Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Казань — Россия Июль 2023

Казань колоритный город с богатым историческим прошлым: это бывшая столица Казанского ханства, а теперь центр Республики Татарстан. Этот мегаполис на Волге — один из самых больших городов РФ. Его украшает множество старинных достопримечательностей, красивых мечетей, православных храмов, футуристических небоскрёбов, музеев, набережных и парков, а насыщенная гастрономическая и культурная жизнь делают знакомство с Казанью ещё интереснее.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Казалось бы съездил раз и достаточно… Зачем возвращаться снова? Чем так притягателен этот город?

Во-первых, тут современно.

Казань — очень развитый и современный российский мегаполис. Я была здесь еще до проведения Универсиады, и уже тогда меня поразило масштабное строительство интересных объектов, с тех пор город стал еще краше!

Сейчас тут почти нет пробок, улицы чистые, построено много парков, отелей, ресторанов и арт-пространств. Я уже здесь показывала, как выглядит библиотека.

В ней можно в читальном зале пить кофе, сидеть на подоконнике и даже сдавать книги в робот-автомат, а не сотруднику. И вся Казань потихоньку становится такой.

Во-вторых, красиво.

Казань прекрасна и зимой, и летом. Но летом можно долго гулять пешком и наслаждаться красотой — это большой плюс.

Посетите не только известный Казанский кремль. В Казани более десятка разных парков, как исторических, так и довольно новых. Практически все зеленые зоны оборудованы скамейками, во многих есть фонтаны, либо природные водоемы. Отдыхать летом в казанских парках очень приятно.

Если есть река или большой водоем в городе — можно считать, что ему невероятно повезло. Это раньше городские предприятия и заводы брали из них воду или, наоборот, сбрасывали в них отходы. Сейчас ситуация изменилась — теперь это украшение города. Поэтому тенденция во многих городах — это их обустройство, создание на них интересных общественных пространств.

Казани в этом случае повезло вдвойне. Здесь есть и река, а так же озеро Нижний Кабан. Набережная озера Нижний Кабан одно из самых излюбленных мест отдыха у горожан и гостей города. Это не просто набережная, а настоящий райский уголок в центре города. И так как наш отель находился в непосредственной близости от нее, мы, конечно же, первым делом пошли ее исследовать.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Эта Набережная, отличающаяся уникальным дизайном, архитектурой и красотой, в 2022 году получила «Золотой диплом» международной премии Gold Trezzini в номинации «Лучший реализованный проект ландшафтной архитектуры», а ранее, в 2019 году, она уже была отмечена мировой премией International Planning Excellence Awards.

Это первый объект в России, получивший такую престижную награду в области планирования и архитектуры. Набережная также попала в рейтинг «Афиша Daily» с главными архитектурными объектами России XXI века.

А началось все в 2015 году, когда власти столицы Татарстана объявили международный конкурс на лучший проект реконструкции и развития набережной. Речь шла как раз о комплексе озёр «Кабан».

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Победила в этом состязании китайско-российская компания Turenscape + MAP. Их работа называлась «Эластичная лента: Бессмертное сокровище Казани».

Этот проект — в первую очередь экологический, поэтому главной задачей проектировщиков было восстановить и сохранить экосистему озера. Они убрали все стоки, в том числе незаконные канализационные врезки, засадили берега растениями и соорудили систему очистительных каскадов.

Водные растения, их здесь больше 12 тысяч, не только оживляют пейзаж, но и выполняют очень важную функцию — очищают воду от разных загрязнений. Среди них ивы, камыш, рогоза, аир, дербенник, черемуха, яблони, клены, ирга и еще много всего. К подбору растений отнеслись с большой ответственностью — проектировщики постарались просчитать, какие из растений приживутся лучше всего, и без проблем будут переносить здешние зимы.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

На входе расположен информационный стенд, на котором рассказывается о проекте благоустройства и проделанной работе. Тут же висит расписание проводимых здесь мероприятий и правила поведения.

Здесь на набережной можно расслабиться и приятно провести время. Оно включает в себя не только красивую набережную, но и пешеходный мост рядом с улицей Назарбаева. Кроме того, на набережной есть площадки для барбекю, пункт аренды лодок и катамаранов, а также зоны для отдыха, ресторанчики и велосипедная дорожка. Пространство окружено зелеными насаждениями, что создает комфортную атмосферу даже в знойный день.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Набережная пользуется огромной популярностью у горожан. Тут, например, проходят занятия йогой. Когда мы гуляли, то мимо нас бодро пробежали несколько девушек с ковриками.

Некоторые арендуют лодку или катамаран. Есть даже в форме машинки. Неожиданностью стало то, что по озеру «летает» туда сюда стилизованная под старинную ладья! На ней, как я поняла, тоже катают всех желающих.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

У самой кромки набережной плавают утки. Больше всего их там, где скопление отдыхающих. Они подкармливают резвых водоплавающих.

Над озером кружат чайки. Прогуливаясь вдоль озера, мы увидели маленьких быстрых рыбок и ондатру, плывущую недалеко от берега.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

В непосредственной близости от озера находится старинный район Старо-Татарской слободы, где можно увидеть великолепное наследие дореволюционной архитектуры. Это место обязательно стоит посетить, чтобы увидеть дома торговцев и промышленников, строения религиозного и социального назначения, а также посетить мечеть Марджани.

