Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:33
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Грозный, Ольгети, Шали — Россия Май 2022

Продолжение экспедиции Туристера «Большой Кавказ». Предыдущая часть: Творения природы, творения человека.

Кавказ — поистине уникальный регион. В течении двух-трёх дней здесь можно увидеть и солнце, и дождь, и даже снег. Ещё вчера наша группа колесила по дорогам Северной Осетии, а сегодня мы в Ингушетии, на высоте почти 2000 метров, в селе Ольгети, где на улице В. В. Путина лежит снег. По словам местных, такое название улицы не случайно. Кто-то из местной администрации ездил в Москву на приём лично к Президенту. В результате были выбиты деньги на развитие региона, после чего его решили отблагодарить таким образом.

Видимо часть денег пошло на строительство мечети — она совсем новая и ещё не работает, видимо не достроена.

Через майские снега к Сердцу Чечни

Раньше рядом с Ольгети, на высоком холме, располагалось другое село — Эрзи, что по-ингушски означает «орёл». Сейчас от него остался только комплекс башен. Тропа, ведущая туда, представляет собой неприятную «кашу» из глины, земли и снега. Поднимаясь по ней можно бросить взгляд на оставшееся внизу Ольгети.

Рядом с тропой в небольшом загончике пасётся стадо коров. Животные умудряются щипать траву из-под снега.

Через майские снега к Сердцу Чечни

В другом месте встретилось стадо коз и баранов.

Башенный комплекс насчитывает более полусотни башен. Большинство из них — жилые, но есть 8 боевых и 2 полубоевые — самые высокие постройки.

Также здесь захоронен выдающийся мастер башенного зодчества, легендарный Янд-строитель башен.

Через майские снега к Сердцу Чечни

Движение по заснеженным дорогам нельзя назвать простым. У нас две машины на летней резине и одна на всесезонке — никто не ожидал такой погоды.

Дорогу с обеих сторон обступают деревья, с ветвями, грустно поникшими под тяжестью снега. Кажется такой непогоды не ожидали и они.

Среди этого белого безмолвия отчётливо выделяется древний христианский храм Тхаба-Ерды. Никто точно не знает когда он был построен. По одной из версий он существовал уже в VIII веке, что делает его древнейшим христианским храмом на территории России.

Через майские снега к Сердцу Чечни

Рядом — очередное стадо коров. Животные идут спокойно и грациозно, всем своим видом показывая, что корова на снегу — совсем не тоже самое что корова на льду.

Недалеко от Тхаба-Ерды — ещё один башенный комплекс, Вовнушки. В отличие от Эрзи здесь всего 3 башни, имеющих форму усеченных пирамид. Название переводится с ингушского как «место боевых башен».

Изначально где-то здесь планировалось устроить пикник. По понятным причинам, осуществить это намерение не удалось. Чай, не май месяц. Хотя погодите…

Через майские снега к Сердцу Чечни

Здесь мы расстаёмся с заснеженной Ингушетией и едем в следующий регион Большого Кавказа — Чеченскую Республику. На въезде в Грозный два плаката, один из них посвящён самого городу.

Другой — политическому деятелю, не нуждающемуся в представлении.

Через майские снега к Сердцу Чечни

В городе многое указывает на то что большинство жителей исповедуют ислам. На улицах много женщин в полном хиджабе, с головы до пят. Девушка на ресепшене в нашем отеле с увлечением читала вот такую книгу. Возможно для неё это самые действенные рецепты счастья.

Грозный сильно пострадал после драматичных событий второй половины девяностых, поэтому здесь очень много новых построек. Например, Музей Чеченской Республики, большое здание с куполом и колоннами.

Внутри — довольно скромная для такого пафосного здания экспозиция, охватывающая историю республики начиная с X тысячелетия до н. э. Экспонаты выглядят настолько идеально, что можно подумать будто бы они изготовлены специально для музея и буквально вчера.

Помимо них здесь можно посмотреть на картины художников, на которых изображены различные чеченские сюжеты.

Портрет первой летчицы-чеченки Ляли Насухановой.

