Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был вчера 21:59

Париж — Франция Апрель 2023

После Орсе уже почти не оставалось сил, но нужно было посетить еще пару важных мест в Париже на Рив Гош (левом берегу Сены. И первым местом был Люксембургский сад.

Латинский квартал Парижа

Для того чтобы добраться пешком я прошел по бульвару Сен-Жермен, а потом немного по бульвару Распай.

Латинский квартал Парижа

Башня Монпарнас в перспективе.

Латинский квартал Парижа

Монастырь Дешо в котором происходила дуэль мушкетеров.

Люксембургский сад — дворцовый парк в парижском Латинском квартале занимает площадь в 26 гектаров, центральное место в котором занимает Люксембургский дворец. Сад обрамляют с севера Люксембургский дворец, и Петит пале, с востока — Парижской высшей национальной школой горного дела (École des Mines). Сад смешанный — посередине вокруг дворца расположены классические французские клумбы в геометрическом порядке, разбитые ещё в XVII в. А в восточной и юго-восточной частях находится парковая зона в английском стиле, как большинство современных парков.

Латинский квартал Парижа

Сад был разбит в 1611 либо 1612 году по заказу французской королевы Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, вокруг загородного замка, возводившегося в то время далеко за пределами города. Прообразом замка послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи. Несмотря на то, что в XIX в. южное крыло дворца и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям.

В 1617 году территория сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря. Позднее по приказу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню-де л’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории. Уже в XVII в. парк пользовался большой популярностью. В XVIII веке Люксембургский сад стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро.

Латинский квартал Парижа

Во время революции после секуляризации картезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров. В 1865 г. при Наполеоне III была разрезана проложенной улицей Огюста Конта (rue Auguste Comte) и зданиями в восточной и южной части.

В 1612 году, через два года после убийства короля Генриха IV его вдова и регентша при малолетнем короле Людовике XIII Мария Медичи решила покинуть Лувр и переселиться во дворец, который бы напоминал ей родную Флоренцию. Королева приобрела отель герцога Франсуа де Пине Люксембургского вместе с обширным садом и поручила архитектору Саломону де Броссу перестроить дворец в «тосканском стиле» (первый, нереализованный проект разработал Пьер Ле Мюэ). В результате возникла оригинальная композиция. Трёхчастная «французская» схема с тремя ризалитами, высокими кровлями и куполами соотносятся с традиционными шато раннего французского классицизма Ф. Мансара, а рустовка напоминает дворик Палаццо Питти во Флоренции работы маньериста Бартоломео Амманнати. После кончины архитектора Деброса в 1626 году дворец достраивал Жак Лемерсье, но название Люксембургский закрепилось за дворцом

Латинский квартал Парижа

Во время Великой французской революции дворец был признан «национальным достоянием» и превращён в тюрьму. С 1795 года там помещалась Директория. В 1799 году здание передали Сенату, здесь устраивали роскошные официальные праздники. Наполеон в Люксембургском дворце принимал после государственного переворота 18–19 брюмера (9—10 ноября 1799 года) должность главы государства. В том же 1799 году дворец передали Сенату.

С 1836 по 1841 годы в Большом Люксембургском дворце была проведена реконструкция со значительным расширением зала заседаний палаты пэров и прилегающих к нему помещений. Новый зал по своей конструкции напоминал палату депутатов: тот же полукруглый амфитеатр с местом председателя внизу, в самом центре.

Латинский квартал Парижа

В настоящее время здесь заседает Сенат Франции. Часть помещений переданы для проведения выставок. А в фонтане в теплое время года пускают кораблики)

Латинский квартал Парижа

Следом я пошел к другой достопримечательности в Латинском квартале — Пантеону. Вообще за неделю во Франции я не видел ни одной демонстрации, и вот у Пантеона, наконец то, бастующие пели песни, били в барабаны, и вели себя весьма культурно. Ну, а к Пантеону была длиннющая очередь, которую я не стал стоять.

Пантеон — величественный храм, образец французского неоклассицизма построеный на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж.-Ж. Суффло. План Пантеона представляет собой не совсем правильный греческий крест за счёт слегка удлинённого нефа с запада на восток посредством колонных портиков. Просторное средокрестие, как и «римский купол», построены по образцу собора Св. Павла в Лондоне (1675–1710, архитектор К.Рен). Суффло почти в точности скопировал барабан с колоннами коринфского ордера, форму купола и венчающей лантерны, но все подобные вариации восходят к общему прототипу — собору Святого Петра в Ватикане. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который серьёзно заболев в Метце в 1744 году, дал обет в случае выздоровления построить новый храм в честь святой Женевьевы. Фундамент нового храма заложен в 1758 году, но здание закончено учеником Суффло, Жаном-Батистом Ронделе в 1790 году. К тому времени король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в Пантеон — «Усыпальницу великих людей страны». В крипте Пантеона установлены гробницы с прахом Вольтера, Руссо, В.-Р. Мирабо, Марата, позднее В. Гюго, Э. Золя, М. Бертело, Л. Карно, архитектора здания Ж.-Ж. Суффло, героев наполеоновских войн, Пьера и Мари Кюри и многих других. Позднее останки Марата перезахоронили на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили.