С противоположной стороны Набережной отчетливо видно интересное краснокирпичное здание. Это объект культурного наследия, а по совместительству бывший пивоваренный завод с очень интересной историей и пока еще туманным будущим.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Этот один из самых знаковых объектов исторического и культурного наследия города был основан в 1875 году немецким предпринимателем Людвигом Петцольдом. Был одним из крупнейших производителей пива в Российской империи и использовал передовые технологии в производстве пива. На заводе была установлена собственная электростанция, что позволяло производить пиво в больших объемах и с высоким качеством. Завод производил различные сорта пива, включая светлое, темное и пшеничное пиво. Одним из самых известных продуктов завода Петцольда было пиво «Казанское».

Набережная — отличное место для отдыха с семьей и романтических встреч, и как любое красивое место овеяно легендами. Одна из них связана с богатствами, которые, предположительно, лежат на его дне. Согласно преданию, все ценности были спрятаны на дно водоема во времена, когда войско Ивана Грозного готовилось атаковать Казанский Кремль. Многие люди пытались найти клады на дне озера, но безуспешно.

Здесь классно встречать закаты. А они в Казани какие-то особенные! Драматический театр имени Камала на фоне закатного неба выглядит словно корабль.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

На площади возле театра тоже можно насладиться уютной атмосферой, созданной многочисленными фонтанчиками.

История театра началась более ста лет назад, и с тех пор он стал одним из символов Казани. Недалеко от театра находится Парк Тысячелетия, который также заслуживает внимания своей уникальной атмосферой и интересными достопримечательностями.

А мы продолжим нашу прогулку по Казани и отправимся в другой парк, а точнее сад, где расположен самый старый фонтан города.

До революции сад носил имя императора Николая I, поскольку именно по его повелению после большого пожара 1842 года появилась площадь, на которой затем разбили сад. В связи с прошедшей здесь летом 1890 года промышленной выставкой в саду появились аллеи со скамейками, были высажены первые деревья. Так и осталось потом это место зоной отдыха. На всенародные праздники выставляли балаганы, качели, карусели, здесь выступали гастролеры. После 1894 года появился фонтан.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Достоверно не известно, почему именно это место было выбрано для фонтана, и почему из всех дореволюционных фонтанов уцелел именно он один. Существуют лишь предположения.

После 1917 года сад стал называться Ленинским. Город революционной юности вождя мирового пролетариата, всегда соперничала с Ульяновском по части упоминания имени Ленина и количеству мест, с ним связанных.

Сейчас Ленинский сад — небольшое, но очень уютное место для отдыха и прогулки в центре города. Здесь расположены скамейки, в том числе скамейка примирения, фонтан обрамляет большая ухоженная клумба, рядом с садом памятник российскому гению Александру Михайловичу Бутлерову — все в шаговой доступности. В парке можно приобрести мороженое, увидеть памятник жертвам политических репрессий, который был открыт 30 октября 2004 года в День памяти жертв репрессий. Памятник представляет собой гранитный постамент с четырьмя гранеными прямоугольными столбами в центре, соединенными между собой металлическими табличками с надписями «Прости» на четырех языках: арабском, русском, татарском и английском.

Да еще на входе в парк стоит обратить внимание на такую чисто советскую лестницу. Интересно было её разглядывать и читать советские лозунги. Лестнице уже почти 100 лет, построена она была после смерти В. И. Ленина в 1924 году по проекту ректора Казанского художественного технического университета, который победил в конкурсе на лучший памятник советскому вождю.

А мы идем дальше в парк «Черное озеро», который находится рядом.

Этот парк тоже очень старый. Само название «черное озеро» пришло из 19 века. Сначала на этом месте существовало озеро с чистейшей водой, но со временем оно заболотилось и загрязнилось, к концу 19 века его и вовсе засыпали.

Но, как я уже написала выше, до 1917 года здесь был один из центров городских увеселений — Николаевская площадь, продолжение Черноозерского сквера.

На Николаевской площади были проложены аллеи, установлены скамейки и клумбы с цветами. Так, сад Черное озеро служил «излюбленным бесплатным» местом летнего гуляния для казанцев — здесь каждый вечер играла музыка, работал ресторан Ожегова с «бильярдом, кегельбаном и тиром», работал фотосалон, а зимой здесь действовал каток.

После революции до 1935 года здесь все пришло в некое запустение. К этому времени старинный фонтан перестал работать, здесь почти не осталось скамеек. Также, по отдельным свидетельствам, эта неухоженная и фактически оставленная без присмотра часть сада стала очень популярной среди городских хулиганов. Но в 1935 году, когда это пространство отдали в ведение Дома Красной армии, здесь вновь закипела общественная жизнь…

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

В настоящее время здесь, как и раньше, любимое место прогулок горожан и красивое общественное место: облагороженный пруд, ухоженный парк с благоухающей зеленью, есть тут и детский городок, и множество лавочек, периодически проводятся различные лекции и мероприятия, так же играет музыка, работает ресторан «Сыроварня», а зимой пруд превращается в каток. Парк пользуется большой популярностью, особенно среди молодежи ввиду расположенных поблизости крупных учебных заведений, к примеру, Казанского федерального университета.

