Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 10:32

Шотландия — Великобритания Июль 2023

Продолжаем наш познавательный маршрут по острову Скай. Дорога на остров из центра Шотландии заняла целый день — она была не только длинной по расстоянию (ок. 195 миль (312 km)), но и довольно интересной. Знакомство с самим островом мы начали с северо-восточной части. Всех приятно впечатлили места, которые мы проехали — скалы Сторр, которые были скрыты туманом, водопады и разрушенные временем замки. И даже не работавший музей островной жизни оставил положительные впечатления — каменные дома 18-19-го веков, крытые соломой были видны как на ладони, а мы, не раз бывав в подобных местах, ясно представляли себе их интерьеры.

Сегодня мы продолжаем знакомство с островом Cкай и на нашем пути будут новые природные пейзажи, замки, маяки и водопады.

Карта маршрута 2-го дня по острову Скай

Каменные образования Castle Ewen (Uig, V51 9YG)

После знакомства с Музеем островной жизни (Skye Museum of Island Life), мы продолжаем двигаться на юг по дороге № А285 и после поселка Idrigil, стоящего на берегу большого залива, сворачиваем влево от трассы и едем несколько километров вглубь острова. Там нас ждет природный объект, похожий на крепостные руины — каменные формации Castle Ewen.

Вот здесь вам нужно повернуть налево!

Живописная дорога, вьющаяся среди холмов и лохан (озерков) привела нас в большую долину, с одной стороны которой видны кручи с ниспадающими с них водопадами, а с другой — вот эти самые каменные формации, которые прозвали как Castle Ewen (Замок Эвен). Как ни странно, несмотря на такую глушь, на тропе к вершине основного столба было довольно много туристов. Оставив нашу молодежь у этих скал, сами проехались еще дальше по долине.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

На склоне горы, что напротив нас, видны редкие дома местных жителей. Каково живется фермерам в таком одиночестве? С одной стороны — много работы по возделыванию полей и по выпасу скота — коров и овец. С другой — красивые и очень спокойные пейзажи с журчащей водой ручьев и водопадов, располагающие к эдакой восточной нирване…

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Некоторые люди связывают эти места со сказочными Феями — уж очень много здесь холмов, за которыми им легко прятаться. Остров Скай имеет долгую историю, связанную с Феями, большая часть которых соотносится с замком Данвеган, в котором мы будем сегодня позднее и их «Флагом фей».
Посмотрев эту фермерскую долину, вернулись к ее началу к каменным формациям, которые все принимают за развалины замка Эван (Castle Ewen). Они действительно напоминают руины древних строений, но на самом деле — это естественные скалы. Вот именно на них и стремятся забраться все туристы.
Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай
На ее высшую точку, где не так много места, подняться несложно. И оттуда открываются прекрасные виды этой долины. Там же есть и очень маленькая пещера, в которой, как говорят, забивание монет в трещины скал приносит удачу.
Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай
В последние годы на этой территории посетители начали собирать камни, создавая на земле эдакие спирали, подобные тем лабиринтам, которые мы видели в Исландии или на Соловках. Нам сказали, что это придумал кто-то из автобусных гидов и другие тоже поощряли такие ритуалы, включающие хождение по таким спиралям, а затем оставление монет в центре этого круга в качестве подношения феям на удачу. Однако местные жители выступают против таких изменений в ландшафте долины и неоднократно удаляли эти любительские каменные спиральные творения, пытаясь сохранить ее в естественном состоянии.
Вот на снимке мы видим остатки такого, выложенного из камней, круга
Одного часа на осмотр этого места и близлежащих скал, было вполне достаточно и мы вырулили дальше на запад — в сторону замка Данвеган.
Corduline Australis (Новозеландское капустное дерево). Выглядит как пальма
Замок Данвеган (Dunvegan Castle and Gardens) — IV55 8WF

Теперь движемся на юго-запад. Замок Данвеган является, пожалуй, самой главной исторической и архитектурной достопримечательностью острова. Он считается одним из старейших замков Шотландии и являлся резиденцией клана Мак Лауд. Его стены немало повидали на своем веку, в том числе и видели многих известных личностей — например, Елизавету II (1926–2022) или доктора Сэмюеля Джонсона (1709–1784), создателя фундаментального словаря, чьими цитатами типа «Благими намерениями дорога вымощена в Ад» или «Блестящая история редко бывает полностью правдива», мы пользуемся и в наше время.

