Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 10:32

Портри — Великобритания Июль 2023

Ну, вот мы и на острове Скай — желанном месте многих туристов, посещающих Великобританию. Путь до него со срединной части Шотландии прошел интересно и увлекательно — дорога шла через интересные местечки, горы и долины.

Согласно плану автопутешествия по острову Скай, на него у нас было выделено два полных дня. Этого вполне достаточно, чтобы не спеша осмотреть все его достопримечательности. Плохо только то, что лучше всего было бы провести две ночи в Портри, но, увы — на вторую ночь даже месяц назад нам не удалось найти подходящее предложение. Поэтому вторая ночевка была забронирована в городке Kylerhea на выезде с острова через мост. И, переночевав там, мы, чтобы посмотреть достопримечательности второго дня, совершили несколько больший километраж по острову. Но, это не сильно напрягло — наоборот, было даже очень интересно!

Карта двухдневного маршрута по острову Скай

Каменные красоты Old Man Storr — IV51 9HX (7 ml)

А пока, переночевав в Портри, выезжаем на наш первый смотровой объект, который называется Old Man Storr (Старик Сторр). Он находится всего в 7 милях от Портри и его координаты будут — IV51 9HX. В Британии каждый объект или адрес имеет вот такую кодировку, по которой легко найти и адрес человека, и знаковый исторический объект. Здесь нет адресов типа — город Лесной, ул. Ленина, 15. Вернее, они тоже есть, но для доставки почты или навигации используется только вот такая аббревиатурная кодировка каждой географической локации. Каждой. Даже отдельно стоящего в поле фермерского дома…

Что же это за такое — Old Man Storr, куда стремятся в первую очередь все туристы, выезжающие из Портри? Это эпичное нагромождение вертикальных каменных столбов. Местные легенды гласят, что с их вершин можно вызывать злых духов. А сам Старик Сторр — это 48-ми метровая отдельно стоящая скала — не что иное, как окаменевший великан.

До этого места ехать всего 7 миль. В городе Портри была легкая облачность, но когда мы, поднявшись по дороге в горы, стали подъезжать к этому месту, стало видно, что его накрывает туман. Ну, вот — приехали…. Хорошо, что с этого места на подъезде удалось сделать панорамное фото этих «пальцев» и больше мы их не видели — все скрыл быстро опустившийся туман.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Но, несмотря на ранний час, ближние места на стоянке авто к началу тропы наверх, были уже заняты. Парковка платная — 4 фс за два часа. Найдя свободное место, тоже вышли на «штурм» этих высот. Наверх вели две тропы — первая была более крутой, а вторая — более длинной и пологой. Решили для подъема выбрать первую, чтобы быстрее добраться до скал, а спускаться будем по второй — более длинной и пологой.

Первую часть пути прошли довольно быстро и еще была хорошая видимость, но, поднявшись по вертикали метров на 100, стал сгущаться туман и видимость заметно ухудшилась.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Тропа из грунтовой перешла в каменную и из-за того, что камни были влажными и скользкими, подниматься стало труднее и медленнее. Поднявшись на плато, с которого нам должен был открыться вид на эти столбы, поняли, что мы увидим их не скоро — уж слишком плотный лег туман и мы приняли решение спускаться вниз и ехать по программе дальше.

А если бы был ясный и безоблачный день, то что бы мы увидели? А вот такие пейзажи, которые я нашел в Интернете. Интересные и очень фотогеничные скальные образования. Местные легенды гласят, что с их вершин можно вызывать злых духов. Ну, а самый высокий каменный столб под названием Старик Сторр (Old Man of Storr), как я уже говорил ранее, представляет собой окаменевшего великана. Среди этих ландшафтов снимался даже научно-фантастический фильм «Прометей» (2012 г.) режиссером Ридли Скоттом.

Проехав весь остров, можно смело сказать, что трек к этим пальцевым скалам хоть и был самым трудным, но в то же время запоминающимся и, безусловно, самым оживленным — уж слишком много людей было на тропе. Жаль только, что мы не увидели всех красот этого места. Как часть хребта Троттерниш, скальное место Сторр является одним из самых фотографируемых пейзажей в мире и вот как он выглядит в хорошую погоду глазами хороших фотографов.

Обратно к стоянке мы спускались по более длинной и пологой тропе. Общее расстояние трека составило около 4 км и по времени заняло около двух часов.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Спустившись к машине, отправились дальше на север. Следующим интересным местом будет

Kilt Rock & Mealt Falls Viewpoint — IV51 9JE — 15,3 m (Скала Килт и водопад Милт)

Выставив координаты следующего объекта — скалы-юбки и смотровой точки на водопад (Kilt Rock & Mealt Falls Viewpoint), вскоре приехали на стоянку машин и прошли на смотровую площадку, нависшую над крутым берегом океана. И справа, и слева крутые утесы уходили вдаль. Прямо под нами справа виднелись руины какого-то здания — это остатки жилища рыбаков, которые промышляли здесь полвека назад ловлей лосося.

