Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была вчера 23:45

Полесск , Заливино, Гурьевск — Россия Июнь 2023

Мы приехали в Калининградскую область в первую очередь для того, чтобы насладиться морскими пейзажами. Этот солнечный день мы начали с посещения спа-клуба «Резиденция» в Зеленоградске. После купания в бассейне стали думать — куда отправиться дальше.

В моих заметках значился «Старый немецкий маяк Rinderort» в Заливино на берегу Куршского залива. 28 августа 2020 г. по решению Министерства культуры РФ он был передан Музею Мирового океана. Музейный комплекс работает с четверга по воскресенье с 11.00 до 17.00.

Муж не ожидал увидеть в этом месте ничего интересного для себя, но согласился отвезти нас туда.

Дорога живописная. Те же деревья, именуемые в народе «Последними солдатами Вермахта», что и по пути в посёлок Янтарный.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

По всем маршрутам Калининградской области было много сельских пейзажей.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

В направлении Полесска нам встретилось несколько маковых полей.

Первую остановку в пути мы сделали в поселке Некрасово у Музейно-исторического комплекса «Замок Шаакен», основанного на месте прусской крепости около 1270 г.

Вход в замок платный. Нам показалось, что смотреть внутри особо не на что.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Моё внимание привлекли аисты, которые обустроились на башне замка, и лошадка, пасущаяся снаружи.

В интернете прочитала, что часто сюда приезжают с экскурсией на сыроварню, где также проводят дегустации шоколада. На территории разрушенной крепости можно посетить музей инквизиции, созданный в подвальных помещениях замка, и экспозицию осадных орудий.

В замке проводятся корпоративы, фестивали и информационно-развлекательные программы для туристов.

Мы торопились, так как выехали после обеда и боялись опоздать к маяку.

Интересный оптический обман случился где-то в середине пути. Проезжая через посёлок Тургенево, создалась иллюзия, что посреди шоссе разлилась вода, и в ней прямо на шоссе возвышается Кирха Гросс Легиттена— действующая лютеранская церковь.

Кроме всего прочего меня впечатлило обилие дорожных знаков в этом месте.

Кирха в Гросс Легиттене была построена в XIII веке. Самые старые из сохранившихся частей кирхи, хоры, были построены около 1400 года, неф и башня несколько позже — в середине XV века.

В XIX веке около стен кирхи была похоронена незаконорожденная дочь Жерома Бонапарта и племянница Наполеона баронесса Дженни фон Гуштадт. Сохранился фундамент от чугунного креста, сам крест местные жители в эпоху перестройки сдали в металлолом.

Башня получила характерную крышу с переломом после пожара 1772 года, вызванного попаданием молнии.

Во время боев 1945 года кирха не пострадала. В послевоенные годы использовалась сначала в качестве клуба, затем — зерносушилки.

В конце 1960-х годов была заброшена и начала разрушаться. С 1996 по 1998 на пожертвования бывших жителей, Диакония Дюссердольф, Землячества Восточных Пруссии и Лабиау, а также Министерства внутренних дел Германии была проведена консервация кирхи. Но, несмотря на это, спустя год начали разрушаться законсервированные контрфорсы и другие детали кирхи. В 2004 году были проведены повторные работы по консервации.

Надпись на памятной доске гласит:
«Тем, кто здесь жил — в память;
Тем, кто здесь живет — в наследство».

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

По пути в Заливино мы наметили посещение ещё одного небольшого городка.

Уютный провинциальный Полесск называют Калининградской Венецией.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Въехав в город, мы припарковали машину на углу Каллининградской улицы и Почтового переулка.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Пешком прогулялись до интересного исторического здания XIX века.

Предприятие Пивоварня Альберта Бланкенштейна было учреждено в 1840 году, и спустя тридцать лет после основания перешло по наследству сыну, которого тоже звали Альбертом.

При новом владельце была произведена реконструкция предприятия и расширен ассортимент выпускаемой продукции. Основным сортом пива считался тёмный лагер.

Пенный напиток развозили на грузовых автомобилях предприятия и специальных повозках. Продукцию реализовывали в городе и соседних поселениях.

Кроме лагерного пива, на заводе производили светлое «Лабиаусское мартовское пиво».

Спросом у местного населения также пользовались лимонады, ликер и зельтерская вода.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Пивоварня Бланкенштейна работала до 1945 года. После окончания Второй мировой войны советские власти восстановили предприятие, произведя значительную модернизацию. Полесский пивзавод № 4 Калининградского треста выпускал пиво, лимонад, соки, желе и повидло из местного сырья.

Первую варку пива в послевоенном Полесске произвели 17 февраля 1946. В 1957 году предприятие закрылось.

В наши дни происходит восстановление полуразрушенного предприятия. Возле здания пивоварни при поддержке Фонда президентских грантов силами волонтеров обустроен историко-культурный сквер «Аллея Памяти».

В 2020 году в отремонтированном помещении состоялось открытие постоянной музейной выставки «История здания в людях». На выставке представлена информация об истории здания с 1840 года и судьбе семьи Альберта Бланкенштейна, основателя пивоварни, воспоминания людей советского периода, работающих в этом здании, а также экспозиция «Солод и пивоварение».

