Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была вчера 23:55

Зеленоградск, Калининградская область, Янтарный + 1 город — Россия Июнь 2023

После посещения «Baden Spa» и первой прогулки по Светлогорску мы отправились дальше — посмотреть на легендарный пляж посёлка Янтарного. Он действительно шикарный!

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Я вычитала на официальном сайте Калининградской области, что в начале июня проводится праздник «Открытие пляжного сезона», и будет выступление спасателей.

Между Светлогорском и Янтарным ~22 км. Это около получаса езды на прокатном автомобиле по живописной сельской местности. Также можно воспользоваться общественным транспортом. Читала в отзывах, и друзья рассказывали, что сообщение между населенными пунктами Калининградской области хорошо налажено, но мы не проверяли.

ПОСЁЛОК ПРИМОРЬЕ

По дороге мы заезжали за мороженым в поселок Приморье. Первое упоминание об этом поселении датируется 1255 годом. Он появился на месте прусской рыбацкой деревушки Пеллы, которая позднее была переименована в Гросс Курен.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

В Приморье мы останавливались всего на 10 минут. О его богатом прошлом я прочитала при написании отзыва.

15 октября 1845 г. произошла трагедия, которая изменила жизнь посёлка. Во время шторма в холодном и грозном Балтийском море затонуло 4 лодки, погиб 21 моряк. В связи с трагедией рыбацкий промысел утратил здесь свое доминирующее значение.

Примерно в то же время начинают набирать популярность курорты. Пика популярности Гросс Курен достиг в 1939 г., когда была проложена железная дорога из Кранца (современный Зеленоградск) в Пиллау (ныне — Балтийск), проходившая через бывшую рыбацкую деревню.

В поселке сохранилась кирха, которой этим летом исполнилось 110 лет. Она была освящена 23 июля 1913 г. и обслуживала прихожан четырёх деревень в округе. Внутри раньше располагался орган, а на башне — два колокола.

В ходе Второй мировой войны кирха уцелела, но часы на башне и внутренне убранство, включая орган и алтарь, бесследно исчезли.

Я вышла из машины под колокольный звон, а заглянув за угол изумилась, увидев вывеску «Дом Культуры».

После 1945 года к кирхе были пристроены два помещения, строение отдали под поселковые культурные мероприятия и магазин.

С 2010 года здание бывшей лютеранской кирхи принадлежит РПЦ. В 2014 г. начался ремонт обветшавшего строения. На башне установили новые часы с боем, заменили крышу, но в бывшей кирхе всё ещё «Дом культуры п. Приморье».

Приморье и Янтарный в Калининградской области

При написании отзывая пожалела, что не сфотографировала гигантскую голову дедушки Ленина в кустах и вывеску «Дом Культуры», но они есть в интернете.

Бюст Ленина работы Николая Фролова установили в 1970х гг. на постаменте, с которого сбросили прусский памятник прихожанам, погибшим в Первую мировую войну.

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года кирха в Приморье получила статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

В заказнике «Филино» вблизи посёлка городского типа Приморье расположена Филинская бухта. В центре бухты есть оборудованный пляж. Мы ненадолго останавливались в верхней точке.

С уступов открываются прекрасные панорамные виды на саму бухту и уступы, пляж в центре бухты и Балтийское море.

Филинская бухта имеет археологическую ценность. В этом месте располагались два тевтонских городища, которые в настоящее время утеряны, но гора «Вахтенная» высотой 60 метров до сих пор имеет следы объектов прусского и тевтонского периодов истории региона.

Бухту планируют застроить, но местные жители борются, пытаясь её сохранить.

«Последние солдаты Вермахта»

Перемещение по Калининградской области нам запомнилось тем, что очень близко к дороге растут благородные деревья (дубы, бук, вязы, липы), их кроны сходятся вверху и получается красивый зелёный коридор.

Эти уникальные придорожные аллеи были высажены ещё в период Первой мировой войны. Сегодня часть этих насаждений имеет статус «особо охраняемой природной территории».