Оставив машину на стоянке, проходим через парковую зону к замку. Он стоит на высоком берегу океанского залива Loch Danvegan. Вход в парк бесплатный, а в сам замок — платный (£16.00).

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Замок Данвеган — самое известное сооружение на острове Скай на западном побережье Шотландии. Он был основан не позднее XIII века Лаудом, первым вождём клана МакЛаудов. Замок является старейшим, постоянно населенным, замком в Шотландии и был сердцем этой семьи на протяжении почти 800 лет.

Экскурсия по замку проводится по основным комнатам, в интерьере которых выставлена красивая старинная мебель, оружие и картины, представляющие родословную всей семьи. Мы уже бывали в многих шотландских замках и набор их интерьера не очень то и отличается. Ну, разве, что в личных портретах…

Некоторые из экспонатов Данвегана даже фигурируют в известных британских легендах — например, Флаг Фей — самый ценный экспонат замка. По легенде, в этот отрезок шелка был завернут наследник Маклаудов, рожденный королевой фей. Ее страстно полюбил глава клана и сделал своей женой. Однако феи, пробыв несколько лет в мире людей, умирают. Перед смертью королева одарила клан не только наследником, но и мощной защитой. Достаточно лишь поднять знамя над замком, и воинство фэйри тотчас явится на его защиту. К сожалению или к счастью, флаг можно использовать лишь три раза, а два раза Маклауды уже призывали на помощь.

Здесь же хранится и Чаша Данвеган — впечатляющей красоты дубовый кубок, который на протяжении всей его истории серебрили, золотили и украшали драгоценными камнями.

Разумеется, такое место, как дом воинственных Маклаудов, полно всевозможного оружия. Экспонаты огнестрельного и холодного оружия разных веков представлены довольно широко. Закончив знакомство с замком, прогулялись по его парковой зоне. В ней есть свои сады и неплохой ресторан «Три трубы», в который при наличии свободного времени и любви к свежайшему фиш-фуду, стоит заглянуть.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Если пройти вперед по нашему берегу вдоль залива, показанного на верхнем снимке, то мы попадем к туристическому центру, который организовывает круизы по заливу Данвеган, чтобы увидеть колонии тюленей или порыбачить. А можно совершить и экскурсионные поездки по соседним поместьям Касл и Хайленд. Каменный дом на другом фото — вероятно, служебное помещение для персонала, обслуживающего замок.

Офис туристических круизов по заливу Данвеган

Кроме сказанного выше, замок служит также местом проведения ежегодных соревнований волынщиков со всей Шотландии. Закончив знакомство с замком и прогулявшись по парку, выезжаем дальше — на западное побережье острова. Ехать немного — около 12 миль. Там, из достопримечательностей этого места, будет не только маяк, но и поразительные по своей суровой красоте, крутые берега Северной Атлантики.

Маяк Neist Point Cliff Lighthouse Viewpoint — Isle of Skye IV55 8WU

Оставив машину на стоянке, выходим по тропе в сторону океана. Перед нами высокий скалистый мыс. Маяка нигде не видно. Может быть надо идти влево или вправо по берегу? Никаких указателей. Но увидели, как несколько туристов стали спускаться вниз по тропе к видневшемуся вдали скальному полуострову. А потом стали подниматься на его острую вершину.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Под нами был крутой обрыв, стоя на котором, двое мужчин рассматривали механизм лебедки для поднятия грузов. Здесь спускаться? Нет — народ спускался по тропе и шел на видневшийся впереди мыс. Ага! Значит, там что-то есть! Но вы, сказал один из этих мужчин — лучше пройдите дальше по берегу и тогда увидите маяк!