Латинский квартал Парижа

Рядом с Пантеоном расположена Церковь Сент-Этьен-дю-Мон в которой шла подготовка к свадьбе — прямо как в большинстве зарубежных фильмов.

Слева от входа Гила Пендера, главного героя фильма Полночь в Париже, забирали на машине в прошлое)

Латинский квартал Парижа

Чтобы разгрузить переполненное прихожанами аббатство Святой Женевьевы, папа Гонорий III распорядился в 1222 году построить неподалёку отдельную приходскую церковь апостола Стефана для нужд растущего населения близлежащих кварталов. Значительную часть паствы в первые века существования храма составляли студенты Сорбонны.

Латинский квартал Парижа

Несмотря на перестройку 1328 года, к концу XV века храм не мог вместить всех прихожан. В 1492 году аббатство выделило принадлежавший ему участок на горе св. Женевьевы на строительство более вместительного храма в стиле поздней готики («пламенеющей»). Основные строительные работы пришлись на правление Людовика XII и Франциска I. Тогда же была возведена новая колокольня.

Долгая история строительства церкви привела к тому, что её облик эклектичен. Это особенно заметно в асимметричном фасаде, большая «роза» и готический щипец которого сочетаются с классицистически-маньеристичным оформлением портала с рустованными колоннами, а также двухъярусным расположением треугольного и лучкового фронтонов.

Латинский квартал Парижа

В интерьере также сочетаются готические и классицистические элементы. Самое примечательное в интерьере церкви — необычный амвон, или леттнер, в виде поперечной навесной галереи с ажурной балюстрадой, к которой ведут две винтовые лестницы, расположенные по сторонам.

Латинский квартал Парижа

Главной реликвией церкви Сент-Этьен-дю-Мон считается гробница, в которой хранится рака с сохранившимися после Французской революции мощами покровительницы Парижа Святой Женевьевы. Храм очень светлый и уютный в отличии от других готических соборов, в которых я был в эту поездку.

Латинский квартал Парижа

А рядом с храмом тоже в Латинском квартале расположена крепостная стена Филиппа Августа, конца 12 века — здесь проходила граница города. Тем не менее за стеной расположились древнеримские Арены Лютеции, то есть в те времена Париж был даже больше.

Латинский квартал Парижа

Арены Лютеции — это древнейшая сохранившаяся постройка на территории Парижа, галло-романский амфитеатр I века. Арена была сооружена в I веке и использовалась до III века. Во время представлений (театральные постановки, но также и кровавые бои) здесь размещались до 17 000 зрителей. Долгое время руины находились под землёй, пока в 1869 году на этом месте не началось строительство омнибусного парка. В июле 1883 года Виктор Гюго в открытом письме городскому совету попросил взять Арены под защиту. Совет сразу же объявил античный амфитеатр историческим памятником. В 1916 году было прекращено строительство омнибуспарка, и амфитеатр отреставрировали, насколько это оказалось возможным. Сейчас там можно увидеть даже клетки львов. А сейчас парижане играют на аренах в разные игры, так что и по сей день Арены служат неким общественным пространством.

Латинский квартал Парижа

Буквально в двух шагах от них расположен Сад растений Парижа, основанный как сад лекарственных растений при Людовике XIII в. 1635 году. Сад был назван королевским, а уже в 1640 году он был открыт для посетителей. Территория его быстро расширялась, особенно увеличилась площадь сада в середине XVIII века, когда им управлял граф де Буффон. Новые редкие растения из разных уголков мира находили здесь свое место и должный уход. И все это стало возможным благодаря работе выдающихся специалистов-ботаников Антуана де Жюсье, Жозе Питтона де Турнефо, Антуан Лорен де Жюсье и его сына.

В 1794 году в ботаническом саду был открыт зоопарк, основой которого стал зверинец из Версаля. История находит свидетельства разорения зоопарка в период франко-прусской войны, когда голодные жители Парижа вынуждены были убить и съесть животных, содержавшихся здесь. Но позже зоопарк был восстановлен, и к числу его почитаемых обитателей причисляются первый цирковой слон Джамбо и черепаха-долгожительница Кики.

