было не судьба… Закрыта, хотя церковные служители сновали, то в одни двери, то в другие. Мы было сунулись, а на двери написано, что-то типа служебный вход…

Идем гулять дальше. Впереди уже маячит своей белизной Богородице-Успенский мужской монастырь — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остров-град Свияжск
Идем гулять дальше. Впереди уже маячит своей белизной Богородице-Успенский мужской монастырь – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Он был основан через несколько лет после возведения Свияжска — в 1555 году. Его основатель — чудотворец и архиепископ Казанский Герман. Он был причислен к лику святых, а его мощи стали главной святыней мужского монастыря.

Архитектурный ансамбль включает два храма:

Успенский собор, построенный архитекторами П. Яковлевым и И. Ширяем. Выделяется уникальными фресками начала XVII столетия общей площадью 1080 м²;

Никольскую церковь, возведенную в честь Николая Чудотворца Можайского. На сегодняшний момент это 43-метровое здание является самым высоким в Свияжске.

Монастырь был основан в 1555 году и с тех пор постоянно достраивался. Поэтому сегодня на его территории стоят храмы и здания разных эпох. Успенский собор и Никольская трапезная церковь построены в середине 16 века, братские корпуса — на рубеже 17–18 веков, а ограда, которая протянулась почти на километр, — в 18–19 веках. Архитекторы наверняка расскажут о различиях в строениях, но я их не заметила. Правда, все здания аккуратные и смотрятся гармонично.

Остров-град Свияжск

В Успенском соборе сохранился полный цикл фресок эпохи Ивана Грозного. В России всего два монастыря, где можно увидеть такие рисунки.

К сожалению, нам эти фрески посмотреть не удалось: посетителей пускают в собор пять раз в день и только на полчаса. Время и количество визитов строго регламентировано. А я вот не помню, в прошлый свой приезд нас туда водили? А раз не помню — значит не было. Жаль…

Остров-град Свияжск

Успенский монастырь практически не изменился с 1555 года. В советский период комплекс храмов успел побыть лечебницей для психически больных, колонией для малолетних преступников и тюрьмой НКВД. Свою работу по прямому назначению он сумел возобновить лишь в 1997 году.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой, и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Пойдем и мы, купив билет здесь же, но не звонить в колокола, а посмотреть на чудо-остров с высоты. Подниматься придется высоко и по узким лестницам.

Вид, конечно, хорош, но вот решетки мешают сделать фотографии.

Три с лишним века монастырь острова был одним из богатейших и влиятельных в нашей стране. Но с XVIII века он постепенно утратил свою силу.

Остров-град Свияжск
Монастырь был основан в 1555 году и с тех пор постоянно достраивался. Поэтому сегодня на его территории стоят храмы и здания разных эпох.

С установлением Советской власти, монастырь, как и все святыни страны, подвергся гонению. В советский период комплекс храмов успел побыть лечебницей для психически больных, колонией для малолетних преступников и тюрьмой НКВД. Хорошо, что не был разрушен до основания, но его участь все равно оказалась печальна — использование в различных целях и впоследствии закрытие.

В память о тех печальных страницах у стен монастыря можно увидеть памятник репрессированным.

Остров-град Свияжск

Но не хочется заканчивать нашу прогулку на столь печальной ноте, поэтому идем на конный двор, который расположен рядом на Успенской площади.

Конный двор расположен на Успенской площади. Раньше это место принадлежало Свияжскому Успенскому монастырю, который находится с другой стороны от площади, — здесь был хозяйственный двор.

Раньше это место принадлежало Свияжскому Успенскому монастырю, который находится с другой стороны от площади, — здесь был хозяйственный двор. Здания построены в 17–18 веке. Сейчас это туристический объект с кафе и сувенирными лавками, где продают хлеб, медовуху и чай. Мы отсюда тоже не ушли без сувениров, но съедобных, т. к. мне показались цены завышенными на все. Так как место все-таки туристическое. В одной из лавок продают авторский хлеб из дровяной печи. Я купила калач и крендель. Что ж, аппетит мы уже нагуляли.

Остров-град Свияжск

На конном дворе можно посетить кузнечную мастерскую или слепить свистульку на память в гончарной мастерской. В центре конного двора есть небольшой манеж, где можно покататься верхом. Но, мы застали, когда прихорашивали и намывали вот этого красавца.

Конный двор

А про прокатиться даже не подумали. Зато попали на экскурсию в конюшню. Я так и не поняла, платная ли была эта экскурсия или бесплатная, проводилась для конкретной группы или для всех… Мы просто зашли с группой, а после ухода группы дверь закрыли.

Остров-град Свияжск

Помимо исторических достопримечательностей, в Свияжске раскинулись красивые парки и небольшие сады. В городе можно отдохнуть на природе, включая катание на лодках и рыбалку. Кроме того, на острове проводятся ряд фестивалей, включая Фестиваль культуры и Фестиваль народного творчества. Мы попали на Театральную лабораторию «Свияжск АРТель». Ну как попали… Только на репетицию, т. к. мероприятия фестиваля должны были проходить вечером, а у нас был обратный билет на теплоход на 12:15.

Остров-град Свияжск
Репетиция театральной лаборатории «Свияжск АРТель»

И, несмотря, на то, что мы не попали на фестиваль, этот день в Свияжске был насыщен исключительно положительными эмоциями, уплывали мы с острова счастливые. Все-таки несмотря на все горести, что здесь произошли, земля очистилась и остров дарит людям тепло и чувство легкости.

Остров-град Свияжск

Свияжск — настоящее открытие для тех, кто интересуется историей Древней Руси и храмовой архитектурой, а так же любит красивые пейзажи. Приезжайте сюда и гуляйте вдоволь по улочкам старинного городка, угощайтесь местными деликатесами и знакомьтесь с прошлым и настоящим этого необычного места.