Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была сегодня 13:25

Зеленоградск, Железнодорожный, Правдинск — Россия Июнь 2023

Наш отпуск в Калининградской области заканчивался, оставалась всего пара дней отдыха.

Последний день мы решили провести в Зеленоградске, а накануне совершить ещё один экскурсионный выезд на прокатном автомобиле.

День построили аналогично поездке в Заливино: утро провели у моря, развлекли дочку катанием на катамаранах в городском парке Зеленоградска, пораньше пообедали в съемной квартире и выдвинулись в сторону Железнодорожного.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Мы выбрали маршрут ~100 км от Зеленоградска в сторону южной границы Калининградской области и Польши.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Посёлок Железнодорожный (бывший город Gerdauen) был основан в XIV веке. В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Генрих фон Айзенберг построил здесь каменный замок и плотину с мельницей.

Пожары, эпидемия чумы не оставляли городок, напасти прекратились лишь к 1701 г. В городе стали проводить ярмарки, жизнь постепенно налаживалась.

В XIX веке появилась почтовая служба, велась рыночная торговля, население городка росло.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Во время Первой мировой войны городские постройки сильно пострадали и были восстановлены к 1921 г.

Вторая мировая война пощадила населенный пункт, строения в ходе боев не пострадали.

После войны Гердауэн вошёл в состав СССР, а 17 июня 1947 года Гердауэн потерял статус города и был переименован в рабочий посёлок Железнодорожный, став частью Правдинского района.

В советское прошлое поселок был крупным железнодорожным узлом, перевалочным пунктом, связывающим Европу и СССР, откуда и получил своё название.

Улицы Железнодорожного нравятся киношникам. Меня в отзывах также привлекли эти открыточные виды.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

В 1961 вышел художественный фильм «Мир входящему» режиссеров А. Алова и В. Наумова. Фильм о последних днях войны. В главных ролях Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко. Эпизод преследования Студебекера и короткого боя с немецким сопротивлением сняты на улицах Железнодорожного. В кадрах можно увидеть дома, улицы далеких 60-х г.

Фильм удостоен золотой медали на Венецианском Международном кинофестивале 1961 г., а также премии «Фемина бельж» 1962 г. Брюссель.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

В настоящее время в посёлке Железнодорожном полным ходом идёт восстановление зданий. С целью развития туризма населённый пункт получил хорошее финансирование. На зданиях закреплены современные QR-коды.

Местные жители очень рады преобразованиям и охотно с нами пообщались о происходящих переменах.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Мы оставили машину на улице Черняховского у центральной площади.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

От машины мы прогулялись по Первомайской улице в направлении возвышающейся кирхи.

Кирха Гердауэна была построена в 1345 году и является самым высоким зданием посёлка Железнодорожный. Высота церковной башни — 42 метра.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Северная сторона не имела окон, она выполняла функцию городской стены. По этой причине ризница и вестибюль были перенесены на южную сторону кирхи. Внутри был деревянный расписной потолок.

Орган был изготовлен мастером И.Мозенгелем из Кёнигсберга в 1690 году. Кафедра и алтарь датированы 1729 годом.

В 1696 году кирха получила сильное повреждение от удара молнии, а в 1913 году пострадала от пожара.

В Первую Мировую Войну в западную часть башни попал артиллерийский снаряд. После 1914 года вплоть до 1920 года шло восстановление, однако от средневекового убранства ничего не осталось.

В период ВОВ кирха не пострадала. В 1948–1957 годы в здании размещался Дом культуры, позднее — склад.

С 1960 года кирха начала рушиться: проломилась крыша, началось разрушение кирпичной кладки.

В 1990 году здание законсервировали.

С 1992 по 1998 год в ней проводились реставрационные работы: была установлена железная винтовая лестница в башне и обустроена смотровая площадка.

В 2007 г. кирхе присвоили статус Объекта культурного наследия регионального значения.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Кирха находится среди домов XVII–XIX века. Местность выглядит очень аутентично.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

К июню 2023 г. далеко не всё ещё успели восстановить.

Фахверк — каркасная конструкция, с несущей основой из наклонных балок, которые можно увидеть с наружной стороны дома, придающих строению своеобразный вид. Пустоты между балками заполнялись глинобитным материалом (камыш, ветки, солома, строительный мусор, смешанные с глиной), кирпичом, а иногда и деревом. Полученные панели штукатурились и белились.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Среди пряничных домиков встречаются заросшие руины.

