Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был вчера 23:14

Париж — Франция Апрель 2023

Спустившись с Эйфелевой башни я прошел вдоль Сены к интересному современному православному храму Cathédrale de la Sainte-Trinité. Главным православным храмом с 1958 по 2016 год являлся Храм Трех Спасителей (история прихода начинается с 1931 года). В 2007 году началось строительство нового кафедрального собора Святой Троицы. На воплощение идеи строительства российского духовного центра в самом сердце Франции потребовалось три года, а на возведение храма — около двух лет. Это рекорд для проекта такой сложности. Более того, даже разногласия во внешней политике двух стран не оказали на его реализацию никакого влияния. Территория под строительство собора выбрана особенная. Узкий длинный участок с плотной застройкой, находящийся под охраной ЮНЕСКО, соседство со зданием Дома Инвалидов и Эйфелевой башней.

Париж: Рив Гош

Впервые в мире при изготовлении куполов использовались композитные материалы, применяемые в авиа- и судостроении. Это позволило снизить вес главного купола до восьми тонн вместо сорока пяти по классической технологии. На верфи в Бретони луковицы из стекловолокна покрывались сусальным золотом. На это было израсходовано 90 тысяч листов сплава золота с палладием, имеющего матовый оттенок. При возведении стен применялись современные технологии. Толщиной 48 см, высотой 17 и глубиной 20 м, они возводились за один раз. Для наружной облицовки бетонных стен был выбран песчаный камень массангис, который производится в Бургундии.

Кресты изготавливались в России, а семь слоев позолоты на них наносились в знаменитом ателье «Гуар». Высота креста на главном куполе — 36 метров. Для надежного крепления крестов в куполах были сделаны особые конструкции, специально разработанные для проекта.

Храм стал первой русской постройкой в столице Франции со времен сооружения в 1897–1900 годах моста Александра III, соединяющего Елисейские Поля и Дом инвалидов. Комплекс, включающий Свято-Троицкий храм, начальную школу, выставочный центр и епархиальное управление, является частью посольства РФ во Франции и пользуется дипломатическим иммунитетом.

Париж: Рив Гош

К сожалению, ввиду последних событий Храм, как и русский центр были закрыты, что впрочем не помешало мне полюбоваться храмом снаружи.

Париж: Рив Гош

Далее я прошел от храма по одной узкой улочке с современной застройкой с говорящим названием Rue Cognacq-Jay, а следом я вышел на набережную Сены у моста Инвалид, откуда открывался вид как на Сену, так и на Мост Александра Третьего. На самом деле я не покатался по Сене на кораблике, так как судоходство уже работало, но, с другой стороны, было не жарко кроме одного дня, и максимальная температура составляла около 14–15 градусов тепла на солнце. Так что, побоявшись околеть я решил пропустить обязательный для многих вояж по Сене.

Париж: Рив Гош

Мост Александра Третьего соединяет Дом инвалидов и Елисейские поля, перекинувшись одной аркой через реку Сена в Париже.

Длина моста составляет 160 м, а высота — 6 м. Выбранные параметры, в частности высота, были выбраны чтобы не препятствовать виду на Елисейские поля. Форма моста, в виде одной арки была выбрана для того, чтобы не замедлять поток судов по Сене.

Париж: Рив Гош

В 1896 году сын Александра III, Николай II, возвел этот мост в честь укрепления связей между французским и русским народами. Мост, наверное, самый помпезный из всех что я видел в Париже. Украшения моста выполнены в стиле бозар (от французского beaux-arts — «изящные искусства») и имеет много общего с оформлением раскинувшегося справа Гран-Пале. Здесь есть и статуи, и барельефы, изображающие искусство, войну, сельское хозяйство, а также статуи ангелов, пегасов. Фонарные мосты, высотой 17 метров, обрамляют въезд на мост. В центре мостовых арок расположены барельефы медной нимфы Сены с гербом Франции, а также нимфы Невы с гербовой символикой царской России.

Оригинальны и пилоны моста — с левой стороны рассказывается о правлении Людовика XIV, а с правой картины времен средневековой Франции наряду с картинами современной Франции.

Париж: Рив Гош

В мире существует еще один дубликат моста. Он построен в Санкт-Петербурге на реке Нева и название его — Троицкий мост. Мост был построен для того, чтобы подчеркнуть политическую и культурную связь двух стран. Проектировали Троицкий мост архитекторы из Франции, а на церемонии закладки Троицкого моста присутствовал лично президент Франции — Феликс Фор.

Лично меня больше всего впечатлили фонари на мосту, в целом фонари в Париже как предмет искусства, но на мосту Александра III просто шедевр.

Париж: Рив Гош

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт Эспланада инвалидов — огромная площадь 500×250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Дворец инвалидов (фр. Hôtel des Invalides) в архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых инвалидных домов в Европе, и по сей день он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.

Париж: Рив Гош

В Доме Инвалидов расположена могила Наполеона. К сожалению, времени на осмотр музея не было, потому я оставил посещение музея армии до следующей поездки в Париж.

Париж: Рив Гош

Следом я пошел по улице Гренель к церкви Сен Сюльпис. По факту ничего интересного, типичный тихий центр Парижа, за вычетом здания Мэрии 7ого округа (у каждого округа в Париже своя мэрия), протестантской церкви Temple de Pentemont, музея Майоля, и пары интересных домов. Кроме того, я зашел в Фромажери (сырную), но купил не сыр, а дижонскую горчицу. Весьма интересный продукт, на вкус она не горькая, а скорей кисловатая, потому можно вполне есть даже тем, кто недолюбливает простую горчицу.

