Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 14:00
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Дербент — Россия Май 2022

Летит Дербент сквозь дым веков,
А сколько тех веков — бог весть.
И славен он средь городов,
Хоть в мире городов не счесть.
Сулейман Стальский

Продолжение экспедиции Туристера «Большой Кавказ». Предыдущая часть: Опустевшие аулы.

В первых тысячелетиях до нашей эры на Ближнем Востоке уже достигли своего расцвета древние цивилизации — такие как Персия, Мидия и Месопотамия. Узкий проход по берегу Каспийского моря открывал доступ к ним скифам, сарматам и другим северным кочевым племенам. Из-за постоянных набегов, этот проход был стратегически важен и ещё в V веке до н. э. Геродот в своей «Истории» писал о существовании Каспийских ворот, как тогда называли Дербент. Впоследствии Дербент, оказавшийся на перекрёстке цивилизаций, будет переживать взлёты и падения, но его Старый город сохранит уникальные постройки, самые старые из которых датируются VI  в. н. э.

Каспийские ворота

Сейчас это место узких улочек, прилепившихся друг к другу зданий, наклонных спусков и подъёмов, местами довольно крутых. По этой причине даже лежачие полицейские здесь расположены под углом — чтобы стекала вода.

Важный этап развития Дербента связан с арабским завоеванием города в VII веке. С этого момента начинается постепенная исламизация региона и сейчас в Старом городе можно увидеть такие плакаты. И даже предостережения.

Каспийские ворота

Этот период — время активного строительства мечетей. Согласно Дербенд-наме, «Книги о Дербенте», только в первой половине VIII века было построено 8 мечетей. До наших дней сохранились некоторые из них, старейшей из которых является Джума-мечеть.

Это не просто старейшая мечеть Дербента, это ещё и самый старая мечеть в России. Сейчас в её комплекс входит также и медресе, построенная по приказу ширваншаха Фарруха Йасара I в. 1474 году.

Каспийские ворота

Во дворе мечети растёт платан с огромной, раскидистой кроной. Его возраст на данный момент — 293 года, его мощные корни защищают мечеть от землетрясений.

У Джума-мечети нет минарета — в те времена он был не у всех мечетей. До наших дней дошла всего одна мечеть VIII века с минаретом.

Каспийские ворота

Ещё одна старая мечеть, Килиса-мечеть, датируется XI веком. После завоевания Дербента Россией в начале XIX века эта мечеть некоторое время использовалась как церковь. Отсюда и название, слово «кильса» означает «церковь».

В 2000 году на средства жительницы улицы Хан кюче (Ханская улица), Папы-ханым Аликули-бек кызы из бекского рода Султановых был отреставрирован булаг (родник), расположенный на этой же улице.

Каспийские ворота

Ислам учит, что у человека должна быть чиста не только душа, но и тело. Поэтому в Дербенте всегда было много хамамов. Некоторые из них сохранились до наших дней, но действует только один, построенный в XVII веке.

Другая баня, женская, тоже XVII века, сейчас функционирует как музей.

Каспийские ворота

Представлена посуда XIX века. Слева — тайгулп, медная кружка с широким устьем и дном, использовалась в качестве черпака. Справа — сатыл, медное ведро для хранения воды и переноса её на близкое расстояние.

Для нагрева воды применялись дрова, а дымогарные газы служили для обогрева помещения. Они проходили под резервуаром для горячей воды по специальным каналам, проложенным под каменным полом и удалялись через дымоходы, проложенные в стене.

Каспийские ворота

Не все древние находки в Дербенте находятся в старом городе. В 2013 году на улице Мамедбекова был обнаружен монументальный ритуальный комплекс VIII–XIII веков, связанный со средневековой системой водоснабжения города. Для удобного наблюдения за экспонатами над раскопками был сооружен Хрустальный мост.

Идея хорошая, но реализация подкачала. Стекло грязное, что-либо разглядеть можно с трудом. Не помешал бы навес, который мог бы защитить мост от дождя и пыли.

Каспийские ворота

Также здесь были выявлены несколько прямоугольных стел, поставленных в ряд вплотную друг к другу. На них выбиты арабские надписи, содержащие религиозные тексты.