Проезд по этим местам не безопасен, особенно в тёмное время суток. Дорога довольно узкая, места для манёвров практически нет. Для приметности деревья вдоль дороги оклеены ярко-жёлтыми светоотражающими полосами.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Муж где-то услышал, что местные жители прозвали их «Последними солдатами Вермахта» из-за многочисленных аварий в этих местах.

Существует две версии назначения таких насаждений.

Согласно первой, деревья специально высаживались на небольшом расстоянии и очень близко к дороге — в дальнейшем их кроны смыкались и надёжно укрывали дорогу от самолётов, ведь проезжающие под надежным туннелем из веток и листвы машины с воздуха было не видно.

Вторая версия гласит, что такой высадки придерживались для того, чтобы корни деревьев, уходившие под брусчатку (которая кое-где сохранилась и по сей день в весьма приличном состоянии), надежно «держали» дорогу и не давали ей проседать.

Дорога в посёлок Янтарный, где находится знаменитый янтарный комбинат, до сих пор частично сохранила полотно из брусчатки, которое стало основой для асфальтированных дорог.

ПОСЁЛОК ЯНТАРНЫЙ

Посёлок городского типа Янтарный (до 1947 г. Palmnicken) был основан в 1654 году. Население посёлка 6 645 человек (по данным 2021 г.)

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Главной святыней поселка Янтарного является церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм, относящийся к Калининградской епархии Московского патриархата Русской православной церкви. Она имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Бывшая лютеранская кирха была заложена 8 сентября 1887 года и построена по проекту архитектора Вильгельма Лоренца Бесселя-Лорка из валунов и фигурного кирпича. Являлась уменьшенной копией капеллы святого Георгия королевского замка Монбижу в предместье Берлина. Освящение кирхи состоялось 3 января 1892 года.

Кирха имела два именных колокола от фирмы «Штантиен и Беккера», которой финансировалось и строительство святыни. Витражи кирхи были созданы на темы местных сюжетов, а внутреннее убранство было выполнено в романском стиле. В кирхе был орган.

После Второй мировой войны в стенах, уже к тому времени бывшей кирхи, в разное время располагались: клуб, бильярдная, спортивный зал и склад.

В 1990 году здание кирхи было передано русское православной церкви, затем отреставрировано. В 2008 году на изначальное место в церкви был возвращен отреставрированный колокол.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

В посёлке Янтарный выделяют три места для купания: морской пляж Центральный, затопленная «шахта Анна» и озеро Синявинское (или Янтарное), образовавшееся на месте карьера «Вальтер».

В первый приезд мы сразу наметили точку для парковки возле Центрального пляжа в конце Спортивного переулка.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Возле стадиона на камне установлена памятная доска «Стадион имени Анатолия Антоновича Остренко — первого капитана ФК „Балтика“, жителя Янтарного. 20.06.1935 — 11.07.2011 г.»

Центральный пляж самый первый в нашей стране в 2016 году был удостоен престижной международной награды «Голубой флаг». С тех пор, его отмечали ещё несколько раз.

Выход к пляжу Центральный организован из парка.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Парк им. Морица Беккера был заложен в 1881 году немецким предпринимателем и владельцем янтарных карьеров. Его сын посадил здесь деревья, доставленные из Японии и Америки.

Скульптурные композиции рассказывают об экологических проблемах Балтийского моря.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Часть деревьев сохранились до настоящего времени, например, краснолистные буки, багряник японский, ситхинская ель. Главная ценность парка — тюльпановое дерево.

Центральный пляж посёлка Янтарный напомнил про наш отдых на Солнечном берегу Болгарии и поездку на пляж Эс Тренк на острове Майорка — такая же широкая белоснежная полоса вдоль синего моря, только песок помельче — как в пустыне Сахара в Тунисе.

Пляж оборудован деревянными настилами, кабинками для переодевания.

На всём протяжении установлены кафе и бары, есть будка спасателей.

Предлагаются платные услуги.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Еда и напитки разных ценовых категорий.

На высоком берегу расположены смотровые площадки.