Париж: Рив Гош

А целью, почему я шел в квартал Сен Сюльпис был совсем не роман Дэна Брауна, а роман Александра Дюма. Ведь на улице Rue du Vieux Colombier, то есть улицы старой голубятни, где жил-Де Тревиль.

Церковь Сен-Сюльпис — еще в X веке на месте нынешней церкви располагалась часовня. Строительство церкви, дошедшей до наших дней, началось в 1646 году, по проекту архитектора Кристофа Гамарда. Но в 1665 году, после смерти Гамарда, планировкой здания занялся Луи Ле Во, а спустя еще 5 лет его сменил Даниэль Життард, а затем спустя еще 5 лет строительство остановилось из-за финансовых трудностей. Возообновилось строительство лишь в 1714 году по проекту Джованни Сервандони (чье имя носит одна из улиц, примыкающих к церкви). Проект Сервандони предусматривал две башни, соединенные двухъярусным портиком, оформленным колоннами (внизу дорического, вверху ионического ордера). Симметричные башни фасада должны были быть увенчанными по-барочному вогнутыми шатрами со статуями, а двухъярусная колоннада-лоджия на палладианский манер — иметь треугольный фронтон, также украшенный рельефами и статуями.

Но опять не повезло — центральный фронтон церкви разрушился из-за удара молнии, план строительства башен изменялся в угоду желания архитекторов, а потом и вовсе случилась революция. Из-за постоянной смены проектов строительства и других неприятностей церковь получилась асимметричной, башни-близнецы отличаются как по размеру, так и по внешнему виду.

Париж: Рив Гош

Церковь Сен-Сюльпис представляет собой трёхнефную базилику с большим хором в восточной части. Её трансепт согласно постановлениям тридентского собора, не должен был выступать за пределы нефов (в дальнейшем это правило было нарушено). Через Церковь проходит Парижский меридиан — линия Розы, которой придал важное значение Дэн Браун в Коде да Винчи

Если честно, то я не попал внутрь церкви так как она была закрыта. А вот медальоны ARAGO вделанные в брусчатку и асфальт я видел много раз — у церкви Сен Сюльпис, у Лувра, по пути от Пале Рояль. Я не мог сначала понять, что это такое, но пересмотрев недавно Код да Винчи и залез в википедию освежил в памяти значение этих медальонов. До Международной меридианной конференции 1884 года меридиан Ферро широко использовался наряду с Парижским меридианом в качестве нулевого меридиана для отсчёта географических долгот. В апреле 1634 года во Франции кардинал Ришельё организовал конференцию европейских учёных для установления нулевого меридиана, который мог стать универсальным, панъевропейским. А вот медальоны были созданы голландским художником Яном Дибетсом в 1989 — 1994 годах, чтобы запечатлеть память о Доминике Араго французским физиком и астрономом в 1806 году точно измерившим французский меридиан.

Париж: Рив Гош

Перед входом в церковь стоит фонтан четырех епископов. На этой площади, собственно, Д’Артаньян познакомился с тремя мушкетёрами. Он наступил на платок Арамиса, столкнулся с раненым в плечо Атосом и увидел перевязь Портоса со спины, нырнув под его плащ.

Париж: Рив Гош

А рядом с ней от церкви Сен Сюльпис к Люксембургскому саду идут параллельно две улицы — сначала я прошел по улице Феру, где жил граф-де ля Фер, он же Атос, развернулся и пошел по улице Сервандони, где жил Д’Артаньян.

Париж: Рив Гош

Места очень колоритные, а мушкетеры селились тут, потому что квартиры были недорогими, а до Лувра было 15 минут пешком. Забегая вперед, скажу, что в последний день я прошел по улице Вожирар, где жил Арамис, а также зашел во двор бывшего монастыря кармелиток, где у Д Артаньяна была назначена дуэль с мушкетерами. Сейчас там расположен монастырь Дешо.

Париж: Рив Гош

После Сен-Сюльписа я бодрым темпом по улице Бонапарта направился к Лувру, так как на 13:00 была моя запись на вход.

Единственное, где я остановился была площадь с церковью Сен-Жермен-де-Пре. старейшая церковь в Париже, важный памятник романской архитектуры. Церковь была частью не сохранившегося Аббатства святого Германа, которое на протяжении нескольких веков было одним из самых влиятельных христианских центров Франции в эпоху раннего Средневековья. Последняя реконструкция церкви датируется XIX веком, поэтому говорить о сохранности первозданного облика не приходится. В церкви наблюдается смешение стилей, так, например архитектор Виктор Бальтард сумел разместить рядом колонны VI века и хор XII века.

Париж: Рив Гош

Рядом с церковью раскинут сад с красивыми деревьями.

Париж: Рив Гош

Париж вообще местами очень оправдывает ожидания, прямо ровно то, как видел это в фильмах и сериалах, или представлял в книгах, а иногда совсем по-другому все. Вот Лувр со стороны набережной и Мост Карузель тому пример. Совершенно невзрачный фасад, кроме ворот, особенно если сравнивать, например с Зимним дворцом. А кроме того, внезапно полетел пух, похожий на тополиный.

Париж: Рив Гош

На этом прерываюсь, а следующая часть рассказа будет про Лувр.