Хрустальный мост расположен на улице Мамедбекова, названной в честь видного государственного деятеля первой половины XX века Керима Мамедбекова, одного из основоположников революционного движения в Дагестане.

Каспийские ворота

В Дербенте красивая набережная вдоль берега Каспийского моря. Много скамеек и аккуратных дорожек, выложенных плиткой.

Растут красные каштаны.

Каспийские ворота

Также здесь расположена смотровая площадка с надписью «Дербент 2000». В интернете можно встретить мнения, что Дербенту на самом деле 5000 лет. Отчасти это верно — первые поселения людей возникли здесь в конце IV тыс. до н. э. Однако как город Дербент был основан только в 438 г. н. э. когда персы построили здесь крепость Нарын-Кала.

С набережной открывается вид на Каспийское море. Сложно сказать насколько правомерно называть его морем. С одной стороны с мировым океаном оно не соединено, т. е. фактически является озером. С другой стороны вода в море солёная, хотя и не настолько солёная, как в океане.

Каспийские ворота

Пляж — песчаный, благоустроенный.

У местных школьников сегодня выпускной.

Каспийские ворота

В 1722 году, во время Персидского похода Петра I, Дербент ненадолго вошёл в состав Российской империи.

Тогда для российского императора была сооружена дом-землянка в нижней части города, в 100 метрах от берега моря. До наших дней от неё сохранились лишь руины.

Каспийские ворота

Впоследствии Дербент отошёл к Персии и лишь в 1813 году окончательно вошёл в состав Российской Империи. В середине XIX века в городе был построен маяк, на данный момент являющийся самым южным маяком в самой южном городе России.

Ближе всего к маяку можно подойти с территории японского ресторана Хаял.

Каспийские ворота

Недалеко от Маяка расположен переулок Мирзы Казимбека. Это — пешеходная улица Дербента, украшенная различными скульптурами. Здесь же расположен Крытый рынок в историческом здании, которому в этом году исполнилось 100 лет.

В XIX веке Дербент был многонациональным и многоконфессиональным городом. Здесь проживали евреи, армяне, русские и другие народы. Во второй половине XIX века была построена Армянская церковь. Сейчас она не действующая, в ней расположен музей Музей ковра и декоративно-прикладного искусства.

Искусство ковроделия в Дагестане уходит своими корням в глубину столетий. Ещё Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа.

Каспийские ворота

Процесс создания ковра трудоёмкий. Шерсть мыли, сушили, скручивали в пряжу. Затем окрашивали путём кипячения с различными натуральными красителями. За счёт этого дагестанские ковры не обесцвечиваются и могут прослужить 300–400 лет.

В XIX–XX веках в Дагестане получило распространение изготовление и украшение холодного и огнестрельного оружия. Серебром отделывались рукояти шашек и кинжалов, а также газыри и мужские пояса.

Примером другой конфессии может служить синагога Келе-Нумаз, построенная в 1914 году на главной еврейской улице Таги-Заде на средства купцов Ханукаевых.

Каспийские ворота

Современное здание — результат масштабной реконструкции 2000 года. Старое здание было разобрано.

При синагоге функционирует бесплатный музей.

Каспийские ворота

Дербент также известен Дербентским коньячным комбинатом. Ещё Пётр I, побывав в городе, заинтересовался выращиваевым в Дагестане виноградом и распорядился заложить под эту культуру новые сады. Дербентский комбинат был создан в 1960 году и здесь производят не только коньяки, одни из лучших в России, но также вина и другую алкогольную продукцию.

При комбинате работает фирменный магазин. Я купил здесь красное сухое Каберне Совиньон и марочный коньяк «Дербент».

Каспийские ворота

В 2023 году рядом с Дербентом планируется открытие парка «Патриот». Сейчас этот парк есть только на бумаге, но один экспонат на месте будущего парка уже присутствует. Это — экраноплан «Лунь», всё что осталось от проекта 903 российского ВПК. Ракетоносец-гибрид корабля и самолёта, поддерживается в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды.

Самый южный город России изобилует различными достопримечательностями — как древними, так и современным. За рамками рассказа осталась крепость Нарын-Кала о которой я расскажу в следующий раз.