Послушавшись совета и пройдя вправо еще метров двести, мы увидели наш долгожданный маяк! Он был на плато за этой высокой скалой!

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

С этого места уже никуда не хотелось уходить! Отличная площадка не только чтобы любоваться маяком и окружающими пейзажами, но и чтобы наблюдать за китами, дельфинами, морскими котиками и акулами, которые активно посещают это побережье. Да и пернатых здесь хватает — постоянно слышны крики бакланов, олуш, кайр и прочих пернатых обитателей побережья.

Маяк Нейст-Пойнт, который мы видим на мысу, был спроектирован Дэвидом Аланом Стивенсоном и впервые зажжен 1 ноября 1909 года. А канатную дорогу, которую мы видели, использовали для доставки припасов к маяку и коттеджам.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

С 1990 года маяк управляется удаленно из штаб-квартиры Совета Северного маяка в Эдинбурге. А коттеджи бывших смотрителей маяка сейчас находятся в частной собственности — чьи-то дачки…

Познакомившись с этой достопримечательностью, выезжаем к нашему следующему объекту — водопадам Фейри Пуллс.

Водопады и бассейны Fairy Pools — IV47 8TA

Сказочные бассейны с многочисленными водопадами на реке Allt Coir 'a' Mhadaidh, находясь на острове — пропустить нельзя! От маяка Neist Point, на котором мы были, до этих водопадов 33 мили. И, хотя на нашем пути была самая известная на острове вискокурня Талискер в городке Карбост, мы как-то ее незаметно проскочили. Ну, не беда — возвращаться не стали. Посчитали, что водопады интереснее. Оставив машину на забитой до отказа стоянке и заплатив за парковку, вышли на трек к этим водопадам. Их цепочка тянулась на несколько километров вверх по реке с труднопроизносимым названием на местном гэльском наречии — Allt Coir 'a' Mhadaidh.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Эта местность сформировалась во время последнего ледникового периода, образовав течением воды различные водопады и заводи. В глубоких местах под водой есть даже живописные арки, под которыми охотно ныряют смельчаки, не боящиеся холодной воды.

Этот первый водопад знаменует собой начало волшебных бассейнов.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Назвать такие места просто бассейнами — слишком просто. Потому что здесь сказочно красиво! Прогулка на свежем воздухе — примерно полчаса туда и столько же обратно от стоянки машин — и замечательные виды вокруг! Но — вокруг много людей. И, порой, приходилось долго выжидать, чтобы их было как можно меньше «в кадре». Путешествуя вот уже второй день по острову, большее количество туристов, чем здесь, мы нигде не встречали.

С дороги, по которой мы идем вдоль этой цепочки водопадов, открывается впечатляющий вид на горный массив Блэк Куиллинс, откуда берет свое начала наша река с таким труднопроизносимым названием — Allt Coir 'a' Mhadaidh, который переводится как река Хрупкая.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

За каждым поворотом реки и каждой новой сотней метров вверх по ее течению, картины ее постоянно меняются.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

На дорогу до верхней точки нашего маршрута вверх по течению реки, у нас ушло около часа. Не спеша, с остановками для фотографирования и любования окружающими пейзажами. В некоторых бассейнах, которые встречались на пути, можно было даже и хорошо поплавать. Правда, вряд ли они хорошо прогреваются. Но в одном из них мы встретили весело купающуюся компанию — и было видно, холода они совершенно не чувствовали!

Ну, еще бы — одному и с двумя молодыми девушками!

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

В 10 милях от этого комплекса водопадов был еще один довольно известный, но менее посещаемый одиночный водопад Eas Mor Waterfall, Glen Brittle. И, хотя он стекал прямо в Talisker Bay Beach, вероятно наполненный ароматами известного бренда виски, мы туда не поехали, а направились к месту нашей ночевки в приморский городок Kyleakin.