Ну, а в левую сторону уходила крутая линия берега, на которой были и водопад, и скалы, которые местные жители ассоциируют с шотландской юбкой — килтом. Их основу составляет твердый базальтовый камень, стоящий поверх более мягкого песчаника. Все это формировалось, как мы понимаем, на протяжении миллионов лет…

Недалеко от водопада можно увидеть плиты с копиями отпечатков следов динозавров, живших здесь 170 млн лет назад и, прогулявшись к тому месту, сравнить размер своей ноги с лапой зауропода.

Ниже, для более ясного понимания — что это и как водопад и килт выглядят со стороны океана, представлены фотографии береговой линии, взятые из интернета.

Из Интернета. Фотография береговой линии, которую ассоциируют с килтом - шотландской юбкой

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Ну, а глядя со смотровой площадке для туристов, мы видим как с 90-метровой высоты потоки водопада низвергаются прямо в Атлантический океан. Вода падает мощно, но когда ветер становится очень сильным, до поверхности океана добираются лишь самые упорные капли, а весь остальной поток превращается в водяную пыль.

Иногда на этом месте можно застать и самих волынщиков в килтах. Увы! Хоть и было воскресенье — но волынщиков не было. Проволынили наш визит…

Шотландия. Северо-восток острова Скай

А позади нас, среди бескрайних лугов и пастбищ, стоит парочка одиноких фермерских домов, частично приспособленных сейчас под небольшие отели или гестхаузы. И, не сомневаюсь — они, несмотря на о-очень хорошие цены, в «сезон» никогда не пустуют.

Дорога на север острова Скай

Дорога № А285, по которой мы едем, огибает весь полуостров Троттерниш, который как большой палец руки смотрит на Север. Из достопримечательностей можно отметить ухоженные домовые территории. Здесь практически нет больших поселков. Так — отдельные дома или фермерские хозяйства. Начинает моросить дождик, но это не уменьшает нашего хорошего настроения.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

На нашем пути, огибая северную часть этого полуострова, мы проедем небольшие местечки Квирейнг (IV51 9LB) и Троттерниш (IV51 9LA). Даже в такой глуши все встречающиеся на пути дома выглядели очень прилично. А некоторые даже и модерново — с большими оконными витражами — как будто они стоят где-то на Корсике или Канарах.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Для любителей пешеходного экстрима здесь начинается маршрут Rubha Hunish, который приведет вас к самой северной оконечности полуострова Троттерниш на острове Скай. Виды с высокой вершины выдающегося далеко вглубь океана утеса, приятно удивят даже бывалых туристов. В ясный день вы можете увидеть большую часть островов Льюис, Харрис и Уист. Обратный путь вдоль берега приведет туристов к замку Дунтулм. Ну, а мы к нему подъедем.

На одной из развилок встретился очень даже знАковый символ Великобритании — красная телефонная будка! Вокруг — на многие километры — ни души. Но — телефон в ней работает!

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Кругом очень много туристов, которые, как правило, передвигаются на своих или прокатных автомашинах. Отелей в глубинке мало, а те что есть — недешевы. Поэтому неудивительно, что нам встречались и люди, предпочитавшие вот такой себе вид отельного сервиса. Прямо у дороги. Вглубь проехать и поставить там палатку у какого-нибудь озерка или елочки, нельзя — там частная территория, свято охраняемая британским Законом!

Руины замка Duntulm Castle (IV51 9UF) — 25 мл

И вот, обогнув полуостров Троттерниш, мы снова выехали на берег океана и, приехав в деревушку Дунтулм (вот она на фото — справа), увидели впереди на холме развалины — это наша очередная цель — замок Duntulm Castle. Вернее то, что от него осталось. Ну и интересно само уникальное место, конечно. Все это находятся на 30-й миле от Портри.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Оставив машину на стоянке, проходим к остаткам этого замка, который начал вести свою историю с 14 века. Сейчас Замок Дунтулм представляет собою только руины, а в 17 веке это была резиденция вождей клана Макдональдов из Слита.

Поднявшись на его территорию мы видим обелиск, на котором кратко изложена история этого замка. Считается, что в доисторические времена здесь стоял брох или дан, известный как Дун Давид или Дун Даибхид. Брох — это был тип круглого крепостного сооружения железного века, выложенного методом сухой кладки (то есть без использования скрепляющего раствора) — просто камень клался на камень, а дыры между ними затыкались мхом.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

С другой стороны мыса, на котором сейчас стоят руины, видна длинная береговая линия с обнажившимся дном, с которого легко было добывать и собирать камни для постройки жилищ. Наиболее упорные и внимательные исследователи находили там даже камни с отпечатками лап динозавров! Погуглил — действительно, такие фото есть!

Историки считают, что Замок был построен в 14-м и 15-м веках, когда этот район был предметом распрей между соперничавшими кланами Маклаудов и Макдональдов. Оборона этого места была улучшена в 16 веке, а к началу 17 века Макдональды окончательно одержали верх в этой части острова.