Латинский квартал Парижа

Тут же находится и Палеонтологический музей Парижа.

Латинский квартал Парижа

На выходе из сада к вокзалу Аустерлиц находился Мадональдс, в который я решил все же зайти и перекусить. Удивило то, что сначала надо заказать в терминале что взять с собой, а оплатить уже на кассе. Ну, а заказ собрали буквально за 3 минуты, хотя народа было много. Мак во Франции съедобный, но не очень вкусный, и к тому же дорогой — бигмак, двойной чизбургер и макчикен обошлись мне в 14 евро, тогда как в Германии в прошлом году в 10.

А это основание Бастилии в метро)

Латинский квартал Парижа

В воскресение я направился домой. Какое же было мое удивление, когда я, уже купив билет на RER B узнал, что поезда до-Де Голля не ходят, и надо ехать до деревни Митри-Клей, а там на автобусе до терминала. В расписаниях о ремонте путей, которые я изучал по пути в Париж в начале недели не было ни слова про ремонт в эти выходные, и это оказалось сюрпризом не только для меня одного. А еще поезд на Митри Клей приехал на другую платформу я и просто не успел в него вбежать с чемоданом. В итоге потеряв еще 20 минут я наконец сел в поезд, который ехал до деревеньки даже дольше чем до-Де Голля. А когда вышел из вагона полило как из ведра, народ ринулся в переход, но все с чемоданами, так что намокли все быстро. Зато автобуса ждать не пришлось, и он быстро довез меня до аэропорта де Голль, правда не до Терминала 1, а до Терминала RER — а там сев на шатл я быстро добрался до терминала. Повезло и я быстро сдал багаж на стойке регистрации, плюс мне сразу выдали два посадочных талона на оба рейса.

И вот тут, я уже успокоившийся, что у меня более 2х часов до самолета, подумывая что купить в дюти фри наткнулся на ужас. Де Голль это прямо самый загруженный аэропорт, который я видел, даже прошлогодний Франкфурт с его очередями на досмотр остался сильно позади. Сначала очередь просто чтобы зайти в терминал, приложив билет,

Латинский квартал Парижа

Затем длиннющая очередь на паспортный контроль,

Затем не менее длиннющая очередь на досмотр, где я просил пропустить меня без очереди, но тщетно, в итоге я пробежал до своего гейта только чтобы узнать, что рейс задерживается. Точней о задержке не объявляли даже когда уже прошло время вылета, но я посмотрел по Флайтрадару, что рейс из Алжира просто даже не прилетел. Но обратно идти до Дьюти фри основного было уже далеко, потому я закупился в тех двух магазинчиках что были у гейтов.

Латинский квартал Парижа

В рукаве тоже была очередь)

В Алжир я прилетел с опозданием в полтора часа (при изначальном запасе в 7 часов), рейс в Мосвку был почти в срок, мне повезло и дали билет у аварийного выхода, так что я мог спокойно вытянуть ноги, а в Москву я долетел в 3:30 ночи и спокойно забрав багаж, заказал такси и уже в 5 утра был дома.

Латинский квартал Парижа

Ну и резюмируя — я очень рад что в такое время смог выбраться и осуществить мечту, пускай и не целиком (эхх Мон-Сен-Мишель), но я уверен, что во Францию я вернусь и не раз. А Париж — это Париж, великолепный город, который во многом напоминает и Москву, и Питер, город с тысячелетней историей, в котором происходили знаковые события, повлиявшие как на Францию так и на мир целиком. Париж я увидел многогранным — людным шумным, так и тихим и безлюдным, в разную погоду, в разное время суток, пожил как парижанин в пригороде, вдоволь покатавшись на метро в час пик, сходил в супермаркет, наелся круассанов, запомнив вкус так что, наверное, не смогу их есть в Москве, и вообще нигде больше кроме как Франции и Бельгии. Ну и конечно я увидел далеко не все что хотел — в следующий раз, или разы я обязательно посещу Версаль, Венсен, замки вокруг Парижа типа Пьерфона, погуляю по Монмартру и Большим Бульварам вдоволь, посижу на площади Вогезов и восхищусь Вандомской колонной. Конечно, есть и то что не понравилось — это очереди, куда бы ты не направился в Париже в музей или магазин, с билетом или без — будь готов к очередям, и это даже не в сезон. Но во всем остальном все хорошо и вопреки ожиданиям — город не настолько дорогой, нет ни мусора, ни погромов, поезда ходят по расписанию (привет DB). Вообщем Париж — это любовь, и конечно же сразу входит в топ моих самых любимых городов мира.