Водопад Eas Mor Waterfall. Фото из интернета

Памятник альпинистам Heroes of the Hills — IV47 8SW

По дороге в городок Kyleakin, в котором у нас была забронирована вторая ночевка на острове Скай, мы проезжаем мимо горного массива Коллин (Cuillin) — самого, пожалуй, грозного горного хребта Британских островов. Он состоит из нагромождений зубчатых гребней, туманных вершин, изъеденных ветром и временем скал. Именно здесь находятся целых 12 пиков из списка Мунро, на которые без инструктора лучше не соваться.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

В Шотландии хождение в горы очень популярно. И один из видов такого вида горного спорта — «Munro bagging». Цель заключается в том, чтобы подняться на все вершины Мунро, список которых состоит из 282 гор. По состоянию на 2020 год более чем 6794 человек сообщили о завершении как минимум одного такого круга. Человек, побывавший на всех вершинах Мунро, имеет право называться Munroist.

Проезжая городок Sligachan, стоящий на одноименной реке, стоит остановиться на полчаса у памятника горным первопроходцам (IV47 8SW), стоящего на берегу одноименной речки.

Учимся выискивать ракурс!

Этот памятник посвящен двум выдающимся шотландским альпинистам 19 века — Джону Маккензи, родившемуся в Сконсере на острове Скай в 1856 году. Говорят, что свою первую вершину он покорил в 10 лет. Маккензи стал первым коренным шотландцем, работавшим профессиональным гидом и сыгравшим огромную роль в первых восхождениях на Куиллин. Вторым пионером местного альпинизма был его друг Норман Колли.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

По дороге к отелю, около местечка Sconcer, встретился еще один водопад, который ниспадал прямо перед нашей шоссейной дорогой.

Деревня Кайликин — Kyleakin, IV41 8PH

Наш отельчик в местечке Кайликин оказался очень уютным. Он стоял прямо на набережной, имел хороший паб и из его окон открывался прекрасный вид на залив и мост, ведущий на материк. Эта деревня (если судить по количеству жителей), на самом деле выглядела как очень ухоженный городок — приличная набережная, хорошо оборудованная портовая часть, каменные двух-трехэтажные дома, футбольные поля на окраинах и парковая зона …

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

Сейчас остров Скай с материковой Британией (Шотландией) соединяет вот такой красивый мост, построенный в 1995 году. Поначалу он был платным, но позже, из-за протестов местных жителей, плату за проезд по нему отменили. А до этого, начиная с 1845 года здесь через пролив Лох-Алиш работало паромное сообщение.

Мост Скай - Skye bridge

На окраине этого городка-деревни, недалеко от гавани находятся развалины замка Мойл, построенного в конце 15 века.
Легенда гласит, что на этом месте были гораздо более старые укрепления и что изначально они были построены для норвежской принцессы, известной как «Дерзкая Мэри», которая взимала плату с любой лодки, использующей узкий канал. И, якобы висела цепь от замка до материка для предотвращения неоплаченных переходов. Говорят, что ее останки захоронены на вершине Бейнн-на-Кайллих (по-гэльски «гора старухи»), большой горы позади руин замка. Однако некоторые местные историки оспаривают это и утверждают, что она была погребена у другой одноименной горы в нескольких милях к западу в деревне Бродфорд, чтобы она могла встретиться с землей своих предков.

Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай

По другой версии, Замок Мойл, вероятно, был построен норвежцами в 9 веке в рамках их попытки контролировать побережье западной Шотландии. Скандинавы использовали защищенную гавань в Кайликине, чтобы поставить на якорь свои баркасы, а замок служил для управления проливом Кайл-Акин, который отделяет Скай от материковой части Шотландии. Корабли, плывущие вверх и вниз по побережью, должны были пройти через пролив или попытаться пройти опасный проход через Минч между Скай и Западными островами.
Ну, а сам городок, стоящий на берегу залива, выходящего в океан, естественно, рыбацкий. И мы видим у причалов несколько судов, готовящихся к выходу в море.