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Следующая достопримечательность Полесска — православный Храм Святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Так как застройка в городе невысокая, церковь видно с разных точек издалека.

Это кирпичный храм в русском стиле, поставленный на высокий цокольный этаж, сооруженный в 2000-х годах. Освящен 29 сентября 2007 г. митрополитом Кириллом.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Недалеко от церкви на карте обозначен замок Лабиау. Исторический объект находится в удручающем состоянии. Если бы не был подписан, то вряд ли мы обратили на него хоть какое-то внимание.

Каменный замок был построен в 1277–1280 годах на месте старой прусской крепости и первого орденского деревянно-земляного укрепления, и с 1330 года стал называться Лабиау.

В 1859–1860 годах замок был перестроен и с тех пор использовался в качестве тюрьмы.

В 1948–1963 годах в замке функционировала уже советская тюрьма, после закрытия которой здание было передано ПЗС «Янтарь». В бытность заводом замок был основательно перестроен: внутренние помещения, лестницы, коридоры.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

В конце 1990-х годов завод был закрыт, после чего помещения замка стали сдаваться в аренду различным организациям. До настоящего времени сохранились средневековые подвалы.

В настоящее время в помещениях замка работает ритуальное бюро.

Здание передано в собственность Русской православной церкви.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Тот город Полесск, который мы успели рассмотреть — довольно ветхий, но через дорогу от замка начали благоустраивать парк и набережную реки Дейма. Этот кусочек местности выглядит довольно современно.

Зайдя за мороженым в местный магазин, мы узнали, что во всем городе из-за ремонта водопроводной системы оключили воду на весь день.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Сразу за парком находится достопримечательность, которую я увидела в одном из отзывов Калининградской области. Ради неё мы и заезжали в Полесск.

Это разводной мост через реку Дейму. Орлиный мост (нем. Adlerbrücken) был построен в Лабиау в 1919–1922 годах. Длина моста составляет 106 м.

Мост этот тщательно охранялся, нормально эксплуатировался и проверялся на прочность. Где-то в середине 1950-х годов два тяжелых танка, съехавшись друг против друга на середине моста, перемещались по нему и останавливались в определенных точках по всей его длине.

В 2001–2002 годах произведена реконструкция моста, в том числе восстановлены оригинальные разводные механизмы.

Закончив на этом прогулку по Полесску мы поспешили в Заливино.

Городская водонапорная башня в Лабиау на Хафф штрассе (на выезде из Полесска) была построена в 1908 году. Высота башни составляет 31 м.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Маяк в Заливино (нем. Rinderort) недавно отреставрирован и работает как музей, по прямому назначению не действует с 1985 года. Работы по благоустройству территории и здания продолжаются, постоянно добавляются новые экспонаты.

Работы стартовали в 2020 году, и 8 июня 2021 года на башне маяка впервые за последние годы зажегся свет. Масштабную деятельность по благоустройству территории, восстановлению зданий маячного комплекса, обустройству причала, созданию экспозиции можно финансово поддержать на сайте музея.

В интернете много фотографий плачевного состояния здания прошлых лет.

Маяк начал функционировать на берегу Куршского залива в 1868 году. Изначально это был керосиновый фонарь с линзой, укрепленный на деревянной штанге длиной 12 метров. В 1908 году был построен маяк из кирпича высотой 15,3 метра.

Маяк имеет винтовую каменную лестницу, медную крышу и кирпичный дом смотрителя. Башня маяка сложена из кирпича мануфактуры «W.JOURLAUKE».

Маяк несколько раз модернизировался, к настоящему времени от оригинального оборудования практически ничего не осталось.

После окончания войны, в советские годы, маяк использовался по назначению существовавшим в те годы рыбоколхозом «Доброволец», а затем, в 1985 году маяк передали «Администрации Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей», которая, о судьбе маяка заботилась мало.

Некоторое время внутри маяка жила семья, в одном из помещений была обустроена баня.

Сейчас находиться на территории и внутри маяка очень приятно.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Со всей территории Калининградской области на маяк свозят старинные немецкие вещи. Появилось много интересных деталей, которые хочется долго рассмотривать.

Мы приехали в музейный комплекс к вечеру.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Вдоль побережья Куршского залива проходит птичий путь в соседний лес, где расположены их гнезда. Длинная очередь не умещалась в объектив.

Нам рассказали, что в прошлом году в том лесу случился пожар из-за разогревания солнцем птичьего помета. Но крупные птицы отстроили новые жилища и продолжают возвращаться туда каждый вечер.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Было очень интересно наблюдать за ласточками, бакланами, лебедями и другими обитателями неба.

За забором маяка на небольшом отдаление оборудовали экспозицию «Дом рыбака» и благоустроили пляж.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

Мы немного прогулялись в лучах закатного солнца.

Поездка к маяку в Заливино с остановкой в Полесске

На этом наша самостоятельная экскурсионная программа закончилась. Стали возвращаться в Зеленоградск снова через Полесск.

В это время работающих кафе в городе мы не нашли. Пришлось остановиться на ужин в другом городке — Гурьевске.

В кафе «Мархамат» по адресу улица Ленина, 16 нас накормили вкусным пловом в колоритной обстановке.