С 2013 года тянется история по обсуждению восстановления этих зданий. В 2021 году суд постановил забрать у собственника фахверковый склад у центральной площади, но в 2023 году работы так и не начаты.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

С развитием туризма в посёлке стали появляться кафе, их не очень много.

Самое оживленное место — пиццерия.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Есть ещё популярное место — музей патефонов с кофейней.

Встретился нам и один отель.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

С магазинами у нас случился курьёзный случай.

Дочке захотелось мороженного, и мы спросили у ребят на детской площадке — где его можно найти. Нам объяснили, куда идти, чтобы найти «Спар». В нашем сознании возник образ супермаркета крупной продовольственной сети «SPAR». Мы долго крутили головой в поисках вывески и громко смеялись, когда, наконец, её увидели.

Развеселившись, мы забрали машину и поехали искать замок Гердауэн.

От замка остались фрагменты крепостной стены и ворота с башенками-турелями.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Каменный замок Гердауэн был заложен в 1315 году Иоханнесом фон Виннунгеном.

В середине XIX века он был продан полковнику барону фон Ромбергу, сын которого снёс в 1872 году средневековые строения и построил на их месте дворянскую усадьбу.

В ходе боевых действий Второй мировой войны усадьба пострадала незначительно, но в послевоенные годы была разобрана почти до основания.

В 2007 году руины замка Гердауэн получили статус Объекта культурного наследия регионального значения.

Без экскурсии делать в замке особо нечего, а солнце уже клонилось к закату, мы поехали обратно в Зеленоградск.

По пути в Железнодорожный мы проезжали симпатичный город Правдинск (нем. Friedland, в переводе «мирная земля»), я увидела на карте старую немецкую ГЭС. У нас оставалось немного времени, чтобы увидеть её.

Город-крепость был построен на месте старого прусского поселения в 1312 году великим магистром Тевтонского ордена Карлом фон Триром. Со всех сторон его окружала вода: с юга это река Алле (ныне Лава), с севера — Мельничный пруд, с запада и с востока были прорыты рвы.

В 1335 году Фридланд получает городские права. В XVI–XVII веках началось строительство и вне крепости. Сохранились остатки городских и крепостных стен с юга и востока.

В 1921 году во Фридланде построен Восточно-Прусский моторный завод.

После Второй мировой войны Фридланд вошёл в состав СССР. 7 сентября 1946 года город Фридлянд был переименован в Правдинск, а Фридляндский район — в Правдинский.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

С шоссе бросается в глаза усадьба Рихтера.

Усадьба построена во Фридланде в 1911 году. До войны её занимал ветеринарный врач по фамилии Рихтер, он же был хозяином построек вокруг.

В послевоенные годы в усадьбе располагалась контора совхоза «Правдинский», в 1990-е годы усадьбу выкупило ЗАО «Правдинское молоко».

В последствии ЗАО распродало усадьбу по частям. Городские власти утверждали, что хозяева им не известны.

На март 2021 года усадьба пустует и приходит в упадок, выбиты двери и окна, помещения завалены мусором и бутылками.

Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 14 ноября 2022 года № 436 в перечень выявленных объектов культурного наследия Калининградской области включён «Ансамбль усадьбы Рихтера», 1911 год».

Подъезд к ГЭС не очевиден. Сначала мы подъехали не с той стороны к забору предприятия советского вида, охранник нас развернул и направил в нужное место.

Железнодорожный и Правдинск в Калининградской области

Мы вернулись к мосту через реку Лава, и удивились, увидев мощеную улицу Малая Садовая.

Протряслись мимо деревенских или дачных домиков и уткнулись в лес.

Пришлось бросить машину и дальше идти пешком по тропинке. В конце пути мы увидели подвесной мост с интересной компанией на нём: две девочки играли в телефон, их охраняла очень ласковая кошка.

С моста открывается отличный вид на ГЭС. По тропинке можно подойти к ней поближе. Места очень живописные.

Гидроэлектростанция во Фридланде была введена в эксплуатацию в 1926 году.

В ходе боевых действий Второй мировой войны электростанция получила существенные повреждения и была восстановлена в 1946 году.

С 1976 по 1994 год гидроэлектростанция (ГЭС-3) в Правдинске не эксплуатировалась.

В настоящее время — это действующая ГЭС.

Перед отъездом из Правдинска мы зашли поужинать в пиццерию «Чулан», по адресу: Почтовый пер., 1. Это небольшое приятное кафе с фастфудом.