Прочитала в одном из отзывов, что здесь в песке можно найти янтарь, а после первой находки приходит азарт. Так и случилось с нами. Во время прогулки всё время смотрели под ноги.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Мы приехали после обеда, и праздник не застали. Пляж только готовился принять первых туристов.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Шезлонги стояли горками, работники баров расставляли мебель.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Мы решили вернуться через несколько дней и застали уже совсем другую картину. В солнечный июньский день было много загорающих, играла музыка и царила очень приятная курортная атмосфера. Правда, температура воды была бодрящей, всего +13.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Но загорать и наслаждаться июньским солнышком это совсем не мешало.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Перед пляжем в свой второй приезд мы посетили смотровую площадку Янтарного комбината.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

История добычи янтаря здесь ведется ещё с XVII века, когда камень добывали вручную.

В настоящее время ведется разработка на карьере «Приморский». Он считается единственным местом в мире, где добыча древесной смолы ведется в промышленных масштабах. Ежегодно здесь добывают больше 400 тонн янтаря.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Территория карьера «Приморский» — это не только промышленное предприятие, но и популярная туристическая достопримечательность.

При въезде расположен Динопарк. Его открыли уже после нашего посещения 16 июля 2023 года, но огромных динозавров было видно с дороги.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Мы посещали подобное место в Вологодской области рядом с аквапарком «Y.E.S." в Стризнево.

Палеогеновый период на карьере воссоздан не случайно. Янтарь — это отвердевшая смола деревьев, возраст которой 50–55 миллионов лет.

Дальше на площадке перед торговым залом под открытым небом установлена янтарная пирамида, красиво светящаяся на солнце. На создание арт-объекта потребовалось более 800 кг минералоида.

Можно зайти внутрь и взглянуть сквозь янтарь на солнце.

Ещё одна достопримечательность — янтарное дерево у смотровой вышки. Похожее мы видели на променаде в Светлогорске.

Почетный экспонат экспозиции — экскаватор, которым раньше работали на карьере. Рядом с ним стоит запасной ковш, который наглядно показывает размер техники, работающей здесь.

Издалека техника на карьере кажется игрушечной.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Воду для промывки качают из моря и по трубам доставляют на карьер, после работы, сгоняют ее в специальные озера, отстаивают и пускают обратно в море.

Чтобы карьер не затапливало грунтовыми водами, каждый день их откачивают специальным оборудованием.

На смотровой площадке Янтарного комбината взрослым и детям предлагается порыться в песочнице и забрать кусочки янтаря на память. Эта забава популярна на всей территории Калининградской области.

На смотровой площадке установлен макет «Шахта Анна». Он даёт возможность посетителям наглядно представить, какими были первые шахты на побережье Балтийского моря, рассказывает о добыче янтаря закрытым способом.

Шахта «Анна» была заложена в 1883 г. и стала самой производительной. С 1922 года по причине нерентабельности начались работы по консервации шахты, и вскоре производство было закрыто. К началу 1930х годов добыча янтаря стала осуществляться открытым способом с помощью карьеров.

Шахта «Анна» печально известна событиями 1945 г., получившими название «Марш смерти». В связи с успешным наступлением 32-й дивизии Советской армии в направлении Кёнигсберга немецкие власти решили ликвидировать еврейских узников из находившихся в этом районе перевалочных лагерей. Здесь было около семи тысяч заключенных (цифры в интернете разнятся): женщины — в основном из Лодзинского гетто и из Венгрии и мужчины из Вильнюсского гетто.

Макет «Виселица» знакомит посетителей площадки с эпохой средневековья, рассказывает о порядках при добыче янтаря, существовавших во времена господства на этих землях рыцарей Тевтонского ордена.

Приморье и Янтарный в Калининградской области

Последняя, встреченная нами, скульптура на смотровой — янтарщик. Премия «Золотой янтарщик», включает в себя номинации «Лучший художник-камнерез», «Янтарный сувенир», «Янтарь как произведение искусства», «Нестандартный художественный взгляд», «Янтарь как бриллиант» и другие.