Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 12:14
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Кабардино-Балкария — Россия Май 2022

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
М. Ю. Лермонтов

Первая часть экспедиции Туристера "Большой Кавказ". Следующая часть: Вода застывшая и вода льющаяся.

Более чем на тысячу километров, от Чёрного до Каспийского моря протянулись Кавказские горы. Образованные примерно 25 миллионов лет назад они в наши изобилуют разнообразными геологическими образованиями и населены различными народами с собственными обычаями, традициями, культурой. Всё это делает их интереснейшим туристическим направлением. В мае 2022 года состоялась экспедиция Туристера «Большой Кавказ», в которой я имел удовольствие принять участие. Ранним майским утром мы выехали на трёх машинах из Кисловодска.

Эльбрус манит и зовёт

В горах не часто встретишь прямые дороги. Всё сплошь серпантины, которые петляют, поднимаются в горы и снова спускаются с них.

Около одного из таких серпантинов, прямо рядом с трассой, в ущелье реки Хасаут, расположен водопад Шаджатмаз.

Эльбрус манит и зовёт

Нельзя сказать чтобы это прямо уж выдающийся водопад. Скорее он просто удобно расположен. За ним дорога выходит к парку «Долина Нарзанов». Здесь сосредоточено множество источников минеральной воды — отсюда и название.

Высокие стены ущелья радуют глаз, особенно хорошо они смотрятся в солнечную погоду на фоне голубого неба. В некоторых местах на склонах прилепились домики, крошечные на фоне высоких гор.

Эльбрус манит и зовёт

Гуляя по экологической тропе, проложенной через парк, можно любоваться поросшими деревьями склонами ущелья.

Тропа петляет вокруг Хасаута, который хоть и не широкий, но местами довольно бурный. Во многих местах через речку перекинуты мостики.

Эльбрус манит и зовёт

От Долины Нарзанов дорога ведёт дальше на юг и выше в горы. Здесь практически нет прямых участков, одни серпантины.

На высоте 2380 метров, а это примерно на километр выше чем Долина Нарзанов, расположено урочище Джилы-Су. Нам не очень повезло — на такой высоте стоял туман. Урочище встречает нас вот такими острыми скалами, которые называют Зубами Дракона.

Эльбрус манит и зовёт

Здесь из-под земли бьют тёплые источники с очень высоким содержанием железа. Вода из-за этого окрашена в ярко-оранжевый цвет.

Для желающих установлено несколько ванн, в которых можно искупаться. Говорят вода целебная настолько, что излечивает любые недуги.

Эльбрус манит и зовёт

Самым зрелищным объектом в Джилы-Су, на мой взгляд, является водопад Султан. Вода падает вниз с высоты 40 метров.

И течёт дальше, образую бурлящую речку.

Водопад стекает с практически отвесной скалы. Чтобы подобраться к нему ближе нужно преодолеть довольно хлипкий мостик, а затем карабкаться дальше по скалам.

Первоначально планировалось где-то здесь разбить палаточный лагерь и наутро двинуться дальше. Температура близкая к нулевой, дождь и сильный ветер вынудили пересмотреть планы. Было решено вернуться в Долину Нарзанов и разбить лагерь там.

Эльбрус манит и зовёт

Установка лагеря проходила в позитивной, дружеской обстановке. Бывалые «палаточники» помогали новичкам и словом, и делом. Мне, моей подруге Ире и ещё одной паре из Санкт-Петербурга досталась большая 4-местная палатка, по сути дела две отдельные палатки, подвешенные под общим тентом.

Такую ночёвку сложно назвать пределом комфорта. Несмотря на спальник и пенку спать было довольно жестко и холодно, а свёрнутая куртка оказалась весьма неважной заменой подушке. Однако когда утром солнце осветило наш лагерь то этот вид стоил любых перенесённых лишений.

Вокруг поляны, отведённой нам для лагеря, ввысь вздымались скалы, наши палатки на их фоне казались какими-то игрушечными.

Эльбрус манит и зовёт

Прямо рядом с нашим лагерем шумел Хасаут. Это не только красивый вид, но и место, где можно вымыть грязную посуду после завтрака. Особо смелые могут здесь же набрать воды, чтобы почистить зубы.

Горы, кругом горы. Этот вид завораживает и настраивает на дальнейший путь.

Эльбрус манит и зовёт

Изначально планировалось ещё до Долины Нарзанов сделать остановку на плато Бермамыт, лучшей видовой площадке для наблюдения за Эльбрусом, самой высокой вершиной Большого Кавказа. Но из-за прошедших дождей дорогу туда развезло, не оставив нам ни единого шанса проехать. Мы завтракаем под шум Хасаута и движемся к Эльбрусу по пути делая остановку, чтобы полюбоваться на его вершину, скрытую облаками. Не Бермамыт, но тоже неплохо.

Вдалеке пасётся стадо баранов.

Эльбрус манит и зовёт

Кавказ — удобное место для наблюдения за звёздным небом. В 2009 году здесь была основана Кавказская горная обсерватория. Рядом с ней мы делаем остановку и наслаждаемся видом на заснеженные горные хребты.

Дальнейшая дорога к Эльбрусу пролегает через Баксанское ущелье, образованное одноимённой рекой. Дорога вдоль неё — хороший асфальт, по обе стороны вверх вздымаются стены ущелья, поражая разнообразием форм и цветов горных пород.

Эльбрус манит и зовёт

Миновав ущелье мы оказываемся у подножия Эльбруса, на Поляне Азау. Высота 2300 метров, чуть меньше чем у Джилы-Су и это самая высокая точка Приэльбрусья, которая населена людьми.

Здесь кипит жизнь — множество магазинов и пунктов проката лыж и прочего спортивного инвентаря. И это не удивительно — сотни тысяч человек приезжают сюда ежегодно чтобы подняться, а затем спуститься на лыжах с самой высокой горы Большого Кавказа. Май для Эльбруса — это уже не совсем сезон, народу не очень много, но канатная дорога работает исправно. В следующем рассказе мы тоже поднимемся по ней, а затем отправимся дальше — к водопадам Кабардино-Балкарии.