Из исторических свидетельств известно, что «В 1618 году Тайный совет и сэр Дональд Макдональд из Слита, „Дональд Горм Ог“, 9-й вождь, подписали хартию, требующую от него ремонта Дунтулма. Это было сделано, и была добавлена ​​​​вторая башня. Примерно в 1650 году значение замка достигло пика, когда были сделаны дальнейшие улучшения и внутри крепостных стен было построено прямоугольное строение или дом. Примерно в 1732 году замок был заброшен, когда сэр Александр Макдональд построил новую резиденцию, Дом Монкштадта, в 5 милях (8,0 км) к югу, лишив большую часть камня замка в качестве строительного материала».

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Основное строение замка имеет размеры примерно 25 на 9 метров и стоит на базальтовом мысе над морем. Со стороны суши он защищен рвом. Он состоит из сводов башни, которая когда-то была четырехэтажной, окруженной неровной навесной стеной. Размер более позднего дома составляет около 10 на 5 метров, что по нынешним меркам даже и не смешно, а печально. Единственный вход в него был через узкую расщелину в морской скале. Руины замка сейчас находятся в плачевном состоянии, каменная кладка обрушилась совсем недавно, в 1990 году.

Почему же был заброшен этот замок, с таким трудом построенный в таком красивом месте?
Согласно одной местной легенде, замок был заброшен после того, как маленький сын вождя, живший там в то время на попечении няни, выпал из окна и разбился о скалы. В качестве наказания няню отправили по течению Северной Атлантики на маленькой лодке…

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Осмотрев руины замка и побродив по обрывистым берегам залива Tulm Bay, вырулили дальше уже в южном направлении к нашей следующей локации — Музею островной жизни. Местность была пустынной, лесов никаких. Но почти с каждой горы стекали водопады. Пусть они и не были такими грандиозными как 90-метровый водопад Milt, который мы видели ранее, но даже и такие небольшие, метров по 10–15 высотой, очень украшали эти пустынные пейзажи.

Музей островной жизни — Skye Museum of Island Life, (IV51 9UE) — 32-я мл

Подъехав к музею, были неприятно удивлены — несмотря на воскресенье, музей почему-то не работал. Рядом паслись шотландские быки, похожие своей прической на известного британского политика, все помещения музея были закрыты. Что собой представляет этот музей? Ну, как эдакое наше украинское Пирогово, в котором собраны образцы жилищных построек и образцов быта и культуры из разных регионов страны. И это вышло разнообразно, познавательно и красиво. А здесь все раз в 20 меньше, да еще и не работает.

Туристам представлены только четыре дома, образца 18–19 веков, сложенных из грубого камня и покрытых соломой или тростником. В одном доме располагался офис, в других были выставлены производственные и жилые принадлежности живших в них селян.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Если бы он был открыт, то мы, наверняка, получили бы истинное представление о жизни острова 100 и более лет тому назад. Хотя я, глядя на рекламные фотографии этого музея, могу и без его посещения довольно ясно себе это представить. Но все равно интересно внимательно всмотреться в эти фотографии.

В музее, открытом в 1965 году, стоят крытые соломой каменные дома и в каждом из них представлена традиционная семейная жизнь конца 19 века. Жители тех времен пользовались лампами, сжигавшими рыбий жир. Вся посуда в доме была выставлена на полках комода и было принято выставлять памятные вещи на видной для всех полке. Мебель состояла в основном из скамьи, стола, бочкообразного стула у камина для «хозяина дома» и еще двух или трех стульев или табуреток для семьи или гостей.

На каминной полке всегда можно было найти гэльскую Библию и семейную фотографию, если таковая имелась. Ни один дом Хайленда не обходился без набора музыкальных инструментов — волынки, скрипки или варгана. Эти предметы действительно были необходимостью, так как фермерские семьи должны были полностью полагаться на свои собственные ресурсы для зимних развлечений.

Отцу часто удавалось научить сыновей искусству игры на каком-нибудь из этих инструментов, а разве можно провести зимний вечер лучше, чем в веселой атмосфере гэльских песен, музыки и дискуссий у уютного огня камина, топящегося торфом? В какой части света была еще такая широкая и разнообразная культура свободного времяпрепровождения как на шотландских островах?

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Повсюду, куда бы мы ни направлялись во внешнем осмотре этого музея, нас сопровождал красивый шотландский бычок, постоянно хотевший от нас каких-то подарков. Это Хайленд — шотландская порода коров, имеющих длинные рога и длинную волнистую шерсть разной окраски. Хайленды известны как выносливая порода из-за суровой природы родного Шотландского высокогорья с большим количеством осадков и очень сильными ветрами. Ну, а длинная чёлка защищает глаза от дождя и снега и помогает предотвратить глазные инфекции, распространяемые насекомыми.

Шотландия. Северо-восток острова Скай

Ну, вот, сегодня мы проехали по северо-восточной части острова Скай, а завтра нам предстоит освоение его юго-западной части, в которой мы тоже познакомимся как с природными достопримечательностями — горами и водопадами, так и созданными человеком — замком Danvegan и маяком Neinst Point.