Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 14:00
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск — Россия Май 2022

Минеральные воды Кавказа известны ещё со времён Петра I, когда его лейб-медик Готлиб Шобер описал целебные свойства источников этого региона. Впоследствии эти их свойства будут активно использоваться в лечебных целях, а в XIX веке, при императоре Александре I, за этим краем будет официально закреплён курортный статус. В наши дни, наверное, не найдётся человека, который не слышал о курортах Кавказских Минеральных Вод. Из других российских регионов удобнее всего сюда добираться через аэропорт Минеральных Вод.

Минеральные воды Кавказа

Как бы странно это не прозвучало, в самих Минеральных Водах нет минеральных вод. Большинство источников сосредоточены в соседних курортных городах неподалёку, добираться в которые удобно на электричках, связывающих эти курорты. Самым крупным из таких городов является Кисловодск, известный своим Курортным парком, самым крупным рукотворным парком в Европе.

Органично вписался между клумб памятник Николаю Чудотворцу.

Минеральные воды Кавказа

С Кисловодском связаны имена многих известных исторических деятелей. Вот например Ксения Михайловна Ге, старший следователь ЧК и наркомздрав Кисловодска в послереволюционные годы. Есть мнение, что она всерьёз предлагала обязать женщин буржуазного класса становиться любовницами красноармейцев для предотвращения распространения венерических болезней среди последних.

Одним из самых известных авторов, воспевших Кавказ, является М. Ю. Лермонтов. В парке расположен двухъярусный мемориал, посвящённый поэту. В верхней его части — барельеф и строчки из стихотворения «Кавказ».

В нижней части — пещера того самого демона, «духа изгнанья», который остался равнодушен к красотам Кавказа.

Минеральные воды Кавказа

От самой высокой горы Кавказа Кисловодск отделяют около 200 км дорог. Поэтому логично, что в парке расположен ресторан под названием «Высота 5642» с красивым фонтаном.

Недалеко от него расположена Нарзанная галерея. Здесь, купив за 5 рублей одноразовый стаканчик, можно безо всяких ограничений пить воду из трёх источников. Общий — такой же по вкусу, как продают у нас в бутылках. А также доломитный и сульфатный — у них минерализация в несколько раз выше, вкус специфический. Все три вида доступны как холодные, так и тёплые. Я попробовал все варианты и, кажется, понял, что значит «измучить себя нарзаном».

Курортный парк действительно очень велик, в нём множество дорожек с разнообразной растительностью по краям.

Нередко бывал в Кисловодске и А. С. Пушкин. Считается что именно здесь у него возник замысел поэмы «Кавказский пленник».

Минеральные воды Кавказа

Гуляя по парку можно встретить немало интересных сооружений. Например, беседка «Храм любви». Изначально она была построена на этом месте 1899 году. До наших дней не сохранилась и 5 лет назад на том же самом месте возвели копию.

А вот Каскадная лестница, построенная в 30-х годах прошлого века, сохранилась до наших дней почти в неизменном виде.

Минеральные воды Кавказа

В парке нашлось место и барельефу Ленина.

Через парк протекает речка Ольховка.

Минеральные воды Кавказа

Речка обмелевшая, что позволяет местным умельцам строить на её дне фигуры из камней.

Как же они не падают… ага, всё понятно, потому что где-то в кустах стоит антигравитационная установка.

Минеральные воды Кавказа

20 минут на «Ласточке» отделяют Кисловодск от другого города Кавказских Минеральных Вод, Ессентуков.

Здесь тоже есть Курортный парк, правда не такой большой как в Кисловодске. Дойти до него можно за несколько минут от ж/д вокзала.

На деревьях здесь висят оригинально сделанные скворечники.

Обильные источники минеральных вод на Кавказе можно использовать не только для внутреннего применения, но для наружного. В 1898 году в Ессентуках были построены Николаевские ванны, названные так в честь императора Николая II. Здесь расположены не только минеральные серно-щелочные ванны, но и ванны для грязевых процедур.

Минеральные воды Кавказа

Недалеко от этих ванн расположен санаторий «Целебный ключ». Санаторий действующий, его основное здание было построено в 1875 году.

Продолжим мучать себя нарзаном. Источник № 4 — те самые «Ессентуки № 4», которые можно часто встретить в магазинах, вкус точно такой же. Опять покупаем стакан (если не сохранили из Кисловодска) и можно пить минеральную воду, пока она не польётся из ушей.

Тоже самое можно сказать про источник № 17 — те же условия, знакомый вкус, только здание выглядит иначе. В обоих источниках три варианта воды — холодная, тёплая, горячая.

Самые первые источники в Ессентуках были обнаружены в первой половине XIX века. До наших дней сохранился бювет одного из таких источников.