Через майские снега к Сердцу Чечни

В музее необычный антураж. Ниже — мягкий пуфик, стилизованный под камень.

В магазине при музее продаются различные книги, в том числе такие.

Через майские снега к Сердцу Чечни

В Ингушетии мы видели улицу Путина. Центральная улица Грозного — это проспект Путина.

К нему примыкает Сквер Журналистов.

Первому Президенту Чеченской Республики посвящён отдельный музей.

Через майские снега к Сердцу Чечни

В музее множество стендов с фотографиями. Например здесь мы видим обоих Кадыровых и В. В. Путина.

Воссоздан кабинет Ахмата Кадырова.

Ещё на одном стенде мы видим Ахмата Кадырова на празднике Ураза-Байрам и на проповеди перед джума-намазом.

Стол, за которым 22 августа 1996 года во время подписания соглашения о прекращении боевых действий беседовали секретарь Совбеза РФ А. И. Лебедь и Муфтий Чечни А. А. Кадыров.

Через майские снега к Сердцу Чечни

Ахмату Кадырову посвящён и сквер в центре Грозного. Изначально планировалось что в центре будет статуя первого президента Чечни, но в исламе запрещено кого-либо обожествлять. Поэтому остался лишь постамент, в окружении плит, на которых выбиты имена погибших чеченцев.

Также здесь стоят плиты с цитатами В. В. Путина и А. А. Кадырова.

Национальную кухню в Грозном можно попробовать в кафе под названием Жижиг & Galnash.

В названии отражено одно из блюд чеченской кухни — жижиг(мясо) галнаш(клёцки). Подаётся с чесночным соусом, в который нужно макать клёцки, и бульоном, которым нужно их запивать.

В кухне многих народов в том или ином виде представлена шурпа. У чеченцев она называется нохчи чорп — чеченский суп. К супу подают хьокхам — пшеничную лепёшку.

Алкоголя в меню нет вообще, не забываем что мы в мусульманском регионе. Вместо винной карты — чайная.

К слову сказать ни в одном магазине алкоголя не нашлось тоже. Зато можно купить очень вкусный грузинский лимонад со вкусом винограда. К соотвествующему сорту винограда лимонад прямого отношения не имеет — делается на основе одноимённого ароматизатора.

Через майские снега к Сердцу Чечни

Настало время отправиться в Сердце Чечни. Это одна из самых больших мечетей в Европе, вмещает около 10 тысяч человек. Те, кто были в Стамбуле, легко заметят сходство с Голубой Мечетью.

Ночью мечеть красиво освящена.

Через майские снега к Сердцу Чечни

Помимо раздельного входа для мужчин и женщин, внутри мечеть негласно тоже разделена на женскую и мужскую половины.

Красивые потолки и люстры в количестве 36 штук, на создание которых ушло несколько тонн бронзы и 2,5 кг золота высшей пробы.

Недалеко от мечети — комплекс высотных зданий Грозный-Сити — жилые дома, офисно-деловой центр, гостиница. Самое высокое из них имеет 40 этажей.

Отель привлекает туристов своей смотровой площадкой, с которой открывается вид на город. Площадка двухъярусная, прямоугольная. Смотреть можно во все 4 стороны, фотографировать только в 3 из них. Четвёртая сторона огорожена, там стоит охранник. Причина проста — в этом направлении расположена резиденция Рамзана Кадырова. Можно спуститься на нижний ярус, там тоже огорожено, но охранника не стоит.

Сердце Чечни это довольно большая мечеть. Ещё больше чем она — мечеть Гордость Мусульман в Шали, 30 км от Грозного. Это самая крупная мечеть в Европе.

Торжественное открытие мечети состоялось 23 августа 2019 года, в 68 годовщину со дня рождения Ахмата Кадырова.

Короткое, но познавательное знакомство с Чечней подошло к концу. В последний раз бросив взгляд на белые, как снега Ингушетии, стены Гордости Мусульман, экспедиция Туристера отправляется к последнему региону Большого Кавказа, в Дагестан.