Полюбуйтесь, какие заросли цветущих растений и кустарников! Отсюда не хочется уходить, как будто находишься в райском уголке… красота! Но мы идем дальше на Кремлевскую набережную.

Набережная растянулась на полтора километра вдоль реки Казанки. Развлечений тут предостаточно: аттракционы, кафе, площадки для воркаута, прокат велосипедов и роликов.

Прогулялись по набережной, зашли посмотреть на Кремль в вечерней подсветке, а теперь идем на главный казанский «Арбат» — улицу Баумана. Здесь можно увидеть эффектное здание отеля «Шаляпин Палас», многочисленные магазины, рестораны, кафе и арт-объекты. Например: памятник карете Екатерины Великой и памятник Коту Казанскому. Оба памятника посвящены событию 1767 года, когда императрица посетила Казань. Удивившись тому факту, что в городе нет грызунов, Екатерина II велела доставить в Санкт-Петербург тридцать казанских котов, чтобы избавить Зимний дворец от мышей.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Памятник вальяжно разлёгшемуся и чрезвычайно упитанному котофею — символ Казани. У основания — надпись: «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский».

Самый туристический месяц в Казани — июль. Днем воздух прогревается до +25 градусов. Но, в дни нашего посещения города, стояла жара +35. Конечно, в такую погоду гулять по асфальтированным улицам города днем не комфортно, поэтому прогулки совершались исключительно вечером. В середине лета здесь проводится много разных мероприятий, концертов, акций… Но хочется к водоему!

В июле в Казани можно купаться и загорать. Официально разрешенных пляжей в городе немного, но мы облюбовали пляж «Локомотив», который удобно расположен в непосредственной близости от железнодорожного вокзала и речного порта.

Прогулки по Казани или 5 причин приехать в этот город не один раз

Здесь вполне комфортно, но для непритязательного туриста: песочный пляж, раздевалки, различные развлечения — сапы и катамараны, но главное здесь тоже волшебные закаты!

Хоть, я и сказала, что в такую погоду хочется куда-нибудь к воде, но кое-что в Казани кроме парков и пляжа мы все-таки посетили.

В этом городе можно культурно отдохнуть. Исторические экскурсии, архитектура, музейные дегустации, рестораны и бары, парки с аттракционами… чего тут только нет! И дети, и взрослые смогут найти для себя в Казани что-то своё. И это еще одна причина приехать в Казань не один раз. Я уже столько раз была в Казани, но каждый раз нахожу, что еще можно посмотреть. Вот и в этот раз во время нашего пребывания в городе в только что открытом центре цифрового искусства АртПлей проходила мультимедийная выставка моих любимых художников. Конечно же, я не могла не посетить ее!

А если хочется и хлеба и зрелищ, да еще любите рок, блюз, рок-н-ролл, то идите в Rock Star Bar. Атмосферное местечко. Если вы любите пиво и рок, то только сюда. Стильный и уютный интерьер, приятный персонал, но не слишком большой выбор в меню, но голодными не останетесь и все что пробовали — вкусно. Но мы, как правило, приходили туда к началу концерта и уже сытыми. Столик лучше бронировать заранее. Цена за вход на концерт чисто символическая — 100 рублей.

Еще одна причина приехать в Казань и не раз — тут вкусно. В 2019 году Казань заняла третье место в списке лучших мест для гастрономического туризма по версии «ТурСтата».

Тут много хороших ресторанов с изысканной кухней, немало заведений с панорамным обзором и открытыми террасами. Но наиболее интересна для туристов татарская кухня: в Казани можно попробовать национальные блюда, приготовленные по традиционным рецептам, а также их варианты в авторском исполнении известных шеф-поваров. О татарской кухне я уже писала здесь.

А летом вместо обычного фаст-фуда можно брать для перекусов татарскую выпечку — бэлеши, перемячи, эч-почмаки…

В городе постоянно открывают новые заведения с разной кухней и форматами. Короче, не только татарской кухней сыт турист. Мы в этот свой приезд несколько раз питались в кафе «Хинкальная». Это, как я поняла, сеть заведений. Мы заходили после пляжа в то, что расположено напротив вокзала. Если вы любитель грузинской кухни, то вам сюда! Хачапури, аджапсандали, хинкали и суп харчо не хуже, чем мы пробовали в Грузии. А все потому что шеф-повар — по национальности грузинка Хатуна Силагадзе.

Кроме всего выше перечисленного, Казань ещё и широко известный центр круизного туризма: через город проходят (или в нём начинаются) маршруты коротких и многодневных речных туров по Волге. Это была главная причина нашего посещения Казани, т. к. я приобрела круиз по короткому маршруту Казань-Елабуга-Пермь… Но это уже совсем другая история…

P. S. Короткими однодневными маршрутами мы тоже ездили: в Болгар на метеоре и в Свияжск на теплоходе.