Минеральные воды Кавказа

В 1923 году, при исследовании источников в Ессентуках, наилучшим источником, опережающим европейские минеральные воды, был признан источник № 23. Его сернистые воды как употребляли внутрь, так и использовали для ванн. Сейчас этот источник служит наблюдения за скоростью поступления минеральной воды и за её составом.

Конечно, не только водами лечатся на курортах Минеральных Вод. В начале прошлого века здесь обрели популярность методики и аппараты шведского врача Густава Цандера, которые были предназначены для возбуждения деятельности мышц человеческого тела. В 1902 году в Ессентуках был построен Цандеровский институт массажа ортопедии и врачебной гимнастики.

Минеральные воды Кавказа

Одной из традиций парка была музыка, действие которой считалось благотворным для отдыха и здорового лечения. Была сооружена чугунная беседка, где до 1901 года выступали различные музыканты. После этого для музыкантов была открыта «Музыкальная раковина», а беседка некоторое время стала выполнять подсобную роль для бювета № 17, позднее здесь размещалось кафе. Сейчас эта беседка выполняет сугубо декоративную функцию.

Ещё в парке есть комплекс клумб, посвящённый республикам Кавказа. Каждая клумба по форме повторяет карту соответствующей республики.

Следующий город Минеральный вод, Пятигорск, находится совсем близко, «Ласточка» идёт до него всего 11 минут. От ж/д вокзала ходит автобус № 1, проходящий через основные достопримечательности города.

Минеральные воды Кавказа

Его конечная остановка называется «Провал». Рядом с ней и находится Провал — природный конусообразный карстовый колодец.

Вход бесплатный. Кажется за всю историю Провала единственным человеком, которому удавалось взимать плату за вход, был идейный борец за денежные знаки, который чтил Уголовный кодекс. Чтобы сфотографировать его, приходится занимать очередь, так много желающих.

Минеральные воды Кавказа

На дне Провала находится минеральное озеро красивого бирюзового цвета, из-за содержащейся в воде серы. Собственно из-за неё и образовался Провал. Изначально он был пещерой, но сероводород, испаряясь, растворял известняк. В результате свод обвалился и пещера превратилась в воронку.

Это далеко не единственный минеральный источник в Пятигорске. Подобных источников ещё в начале XIX века было обнаружено множество. Рядом с ними строились ванны. Одни из самых известных таких ванн, Провальские ванны, были построены недалеко от Провала в 1913 году. В 1960 году они были переименованы в Пироговские в честь известного хирурга Н. И. Пирогова.

Минеральные воды Кавказа

В отличие от Кисловодска и Ессентуков, ярко выраженного курортного парка в Пятигорске нет, но в центре города расположено множество прекрасных клумб.

Питьевая галерея в Пятигорске тоже есть, в ней всё организовано как и в двух предыдущих городах.

На территории Пятигорска расположена гора Машук, на которую можно подняться по канатной дороге.

Минеральные воды Кавказа

С вершины горы (994 метра) открывается вид на город.

Теоретически отсюда виден Эльбрус, но в тот день стоял туман, видно его вершину было плохо. Вершины других гор — Мохнатой, Бештау и Козьих скал тоже терялись в дымке.

На северо-западном склоне Машука в 1841 году состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Чтобы добраться туда, удобнее спускаться с вершины горы не на канатке, в пешком. Путь предстоит довольно длинный, около 5 км.

Необычные скворечники мы уже видели в Ессентуках, здесь же на деревьях есть такие сооружения. Я думаю, что это бельчатники.

Минеральные воды Кавказа

Пропустить место, где когда-то состоялась дуэль, довольно сложно. Дорога петляет по склонам горы, но развилок нет нигде. Только в самом конце будет развилка, рядом с которой расположены Ворота Любви. От них нужно свернуть направо.

Сейчас на том месте, где тогда произошла дуэль, расположен обелиск.

Минеральные воды Кавказа

Последние два месяца жизни поэта прошли в домике, который он со своим родственником В. И. Чалаевым снял на летний сезон. Эта постройка уникальна своей подлинностью: она сохранилась, никогда не разрушались её стены.

Домик входит в довольно крупный музей М. Ю. Лермонтова, но в тот день остальные объекты были закрыты. Удалось прогуляться по окружающему их саду.

Этими тремя городами не исчерпываются Кавказские Минеральные Воды, помимо них есть ещё Лермонтов и Железноводск. Все города — курортные, местные турфирмы организуют множество экскурсий по всему Кавказу. Можно смело ехать сюда на неделю или даже две, не опасаясь что придётся скучать. У меня знакомство с Минеральными Водами получилось довольно коротким, на следующий день меня ждала экспедиция Туристера. Вспомнить как это было можно по ссылкам ниже.